Роль народной сказки в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни.

Одним из универсальных обучающих, воспитывающих и развивающих средств для работы с младшими дошкольниками является сказка. С ее помощью можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yurmasheva_r.r.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 263

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Доклад

Роль народной сказки в познавательном развитии

детей младшего дошкольного возраста

Воспитатель: Юрмашева Р.Р.

г.Уфа-2022

Роль народной сказки в познавательном развитии

детей младшего дошкольного возраста

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни.

Одним из универсальных обучающих, воспитывающих и развивающих средств для работы с младшими дошкольниками является сказка. С ее помощью можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его.

Привлекая сказочные образы можно найти путь к эмоциональной сфере ребёнка. Когда ребёнок слушает увлекательную историю, он переживает вместе с героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая логически, анализируя, обосновывает свои действия.

Сказки учат добру и справедливости. Несмотря на свою простоту и незатейливый сюжет, сказки говорят о самом главном: о смысле жизни, борьбе добра и зла, им присуще нравственное начало.

Обучающие задачи сказки:

- помогает усвоению детьми духовно –нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость;

- сказка позволяет формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;

- с помощью сказки мы расширяем представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;

Развивающие задачи:

- сказка содействует развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;

- содействует развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;

- знакомит со счетом, величинами, формами, окружающим миром;

- сказка развивает способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

- развивает у детей социальные умения и навыки поведения;

- сказка содействует развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

- содействует развитию творческих способностей в продуктивной деятельности;

- сказка позволяет создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитательные задачи:

- сказка воспитывает послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

- сказка способствует формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывает у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;

- воспитывает трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.

Особенности ознакомления детей со сказкой:

1. знакомство со сказкой

2. эмоциональное переживание знакомого материала

3. художественная деятельность детей (изготовление поделок и рисунков по мотивам русских народных сказок)

4. обыгрывание сказочных сюжетов через разные виды театров, в сюжетных играх и свободной деятельности.

Основной формой является чтение сказки. Одним из главных является выразительность речи при чтении сказки, чтобы дети могли понять не только смысл, но и глубину художественных образов

Наиболее активными формами работы со сказкой являются инсценирование сказок, постановка спектаклей по ним.

Сказка – одно из наиболее доступных детям средств познавательного развития. Сказка развивает образное мышление, речь. При помощи сказки ребенка можно познакомить со счетом, величинами, формами, окружающим миром, сформировать представления о добре и зле, приобщить к социально-историческому опыту и народной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....

Педагогический проект «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора....

Программа по самообразованию "Роль русской народной сказки в эмоциональном развитии ребенка младшего дошкольного возраста"

Через русские народные сказки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту....

Программа по самообразованию Тема : "Роль русской народной сказки в эмоциональном развитии ребенка младшего дошкольного возраста"

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Опыт работы по теме "Роль усного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

Опыт работы по теме:«РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проекта       Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в вос...