Наглядно-дидактические пособия по развитию сенсорных представлений и цветовосприятия у детей раннего возраста (картотека)
картотека (младшая группа)
В наглядно-дидактических пособиях показаны принципы и возрастные особенности сенсорных умений детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoe_posobie_po_sensorike.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие детей раннего возраста является фундаментом познания окружающего мира. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Недаром профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» для сенсорного развития- развития восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств с помощью которых человек познает окружающий мир, накопления соответствующих представлений . Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира.
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, — это цвет.Дети с рождения различают все цвета спектра и даже некоторые оттенки, но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному наблюдению.
В раннем возрасте всё внимание ребёнка направленно на освоение новых материалов. Освоение детьми цвета в этот период больше всего зависит от того, насколько активно они совершают практические действия с различными предметами. Взрослый показывает, дает в руки малышу разные предметы, обращая его внимание на их цвет. Это могут быть кубики, мячи, фрукты, овощи, игрушки.
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. Сначала в определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенку не сложно обнаружить их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть восприятием цвета, не знать, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинаковые или что они разные. Когда малыш научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путем наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора по образцу (к настоящему восприятию цвета), а затем к обучению его названиям цветов. На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нем. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать его как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).
В каких видах деятельности осуществляется сенсорное развитие определено в ФГОС ДО. Именно он определяет, что содержание познавательного и сенсорного развития должно включаться в различные виды деятельности: общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность- как сквозные механизмы развития ребенка. Особое внимание необходимо уделить ведущему виду детской деятельности- игра. Игра – это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер. В игровой деятельности происходит развитие всех психических процессов ребенка и формирование представлений о сенсорных эталонах в том числе. Одной из ее разновидностей является дидактическая игра, в которой познавательная деятельность сочетается с игровой. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Наиболее интенсивно сенсорное развитие детей раннего возраста происходит при использовании дидактических игр с сенсорным содержанием, при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе. Ребенка же в первую очередь должен привлекать в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Игра должна быть интересной, увлекательной, способствующей активному взаимодействию взрослого и ребенка.
Именно поэтому возникла необходимость разработать игровое пособие по развитию сенсорных представлений (цвет, форма) у детей раннего возраста «Прогулка» на основе ранее изученных методических материалов и источников.
Цель пособия- развивать сенсорные представления (цвет, форма) у детей раннего возраста.
Задачи:
Развивать умения различать основные цвета( красный, желтый, синий, зеленый), форму предметов (круглая как мячик, квадратная как кубик).
Развивать умения группировать на ограниченном пространстве предметы по цвету, форме в соответствии с игровым замыслом.
Формировать у детей зрительные способы обследования предметов.
Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, использовать различные сочетания при составлении картинки.
Обогащать активный и пассивный словарь детей, способствовать понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный».
Развивать умение играть, взаимодействовать со взрослыми, детьми.
Развивать познавательные психические процессы.
Развивать мелкую моторику.
Описание пособия:
Варианты игры:
1 вариант.
Для игры Нарядим солнышко: нам нужно, из цветного картона желтого цвета вырезаем круглой формы солнышко, лучики вырезаем из цветного картона и бантики.( красный, синий, зеленый, желтый)
2 вариант.
Для игры Лесная полянка: нам нужно, вырезаем зеленного цвета полянку, делаем разноцветные цветочки, красного, желтого, синего цвета, из цветного картона или можно из пластилина и.т.д.
3 вариант
Для игры Найди колеса паровозику: нам нужно, вырезать паровозик и вагончики, ( красный, синий, желтый, зеленый), вырезать колеса то же разноцветные , рельсы и шпалы ( коричневого цвета). Предложить детям собрать сначала собрать паровозик и колеса, а потом собрать как паровозик и вагоны поехали в путешествия.
4 вариант.
Для игры Воздушные шары: нам нужно, вырезать воздушные шары ( красный, синий, желтый, зеленый) цвета, такие же вырезаем ниточки из цветного картона. Предложить детям разложить шарики и ниточки одного цвета, а потом шарик одного цвета, ниточка другого цвета.
Воздушные шары:
Цель: развивать у детей внимание, умение группировать разнородные предметы по цвету, закреплять знание основных цветов. Соотносить цвет воздушных шариков с цветом палочек, формировать представление о пространственных соотношениях и правильное произношение предлогов над, под, воспитывать самостоятельность.
Материал: вырезные из цветной бумаги воздушные шары и палочки такого же цвета.
Правила игры. Дети подбирают палочки к воздушным шарам в соответствии с цветом или его оттенком
Бусы
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно- моторной координации, различение предметов по форме, цвету и материалу, развитие усидчивости.
Материал: пуговицы различной величины и цвета, бусинки разной формы, величины, материала, проволока, веревочка,
Ход: предлагаем ребенку сделать бусы. Можно предложить сделать по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребенок может предложить свой вариант изготовление бус. После этого ребенок приступает к созданию бус.
Сделаем сами куклам бусы.
Цель: закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, побуждать нанизывать бусы на нитку.
Ход игры: предложить детям разные фигуры ( круг, квадрат), и на веревочку насаживать предметы, разного цвета.
Рассели по домикам
Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветному различению.
Материал: цветные домики 4 основных цветов, животные или человечки разного цвета.
Ход игры: расселить веселых человечков по своим домикам.
Нарядим солнышко
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно –моторной координации на основе действий с предметами.
Ход игры: предлагаем детям разложить вокруг солнышка полосочки, а к ним и бантики. Обращаем внимание, что бантики должны быть такого же цвета, как и косички.
Найди колеса паровозику
Цель: формировать выполнять чередование по образцу, развивать целенаправленность и внимание при выполнение задание.
Ход игры: раздать детям паровозики и колеса , подобрать колеса к каждому паровозику нужного цвета. Так же можно предложить подобрать колеса разного цвета. Разноцветные колеса у паровозика.
Литература
Дошкольное воспитание 8/ 2014г нестандартные дидактические игры.
Воспитание сенсорной культуры ребенка Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина.
Ребенок от рождения до двух лет. К. И. Камышанова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Играем и развиваемся" (Дидактическая игра как средство развития цветовосприятия у детей раннего возраста)
Моя тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство цветовосприятия у детей раннего возраста". Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенс...
Учебно-методическое пособие для развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
Данные методические рекомендации предназначены для родителей, имеющих детей раннего возраста, воспитателей дошкольных учреждений.Методические рекомендации направлены на расширение представления родите...
Статья «Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста посредствам дидактических игр»
Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста посредствам дидактических игр...
Картотека дидактических игр на развитие сенсорно-математических представлений у детей раннего возраста.
Дидактические игры на развитие сенсорно-математических представлений развивают у детей мышление и познавательный интерес, умение понимать и выполнять правила игры,самостоятельность....
Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...
Семинар-практикум "Развитие сенсорных способностей, тактильного восприятия детей раннего возраста"
Еще с давних пор в России было принято с 6-месячного возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мыт...
"Картотека дидактических игр на развитие цветовосприятия у детей раннего возраста"
консультация для педагогов...