Семинар-практикум "Развитие сенсорных способностей, тактильного восприятия детей раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Семёнова Александра Викторовна

Еще с давних пор в России было принято с 6-месячного возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: для развития мелкой моторики рук, для сенсорного развития. Многие родители слышали об этих понятиях, но что это такое знают далеко не все.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семёнова Александра Викторовна, воспитатель

ГБДОУ детского сада № 71 Невского района Санкт-Петербурга

Семинар – практикум для родителей на тему

«Развитие сенсорных способностей, тактильного восприятия

детей раннего возраста»

        Цель практикума:

  1. Повышать престиж дошкольного воспитания, способствовать тому, чтобы детское учреждение являлось центром педагогической культуры, используя для этого выставки игрушек, пособий, совместное взаимодействие родителей, педагогов ДОУ и детей.
  2. Для обеспечения своевременного и полноценного развития ребенка помочь родителям осознать особое значение раннего периода в жизни человека. Предложить родителям и детям развивающие игры, соответствующие возрасту детей.
  3. Обучение родителей взаимодействию с ребенком в целях развития его сенсорных способностей. Воспитывать чувство взаимовыручки у родителей и детей.
  4. Помочь родителям создавать предметно – развивающую среду с учетом возрастных особенностей ребенка.

Предварительная работа:

  1. Подготовить выставку пособий по сенсорному развитию детей.
  2. Распечатать памятки по проведению игр в домашних условиях.
  3. Материал:

- ведерки для  пищевого льда и теплой воды, салфетки;

- силуэты одежды с отверстиями и шнурки для нанизывания;

- «вкладыши» с круглыми и квадратными отверстиями разного размера, внутри картинка – зайчик, игрушка – лиса;

- колючие массажные мячики;

- магнитофон с ритмичной музыкой для физпаузы;

- «подсказка» текста пальчиковой игры-забавы «Туки – тук» на магнитной доске. Подсказка прикрыта «радугой» из цветной бумаги.

Место проведения:

Музыкальный зал ДОУ.

Вступительное слово воспитателя:

Еще с давних пор в России было принято с 6-месячного возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: для развития мелкой моторики рук, для сенсорного развития. Многие родители слышали об этих понятиях, но что это такое знают далеко не все.

Сенсорные восприятия – это чувственные восприятия, ощущения. Под сенсорным развитием подразумевается развитие органов чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения раз личных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так же словарный запас вашего малыша.

        Вы уже обратили внимание на нашу выставку? Игры, пособия, представленные здесь способствуют развитию сенсорных способностей детей. Они активно используются педагогами нашего ДОУ на занятиях и для индивидуальной работы с детьми. Но не обязательно покупать дорогие игрушки, многие пособия можно изготовить самостоятельно.

        Например, вот эти вкладыши фабричного производства – яркие, хорошо моются, прочны и долговечны. А вот самодельные – изготовлены они из разных губок  - яркие, разные на ощупь (шершавые или мягкие). Появляется возможность вырезать окошечки самой разной формы.

        Можно на видном месте в доме повесить радугу из цветной бумаги и время от времени подносить ребенка, показывая и называя цвета (не обязательно все сразу). Лучше разметить это панно на уровне взрослого. Тогда дети не будут обрывать бумагу, а контакт,  взрослый – ребенок будет обеспечен на 100%. Маме или папе придется взять малыша на руки, поднести к «радуге» и вспомнить с ребенком знакомые цвета.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры. Вот этому мы и будем сегодня учиться вместе с нашими детьми.

Начнем занятие с криомассажа.  Его цель – снижение тонуса и уменьшение напряженности мышц. Метод прост в использовании, практически не имеет противопоказаний, за исключением острых воспалительных заболеваний.

Криомассаж «Моем игрушки»

Оснащение: по 2 ведерка – одно с кусочками пищевого льда, другое – с теплой водой, салфетки.

Ход: сначала предлагаем малышам «пошебуршать» льдинками, а затем опустить руки в теплую воду. Спросим: «Где холодная водичка?» (снова потрогать). «Где горячая водичка?» Перекладываем с детьми лед в теплую воду

        В этом тазике у нас грязные игрушки.

        Мы помоем их сейчас – помогите ручки!

        Раз, два, три – руки поднимаем,

        В другое ведерко опускаем.

Сразу же вытираем детям руки насухо.

  1. Игра «Сушим одежду» 

(нанизывание силуэтов одежды на шнурок)

Мотивация: в теплой воде мама любит стирать одежду, в коробочках лежит одежда, ее надо повесить сушиться.

        Наша мамочка стирала,

        А я маме помогала.

В процессе игры называть одежду, ее цвет. Поднять шнурки, показать всем, как хорошо справились дети с заданием.

Физразминка

 Игры детей с родителями в парах:

  1. «Хлопай в ладоши»;
  2. «Шагай в кольцо» (взрослый делает кольцо из сцепленных рук, а ребенок шагает или пролезает в это кольцо);
  3. «Самолетики» (лежа на животе на руках взрослого, ребенок изображает самолет, руки подняты в стороны, взрослый покачивает малыша);
  4. «Веселые зайчики» (прыжки в парах, взявшись за руки)

2. Задание: «Где живет зайка?»

Предложить потрогать вкладыши (поверхность шершавая или мягкая), открыть окошки, порадоваться зайке. Можно провести пальчиком по краю окошечка (круглое, квадратное), назвать цвет. Показать игрушку – лису.

        Вот бежит лисичка, рыжая сестричка,

        Ищет где же зайки, зайки - побегайки.

Лиса хочет поймать зайчика, его надо спрятать.

        Заинька, зайка, маленький зайка,

        Лисичку боится зайка – трусишка.

Дети закрывают окошечки, подбирая фигуру по размеру и форме.

        3. Игра – забава «Туки – тук»

        Мотивация: надо лису напугать, чтобы она убежала и не обижала зайчиков.

Туки-туки-туки-тук

Колотушки колочу, заколачиваю, приколачиваю

Ап!

Сжать кулаки и постукивать ими.

Текст произносить громким голосом.

Выставить указательные пальцы

Туки-туки-туки-тук

Колотушки колочу, заколачиваю, приколачиваю

Ап!

Постукивать указательными пальцами, текст проговаривать нормальным голосом,

Выставить мизинцы.

Туки-туки-туки-тук

Колотушки колочу, заколачиваю, приколачиваю

Дзынь!

Постукивать мизинцами,

Текст произносить тихо, почти шепотом,

 нажать на кончик носа.

- Хотели лисичку напугать, а она смеется, ей понравились дети. Что же хочет лисичка дать детям? Мячики! Поиграем с мячиками.        

        Массаж рук детей колючим мячиком. 

Задание родителям:

- придумайте, как при помощи мячика можно массировать ребенку руки и пальцы.

        - катать вперед – назад, круговыми движениями, закручивающими движениями; можно сжимать мяч пальцами, ладонями…

        Поблагодарить родителей и детей за активное участие в семинаре и предложить им памятки. Предложить родителям высказаться по поводу проведенного мероприятия, вынести решение.

Памятки  для родителей:

  1. Начинайте и заканчивайте  занятия сеансом массажа кистей рук.
  2. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно.
  3. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребенок начинает их делать самостоятельно.
  4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
  5. Поощряйте творческую активность ребенка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
  6. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
  7. Все изделия, которые выполнил, ребенок должны стать предметом гордости, можно похвастать перед членами семьи, «покормить» кукол, подарить кому-нибудь…

«Сладкий чай»

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

Нанизывание

Нанизывать можно на шнурки (на мягкую проволоку, на палочки…):

- бумажные, тканевые силуэты одежды («сушим одежду»),

- фрукты и овощи – «сушим фрукты»  (бумажные и кусочки  натуральных)

- листочки («гербарий»)

Бельевые прищепки

Предложите ребенку помочь вам нанизать прищепки на веревку, можно прицепить прищепки на картонный круг («цветок»), на силуэт ежика.

Усложнение: цветы (ежики) могут быть разных цветов. На желтый цветок надо прицепить желтые прищепки. В следующий раз используйте другой цвет.

Тесто

- отщипывание («Покормим курочку»)

- раскатывание («конфетки»);

- сплющивание («печенье»),

- можно кусочками теста украсить мячик, тарелочку…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие восприятия детей раннего возраста

Ранее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодей...

Сенсорное восприятие детей раннего возраста.

Сенсорное развитие  – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш вперв...

Развитие сенсорных способностей в игре детей дошкольного возраста, а также детей с особыми образовательными потребностями.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.Система, направленная на восприятие окружающего мира, называе...

Особенности сенсорного восприятия детей раннего возраста

Данная статья была опубликована в 2016 году в сборнике работ: "Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований"Стать...

Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира

Развитие сенсорного восприятия детей раннего возрастав условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира...