Консультация для воспитателей.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Роль пальчиковых игр в речевом развитии детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_palchikovye_igry_pomogut_razvitiyu_rechi_rebyonka.docx | 16.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль пальчиковых игр в речевом развитии детей.
Общеизвестный факт – для того, чтобы ребёнок научился говорить, он как можно раньше должен слышать речь. Но иногда бывает так, что с малышом постоянно говорят, а он так и не делает попыток что-либо сказать. В чём дело? А просто его речевой аппарат не получает нужного сигнала от мозга. Ребёнок готов и может говорить, если в мозгу у него сформирована так называемая рече-двигательная область. Значит нужно не только как можно раньше и больше разговаривать с ребёнком, нужно ещё и способствовать развитию этой самой зоны. Как это сделать?
Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук – мелкой моторики. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, а точнее – с областью, отвечающей за движение пальцев рук, являясь ее частью. Поэтому под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук ребёнка, а точнее, от его пальчиков происходит рефлекторное раздражение, стимуляция речевой зоны коры головного мозга. Значит развивая двигательные навыки ребенка, его мелкую моторику можно влиять на скорость овладения речевыми навыками и их объём.
В. А. Сухомлинский говорил, что интеллект ребёнка находится на кончиках его пальцев. А известный исследователь детской речи М. М. Кольцов писал: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». В течение всех первых лет жизни у ребёнка сначала появляется новое усовершенствованное движение пальцами, а вслед за ним - прогресс в речи. Никогда не бывает наоборот.
Учёные утверждают - если развитие мелкой моторики рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то отстаёт и речевое развитие. Можно провести такой эксперимент: если в 4 года ребёнок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая её, значит, у него отстаёт в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети в состоянии изобразить серию последовательных движений "ладонь - кулак - ребро". Если это вызывает у них затруднения, то стоит задуматься о соответствии их моторного, а значит и речевого развития. Для маленьких детей существует тест, по результатам которого можно сразу уверенно сказать говорит ребенок уже или нет. Нужно просить малыша по очереди (подражая показу взрослого) показать на одной руке сначала один, затем два и три пальца. Если движения получаются четкими, значит, ребенок говорящий, если нет – значит и с речью не всё в порядке.
Слабую руку дошкольника можно и нужно развивать и чем раньше, тем лучше. Делайте массаж пальчиков, лепите из пластилина, рисуйте, играйте в пальчиковые игры, занимайтесь на тренажерах, перебирайте крупу, шнуруйте ботинки, делайте бусы, учите ребенка показывать на пальцах, сколько ему лет и т.п. Играйте в пальчиковые игры (сопровождение, инсценировка каких-либо стихов, рифмованных историй, сказок движениями пальцев).
Что дают пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика детям?
- Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
- Выполнение упражнений и ритмических движений приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
- В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость.
- Многие пальчиковые игры требуют участия двух рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "право", "лево", "вверх", "вниз" и т.д.
Уделяя внимание упражнениям, пальчиковым играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики рук, мы решаем сразу две задачи:
- влияем на речевое и общее интеллектуальное развитие ребёнка;
- готовим руку к навыкам письма, что поможет в будущем избежать многих проблем школьного обучения.
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать: различные виды мозаик, разнообразные конструкторы, мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры, клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узлов, материалы для занятия ниткографией (выкладывание узоров цветными нитками на фланелеграфе или на бумаге), бусы, бисер, пуговицы, ручки, фломастеры, карандаши. Традиционными формами работы по развитию мелкой моторики рук детей также считаются: самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание); графические упражнения (штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда); кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...