ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.
Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов по темам доступным его пониманию.
Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается, и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное и в изучении русского языка. Нужно только найти это и подать детям так, чтобы побудить их самих к подобным находкам и открытиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Элементы экспериментально-исследовательской деятельности
в работе учителя-логопеда
Котрова Екатерина Александровна
Цель работы логопеда: красивая, правильная речь детей с речевыми нарушениями.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди способны общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.
Речь соединяет людей, помогает понять, познать мир. Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов по темам доступным его пониманию.
На базе нашего ГБДОУ детский сад была открыта экспериментальная площадка по теме: "Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ"
Экспериментально – исследовательская деятельность не является основной целью в работе учителя – логопеда, а выступает как инструмент.
Однако, развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается, и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Стоит только найти это и подать детям так, чтобы побудить их самих к подобным находкам и открытиям.
Алгоритм организации детского экспериментирования сформирован так - ребенок совместно со взрослым:
- ставит проблему, которую хочет решить (т. е. учится правильно задавать вопрос, ставить перед собой познавательные задачи);
- предлагает различные варианты ее решения; проверяет эти возможные решение (т. е. рассуждает, приводит различные аргументы, причем предложения должны быть построены правильно и понятно для других детей);
- подводит итоги (т. е анализирует полученную информацию, систематизирует ее).
На каждом этапе работы воспитанник активно развивает свою речь. В ходе детского экспериментирования, дошкольники учатся активно вступать в дискуссию со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения, используя в своей речи сложноподчиненными предложениями. На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.
Сегодня я предлагаю рассмотреть методы и приемы организации экспериментально –исследовательской деятельности, которые я использую на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях:
- В начале учебного года проводится опыт «Работа голосовых связок». С помощью этого опыта объясняю детям происхождение звука в голосовых связках. Если надуть шарик, потом сжать отверстие шарика пальцами, оставив небольшую дырочку, и надавить на шарик, воздух, вырываясь из шарика в дырочку, издает свист. Если мы будем по-разному растягивать отверстие, то получится разный свист. Точно так же и у нас получается звук. В результате проведения опыта дети делают вывод: воздух из легких поступает в гортань и проходит через голосовые связки.
- Как сюрпризный момент на индивидуальных занятиях дети рассматривают калейдоскоп. Разноцветные узоры очень привлекают ребят. А как они удивляются, когда им показываю, как калейдоскоп устроен. (демонстрация калейдоскопа). В банку от чипсов Лейз поставить зеркальный картон, свернутый треугольником. Между двух крышек от этих чипсов помещаю различные предметы: бусины, пайетки, бисер. Таких сменных блоков можно изготовить несколько. Калейдоскоп является сюрпризным и познавательным моментом.
- Развитие речевого дыхания. Для правильного речевого дыхания необходим длительный выдох, мы экспериментируем с трубочками и водой. Делаем вывод, что пузыри зависят не только от силы выдоха, но и от толщины трубочки.
- Развитие слухового внимания. Шумовые коробочки Монтессори - это неразборные деревянные цилиндры. Ребёнок слушает звук и подбирает цилиндр из другой шумовой коробочки с таким же звуком. Но, детям всегда интересно знать, что внутри. Тут мы видим проблему, которую можем рассмотреть с помощью кейс-технологий.
Другой вариант: я предлагаю детям самим наполнять баночки, от
киндер сюрпризов и пластилина «play doo», разнообразными крупами (фасолью, рисом, горохом, манной и гречневой крупами), бусинами, бисером и другими материалами.
- Конструирование букв. На столах – палочки, веревочки, пуговицы, прищепки. Детям предлагается выложить заданные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.
- Реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие? (Передвинуть или добавить деталь).
«Дорисуй букву» (дорисовать сломанную букву: работаем по заданию в тетради)
Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей нужно уделять работе направленной на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы, слога, слова и предложения.
Выполнение заданий имеет большое значение как для детей, так и для педагога.
Для детей:
- обеспечивают минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения - чтению;
- создают условие для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;
- развивают различные стороны психической деятельности - внимание, мышление, память, речь;
- закрепляют запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических навыков;
- формируют умение понять учебную задачу и решить ее самостоятельно;
- формируют навыки самоконтроля и самооценки.
- Игра «Слово рассыпалось».
- На доске слово с измененным порядком букв (вариант: при этом может получиться не одно слово, а несколько).
- Составь слово из слогов
- Подбор слов к заданной звуковой модели. На доске схема из неокрашенных фишек или цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме).
- «Буквы спрятались». Используя готовые буквы, выложить те, которые ребенок видит в схеме (или обвести пальцем). Найти заданную букву и разукрасить ее.
- Образование новых слов из букв данного слова. (игра «Таинственные буквы»)
- Разгадывание ребусов.
- «Логические упражнения для развития речи».
- «Если в сильный мороз шубу положить на снег. Снег растает?» Я задаю этот вопрос детям во время изучения темы «Одежда».
В начале прогулки воспитатель с ребятами на снег кладет меховую шкурку, в конце прогулки проверяют результат и делают вывод, что шуба не согревает, а задерживает тепло.
Опытно-экспериментальная работа направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития дошкольников, достижение положительных результатов практической деятельности.
В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки. В ходе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Огромное влияние опытно-экспериментальная деятельность оказывает и на развитие речи детей.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ используются игры-эксперименты. Через эти игры реализуются следующие задачи:
- развивать у детей мыслительные операции - анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- развивать речь детей, обучать их вопросительной форме речевого взаимодействия;
- расширять и углублять информацию об окружающем мире;
- формировать потребность в организации познавательного общения со взрослым;
- развивать абстрактное и логическое мышление детей;
- учить ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и сделать вывод.
Приведу еще несколько примеров игр-экспериментов, используемых на логопедических занятиях в группе с ОНР, которые связаны с изучаемой лексической темой.
- Игры-эксперименты с мячом.
Варианты эксперимента:
а) возьмем два одинаковых по размеру мяча, только один из резины, второй - из пластмассы.
Вопрос: какой из мячей при ударе об пол будет скакать?
Дети ударяют поочередно мяч об пол и делают выводы.
б) Два мяча, одинаковые по размеру и оба резиновые. В одном из мячей сделаем дырочку, что произойдет?
А сможет ли такой мяч прыгать, скакать? Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом обычным. Есть ли разница, в чем причина? Делаем вывод.
в) Утопить в воде спущенный мяч, обычный, металлический: какой из мячиков будет плавать, тонуть?
C помощью демонстрации подтверждаем правильный ответ. Делаем выводы.
- «Какими способами может передвигаться человек?» (тема «Человек. Части тела»)
Дети должны придумать разные способы передвижения и добраться до стола. Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвижения.
Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, на четвереньках, на корточках, протанцевать, перекатиться и т.д.
- Игры-эксперименты во время рисования.
˗ эксперимент с обычными мелками, который оказался не только интересным, но и полезным. Сухие мелки плохо рисуют на бумаге, но, если их подержать в сладкой воде, они рисуют ярко и красиво.
˗ эксперимент с карандашами
Ребята набрали воду в полиэтиленовый пакет, я задала вопросы: «Как вы думаете, вода выльется, если пакет проткнуть карандашом? А несколькими карандашами? И другие.
- «Откуда берется сливочное масло?» (тема «Труд на селе зимой»)
Дети самостоятельно сбивали сливочное масло тремя разными способами:
- Вращали рукоятку маслобойки
- Взбивали сливки деревянной ложкой в миске.
- Трясли стеклянную банку
С детьми с общим недоразвитием речи мы предварительно на индивидуальных занятиях проговариваем и отрабатываем комментарии к различным этапам опыта.
Эти эксперименты интересны и увлекательны. Они мотивируют детей говорить. Это несколько примеров использования элементов экспериментально-исследовательской деятельности в совместной работе учителя –логопеда и воспитателей логопедической группы.
Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приемы и методы, создаются благоприятные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в познавательной, эмоционально-волевой сферах. Экспериментирование является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Благодаря экспериментальному виду деятельности, речь детей становится более содержательной, более выразительной, правильно построенной. Широкое применение экспериментальной деятельности в своей работе поможет нам подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации.
Список использованной и рекомендуемой литературы
- Зуева Л. Н., Костылева Н. Ю., Солошенко О. П. Занимательные упражнения по развитию речи. М., Астрель-АСТ, 2001.
- Колесникова Е.В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. М., 2003.
- Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М., 2000.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма детей. СПб., 1995.
- Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Азбука. Самара, 1997
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 слов для фонетического (звукобуквенного) разбора. Развитие фонематического слуха. М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, ...
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый ...
План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»
создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Развития познавательной деятельности детей с недостатком слуха в процессе экспериментирования....
Метод экспериментирования как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Презентация "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ТНР"...
Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Предлагаемая разработка содержит теоретический и практический материал, раскрывающий разнообразные формы исследовательской работы....