"Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста с нарушением зрения. Изготовление игр из бросового материал."
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)
О развитии цветовосприятия у детей раннего возраста с нарушением зрения изготавливая игры из бросового материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_po_tsvetovospriyatiyu.docx | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Удивительное рядом!» развитие цветовосприятия у детей раннего возраста с нарушением зрения посредством пособий из бросового материала.
В раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нём.
Главным средством удовлетворения данной потребности является сенсорное освоение действительности за счёт ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.
Единственный сенсорный эталон, который воспринимается только зрением – это цвет.
Маленькие дети любят цвет, эмоционально реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь малышей и помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира. Цвет вызывает у детей живой познавательный интерес.
В силу возрастных особенностей, большинство детей, поступающих в детский сад, практически не имеют понятий о цвете.
Сначала малыши учатся различать цвета по принципу «такой – не такой» в ходе сравнения. Затем, появляется навык зрительного соотнесения по цвету на расстоянии – дистантное восприятие цвета. Осуществляется выбор цвета по образцу. Позже, ранее полученные зрительные представления о цвете закрепляются в слове.
В ходе такого поэтапного знакомства с цветом, малыши постепенно научаются выделять и учитывать цвет; группировать в соответствии с образцом предметы по цвету; использовать в развивающейся речи общепринятые слова-названия цвета для обозначения цветовых свойств предметов (например, яблоки бывают красные, жёлтые и зелёные).
Однако в случае, если у ребёнка раннего возраста зрение нарушено, данный процесс осложняется и замедляется. По данным исследований, у 70-80% дошкольников с нарушением зрения, как у слабовидящих, так и у детей с функциональными расстройствами зрения нарушено восприятие цвета. Данные нарушения зависят от клинических форм нарушения зрения, их происхождения, локализации и течения.
Снижение зрения ограничивает естественную стимуляцию зрительной системы, вследствие чего ребенок лишается возможности приобрести столь же полный сенсорно – перцептивный опыт, как нормально видящий.
Значительные «пробелы» в зрительном отражении, в свою очередь, вызывают снижение эмоционального воздействия цвета, ослабляют познавательный интерес детей к окружающей среде, так востребованный в раннем возрасте.
Это, в целом, сказывается на снижении познавательной, и, как следствие – двигательной активности, а также на точности, осмысленности, константности и избирательности восприятия малыша.
В то же время, по мнению Л. П. Григорьевой, необходимым компонентом в системе развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения является цветоразличение, так как, именно развитие восприятия цвета – это основа восстановления зрительных функций, оно способствует повышению остроты центрального зрения.
Развитие зрительного восприятия с помощью цвета актуально. Оно обусловлено активным «включением» зрения в акт видения, рассматривания разнообразия цветовых свойств объектов окружающего мира, доступных в раннем возрасте.
С этой целью появляется необходимость проявления специальной коррекционно-педагогической работы по сенсорному воспитанию в области цвета.
Данная работа ставит перед собой следующие коррекционные задачи:
- формирование у детей раннего возраста с нарушением зрения точных, расчленённых цветовых эталонов (основные цвета (хроматические): красный, жёлтый, зелёный, синий; дополнительные (ахроматические): чёрный, белый);
- обогащение опыта восприятия и формирование способов обследования цветовых свойств разных предметов и предметных изображений;
- преодоление существующей трудности слияния чувственной информации с их словесной интерпретацией;
- формирование и совершенствование всех компонентов других психических функций, таких как внимание, память, мышление, эмоции и т.д.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию цветовосприятия у детей раннего возраста тесно связана с офтальмологической работой и организуется в соответствии с плеоптическим этапом лечения в данный возрастной период.
Она также предполагает строгий дифференцированный подход, в основе которого лежит разный уровень цветового восприятия, а также разный уровень психического развития каждого ребенка.
Педагог занимается с детьми индивидуально, так как, в данный возрастной период – это самая эффективная форма работы.
Формирование цветового восприятия – одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне.
*Чтобы сформировать знания по формированию восприятия цвета посредством дидактических игр у детей раннего возраста в своей группе я использую следующие технологии:
-Игровая технология, которая занимает основополагающее место в сенсорном развитии детей раннего возраста, поскольку именно в игре ребенок наиболее полноценно воспринимает окружающий мир и получает разносторонние сведения о его многообразии.
-Личностно-ориентированная технология, которая очень важна для получения положительного результата, т.к. позволяет учитывать и корректировать материал, предназначенный для усвоения, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Во время проведения дидактических игр я использую следующие методы:
-Словесный метод.
-Наглядно-действенный метод.
-Практический метод.
Процесс знакомства с цветом и формирования восприятия цвета у детей раннего возраста проходит по следующим этапам или в следующей последовательности:
1)Знакомство с цветом - акцентирование внимания на цвете предметов с называнием цвета педагогом.
2)Выделение цвета – сравнение, сличение, сопоставление и отбор предметов прикладыванием к образцу по принципу «такой -не такой- такой же».
3)Выбор по цвету по речевой инструкции – сравнение и отбор предметов по слову-названию, соединение слов-названий с конкретным цветом, введение названий в пассивный словарь.
4)Сортировка по цвету - группировка и соотнесение предметов по цвету по принципу «все такие сюда».
5)Называние цвета - закрепление слов-названий цветов, введение названий в активный словарь, применение «опредмеченных» наименований цветов (морковный, лимонный, розовый, апельсиновый, абрикосовый, сиреневый, вишневый и т. д. ).
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний с помощью дидактических игр по восприятию цвета соблюдаю некоторые необходимые условия:
- подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
-лучше всего формирование представления о цвете происходит при предъявлении предметов противоположных цветов: красного и жёлтого, красного и синего, чёрного и белого, и т.д
-лучше придерживаться следующей последовательности изучения цветов: красный и жёлтый; красный и синий, жёлтый и зелёный, чёрный и белый.
-дидактические игры, игрушки , пособия должны быть приятной фактуры, четкой формы и яркого насыщенного цвета.
-объяснение должно быть предельно кратко, т.к. лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
-эмоциональность проведения дидактических игр повышает их эффективность.
-необходимо соблюдать в обучении последовательность и постепенное усложнение материала.
-необходимо закреплять знания и умения, полученные в дидактической игре, в повседневной жизни.
Существуют традиционные дидактические игры (игры с предметами, настольно - печатные, словесные) т. е купленные в магазине; и нетрадиционные (игры - тренажёры), сделанные своими руками из бросового материала, а это: пробки от пластиковых бутылок; разного размера «петельки» от бутылок из под растительного масла; шнурки; ленты-липучки; атласные ленты; куски ткани, линолиума и. т. д.; предназначенные в первую очередь для развития мелкой моторики руки ребёнка. А также для знакомства с сенсорными эталонами: величина, форма, цвет.
Сегодня в ассортименте магазинов предоставлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей 2-3 лет, родители часто сталкиваются с рядом проблем: несоответствие данной игрушки возрасту ребёнка; направленности какой хотелось бы родителям, а также цены, как правило на такие игрушки часто доступны не всем родителям. А ведь одной игры для малыша мало, ему нужно развиваться в разных направлениях. Но вполне можно сделать в домашних условиях серию простых, доступных и интересных развивающих игр своими руками, затратив на это совсем немного времени и средств. Сейчас семейные поделки стали редкостью, а раньше это было хорошим и полезным времяпрепровождением для многих семей.
Работа по формированию цветовосприятия осуществляется посредством специально подобранных упражнений.
Сегодня я хочу представить, как можно развить цветовосприятие у детей раннего возраста с нарушением зрения посредством пособий из бросового материала.
Рассмотрим некоторые варианты игр на развитие чувства цвета, которые можно сделать родителям вместе со своими детьми, а потом обыграть их в повседневной жизни.
1. « Поставь машинку в свой гараж» или «Расставь машины в гаражи»
Цель: упражнять детей в сопоставлении, сравнении по цвету, выделении и назывании цвета предмета.
Материал: картонные втулки, акриловые краски, детские машинки соответствующих цветов.
2. «Укрась картинку».
Цель: учить детей подбирать крышки на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: пластмассовые крышки, картон, картинки насекомых и т.д.
3. «Выложи по схеме».
Цель: закреплять основные цвета, учить распределять предметы в соответствии с цветом на схеме.
Материал: пластиковые стаканы, шарики основных цветов, картон, схемы.
4. «Сделай фигуры того же цвета, как на схеме»
Цель: формировать цветовосприятие, учить различать и правильно называть основные цвета, развивать мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость.
Материалы: картон, трафареты геометрических фигур из картона, схемы с разноцветными геометрическими фигурами.
5. «Разноцветные палочки» или «Расставь палочки по домикам».
Цель: учить отбирать палочки определенного цвета, закреплять знание 4х цветов, развивать мелкую моторику рук.
Материалы: картон, пластилин четырех основных цветов, палочки от мороженого покрашенные в основные цвета.
6. «Выложи по контуру рисунок».
Цель: учить детей выкладывать на картоне силуэты заданных рисунков из гороха, развивать логическое мышление, формировать умение составлять простейшие узоры.
Материалы: картон, пластилин, горох нут.
7. «Повтори за мной».
Цель: развитие цветовосприятия, мелкой моторики рук, мышления, внимания, зрительно-моторной координации.
Материалы: картон, фигуры из цветной бумаги.
8. "Раскрась картинку"
Цель: закреплять основные цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер; воспитывать интерес к процессу и результатам работы; воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.
Материалы: пластилин, изображение контура рисунка на картоне, рисунок для образца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Монография "Развитие детей раннего возраста с нарушением зрения в группах компенсирующей направленности"
Книга адресована тифлологам, воспитателям специальных дошкольных учреждений, а также родителям, имеющим детей с нарушением зрения. Авторами представлены разработанная система и конкретные рекоме...
НОД по развитию цветовосприятия у дошкольников подготовительного возраста с нарушением зрения.
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 6-7 лет с функциональным нарушением зрения по развитию цветовосприятия....
"Игры с мячом для развития детей раннего возраста с нарушением зрения"
Игры с мячом для развития детей раннего возраста с нарушением зрения...
Структура коррекционно-развивающего занятия по развитию сенсомоторных учений у детей раннего возраста с нарушением зрения
- Лексическая тема занятия: «Фрукты»- Вид занятия: «Индивидуальное»- Тип занятия: «Игровое занятие «Формирование сенсорных эталонов»- Задачи:Формировать сенсо...
коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения
коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения.
Коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения....
Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста с нарушением зрения
Развитие сенсорного восприятия у детей ранего возраста...