Примерное перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса во 2 младшей группе детей с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Методическая разработка может быть полезной воспитаталям, работающим на группах детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernoe_perspektivnoe_planirovanie_vospitatelno.docx119.89 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса

во 2 младшей группе детей с ОНР. Составитель: Кузнецова Татьяна Ивановна, воспитатель

СЕНТЯБРЬ

Тема «Адаптация —  знакомство с детским садом, группой, педагогами и сверстниками» (1-2 недели)

Содержание работы: содействовать возникновению у детей чувства радости от посещения детского сада; знакомить детей с детским садом как с ближайшим социальным окружением ребёнка, правилами поведения в детском саду, взаимоотношениями со сверстниками; формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад»

Беседы: «Что мы делаем в детском саду?», «Что где лежит?», «Как мы убираем игрушки?»

Дидактические игры: «Хорошо и плохо», «Можно и нельзя», «Кто работает в детском саду?»

Трудовые поручения:

расстановка игрушек, книжек, уборка столов после занятия, строительного материала; уборка мелкого мусора на участке (воспитывать желание помогать взрослым)  

Ознакомление

с помещением группы.

Рассматривание иллюстраций «В детском саду», «Мы играем».

Экскурсия 

в другие группы.

Ситуативные разговоры:

«Почему нельзя ссориться?», «Как мы успокоим куклу Машу?»

Словесная игра «Кто что делает?»

Беседы: «Мои друзья»,

по картинкам и фотографиям «Мы играем».

Чтение:

Е. Яниковская «Я хожу в детский сад»; О. Высотская «Детский сад»;. Н. Найденова «Новая девочка»; Е. Тараховская «Тихий час»

Рассматривание сюжетных картинок «Детский сад».

Просмотр презентации «Как Вовка в садик ходил».

Обыгрывание проблемной ситуации «Если поссорились».

Дидактические игры: «Назови ласково» (формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами), «Я помогаю другу» (активизировать речь детей).

Развивающие игры: «Детский сад» (разрезные картинки); «Узнай на ощупь» (орудия труда помощника воспитателя)

Изобразительная деятельность.

Раскраска «Детский сад».

Рисование  «Дорожка к детскому саду».

Лепка «Булочка на полдник».

Музыкально-дидактические игры: «Угадай, чей голос», «На каком инструменте играли?» (развитие слухового внимания).

Прослушивание песен из мультфильмов о дружбе, игрушках

Комплекс ОРУ «Мы стараемся».

Подвижные игры: «По ровненькой дорожке», «Карусель», «Маленькие и большие ножки» (формировать навык легкого бега стайкой, правильную осанку).

Пальчиковая гимнастика:  «Раз, два, три, четыре»

Игровые упражнения: «Перешагни через веревочку», «Пройди по узкой дорожке».

Физкультминутка «Ладушки».

Беседа «Если друг заболел» (воспитывать чувство сострадания)

СЕНТЯБРЬ

Тема «Семья» (3-4 недели)

Содержание работы: расширять представление о своей семье, её членах, знать имена членов семьи; общие семейные дела в быту, на отдыхе, как можно помогать  взрослым дома; прививать любовь к ближним.

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Семья» (сюжеты «Гости», «Праздник», «Едем в гости к бабушке»); «Помоги кукле Тане навести порядок в уголке семьи».

Беседа «Красный, желтый, зеленый. Как переходить дорогу, если ты идешь с мамой?»

Трудовые поручения: уборка столов после занятия, строительного материала; уборка мелкого мусора на участке (воспитывать желание помогать взрослым)  

Игра-тренинг «Утреннее фото».

Беседы: «Моя семья», «Бабушка, дедушка»;

по картинкам «Семья дома».

Чтение: С Прокофьева «Когда можно плакать?»; М. Шварц «Семья — словечко странное»; Е. Таранова «Семья — это мама, и папа, и дед»; Саша Черный «Когда никого нет дома»; А. Шибаева «Кто играет?»; А. Барто «Младший брат», «Две сестры глядят на брата», «Мама уходит на рвботу»; рус. нар. сказки «Репка», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики»

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, демонстрационного материала по теме «Семья»;

Разучивание загадок о семье.

Игры с правилами: «Расскажи о своей семье» (по фотографиям из семейного фотоальбома) и др. (побуждать детей задавать вопросы о себе и членах семьи).

Дидактические игры: «Назови ласково» (формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами), «Я помогаю маме» (активизировать речь детей).

Изобразительная деятельность.

Рисование с натуры «Моя рука — моя семья».

Лепка «Пирожок для мамочки».

Музыкальная деятельность:

Слушание: П. Чайковский «Детский альбом».

Песни о маме, музыкальное сопровождение мероприятий

Комплекс ОРУ «Дружная семья».

Подвижные игры: «Бегите к маме», «Маленькие и большие ножки» (формировать навык легкого бега стайкой, правильную осанку).

Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Кто приехал?», «Раз, два, три, четыре».

Физкультминутки: «Кто живет у нас в квартире?», «Ладушки».

Беседа «Моя спортивная семья» (воспитывать желание быть здоровыми, заниматься спортом вместе с родителями)


ОКТЯБРЬ

Тема «Игрушки» (1-2 недели)

Содержание работы: закреплять правильное название игрушек, для каких игр они нужны, что общего между разными игрушками и чем они отличаются, из какого материала сделаны, учить составлять описательный рассказ по игрушке; заучить общее правило для всех вещей – «Каждой вещи – своё место»

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Рассматривание иллюстраций «Игрушки».

Игровая ситуация «Поможем куклам собраться на прогулку».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек», «Помоги кукле Тане собраться на прогулку».

Беседа «Как ты играешь дома?»

Театр на фланелеграфе «Игрушки подружились»

Трудовые поручения: уборка игрушек в игровом уголке.

Дидактические игры:

«Научим Хрюшу делиться игрушками», «Покажем Зайке, как надо обращаться к взрослым».

Диалог: «Какие дети в нашей группе?», «Как мы играем с игрушками?»  

Беседы: «Почему нельзя бросать игрушки?»

Ситуативные разговоры: «Игрушки в гостях у ребят» (формировать способность детей к диалоговой речи; учить отвечать на вопросы); «Выбираем игрушки для прогулки»

Дидактические игры:

«Назови правильно», «Кто скажет больше»

Чтение:

А. Барто «Игрушки»;

В. Берестов «Больная кукла»; потешки «Тень-тень-потетень…», «Заинька, попляши», алт. сказка «Страшный гость»

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, демонстрационного материала по теме «Игрушки».

Просмотр видеоролика на стихи А. Барто «Игрушки»

Разучивание загадок об игрушках.

Игры с правилами: «Найди и промолчи», «Я начну, а ты закончи».

Дидактические игры:

«Чего больше?», «Большой — маленький», «Вверху — внизу».

Ситуативный разговор «Моя игрушка».

Игры с природными объектами, со специальными игрушками для экспериментирования и обследовательских действий: «Тонет — не тонет», «Поймай рыбку».

Конструирование

«Домик для куклы»

Изобразительная деятельность.

Рисование с натуры «Мой веселый звонкий мяч».

Лепка «Неваляшка».

Аппликация «Грузовик».

Дидактические игры:

«Назови, какого цвета», «На что похоже?» (по иллюстрациям).

Рассматривание дымковской игрушки.

Музыкальная деятельность:

 Слушание: П. Чайковский «Детский альбом»,

песенки об игрушках, музыкальное сопровождение мероприятий.

Музыкально-дидактическая игра «Волшебный барабан»

Комплексы ОРУ «Разноцветные мячи», «Веселые погремушки.

Подвижные игры: «Догони мяч», «Кукла-неваляшка», «Поезд» (формировать навык легкого бега стайкой, ходьбы друг за другом, правильную осанку).

Пальчиковая гимнастика: «Мой зайчик», «Кто приехал?», «Раз, два, три, четыре».

Игра малой подвижности «Найди погремушку»

Физкультминутки: «Подарки», «Повтори», игровое упражнение «Самолетик-самолет» (имитационные движения).

Релаксация

(аудиозапись звуков природы)

ОКТЯБРЬ

Тема «Овощи. Огород» (3 неделя)

Содержание работы: расширять представления детей об овощах: где растут, для чего нужны, особенности и строение внешнего вида

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Помоги кукле Тане приготовить салат», «Овощной магазин», «Магазин соков».

Беседы «Как ты помогаешь взрослым на огороде?», «Почему нужно мыть овощи перед едой?».

Театр на фланелеграфе и драматизация «Репка».

Дидактические игры: «Соберем урожай», «Готовим салат», «Найди два одинаковых овоща», «Угадай, чей листок».

Настольная игра «Собери целое» (разрезные картинки)

Трудовые поручения: оказание посильной помощи воспитателю в уборке сухих листьев на игровом участке

Ситуация общения на темы: «Лакомство для зайчат», «Вершки и корешки», «На огороде у бабушки».

Составление описательных рассказов с опорой на схему

Чтение: рус. нар. сказки «Вершки и корешки», «Репка», «Пых»; А. Барто «Морковный сок»; стихи Н. Сапотницкой «Что растет на грядке»;

В. Коркин «Что растет на нашей грядке?»,

В. Мирясова загадки об овощах (картофель, лук);

Е. Бехлерова «Капустный лист» (сказка);

потешка «Огуречик»;

Отгадывание загадок по теме «Овощи».

Разучивание считалок, пальчиковой игры «Огород»  

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, демонстрационного материала, поделок по теме «Овощи»: «Сбор урожая», «Работа в огороде».

Просмотр мультфильмов «Веселые овощи», «Чипполино».

Оформление выставки поделок из овощей «Осенняя ярмарка»

Разучивание загадок об овощах.

Игры: «Выкладывание овощей из палочек Кюизенера» (по образцу), «Я начну, а ты закончи».

Дидактические игры: «Большие и маленькие», «Урожай», «Угадай на вкус».

Изобразительная деятельность.

Рассматривание натюрмортов

Рисование  «Помидоры в банке».

Лепка «Угостим зайку морковкой».

Аппликация с дорисовыванием «Лук».

Раскрашивание силуэтов овощей.

Музыкальная деятельность: разучивание песни «Урожай» (муз. А. Филлипенко, сл. Т. Волгиной)

Комплекс ОРУ «Во саду ли, в огороде».

Подвижные игры: «Сторож и зайцы», «Мы корзиночку возьмем», «Кто соберет овощи быстрее?» (формировать навык легкого бега стайкой, правильную осанку).

Подвижная игра с речевым сопровождением «В огороде у ребяток»

Пальчиковая гимнастика: «Солим капусту»,  «Будем овощи считать», «Салат».

Физкультминутки: «Огород», «Собираем урожай».

Разучивание считалок по теме недели


ОКТЯБРЬ

Тема «Осень. Деревья» (4 неделя)

Содержание работы: Знакомить детей с некоторыми деревьями на участке детского сада (название, строение, отличительные признаки листьев)

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Ролевая игра «Прогулки в осеннем парке».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Дары осени».

Рассматривание репродукции картины «Осень золотая»; моделей правильной последовательности при одевании; картинок об опасностях во время прогулок (ОБЖ).

Настольная игра «Собери целое» (разрезные картинки)

Трудовые поручения: уборка опавшей листвы на участке (правила обращения с инвентарем), сбор листьев для букета и осенних поделок

Ситуативные разговоры о признаках осени (погода, одежда людей, игры детей).

Упражнения: «Осенние листочки» (развитие длительного плавного направленного  выдоха), «Минутка тишины» (развитие слухового восприятия).

Речедвигательное упражнение «Дождик».

Чтение пословиц, загадок, поговорок, потешек по теме; заучивание стихотворений И, Бунина «Листопад», «Бродит осень по дорожке», «Дождик»

Рассматривание листьев берёзы, дуба, клёна, рябины; изображения осеннего дерева (строение дерева, называние его частей).

Экскурсия в осенний парк.

Беседа «Гулять полезно»

Оформление гербария «Осенние листочки»

Разучивание загадок об осени с опорой на картинки.

Дидактические игры: «Раскладываем листочки» (ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу); «Посчитаем листики» (соотношение понятий «один», «много»).

Обследовательские действия (экспериментирование со свежими и засохшими листьями)

Изобразительная деятельность.

Рассматривание пейзажей

Рисование  «Дождик», «Разноцветные листья».

Лепка (пластилинография) «Осенние листья».

Аппликация «Листопад» (коллективная).

Раскрашивание силуэтов листьев на основе обводок.

Музыкальная деятельность: разучивание песен «Грустный дождик» (муз. Д. Кабалевского, сл. С. Богомазова); «Осень наступила» «С. Насауленко).

Прослушивание:

Т. Попатенко «Листопад»

Комплекс ОРУ «Мы собираемся гулять».

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Раз, два, три — к дереву беги!» (формировать навык легкого бега, своевременную реакцию на сигнал, правильную осанку).

Подвижная игра с речевым сопровождением  «Мы собираемся гулять»

Пальчиковая гимнастика: «Падают листья».  

Физкультминутки: «Это деревья в лесу», «Мы — листочки».

Разучивание считалок по теме недели.

Беседа «Чтобы ножки не промокли»


ОКТЯБРЬ

Тема «Фрукты. Сад» (5 неделя)

Содержание работы: развивать представления детей о месте произрастания и особенностях внешнего вида фруктов, знакомить со способами их применения

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Помоги кукле Тане приготовить компот»,

« Магазин «Фрукты»», «Магазин соков».

Беседы «Как ты помогаешь взрослым на даче?», «Почему нужно мыть фрукты перед едой?».

Дидактические игры: «Соберем урожай», «Готовим фруктовый салат», «Найди два одинаковых фрукта», «Чудесный мешочек».

Настольная игра «Собери целое» (разрезные картинки), лото «Парочки»

Трудовые поручения: оказание посильной помощи воспитателю в уборке сухих листьев на игровом участке

Ситуация общения на темы: «Лакомство для зайчат», «Где растут фрукты?»

Беседа «Фрукты — полезные продукты»

Составление описательных рассказов с опорой на схему

Чтение стихов о фруктах. 

Отгадывание загадок по теме «Фрукты».

Разучивание считалок, пальчиковой игры «Компот»  

Рассматривание и сравнение фруктов по размеру, цвету, форме.

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, демонстрационного материала, поделок по теме «Фрукты»: «Сбор урожая», «Работа в саду».

Речевая ситуация «Вот такие фрукты».

Просмотр мультфильмов «Апельсин», «Мешок яблок»..

Оформление фотовыставки  «Чудо-фрукты»

Разучивание загадок о фруктах.

Игры: «Выкладывание фруктов из палочек Кюизенера» (по образцу), «Я начну, а ты закончи».

Дидактические игры: «Большие и маленькие», «Урожай», «Угадай на вкус».

Изобразительная деятельность.

Рассматривание натюрмортов

Рисование  «Яблоко с листочком и червячком».

Лепка «Ваза с фруктами».

Аппликация «Фрукты на блюде».

Художественное конструирование «Высокий забор вокруг сада».

Раскрашивание силуэтов фруктов.

Музыкальная деятельность: музыкальная игра «Апельсин»

Комплекс ОРУ «Во саду ли, в огороде».

Подвижные игры: 

«Мы корзиночку возьмем», «Кто соберет фрукты быстрее?» (формировать навык легкого бега стайкой, правильную осанку).

Подвижная игра с речевым сопровождением «В огороде у ребяток»

Пальчиковая гимнастика: «Мы делили апельсин»,  «Будем фрукты мы считать».

Физкультминутки:  «Собираем урожай», «По дорожке мы пойдем».

Разучивание считалок по теме недели

НОЯБРЬ

Тема «Я. Части тела и лица» (1 неделя)

Содержание работы: формировать образ «Я», учить называть своё имя, фамилию; знать о себе элементарные сведения: какого роста, цвет глаз, волос, для чего мне нужны глаза, рот, нос и т.д. Расширять у детей гендерные представления.

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад».

Беседы: 

«Мы разные» (эмоциональные этюды «Отгадай эмоцию», «Моё настроение», «Веселые и грустные».

Игры на подражание:

«Я и зеркало»,  «Обезьянки».

Настольная игра «Дорисуй портрет».

Просмотр презентации «Угадай настроение»

Ситуация общения на темы:

«Для чего нужны руки, ноги, нос, глаза?», «На кого я похож?», «Взрослые и дети», «Девочки и мальчики».

Беседа 

«Что я умею делать»

Чтение стихов о детях:

С. Черный «Приставалка», «Про Катюшу»; чтение и обсуждение стихотворения

Э. Успенского «Если бы я был девчонкой».

Г. Цыферов «Про друзей».

Отгадывание загадок по теме «Части тела».

Рассматривание портретов, фотографий, иллюстраций в мини-энциклопедии для малышей «Человек»

Беседы:

«Как мы дышим?», «Чем мы слышим?», «Про девочек и мальчиков» с использованием сюжетных картинок..

Игры: «Выкладывание фруктов из палочек Кюизенера» (по образцу), «Человек стоит, человек идёт».

Дидактические игры: «Большие и маленькие», «Сложи портрет», «Кто на кого похож».

Экспериментирование-опыт с воздухом; игра-развлечение «Мыльные пузыри»

Изобразительная деятельность.

Рассматривание портретов людей.

Рисование на основе обведенной ладони «Солнышко».

Музыкальное развитие:

слушание «Колыбельной» В. А. Моцарта.

Комплекс ОРУ 

«Дружно станем на зарядку».

Подвижные игры:

«По ровненькой дорожке», «Мы весёлые ребята»  

Подвижная игра 

с речевым сопровождением «Шёл король по лесу»

Пальчиковая гимнастика: «Ладошки»,  «Наши пальчики устали».

Гимнастика для глаз.

Физкультминутки:  «Ноги вместе,  ноги врозь», «По дорожке мы пойдем».

Разучивание считалок по теме недели


НОЯБРЬ

Тема «Туалетные принадлежности» (2 неделя)

Содержание работы: формировать первоначальные представления о здоровом образе жизни, предназначении туалетных принадлежностей.

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Умываем зайку»,

Беседы «Как я дома умываюсь», «Чистота —залог здоровья».

Настольная игра «Собери целое» (разрезные картинки), лото «Парочки»

Трудовые поручения: оказание посильной помощи воспитателю в мытье игрушек (кукол).

Ситуативные разговоры на темы:

«Что будет, если дети не будут умываться?», «Что хранится в ванной комнате?»

Беседа «Надо, надо умываться…»

Чтение:Э Мошковская «Нос, умойся!»,

Э. Фарджен «Мыльные пузыри»,

К. Чуковский «Мойдодыр», С. Капутикян «Хлюп-хлюп»,

С. Погореловский «Про глаза-глазенки, про глаза-глазищи»,

А. и П. Барто «Девочка чумазая».

А. Шлыгин «Сам», «В ванне».

Отгадывание загадок о предметах личной гигиены.

Разучивание потешки «Водичка, водичка…».

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, демонстрационного материала по теме.

Решение проблемной ситуации «Вот как мы умоем мишку».

Просмотр мультфильмов «Чуня», «Мойдодыр»..

Разучивание загадок о туалетных принадлежностях.

Дидактические игры:  «Я начну, а ты закончи», «Подбери полотенце по цвету»

Изобразительная деятельность.

Рисование  «Полосатые полотенца».

Лепка «Фигурное мыло».

Аппликация с элементами рисования «Мыльные пузыри».

Раскраски по теме «Туалетные принадлежности»

Музыкальная деятельность: инсценировка потешки «Водичка, водичка…»

Комплекс ОРУ «Надо чисто умываться по утрам и вечерам».

Подвижные игры: 

«Пузырь», «Кто быстрее?» (формировать навык легкого бега стайкой, правильную осанку).

Подвижная игра с речевым сопровождением «Мы топаем ногами».

Игра малой подвижности «Хомячок».

Пальчиковая гимнастика: «Будем, будем умываться».

Физкультминутки:  «Где мы были, мы не скажем», «По дорожке мы пойдем».

Разучивание считалок по теме недели


НОЯБРЬ

Тема «Одежда» (3-4 недели)

Содержание работы: Объяснить значение обобщающего слова «одежда», учить описывать одежду (вид, назначение, материал, цвет); формировать представления о сезонной одежде, знать детали одежды и их названия.

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Презентация «Такая разная одежда»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», Одеваем куклу», «Магазин одежды»

Беседы «Для чего делают одежду?», «Что хранится в шкафу?»

Дидактические игры: «Что для кого?», «Найди пару», «Чудесный мешочек».

Настольная игра «Собери целое» (разрезные картинки), лото «Парочки»

Трудовые поручения: оказание посильной помощи воспитателю в складывании кукольной одежды и уборке её в шкаф.

Ситуативный разговор на тему:

«Сказочные шапки»

Словесная игра

 «Угадай-ка»

Чтение:

В. Лившиц «Валины перчатки»; Н Томилина: «Стиральная машина», «Молодец!», «Весёлый шкаф»; В, Степанов «Замечательное платье»; отрывки из сказки К. Чу-ковского «Мойдодыр».

Чтение и обсуждение стихотворения В. Зайцева «Мне уже четыре года…».  Отгадывание загадок о предметах одежды.

Рассматривание альбома «Модные детки», иллюстраций, фотографий, демонстрационного материала по теме «Одежда

Речевая ситуация «Мы купили в магазине».

Оформление альбома «Одёжки для Кати и Антошки» - модели по сезонам для девочек и мальчиков.

Разучивание загадок об одежде.

Дидактические игры: «Маша-растеряша». Цель: упражнять в умении находить предметы по описанию; «Наша одежда». Цель: учить детей рассказывать о своей одежде, используя опорные слова (зимнее пальто, тёплая куртка)

Изобразительная деятельность.

Рассматривание орнаментов, узоров для украшения одежды

Рисование декоративное  «Красивые платочки».

Лепка рельефная «Украсим платье», «Нарядный шарфик».

Аппликация «Большая стирка» (бельё на верёвочке – из готовых форм)

Раскрашивание силуэтов одежды (обводки).

Музыкальная деятельность: исполнение песни «Пёстрый колпачок» (муз. Г Струве, сл.Н. Соловьевой).

Комплекс ОРУ «Платочки»

Подвижные игры: 

«Кто быстрей наденет колпак?», «Кто первый?» (формировать ловкость, быстроту реакции).

Подвижная игра с речевым сопровождением «Разноцветные платочки»

Пальчиковая гимнастика: «Я перчатку надеваю»,  «Алёнка».

Хороводная игра 

«Мы платочки постираем»

Физкультминутки:  «Куклы-неваляшки», «По дорожке мы пойдем».

Рассказ воспитателя «Зачем людям нужна одежда?»


ДЕКАБРЬ

Тема «Обувь» (1 неделя)

Содержание работы: Знать предназначение обуви, различие её по сезонам и способам использования; различать пятку, носок, левую, правую обувь.

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Презентация «Такая разная обувь»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», Собираем куклу на прогулку», «Магазин одежды и обуви»

Беседы «Для чего делают обувь?», «Что хранится в шкафу?»

Дидактические игры: «Что для кого?», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Подбери пару».

Настольная игра «Собери целое» (разрезные картинки), лото «Парочки»

Трудовые поручения: оказание посильной помощи воспитателю в складывании кукольной обуви и уборке её в шкаф.

Ситуативный разговор на тему:

«Если на улице лужи»

Словесная игра

 «Угадай-ка»

Чтение:

Польская народная песенка «Сапожник»; потешки

«Вот они, сапожки»,

«Валенки, валенки» «Пошла Маша на базар»; К. Чуковский «Считалка с башмачком»;

А. Барто «Башмаки», «Осенью»;

Е. Благинина «Дочке», «Валенки», «В магазине»;

М. Яснов «Считалка с башмачком».

Отгадывание загадок на тему «Обувь».

 Рассматривание альбома «Модные детки», иллюстраций, фотографий, демонстрационного материала по теме «Обувь»

Речевая ситуация «Мы купили в магазине».

Разучивание загадок об обуви.

Дидактические игры: «Маша-растеряша». Цель: упражнять в умении находить предметы по описанию;

«Подбери пару». Цель: развивать внимание, закреплять названия основных цветов;

 «Что из чего?». Цель: учить детей рассказывать о своей обуви, используя опорные слова (резиновые, меховые, кожаные сапоги)

Изобразительная деятельность.

Рассматривание орнаментов, узоров для украшения обуви; сравнение шнурков, ремешков, застёжек по цвету.

Рисование декоративное  «Красивые сапожки», «Украсим туфельки»..

Лепка рельефная «Сапоги со шпорами».

Аппликация «Тапочки для мамочки».

Раскрашивание силуэтов обуви (обводки), игры-упражнения «Дорисуй и раскрась».

Музыкальная деятельность: исполнение танца «Топ-топ, хлоп-хлоп».

Комплекс ОРУ «Красивые сапожки»

Подвижные игры: 

«Чок-чок, каблучок»,  «Кто первый?» (формировать ловкость, быстроту реакции).

Подвижная игра с речевым сопровождением «Маленькие ножки»

Пальчиковая гимнастика: «Ваня в валенках гулял», «Ножки», «Зашнуруй сапожок».

Хороводная игра

«Пришла снежная зима»

Физкультминутка 

«По дорожке мы пойдем».


ДЕКАБРЬ

Тема «Мебель» (2-3 недели)

Содержание работы: расширять представления детей о мебели; называть предметы мебели, определять их использование в быту, материал, из которого они изготовлены; описывать внешний вид мебели; формировать обобщающее понятие «Мебель».

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Мебельный магазин».

Беседы: «Что мы делаем в детском саду?», «Что где стоит?»

Дидактические игры: «Подбери мебель по размеру», «Можно и нельзя», «Кто работает на мебельном комбинате?»

Беседа «С мебелью будь осторожен» (ОБЖ).

Трудовые поручения:

расстановка стульев, уборка столов после занятия, строительного материала; уборка мелкого мусора на участке со столов и скамеек, (воспитывать желание помогать взрослым)  

Рассматривание иллюстраций по теме;

Ситуативные разговоры:

«Почему нельзя качаться на стуле?», «Как мы усадим за стол куклу Машу?»

Словесная игра «Большие и маленькие».

Цель: формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных, обозначающих названия мебели (стол – столик, стул – стульчик, кровать – кроватка).

Беседы по картинкам и фотографиям «Наша мебель».

Чтение:

Русская народная сказка «Три медведя»; Ю. Мориц «Дом гнома, гном – дома»

Просмотр презентации «Откуда стол пришёл?».

Познавательно-исследовательская деятельность: «Дерево умеет плавать». Цель: расширять представления о дереве, устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способами его использования.

Дидактические игры:  «Кому что нужно для работы?». Цель: знакомить с трудом столяра, активизировать речь детей;

«Что из чего сделано?». Цель: расширять представления детей о разнообразии материалов для изготовления мебели.

 

Изобразительная деятельность.

Раскрашивание предметов мебели; игры-упражнения «Что стоит у нас в квартире?».

Аппликация с элементами рисования  по русской народной сказке «Три медведя».

Аппликация «Дом».

Лепка «Скамеечка», «Домик» (пластилинография).

Художественное конструирование «Кроватка для кукол».

Музыкальная деятельность: упражнение на развитие слухового внимания  «Наш дом» на музыку Е. Тиличеевой.

Комплекс ОРУ «На скамеечке с друзьями».

Подвижные игры: «Найди свой домик», «Карусель», «Маленькие и большие ножки» (формировать навык легкого бега стайкой, правильную осанку).

Подвижная игра с речевым сопровождением «Пойдём с мамой в магазин».

Пальчиковая гимнастика:  «Много мебели в квартире»


ДЕКАБРЬ

Тема «Новый год. Ёлка» (4 неделя)

Содержание работы: организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. Познакомить с традицией украшения новогодней ёлочки.

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад»,

«Магазин».

Беседы: «Как мы готовимся к Новому году?», «Что бывает на Новый год?»

Дидактические игры: «Украсим елочку», «Опасно – безопасно».

Театрализованные игры на основе сказок и стихотворений о празднике.

Ситуативный разговор «С петардами будь осторожен» (ОБЖ).

Трудовые поручения:

украшение группы и участка к празднику.

Совместная деятельность с родителями:

Мастер-класс «Новогодние украшения», фотоколлаж «Мы на новогоднем празднике».

Рассматривание иллюстраций на тему «Новогодний утренник».

Мини-проект 

«Письмо Деду Морозу»

Ситуативные разговоры:

«Самый желанный праздник», «Как мы поздравим друг друга с праздником».

Словесная игра «Большие и маленькие».

Цель: формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных (елка – елочка).

Беседы по иллюстрациям «Наша елка».

Чтение с последующим обсуждением:

З. Александрова «Ёлочка», В. Одоевский «Мороз Иванович», чтение и заучивание новогодних стихотворений.

Просмотр презентации «Где росла ты, елочка?».

Познавательно-исследовательская деятельность:

Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями, сравнение их качеств.

Дидактические игры: «Найди отличия», «Узнай по описанию». Цель: учить детей выделять ель среди других деревьев по отличительным признакам.

Просмотр мультфильмов «Дед Мороз и лето», «Снеговик».

 Составление загадок на новогоднюю тематику.

Изобразительная деятельность.

Раскрашивание на новогоднюю тему  «Чем мы елочку украсим?», «Лесной хоровод».

Аппликация  «Бусы на елку».

Аппликация с элементами рисования «Праздничная елочка».

Лепка из соленого теста

«Новогодние игрушки».

Рисование «Серпантин», «Ёлочка», «Лес зимой».

Музыкальная деятельность:  «Новый год» музыка Ю. Слонова, слова И. Михайловой; «Нарядили елочку» музыка А. Филлипенко, слова М. Познанской; «Зима» музыка В. Карасевой, слова Н. Френкеля.

Комплекс ОРУ «Новый год. Ёлка».

Подвижные игры: «Ёлка-ёлочка», «Карусель», «Снежки».

Подвижная игра с речевым сопровождением «Лисица и птички».

Пальчиковая гимнастика  «Ёлочка».

Хороводные игры:

«Под елкой заинька сидит», «Хоровод вокруг снежной бабы».

ЯНВАРЬ

Тема «Зима. Зимние забавы» (1-2 недели)

Содержание работы: расширять представления детей о зимних играх и развлечениях со снегом, закреплять названия инвентаря для игр (санки, лыжи, ледянки)

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

 Рассматривание семейного фотоальбома (фотографии о праздновании Нового года и Рождества); тематических иллюстраций «Зимние забавы».

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья».

Игровая ситуация «Степашка переходит дорогу зимой».

Просмотр мультфильма «Морозко».

Целевая прогулка на участок детей старшей группы: наблюдение за играми.

Совместная деятельность с родителями: оформление презентации «Наши зимние каникулы».

Коллективный труд: подметание дорожек на участке; постройка снежной горки для кукол.

Рассматривание иллюстраций на тему «Зимние развлечения».

Ситуативные разговоры:

«Гулять зимой полезно»,  «Как мы дружно играем».

Дидактические игры: «Как хорошо у нас зимой», «Назови правильно», «Кто придумает больше слов».

Беседа на тему «Какая погода сегодня?».

Чтение:

Рус. нар. сказка «Рукавичка», А. Барто «Снег»; А. Прокофьев «Как но горке, на горе»;

И Токмакова «Как на горке — снег, снег»;

чтение и заучивание потешек: «Уж ты зимушка-зима», «Заря-заряница», «Как на тоненький ледок».

Познавательно-исследовательская деятельность:

Наблюдение за одеждой прохожих, поведением птиц на участке.

Эксперименты со снегом и льдом: изменение их состояния в зависимости от температуры воздуха.

Игры-забавы на ледяных дорожках. Со снежными постройками.

Конструирование

«Санки для медвежонка».

Дидактические игры: «Найди, о чем расскажу», «Оденем куклу на прогулку». Цель: закреплять представления детей о зимней одежде.

Изобразительная деятельность.

Раскрашивание «Зимние забавы», «Звери водят хоровод».

Аппликация с элементами рисования «Волшебные снежинки».

Лепка

«Новогодние подарки»

Рисование декоративное «Вьюга-завируха» (по мокрому),

Музыкальная деятельность: 

прослушивание «Белые снежинки» (музыка Г. Гладкова, слова И. Шаферана).

Комплекс ОРУ «Волшебные снежки».

Подвижные игры: «Попади в цель», «Карусель», «Береги свой снежок».

Подвижная игра с речевым сопровождением «Хоровод вокруг снежной бабы».

Пальчиковая гимнастика  «Мы во двор пошли гулять».

Хороводная игра

«Зайка беленький сидит».

Беседа на тему «Как вести себя на льду» (ОБЖ)


ЯНВАРЬ

Тема «Посуда» (3 неделя)

Содержание работы: знать обобщающее понятие «посуда», различать кухонную и чайную посуду, учить составлять описательный рассказ о посуде (вид, назначение, материал); приучать к началам столового этикета – правильно пользоваться ложкой, вилкой.

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

 Экскурсия на кухню, рассматривание посуды.

Сюжетно-ролевые игры «Повар», «Семья» (сюжеты «гости», «день рождения»).

Беседа «Пожарная безопасность» (ОБЖ).

Игра-инсценировка «Муха-цокотуха» (сервировка стола).

Дидактические игры:

«Что из чего сделано?», «Поможем повару».

Трудовые поручения:

дежурство по столовой, расстановка посуды на столах.

Рассматривание

посуды и иллюстраций на тему «Посуда».

Ситуативные разговоры:

 «Как мы ждали гостей на праздник».

Речедвигательная игра «Пирожки».

Речевая ситуация (описательная) «Разная посуда».

Беседа  «Что мы видели на кухне».

Дидактические игры:

«Что для чего?», «Что было бы, если…».

Чтение:

К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Федорино горе»; братья Гримм «Горшок каши»; В. Доль-никова «Всё готово для ребят»; Н. Нищева «Обед», «Посуда»; загадывание загадок по теме.

Просмотр презентации «Такая разная посуда».

Познавательно-исследовательская деятельность:

экспериментирование с посудой из разных материалов (стекло, бумага, пластмасса).

Дидактические игры: «Сервируем стол», «Подбери посуду для куклы», «Подбери чашки к блюдцам", «Кому что нужно для работы?» (труд повара).

Просмотр мультфильма «Федорино горе».

.

Изобразительная деятельность.

Лепка

«Ягодки на тарелочке».

Рисование декоративное «Красивая чашка».

Раскрашивание на тему  «Посуда».

Рисование с элементами аппликации  «Украсим тарелку».

Музыкальная деятельность:  музыкально-дидактические игры «Нам игрушки принесли», «Угадай, что звучит».

Комплексы ОРУ «Маленькие поварята», «Приглашаем на чай».

Подвижные игры: «Солнечные зайчики», «Где сидите?».

Подвижные игры с речевым сопровождением «Мы на кухне убирали», «Веселая посуда».

Пальчиковая гимнастика  «Тарелка, чашка, самовар», «Помощники».

Хороводные игры:

«Самовар», «Большие и маленькие».


ФЕВРАЛЬ

Тема «Продукты питания» (1 неделя)

Содержание работы: знать и правильно называть основные продукты питания, формировать представление о необходимости еды для человека, отбирать полезные для здоровья продукты и вредные; формировать понятие о здоровом образе жизни

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Рассматривание кулинарной книги, «Меню для малышей».

Сюжетно-ролевые игры «Повар», «Магазин продуктов»,  «Семья» (сюжеты «готовим обед», «день рождения»).

Беседа «Полезные продукты».

Игра-инсценировка «Маленькие поварята».

Игровое упражнение «Варим суп и компот».

Дидактические игры:

«Что для чего?», «Поможем повару».

Трудовые поручения:

дежурство по столовой, расстановка посуды на столах.

Рассматривание иллюстраций и муляжей на тему «Продукты питания».

Ситуативные разговоры:

 «Как мы готовили угощение», «Что мы любим есть».

Речедвигательная игра «Пирожки».

Речевая ситуация (описательная) «Разная посуда».

Беседа  «Что хранится в шкафчиках на кухне».

Чтение:

«Маша обедает» (перевод с армянского Т. Спендиаро-вой); немецкие сказки: «Горшок каши» братьев Гримм, «Пряничный домик», «Сладкая каша» (перевод Н. Жбанковой); потешки: «Кисонька-мурысенька», «Сорока-сорока», «Кот на печку пошел».

Отгадывание загадок по теме.

Просмотр презентации «Овощи и фрукты — полезные продукты».

Познавательно-исследовательская деятельность:

экспериментирование с молочными продуктами (дегустация); приготовление молочного коктейля.

Дидактические игры: «Съедобное — несъедобное», «Узнай на вкус», «Четвертый лишний», «Кому что нужно для работы?» (труд повара).

Просмотр мультфильма «Горшок каши».

.

Изобразительная деятельность.

Лепка

«Я пеку, пеку, пеку» (пирожки, оладушки, пряники, торт, печенье из дисков, полусфер, с украшением декором).

Рисование декоративное «Угощение для куклы» (бублики, сосиски, печенье, торт).

Раскрашивание на тему  «Продукты».

Аппликация с элементами рисования  «Что мы положим на тарелку».

Музыкальная деятельность:  музыкально-дидактическая игра «Угадай, что звучит»; пение «Я пеку, пеку, пеку»; музыкальное сопровождение мероприятий.

Комплексы ОРУ «Маленькие поварята», «Мы сильные».

Подвижные игры: «Мыши в кладовой», «Компот».

Подвижные игры с речевым сопровождением «Огуречик, огуречик», «Оладушки».

Пальчиковая гимнастика  «Хозяйка», «Дождик».

Хороводные игры:

«Котик к печке подошёл», «Большие и маленькие».

Рассказ воспитателя 

о полезных для детей продуктах питания.

ФЕВРАЛЬ

Тема «Домашние птицы» (2-3 неделя)

Содержание работы: формировать первоначальные представления о птицах, понятие обобщающего значения этого слова; знать и уметь рассказывать о внешнем облике птиц (два крыла, две ноги, перья, клюв, хвост)

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Сюжетно-ролевые игры «Птицеферма», «Поездка на птичий двор».

Театр на фланелеграфе «Храбрый утенок» (Б. Житков).

Рассказ воспитателя 

«Как люди заботятся о домашних птицах».

Игра-инсценировка «Курочка и цыплята».

Ситуативный разговор «Можно ли подбирать птичьи пёрышки?».

Дидактические игры с мячом:

«Я знаю…», «Давай познакомимся» (я уточка, а ты кто?).

Трудовые поручения:

изготовление атрибутов для игры «Птичий двор» - скатывание комочков-корма для птиц.

Речевая ситуация

«Кого я видел у бабушки в деревне».

Ситуативные разговоры:

«Пушистые комочки», «А у нас во дворе».

Творческий пересказ: 

Б. Житков «Храбрый утенок»  

Словесные игры: 

«Назови ласково», «У кого кто?», «Один — много», «Кто кем станет?»

Чтение: потешка «Курица-красавица»; рус. нар. сказка «Петушок и бобовое зернышко», К. Ушинский «Петушок с семьей», «Уточки», «Гуси», «Умей обождать»; М. Пришвин «Ребята и утята»;   В. Берестов, «Курица с цыплятами»; В. Сутеев «Цыпленок и утенок», Е. Чарушин «Курочка» (сб. «На нашем дворе»

 Отгадывание загадок по теме.

Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему «Птичий двор».

Просмотр мультфильма «Цыпленок и утенок» по сказке В. Сутеева.

Просмотр презентации «Птичий двор», беседа по содержанию.

Исследовательская деятельность: сравнение домашних птиц, поиск сходств и отличий (игрушки, картинки).

Поисково-исследовательская деятельность «Тонет — не тонет».

Беседа о профессиях: «Кто ухаживает за домашними птицами».

Дидактические игры: «Что перепутал художник?», «Найди лишнюю картинку», «Назови одним словом», «Разрезные картинки».

Изобразительная деятельность.

Лепка

«Петушок» (по образцу филимоновских игрушек).

Рисование 

«Петушки распетушились» (ладошками), «Птичий двор».

Раскраски, обводки на тему  «Домашние птицы».

Аппликация «Уточка плавает в пруду».

Игровое упражнение «Дорисуй перышко»

Музыкальная деятельность:  музыкально-дидактическая игра «Угадай, кто кричит»; танцевальные импровизации на произведения: Г. Фрид «Курочка и петушок», А. Александрова «Гуси-гусенята», рус. нар. мелодия «Гуси вы, гуси», Ю. Слонов «Птичий двор»

Комплексы ОРУ «В деревне у бабуси», «Мы — пушистые комочки».

Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Собери зернышки», «Куры в огороде».

Подвижные игры с речевым сопровождением «Жили у бабуси», «Цыплята на полянке».

Пальчиковые игры и упражнения: 

«Гусь», «Утенок», «Курочка-хохлатушка», «Куры, гуси и индюшки» .

Рассказ воспитателя 

«Плавать, как утята — полезно».

ФЕВРАЛЬ

Тема «Домашние животные и их детеныши» (кошка с котятами, собака со щенятами) (4 неделя)

Содержание работы: знать и называть отличительные особенности внешнего вида  домашних животных (покров, цвет), некоторые особенности жизнеобитания (чем питаются, как передвигаются), знать отличие живых и игрушечных животных

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Сюжетно-ролевые игры «Семья» (сюжеты «Мне купили щенка», «Мне подарили котенка»), «Айболит», «Угощение».

Беседа «Как правильно вести себя с домашними животными» (ОБЖ)

Ситуативный разговор на тему «Как мы заботимся о домашних питомцах».

Дидактические игры:

«Кого не стало?», «Кто чем питается?», «Кто где живет?», «Кого не стало?», «Чьи лапы, хвост?».

Настольная игра «Зверюшки на дорожках».

Ручной труд (из природного и бросового материала):

«Свинка» (контейнер от «Киндер-сюрприза»);

«Котята и щенята» (на основе картонных цилиндров от фольги).

Рассматривание

иллюстраций Ю. Васнецо-ва к русским народным сказкам и потешкам, фотоальбомов с домашними животными.

Игры с правилами: «Чей голос?», «Кто как разговаривает?» (упражнение в звукоподражании).

Чтение: рус. нар. сказки «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Соломенный бычок», «Коза-дереза», «Козел и баран»; английская сказка «Три поросенка»;

В. Берестов «Котенок»,

В. Сутеев «Три котенка», «Кто сказал «мяу»?»,

Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился»; разучивание считалки «Кошке дай молока…»

Просмотр презентаций «Ферма», «Где чья мама».

Познавательно-исследовательская деятельность:

экспериментирование с молочными продуктами (дегустация).

Беседа-занятие по книге Э. Успенского «Дядя Фёдор, кот и пёс».

Дидактические игры: «Подбери пару» (изображение и тень – развитие мышления); «Сложи картинку» (развитие восприятия); «Накорми животное» (закрепление представлений о том, кто чем питается).

Просмотр мультфильма «Кто сказал «мяу»?».

.

Изобразительная деятельность.

Лепка

«Свинка».

Лепка рельефная «Кошечка».

Рисование на основе готового силуэта  «Раскрась котенка» (способом тычков жесткой кистью).

Раскрашивание на тему  «Домашние животные».

Игры-упражнения: «Дорисуй хвост», «Где чей домик?».

Аппликация с элементами рисования  «Котенок играет с клубочком».

Музыкальная деятельность:  музыкально-дидактическая игра «Песенки животных»

Комплекс ОРУ «Коровки и лошадки, свинки и козлятки»,

Подвижные игры: «Лохматый пес», «Кот и мыши», «Лошадки», «Кот Васька», «Птички и кошка», «Кролики».

Подвижная игра с речевым сопровождением «Котенок-шалун».

Пальчиковая гимнастика  «Идет коза рогатая».

Хороводные игры:

«Далеко, далеко на лугу пасутся ко…», «Большие и маленькие».

Рассказ воспитателя 

о пользе домашних животных для людей: «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!».

МАРТ

Тема ««Мамин праздник. Мама на работе»» (1 неделя)

Содержание работы: учить дифференцировать понятия «мужчина» и «женщина», их роль  в семье; употреблять уменьшительно-ласкательные формы существительных «мама» и «бабушка»

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Сюжетно-ролевые игры «Семья» (сюжеты «Как мы готовили подарок для мамы», «Ждем гостей»).

Игровая ситуация «Мамин праздник».

Рассматривание фотоальбома «Моя мама».

Дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Подарки», «Оденем куклу на прогулку».

Решение проблемной ситуации «Готовимся к празднику».

Рассматривание

Фотографий «Моя мама на работе», составление рассказов по наводящим вопросам.

Дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Чей голос?», «Назови ласково».

Чтение: рус. нар. сказок «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди»,  потешки «Шла уточка бережком»; отгадывание загадок; чтение и заучивание стихов о маме:

Г. Виеру «Мамин день», «Мамин портрет»;

Л. Миронова «Маму поздравляют малыши»;

Я. Аким «Мама»;

Е. Стеквашова «Яблочко румяное…»;

О. Чусовитина «Мамочке подарок».

Просмотр презентаций «Где чья мама», «Вместе с мамочкой моей».

Познавательно-исследовательская деятельность: рассматривание тканей на платье для мамы, сравнение фактуры.

Ситуативные разговоры о предстоящем празднике.

Дидактические игры: «Подбери пару» (изображение и тень – развитие мышления); «Сложи картинку» (развитие восприятия); «Найди цветочек» (закрепление представлений об основных цветах).

Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка»

.

Изобразительная деятельность.

Лепка «Угощение для мамы».

Лепка рельефная

«Мы подарим маме».

Рисование 

«Цветок для мамочки».

Раскрашивание на тему  «Красивые цветы».

Игры-упражнения: «Дорисуй букет», «Где чей портрет?».

Коллективная аппликация с элементами рисования  «Ходит в небе солнышко» (на основе обведенной ладони).

Музыкальная деятельность:  музыкально-дидактическая игра «Песенки для мамочки»; слушание песен о маме, бабушке.

Комплекс ОРУ «Очень маму я люблю»,

Подвижные игры: «Найди платок

Игра малой подвижности «Весенние цветочки».

Пальчиковая гимнастика  «Цветы».

Хороводные игры:

«Шел король по лесу», «Ласковое имя».

Рассказ воспитателя 

о совместных занятиях спортом мам и детей.


МАРТ

Тема «Домашние животные и их детеныши» (лошадь с жеребенком, корова с теленком) (2 неделя)

Содержание работы: знать и называть отличительные особенности внешнего вида  домашних животных (покров, цвет, наличие рогов и копыт), некоторые особенности жизнеобитания (чем питаются, как передвигаются), знать отличие живых и игрушечных животных

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Сюжетно-ролевые игры «Ферма», «Айболит».

Беседа «Как правильно вести себя с домашними животными» (ОБЖ)

Ситуативный разговор на тему «Как мы заботимся о домашних питомцах».

Дидактические игры:

«Кого не стало?», «Кто чем питается?», «Кто где живет?», «Чьи лапы, хвост?».

Настольная игра «Зверюшки на дорожках».

Ручной труд (из природного и бросового материала):

«Свинка» (контейнер от «Киндер-сюрприза»);

«Смоляной бычок» (на основе картонных цилиндров от фольги).

Рассматривание

иллюстраций Ю. Васнецо-ва к русским народным сказкам и потешкам, фотоальбомов с домашними животными.

Игры с правилами: «Чей голос?», «Кто как разговаривает?» (упражнение в звукоподражании).

Чтение: рус. нар. сказки «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Соломенный бычок», «Коза-дереза», «Козел и баран»; английская сказка «Три поросенка»;

В. Берестов «Бычок», «Коза»;

Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился»; разучивание считалки «Конь ретивый с длинной гривой».

Просмотр презентаций «Ферма», «Где чья мама», «Кто что ест?».

Беседа-занятие по книге Э. Успенского «Дядя Фёдор, кот и пёс».

Дидактические игры: «Подбери пару» (изображение и тень – развитие мышления); «Сложи картинку» (развитие восприятия); «Накорми животное» (закрепление представлений о том, кто чем питается).

.

Изобразительная деятельность.

Лепка

«Свинка».

Лепка рельефная «Лошадка».

Рисование по мотивам филимоновской игрушки   «Раскрась лошадку»

Раскрашивание на тему  «Домашние животные».

Игры-упражнения: «Дорисуй хвост», «Где чей домик?».

Аппликация с элементами рисования  «Кто пасется нам лугу?».

Музыкальная деятельность:  музыкально-дидактическая игра «Песенки животных»

Комплекс ОРУ «Коровки и лошадки, свинки и козлятки»,

Подвижные игры: «Лохматый пес», «Кот и мыши», «Лошадки», «Кот Васька», «Птички и кошка», «Кролики».

Подвижная игра с речевым сопровождением «Эй, лошадка!».

Пальчиковая гимнастика  «Идет коза рогатая».

Хороводные игры:

«Далеко, далеко на лугу пасутся ко…», «Большие и маленькие».

Рассказ воспитателя 

о пользе домашних животных для людей: «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!».


МАРТ

Тема «Весна. Дикие птицы» (3-4 недели)

Содержание работы: Формировать первоначальные представления о птицах, понятие обобщающего значения этого слова; знать и уметь рассказывать о внешнем облике птиц (два крыла, две ноги, перья, клюв, хвост)

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Сюжетно-ролевые игры «Птичий двор», «Юные помощники».

Беседа «Как правильно вести себя с птицами» (ОБЖ)

Ситуативный разговор на тему «Как мы заботимся о птицах».

Дидактические игры:

«Чей клюв, чей хвост?», «Кто чем питается?», «Кто где живет?», «Кого не стало?», «Птички-невелички»

Настольно-печатная игра «Птицы».

Ручной труд (оригами) «Птичка»

Рассматривание

иллюстраций и фотографий «Такие разные птицы»

Игры с правилами: «Чей голос?», «Кто как разговаривает?» (упражнение в звукоподражании).

Чтение: рус. нар. сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»;

С. Дрожжин «Ласточка»;

А. Толстой «Чиж»;

В Берестов «Сова и синица»;

Н. Сладков «Грачи прилетели»;  

разучивание потешки «Гуленьки».

Просмотр презентаций «Птичий двор», «Где чья мама», «Кто что ест?».

Беседы:

«Где живут птицы?», «Каждому малышу нужен дом», «Какие птицы прилетают на участок детского сада?» (наблюдения), «Птицы бывают разные», «Нужно ли беречь и заботиться о птицах?», «Какую пользу приносят птицы?»

Дидактические игры: «Подбери пару» (изображение и тень – развитие мышления); «Сложи картинку» (развитие восприятия); «Накорми птичек» (закрепление представлений о том, кто чем питается).

.

Изобразительная деятельность.

Лепка

«Синичка».

Рисование по мотивам дымковской игрушки   «Птичка-невеличка»

Раскрашивание, обводки на тему  «Птицы».

Дорисовывание частей тела птиц (клюв, хвост, лапы).

Игры-упражнения: «Дорисуй хвост», «Где чей домик?».

Аппликация с элементами рисования  «Скворец»

Музыкальная деятельность:  слушание голосов птиц; танцевальная импровизация под музыку «Села птичка на ветку»

Комплекс ОРУ «Воробышки»

Подвижные игры: «Снегири», «Воробушки и автомобиль»,  «Птички и кошка», «Совушка».

Подвижная игра с речевым сопровождением «Веселый воробей!».

Пальчиковая гимнастика  «Птички зернышки клюют».

Игра малой подвижности

«Где спрятался воробей?»

Игровое упражнение «Гуленьки»

Беседа «Холодно ли птицам зимой?»


АПРЕЛЬ

Тема «Дикие животные» (1-2 недели)

Содержание работы: Формировать первоначальные представления о диких животных (зверях), их образе жизни, местах обитания, жилищах, питании, поведении в весенний период и т. п.

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Доктор Айболит»

Театрализованные игры на основе сказок о животных.

Игра-имитация «Где мы были, мы не скажем, кого видели — покажем».

Беседы: «Кто работает в зоопарке?», «Как правильно вести себя в зоопарке» (ОБЖ).

Ситуативный разговор на тему «Нужно ли бояться диких зверей?»

Настольно-печатная игра «Лото-парочки».

Ручной труд (на основе цилиндра) «Лесные жители»

Решение проблемной ситуации «Что произойдет, если встретятся лиса и заяц?»

Рассматривание

иллюстраций и фотографий «Такие разные звери»

 Дидактические игры:

«Большие и маленькие», «Скажи наоборот»

Игры с правилами: «Чей голос?», «Кто как разговаривает?» (упражнение в звукоподражании).

Ситуативные разговоры: «Мое любимое животное», «Кто кого боится?»

Чтение: рус. нар. сказки «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк»; Н. Сладков «Белка и медведь»; В. Бианки «Хвосты»; В. Маяковский «Что ни страница, то слон, то львица»

Просмотр презентаций «Кто где живет?», «Где чья мама», «Кто что ест?».

Беседы:

«Где живет медведь?», «Каждому малышу нужен дом»,

Дидактические игры: «Угадай, чьи следы» «Сложи картинку» (развитие восприятия);

«Узнай по описанию», «Кто пришел к Айболиту?», «Лото», «Чьи лапы, чей хвост?», «Кто где живет?».

Рассматривание детских энциклопедий о диких животных.

Изобразительная деятельность.

Лепка

«Зайчик».

Рисование декоративное по мотивам филимоновской игрушки   «Украсим медведя и лису»

Раскрашивание на тему  «Дикие животные».

Игры-упражнения: «Дорисуй хвост», «Где чей домик?».

Аппликация с элементами рисования  «Угостим зайчика морковкой»

Музыкальная деятельность:   музыкальная игра «Кто здесь топал?»

Комплекс ОРУ «Зайчики и белочки»

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит», «Лиса в курятнике».

Подвижная игра с речевым сопровождением «Заинька, попляши!».

Игровое упражнение «Ты медведя не буди!»

Пальчиковая игра «Зайчик»

АПРЕЛЬ

Тема «Транспорт» (3-4 недели)

Содержание работы: знакомить детей с видами транспорта, в том числе городского, с элементарным правилами дорожного движения; расширять представления о труде работников транспорта (водитель грузовика, автобуса)

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Создание проблемной ситуации «В автобусе».

Сюжетно-ролевые игры «Шоферы», «Путешествие»

Рассматривание альбома «Транспорт».

Беседы: «Кто работает на транспорте?», «Как правильно вести себя в автобусе» (ОБЖ).

Ситуативный разговор на тему «Зачем нам нужен светофор?»

Настольно-печатная игра «Правила дорожного движения для малышей».

Отгадывание загадок о транспорте.

Ручной труд: конструирование машины из бросового материала.

Рассказывание о транспорте с опорой на иллюстрации (грузовой, легковой автомобиль).

Дидактические игры:

«Большие и маленькие автомобили», «Дорога», «Назови правильно». «Чтение:

А. Барто «Жил на свете самосвал», «Самолет»; «На кораблике» (перевод с украинского З. Александ-ровой)

Просмотр презентаций «Профессии на транспорте», «Такие разные машины», «Кто на чем поедет?».

Наблюдение за транспортом во время прогулок.

Рассматривание моделей транспорта

Ситуативный разговор:

«На чем я еду в детский сад?».

Дидактические игры: «Разноцветные автомобили», «Сложи картинку» (развитие восприятия).

Конструирование «Дорога для машины».

Рассматривание детских энциклопедий о транспорте

Изобразительная деятельность.

Лепка с элементами конструирования

«Мостик» (по сюжету стихотворения Г. Лагздынь).

Рисование «Грузовик».

Раскраски, обводки на тему  «Транспорт».

Игры-упражнения: «Дорисуй детали машины», «Где чье колесо?».

Аппликация с элементами рисования  «Загудел паровоз и вагончики повез»

Музыкальная деятельность:   игра-импровизация под музыку «Бибика»

Комплексы ОРУ «Самолеты», «Маленькие шоферы»

Подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Цветные автомобили».

Подвижная игра с речевым сопровождением «Мы — шоферы!».

Игровые упражнения «Найди паровозик», «Большие и маленькие машины»


МАЙ

Тема «Лето. Цветы» (1-2 недели)

Содержание работы: расширять представления детей о лете, сезонных изменениях в природе, одежде людей, на участке детского сада; формировать элементарные представления о цветах (садовых и полевых), знать названия некоторых из них (ромашка,  одуванчик, колокольчик)

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Создание проблемной ситуации «Если бы не было цветов…».

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (сюжет «Поздравление с праздником»).

Рассматривание альбома «Цветы».

Беседы: «Кто ухаживает за цветами?», «Можно ли рвать цветы?».

Настольно-печатная игра «Садовник».

Отгадывание загадок о цветах.

Коллективный труд на территории участка: высадка рассады цветов на клумбу.

Беседа «Что подарит нам лето?»

Ситуативный разговор «Для чего нужны цветы?»

Словесные игры: «Опиши цветок», «Загадай — мы отгадаем».

Дидактические игры: «Назови цветок», «Я начну, а ты продолжи».

Отгадывание загадок о лете, цветах.

 «Чтение:

Толстой А. К. «Колокольчики мои…»; Т. Шорыгина «Колокольчики и гном»; А. Плешаков «Как поссорились растения»;

А. Смирнов «Цветок солнца».

Чтение и разучивание стихотворений по теме.

Просмотр презентаций «Цветы садовые и луговые».

Наблюдение за цветущими одуванчиками, цветами на клумбе во время прогулок.

Рассматривание иллюстраций в альбоме «Цветы»

Ситуативный разговор:

«Какие цветы растут на нашей даче?».

Дидактические игры: «Разноцветные лепестки», «Собери букет», «Четвертый — лишний» (развитие восприятия).

Рассматривание детских энциклопедий о садовых и луговых растениях

Изобразительная деятельность.

Лепка рельефная

«Красивые цветы» Рисование ватными палочками «Цыплята и одуванчики».

Раскраски, обводки на тему  «Цветы».

Игры-упражнения: «Дорисуй цветок», «Раскрась цветок»

Аппликация коллективная с элементами рисования  «Красивый букет»

Музыкальная деятельность:   слушание песни «Дождик» (муз. А. Красева, сл. Н. Френкеля)

Комплекс ОРУ «Разноцветная поляна»

Подвижные игры: «Найди свой цветок», «Мы цветочки соберем».

Подвижные игры с речевым сопровождением «Одуванчики», «Колокольчики».

Игровое упражнение «Где растет колокольчик?».

Пальчиковая игра «Цветы»


МАЙ

Тема «Лето. Насекомые» (3 неделя)

Содержание работы: расширять представления детей о лете, сезонных изменениях в природе, одежде людей, на участке детского сада; формировать элементарные представления о насекомых (муравей, бабочка, жук, гусеница)

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Рассматривание альбома «Насекомые»

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (сюжет «Мы на лугу»).

Создание проблемной ситуации «Осторожно, насекомые!»

Диалог «Наши хорошие поступки»

Настольно-печатная игра «Сложи картинку».

Отгадывание загадок о насекомых.

Коллективный труд на территории участка: полив цветов на клумбе, перекапывание песка, увлажнение.

Беседа «Что подарит нам лето?»

Ситуативный разговор «Для чего нужны насекомые?»

Словесные игры: «Опиши бабочку», «Загадай — мы отгадаем».

Дидактические игры: «Назови правильно», «Я начну, а ты продолжи».

Отгадывание загадок о лете, цветах, насекомых.

 «Чтение:

потешки «Сел комарик на пенечек», «Божья коровка»;

А. Усачев «Жужжащие стихи», «Стрекоза», «Беги, жучок»; С. Козлов «Дружба»; Е. Серова «Вокруг носа вьются»; В. Бианки «Муравьишка»

Чтение и разучивание стихотворений по теме.

Просмотр презентаций «Кто где живет», «Шестиногие друзья».

Наблюдение за насекомыми во время прогулок.

Рассматривание иллюстраций в альбоме «Дом для муравья»

Ситуативный разговор:

«Какие насекомые живут нашем участке?».

Дидактические игры: «Летает — не летает», «Большой — маленький», «Четвертый — лишний», «Вверху — внизу» (развитие восприятия, мышления, сенсорных эталонов).

Рассматривание детских энциклопедий о насекомых.

Изобразительная деятельность.

Лепка рельефная

«Красивые бабочки» Рисование ладошками «Бабочки летают».

Раскраски, обводки на тему  «Насекомые».

Игры-упражнения: «Дорисуй крылышки, усики», «Раскрась красиво»

Аппликация коллективная с элементами рисования  «Веселая полянка»

Музыкальная деятельность:   слушание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля»; музыкальный досуг «Пчелки — добрые подружки».

Комплекс ОРУ «Бабочки»

Подвижные игры: «Пчелки и ласточки», «Паучок».

Подвижная игра с речевым сопровождением «Веселы бабочки».

Игровое упражнение «Где спрятались?».

Пальчиковая игра «Жу-жу-жу».


МАЙ

Тема «Лето. Игры с водой и песком» (4 неделя)

Содержание работы: формирование исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с песком и водой

Виды и формы совместной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Игра-забава «Мыльные пузыри»

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (сюжет «Купаем куклу Машу»).

Создание проблемной ситуации «Осторожно, глубина!» (ОБЖ).

Диалог «Наши хорошие поступки»

Настольно-печатная игра «Сложи картинку».

Коллективный труд на территории участка: полив цветов на клумбе, перекапывание песка, увлажнение.

Беседа «Что подарит нам лето?»

Ситуативный разговор «Для чего нужна вода?»

Словесные игры: «Что для чего нужно?», «Загадай — мы отгадаем».

Дидактические игры: «Назови правильно», «Я начну, а ты продолжи».

Отгадывание загадок по теме;

 «Чтение:

потешки «Водичка, водичка…», «Светит солнышко в окошко»

Чтение: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», заучивание отрывков из указанных произведений.

Просмотр презентации «Где бывают песок и вода в природе»

Рассматривание разных видов песка во время прогулок.

Игры-эксперименты с водой, сухим и влажным песком.

Исследовательская деятельность: «Плавает — тонет».

Конструирование «Песочный замок»

Ситуативные разговоры:

«Для кого песок — дом?», «Водные обитатели».

Дидактические игры: «Сухие и мокрые», «Печатки», «Парные картинки».

Рассматривание детских энциклопедий о морях, пустынях.

Изобразительная деятельность.

Лепка рельефная

«Красивые куличики» Рисование ладошками и палочками на влажном песке «Угадай, что получилось».

Рисование «Дождик».

Игры-упражнения: «Водные раскраски», «Придумай узор»

Музыкальная деятельность:   слушание звуков природы — шуршание песка, журчание воды и т. д.

Комплекс ОРУ «Рыбка, рыбка озорница»

Подвижная игра «Принеси кораблик».

Подвижная игра с речевым сопровождением «На пляже».

Игры малой подвижности

«Самый внимательный», «Бумажные кораблики»

Пальчиковая гимнастика «Лепим куличики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пользуюсь вот такой книгой :"Примерное перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в разных возрастных группах ДОО М.А.Калина"

Реализацию основной образовательной программы дошкольного образования осуществляю на основе комплексно-тематического принципа, что позволяет ввести региональные и культурные компоненты....

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы для второй младшей группы

Помещенный материал включает в себя тематическое планирование по неделям:"Улицы нашего города""Дом, где я живу. Мебель"Домашние животные""Дикие животные"...

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ во вторая младшей группе Тема :Насекомые

Цель : расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках; учить устанавливать отличия бабочки и жука (у бабочки - яркие большие крылья, усики, хоботок, бабочка ползает, летает...

Перспективное планирование воспитательно - образовательной работы во 2 младшей группе № 2

Сформировать представление детей об осени и осенней погоде....

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе

Познакомить детей с характерными признаками зимы,свойствами снега....

Перспективное планирование воспитательно – образовательной деятельности в 1 младшей группе.

Перспективное планированиевоспитательно – образовательной деятельностив 1 младшей группе...