Народные сказки как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с традициями русского быта
консультация (младшая группа)
Народные сказки как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с традициями русского быта
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»
(Алексей Николаевич Толстой)
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
Формирование представление о богатстве, разнообразии, нравственности, красоте культуры родного народа: воспитание лучших качеств его: трудолюбия, доброты, взаимовыручки, сочувствия, приобщение к традициям быта нашего народа - это и есть уважение к культуре и истории своей страны.
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с народными сказками очень важная и неотъемлемая часть воспитания.
Лучшим средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с традициями русского быта является народная сказка, которая - это эпическое произведение русского народа, имеющее огромное, познавательное значение, так как являются богатейшим источником знаний, накопленных русским народом в течение многих тысячелетий, в них отражены особенности явлений реальной жизни, они дают обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте русского народа.
В русских народных сказках обычно действие разворачивается в каком-нибудь помещении, строении или рядом с ним. Это могут быть изба, хата, землянка, хоромы, дворец, терем, княжеские чертоги, передняя, сени, покои, комната, палаты, спальня, горница, чердак, чулан, подвал, мельница, кузница, баня, амбар, конюшня, погреб, темница, башня, собор. Есть еще сказочные строения, например, избушка на курьих ножках. Поскольку в сказках не только называется жилище, но и дается его описание, то можно составить представление и об устройстве помещений. Наиболее часто, почти в каждой сказке, упоминается печь. Это связано с тем, что печь - один из главных предметов в русской жизни. Она и тепло давала, и была местом для отдыха, и еду на ней готовили. В русском доме едят за столом, сидят на лавках, спят на печи и полатях, обязательно есть «красный угол», сундуки, в которых хранят добро. Часто в сказках упоминаются такие предметы быта как ухват, кочерга, лохань, бочка, сундук, лавка, ведро, горшок, коромысло, короб, мешок, ковш, кошель, кузовок, нитки, веревка и пр.
Сказки содержат информацию и о питании народа в прошлом. В русских сказках едят по пословице: «Щи да каша - пища наша», а ещё хлеб да пироги. Пьют квас, мёд, кисель. В богатых домах устраивались званые обеды и пиры, которые всегда отличались большим разнообразием блюд.
Во многих сказках мы видим, что герои постоянно заняты каким-нибудь делом: пашут, сеют, жнут, шьют, прядут, вяжут, плетут кружева, ткут полотно, белят его, готовят еду. При этом используя различные орудия труда. Коса, топор, борона, соха, серп, метла, плуг, топор часто упоминаются в сказках. Во многих сказках говорится о таких занятиях, как ткачество и прядение, но при этом веретено в сказках упоминается часто, а прялка, как правило, не упоминается.
Как правило, героям сказок приходится вставать рано (с петухами) и работать до поздней ночи, выполняя огромный объем работы.
В сказках мы не встретили большого количества упоминаний одежды и обуви (кафтан, шинель, халат, сорочка, рубаха, шуба, платье, шитое серебром и золотом, кушак; сарафан, лапти). Больше внимания уделяется описанию состояния одежды: какая она (чистая, ветхая, богатая, бедная, красивая, теплая), какого цвета, из чего сделана, (парча, льняное полотно). Говорится в сказках о том, что одежду предпочитали красивую, изготавливали ее в основном своими руками: кружева плели, чулки вязали, платья шили, ткани ткали. Зачастую одежда выступает в качестве предмета дарения. Мужчины носили кафтаны, рубахи. Рубаху подвязывали кушаком, на голову одевали шапку. Одежду называли словом «добро», а хранили добро в сундуках. Из обуви чаще всего упоминаются в сказках лапти, да сапоги сафьяновые.
Таким образом, выделим перечень сказок, доступных по своему содержанию для детей младшего дошкольного возраста и отражающие традиции русского быта:
- «Петушок и бобовое зёрнышко»;
- «Каша из топора»;
- «Три медведя»;
- «Колобок»;
- «Теремок»;
- «Репка» и др.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я убедилась, что сказка прекрасное средство развития малышей. Дети уже знают много сказок. Их устная речь обогатилась. Они стали более активно участвовать в разговоре со взрослыми, другими детьми, вести ролевые диалоги, петь песенки сказочных персонажей, научились выразительно передавать интонации, пантомимику. У многих детей поднялся уровень развития мышления и воображения, они могут придумать новое название сказки. Повысилась активность и в играх детей, они стали увереннее выполнять задания. Малыши с удовольствием пользуются атрибутами, свободно общаются со сказочными персонажами, которые приходят к ним в гости, пользуются предметами быта, о которых узнали через знакомство со сказкой. С большим удовольствием, желанием дети отзываются на просьбу помочь героям сказки, им нравится что-то для них сделать приятное, доброе (нарисовать, слепить, смастерить и т. д.). Русская народная сказка в воспитании детей играет важную роль. Она позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучению его традиций, усвоения моральнонравственных норм поведения в обществе. И в дальнейшем я буду продолжать начатую работу, чтобы дети и дальше учились видеть мир глазами народной мудрости, чтобы они хорошо знали и уважали свое прошлое и в этом нам поможет общение с русской народной сказкой.
Итак, благодаря русским народным сказкам детей даже в младшем дошкольном возрасте можно познакомить с особенностями жизни русских людей в старину. В сказках отражены главные предметы жизни, то, без чего человеку было трудно прожить, иногда невозможно. В сказках все вещи - нужные, нет таких, которые просто стоят для красоты, все задействовано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_skazki.docx | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные сказки как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с традициями русского быта
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»
(Алексей Николаевич Толстой)
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
Формирование представление о богатстве, разнообразии, нравственности, красоте культуры родного народа: воспитание лучших качеств его: трудолюбия, доброты, взаимовыручки, сочувствия, приобщение к традициям быта нашего народа - это и есть уважение к культуре и истории своей страны.
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с народными сказками очень важная и неотъемлемая часть воспитания.
Лучшим средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с традициями русского быта является народная сказка, которая - это эпическое произведение русского народа, имеющее огромное, познавательное значение, так как являются богатейшим источником знаний, накопленных русским народом в течение многих тысячелетий, в них отражены особенности явлений реальной жизни, они дают обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте русского народа.
В русских народных сказках обычно действие разворачивается в каком-нибудь помещении, строении или рядом с ним. Это могут быть изба, хата, землянка, хоромы, дворец, терем, княжеские чертоги, передняя, сени, покои, комната, палаты, спальня, горница, чердак, чулан, подвал, мельница, кузница, баня, амбар, конюшня, погреб, темница, башня, собор. Есть еще сказочные строения, например, избушка на курьих ножках. Поскольку в сказках не только называется жилище, но и дается его описание, то можно составить представление и об устройстве помещений. Наиболее часто, почти в каждой сказке, упоминается печь. Это связано с тем, что печь - один из главных предметов в русской жизни. Она и тепло давала, и была местом для отдыха, и еду на ней готовили. В русском доме едят за столом, сидят на лавках, спят на печи и полатях, обязательно есть «красный угол», сундуки, в которых хранят добро. Часто в сказках упоминаются такие предметы быта как ухват, кочерга, лохань, бочка, сундук, лавка, ведро, горшок, коромысло, короб, мешок, ковш, кошель, кузовок, нитки, веревка и пр.
Сказки содержат информацию и о питании народа в прошлом. В русских сказках едят по пословице: «Щи да каша - пища наша», а ещё хлеб да пироги. Пьют квас, мёд, кисель. В богатых домах устраивались званые обеды и пиры, которые всегда отличались большим разнообразием блюд.
Во многих сказках мы видим, что герои постоянно заняты каким-нибудь делом: пашут, сеют, жнут, шьют, прядут, вяжут, плетут кружева, ткут полотно, белят его, готовят еду. При этом используя различные орудия труда. Коса, топор, борона, соха, серп, метла, плуг, топор часто упоминаются в сказках. Во многих сказках говорится о таких занятиях, как ткачество и прядение, но при этом веретено в сказках упоминается часто, а прялка, как правило, не упоминается.
Как правило, героям сказок приходится вставать рано (с петухами) и работать до поздней ночи, выполняя огромный объем работы.
В сказках мы не встретили большого количества упоминаний одежды и обуви (кафтан, шинель, халат, сорочка, рубаха, шуба, платье, шитое серебром и золотом, кушак; сарафан, лапти). Больше внимания уделяется описанию состояния одежды: какая она (чистая, ветхая, богатая, бедная, красивая, теплая), какого цвета, из чего сделана, (парча, льняное полотно). Говорится в сказках о том, что одежду предпочитали красивую, изготавливали ее в основном своими руками: кружева плели, чулки вязали, платья шили, ткани ткали. Зачастую одежда выступает в качестве предмета дарения. Мужчины носили кафтаны, рубахи. Рубаху подвязывали кушаком, на голову одевали шапку. Одежду называли словом «добро», а хранили добро в сундуках. Из обуви чаще всего упоминаются в сказках лапти, да сапоги сафьяновые.
Таким образом, выделим перечень сказок, доступных по своему содержанию для детей младшего дошкольного возраста и отражающие традиции русского быта:
- «Петушок и бобовое зёрнышко»;
- «Каша из топора»;
- «Три медведя»;
- «Колобок»;
- «Теремок»;
- «Репка» и др.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я убедилась, что сказка прекрасное средство развития малышей. Дети уже знают много сказок. Их устная речь обогатилась. Они стали более активно участвовать в разговоре со взрослыми, другими детьми, вести ролевые диалоги, петь песенки сказочных персонажей, научились выразительно передавать интонации, пантомимику. У многих детей поднялся уровень развития мышления и воображения, они могут придумать новое название сказки. Повысилась активность и в играх детей, они стали увереннее выполнять задания. Малыши с удовольствием пользуются атрибутами, свободно общаются со сказочными персонажами, которые приходят к ним в гости, пользуются предметами быта, о которых узнали через знакомство со сказкой. С большим удовольствием, желанием дети отзываются на просьбу помочь героям сказки, им нравится что-то для них сделать приятное, доброе (нарисовать, слепить, смастерить и т. д.). Русская народная сказка в воспитании детей играет важную роль. Она позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучению его традиций, усвоения моральнонравственных норм поведения в обществе. И в дальнейшем я буду продолжать начатую работу, чтобы дети и дальше учились видеть мир глазами народной мудрости, чтобы они хорошо знали и уважали свое прошлое и в этом нам поможет общение с русской народной сказкой.
Итак, благодаря русским народным сказкам детей даже в младшем дошкольном возрасте можно познакомить с особенностями жизни русских людей в старину. В сказках отражены главные предметы жизни, то, без чего человеку было трудно прожить, иногда невозможно. В сказках все вещи - нужные, нет таких, которые просто стоят для красоты, все задействовано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".
От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...
Народные игры как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста.
В век современных технологий и прогресса, начинают забываться народные традиции. Дети, к сожалению, отдают свое предпочтение компьютерным играм, планшету, телевизору. Родители, тем временем, восхищают...
Проект « Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.Дет...
музыкальный проект «Народный фольклор, как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
музыкальный проект для детей 4-5 лет...
Роль народной сказки в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...
Презентация на тему: Народные сказки как средство формирования представлений детей младшего дошкольного возраста о традициях и культуры Русского народа
Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомство с традициями русского народа, художественно – эстетического воспитания, способ...
Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа
Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративн...