Семинар-практикум "Развитие сенсорных способностей, тактильного восприятия детей раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа)
Еще с давних пор в России было принято с 6-месячного возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.
В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: для развития мелкой моторики рук, для сенсорного развития. Многие родители слышали об этих понятиях, но что это такое знают далеко не все.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семёнова Александра Викторовна, воспитатель
ГБДОУ детского сада № 71 Невского района Санкт-Петербурга
Семинар – практикум для родителей на тему
«Развитие сенсорных способностей, тактильного восприятия
детей раннего возраста»
Цель практикума:
- Повышать престиж дошкольного воспитания, способствовать тому, чтобы детское учреждение являлось центром педагогической культуры, используя для этого выставки игрушек, пособий, совместное взаимодействие родителей, педагогов ДОУ и детей.
- Для обеспечения своевременного и полноценного развития ребенка помочь родителям осознать особое значение раннего периода в жизни человека. Предложить родителям и детям развивающие игры, соответствующие возрасту детей.
- Обучение родителей взаимодействию с ребенком в целях развития его сенсорных способностей. Воспитывать чувство взаимовыручки у родителей и детей.
- Помочь родителям создавать предметно – развивающую среду с учетом возрастных особенностей ребенка.
Предварительная работа:
- Подготовить выставку пособий по сенсорному развитию детей.
- Распечатать памятки по проведению игр в домашних условиях.
- Материал:
- ведерки для пищевого льда и теплой воды, салфетки;
- силуэты одежды с отверстиями и шнурки для нанизывания;
- «вкладыши» с круглыми и квадратными отверстиями разного размера, внутри картинка – зайчик, игрушка – лиса;
- колючие массажные мячики;
- магнитофон с ритмичной музыкой для физпаузы;
- «подсказка» текста пальчиковой игры-забавы «Туки – тук» на магнитной доске. Подсказка прикрыта «радугой» из цветной бумаги.
Место проведения:
Музыкальный зал ДОУ.
Вступительное слово воспитателя:
Еще с давних пор в России было принято с 6-месячного возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.
В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: для развития мелкой моторики рук, для сенсорного развития. Многие родители слышали об этих понятиях, но что это такое знают далеко не все.
Сенсорные восприятия – это чувственные восприятия, ощущения. Под сенсорным развитием подразумевается развитие органов чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения раз личных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так же словарный запас вашего малыша.
Вы уже обратили внимание на нашу выставку? Игры, пособия, представленные здесь способствуют развитию сенсорных способностей детей. Они активно используются педагогами нашего ДОУ на занятиях и для индивидуальной работы с детьми. Но не обязательно покупать дорогие игрушки, многие пособия можно изготовить самостоятельно.
Например, вот эти вкладыши фабричного производства – яркие, хорошо моются, прочны и долговечны. А вот самодельные – изготовлены они из разных губок - яркие, разные на ощупь (шершавые или мягкие). Появляется возможность вырезать окошечки самой разной формы.
Можно на видном месте в доме повесить радугу из цветной бумаги и время от времени подносить ребенка, показывая и называя цвета (не обязательно все сразу). Лучше разметить это панно на уровне взрослого. Тогда дети не будут обрывать бумагу, а контакт, взрослый – ребенок будет обеспечен на 100%. Маме или папе придется взять малыша на руки, поднести к «радуге» и вспомнить с ребенком знакомые цвета.
Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры. Вот этому мы и будем сегодня учиться вместе с нашими детьми.
Начнем занятие с криомассажа. Его цель – снижение тонуса и уменьшение напряженности мышц. Метод прост в использовании, практически не имеет противопоказаний, за исключением острых воспалительных заболеваний.
Криомассаж «Моем игрушки»
Оснащение: по 2 ведерка – одно с кусочками пищевого льда, другое – с теплой водой, салфетки.
Ход: сначала предлагаем малышам «пошебуршать» льдинками, а затем опустить руки в теплую воду. Спросим: «Где холодная водичка?» (снова потрогать). «Где горячая водичка?» Перекладываем с детьми лед в теплую воду
В этом тазике у нас грязные игрушки.
Мы помоем их сейчас – помогите ручки!
Раз, два, три – руки поднимаем,
В другое ведерко опускаем.
Сразу же вытираем детям руки насухо.
- Игра «Сушим одежду»
(нанизывание силуэтов одежды на шнурок)
Мотивация: в теплой воде мама любит стирать одежду, в коробочках лежит одежда, ее надо повесить сушиться.
Наша мамочка стирала,
А я маме помогала.
В процессе игры называть одежду, ее цвет. Поднять шнурки, показать всем, как хорошо справились дети с заданием.
Физразминка
Игры детей с родителями в парах:
- «Хлопай в ладоши»;
- «Шагай в кольцо» (взрослый делает кольцо из сцепленных рук, а ребенок шагает или пролезает в это кольцо);
- «Самолетики» (лежа на животе на руках взрослого, ребенок изображает самолет, руки подняты в стороны, взрослый покачивает малыша);
- «Веселые зайчики» (прыжки в парах, взявшись за руки)
2. Задание: «Где живет зайка?»
Предложить потрогать вкладыши (поверхность шершавая или мягкая), открыть окошки, порадоваться зайке. Можно провести пальчиком по краю окошечка (круглое, квадратное), назвать цвет. Показать игрушку – лису.
Вот бежит лисичка, рыжая сестричка,
Ищет где же зайки, зайки - побегайки.
Лиса хочет поймать зайчика, его надо спрятать.
Заинька, зайка, маленький зайка,
Лисичку боится зайка – трусишка.
Дети закрывают окошечки, подбирая фигуру по размеру и форме.
3. Игра – забава «Туки – тук»
Мотивация: надо лису напугать, чтобы она убежала и не обижала зайчиков.
Туки-туки-туки-тук Колотушки колочу, заколачиваю, приколачиваю Ап! | Сжать кулаки и постукивать ими. Текст произносить громким голосом. Выставить указательные пальцы |
Туки-туки-туки-тук Колотушки колочу, заколачиваю, приколачиваю Ап! | Постукивать указательными пальцами, текст проговаривать нормальным голосом, Выставить мизинцы. |
Туки-туки-туки-тук Колотушки колочу, заколачиваю, приколачиваю Дзынь! | Постукивать мизинцами, Текст произносить тихо, почти шепотом, нажать на кончик носа. |
- Хотели лисичку напугать, а она смеется, ей понравились дети. Что же хочет лисичка дать детям? Мячики! Поиграем с мячиками.
Массаж рук детей колючим мячиком.
Задание родителям:
- придумайте, как при помощи мячика можно массировать ребенку руки и пальцы.
- катать вперед – назад, круговыми движениями, закручивающими движениями; можно сжимать мяч пальцами, ладонями…
Поблагодарить родителей и детей за активное участие в семинаре и предложить им памятки. Предложить родителям высказаться по поводу проведенного мероприятия, вынести решение.
Памятки для родителей:
- Начинайте и заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
- Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно.
- Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребенок начинает их делать самостоятельно.
- Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
- Поощряйте творческую активность ребенка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
- Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
- Все изделия, которые выполнил, ребенок должны стать предметом гордости, можно похвастать перед членами семьи, «покормить» кукол, подарить кому-нибудь…
«Сладкий чай»
Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.
Нанизывание
Нанизывать можно на шнурки (на мягкую проволоку, на палочки…):
- бумажные, тканевые силуэты одежды («сушим одежду»),
- фрукты и овощи – «сушим фрукты» (бумажные и кусочки натуральных)
- листочки («гербарий»)
Бельевые прищепки
Предложите ребенку помочь вам нанизать прищепки на веревку, можно прицепить прищепки на картонный круг («цветок»), на силуэт ежика.
Усложнение: цветы (ежики) могут быть разных цветов. На желтый цветок надо прицепить желтые прищепки. В следующий раз используйте другой цвет.
Тесто
- отщипывание («Покормим курочку»)
- раскатывание («конфетки»);
- сплющивание («печенье»),
- можно кусочками теста украсить мячик, тарелочку…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие восприятия детей раннего возраста
Ранее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодей...
Сенсорное восприятие детей раннего возраста.
Сенсорное развитие – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш вперв...
Игры и упражнения направленные на развития тактильного восприятия ребенка раннего возраста
Консультация для родителей педагогов на тему:...
Развитие сенсорных способностей в игре детей дошкольного возраста, а также детей с особыми образовательными потребностями.
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.Система, направленная на восприятие окружающего мира, называе...
Особенности сенсорного восприятия детей раннего возраста
Данная статья была опубликована в 2016 году в сборнике работ: "Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований"Стать...
Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира
Развитие сенсорного восприятия детей раннего возрастав условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира...
Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни
Масиер-класс для педагогов...