Проведение речевой гимнастики. Структура и содержание.
консультация по коррекционной педагогике

Деткова Любовь Геннадьевна

"Проведение речевой гимнастики с дошкольниками. Структура и содержание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для воспитателей 854.2 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение речевой гимнастики с дошкольниками.

Структура и содержание.

Гимнастика проводится ежедневно для закрепления у детей полученных навыков.

 

Артикуляционная гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Статические упражнения, такие как, «Улыбка. «Заборчик», «Трубочка», «Лопатка» выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.  Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 

 Дети должны   видеть лицо педагога, чтобы копировать упражнения, а также можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см) для самостоятельного контроля выполнения упражнений.

                                       Дыхательная гимнастика.

Цель дыхательной гимнастики, научить ребенка правильно дышать. Правильное дыхание не только помогает правильному произношению, но и укрепляет здоровье. Поэтому дыхательная гимнастика является здоровьесберегающим методом. Для развития речи следует формировать диафрагмальное дыхание и длительный нацеленный выдох. Упражнения проводятся в проветренном помещении, дети могут находится в положении сидя, стоя, лежа. Упражнение не может длиться более трех минут, следует следить, чтобы мышцы были расслаблены. Не выполнять гимнастику после приема пищи!

Для развития диафрагмального дыхания можно применять такую игру, как «Черепаха» или «Бегемотики»: ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Вдох-живот поднимается, выдох-живот опускается.  Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики. Вдох-нос, выдох-рот, губы трубочкой. Щеки не раздувает. При формировании длительного направленного выдоха применяем такие игры, как «Воздушный футбол», «Снежинка на ладошке», побуждая детей делать выдох, при котором снежинка улетит дальше снежинок других детей. Подойдут и веселые игры с мыльными пузырями, коктейльными трубочками. Для развития голоса можно предложить детям на выдохе припевать гласные звуки.

                                         

                                         Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры или упражнения на развитие мелкой моторики уникальное средство для развития межполушарного взаимодействия и речи. Пальчиковые игры проводятся ежедневно, в составе и речевой гимнастики, и непосредственно-образовательной деятельности, и в свободной деятельности (пальчиковые театры). Игры усложняются с возрастом, если ясли играют в «Ладушки», то группы старшего возраста уже осваивают кинетические упражнения, такие, как «Зайчик, вилка, колечко». Игру можно повторять дважды для закрепления движений и сопровождаемого их текста. Обычно воспитатели подбирают пальчиковые упражнения в соответствии с лексической темой.

                               Работа над звукопроизношением

На каждом занятии дети знакомятся с новыми звуками  или закрепляют их. Сначала просто проговаривая их, затем автоматизируя в слогах.

   

 Затем: в начале, конце и середине слова. А уже потом предложения и чистоговорки.

 

Дети должны не только научиться произносить звук, но и отличать его от похожих по звучанию звуков. С этой целью проводятся игры на дифференциацию звуков и игры на развитие фонематического слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи, структура и содержание утренней гимнастики.

Задачи, структура и содержание утренней гимнастики....

Рекомендации для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста для проведения речевой гимнастики

Цель речевой гимнастики: - упражнять и совершенствовать все стороны речи: произностительную сторону речи (четкое и выразительное произнесение звуков, слов и фраз); лексический состав и грамматическую ...

Структура и содержание утренней гимнастики

Каждый новый день в детском саду начинается с утренней гимнастики, она включает различные виды физических упражнений. Среди физических упражнений большое место снимают основные виды движения: ход...

Консультация для педагогов "Структура и содержание утренней гимнастики в ДОУ"

Консультация для педагогов "Структура и содержание утренней гимнастики в дошкольном образовательном учреждении"...

Мастер- класс для родителей детей логопедических групп: «Проведение пальчиковой и дыхательной гимнастики с экологическим содержанием»

Мастер- класс для родителей детей логопедических групп: «Проведение пальчиковой и дыхательной гимнастики с экологическим содержанием»...

Структура и содержание утренней гимнастики

Об организации утренней гимнастики для детей...