Роль народной сказки в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни.
Одним из универсальных обучающих, воспитывающих и развивающих средств для работы с младшими дошкольниками является сказка. С ее помощью можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yurmasheva_r.r.docx | 15.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 263
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Доклад
Роль народной сказки в познавательном развитии
детей младшего дошкольного возраста
Воспитатель: Юрмашева Р.Р.
г.Уфа-2022
Роль народной сказки в познавательном развитии
детей младшего дошкольного возраста
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни.
Одним из универсальных обучающих, воспитывающих и развивающих средств для работы с младшими дошкольниками является сказка. С ее помощью можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его.
Привлекая сказочные образы можно найти путь к эмоциональной сфере ребёнка. Когда ребёнок слушает увлекательную историю, он переживает вместе с героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая логически, анализируя, обосновывает свои действия.
Сказки учат добру и справедливости. Несмотря на свою простоту и незатейливый сюжет, сказки говорят о самом главном: о смысле жизни, борьбе добра и зла, им присуще нравственное начало.
Обучающие задачи сказки:
- помогает усвоению детьми духовно –нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость;
- сказка позволяет формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;
- с помощью сказки мы расширяем представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;
Развивающие задачи:
- сказка содействует развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;
- содействует развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;
- знакомит со счетом, величинами, формами, окружающим миром;
- сказка развивает способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
- развивает у детей социальные умения и навыки поведения;
- сказка содействует развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;
- содействует развитию творческих способностей в продуктивной деятельности;
- сказка позволяет создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Воспитательные задачи:
- сказка воспитывает послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- сказка способствует формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывает у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;
- воспитывает трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.
Особенности ознакомления детей со сказкой:
1. знакомство со сказкой
2. эмоциональное переживание знакомого материала
3. художественная деятельность детей (изготовление поделок и рисунков по мотивам русских народных сказок)
4. обыгрывание сказочных сюжетов через разные виды театров, в сюжетных играх и свободной деятельности.
Основной формой является чтение сказки. Одним из главных является выразительность речи при чтении сказки, чтобы дети могли понять не только смысл, но и глубину художественных образов
Наиболее активными формами работы со сказкой являются инсценирование сказок, постановка спектаклей по ним.
Сказка – одно из наиболее доступных детям средств познавательного развития. Сказка развивает образное мышление, речь. При помощи сказки ребенка можно познакомить со счетом, величинами, формами, окружающим миром, сформировать представления о добре и зле, приобщить к социально-историческому опыту и народной культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....
Педагогический проект «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора....
Программа по самообразованию "Роль русской народной сказки в эмоциональном развитии ребенка младшего дошкольного возраста"
Через русские народные сказки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту....
Программа по самообразованию Тема : "Роль русской народной сказки в эмоциональном развитии ребенка младшего дошкольного возраста"
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...
Опыт работы по теме "Роль усного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"
Опыт работы по теме:«РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
Актуальность проекта Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в вос...