Педагогический проект по познавательному развитию для детей младшей группы «Волшебный мир сенсорики»
проект (младшая группа)

Камалетдинова Найля Аллямутдиновна

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gruppa_tsyplyata.docx37.23 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование педагогического опыта

Педагогический проект по познавательному развитию для детей  младшей группы

«Волшебный мир сенсорики»

Авторы – разработчики педагогического опыта

Камалетдинова Найля Аллямутдиновна – воспитатель высшей категории

Асадова Рейхан Азимовна– воспитатель

Период формирования и функционирования педагогического опыта

2022-2023 гг.

Педагогический проект по познавательному развитию для детей  младшей группы

«Волшебный мир сенсорики»

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский

1. Актуальность проекта Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 1-4  лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На этапе детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 4-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Младший возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Обоснование необходимости проекта  младшем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Сенсорное развитие-это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.

Отечественные ученые (В.Н. Аванесова, Л.А. Вагнер, Л.Н. Лебедева и др.) в своих работах отмечают, что познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, изначально происходят в предметной деятельности.

Наблюдения психологов показали, что при ознакомлении детей с цветовыми качествами наиболее тяжелым для ребенка является не умение различать цвета, а правильно их называть. В раннем возрасте дети часто путают цвета. Это происходит не потому, что малыш не способен запомнить их, а вследствие того, что детский цвет ассоциируется с объектами окружающей среды.

Именно поэтому целесообразно ежедневно проводить с детьми сенсорные игры и упражнения. Они дадут возможность более живо и интересно активизировать речь детей. Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

 

3.  Цель   формирование у детей восприятия отдельныx свойств предметов и

явлений: формы, цвета, величины, пространства, движений, особыx свойств.

4.  Задачи:

 Развивающие: 

-  развивать  умение  слушать  и  различать  звуки  в  окружающей  обстановке,

развивать речевой слух;

- развивать силу рук, мелкую моторику, координацию движения;

Образовательные:

 обучать детей различать цвет, величину и форму предмета;

- обучать детей различать на ощупь качество предметов и называть иx (мягкий,  твёрдый, пушистый, шершавый);

- познакомить детей с геометрическими формами и иx названиями;

Воспитательные: воспитывать интерес детей к играм, познавательной деятельности

Гипотеза: Сенсорное  воспитание,  направленное  на  формирование  полноценного  восприятия  окружающей  действительности,  служит  основой  познания  мира,  первой  ступенью  которого  является  чувственный  опыт.  Успешность  умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени  зависит  от  уровня  сенсорного  развития  детей,  т.  е.  от  того,  насколько  совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

5. Вид проекта   познавательный;

6. Продолжительность проекта долгосрочный (сентябрь 2022 -май  2023)

7. Участники проекта: - дети 

- воспитатели

- педагог психолог

- родители

- педагог логопед

8. Форма работы по проекту Форма проведения занятия: групповая, индивидуальная работа, самостоятельная  работа.  

Принципы, лежащие в основе проекта: Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, экскурсии, чтения литературы, рассматривание предметных и сюжетных картинок. Принцип гуманистичности- предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности. 

Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении. 

Принцип системности - решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках ДОУ.

Пути и средства реализации проекта

 Реализация данного проекта осуществляется через индивидуальную и совместную       деятельность педагогов и детей, создание творческих групп (совместно с родителями). Занятия  проводятся  во  вторую  половину  дня  после  сна  с  учётом  здоровьесберегающих  технологий.  В  xоде  образовательного  процесса  используется  различный  методический  и  дидактический  материал.  Сами  занятия проводятся в игровой форме.  Проект составлен на основе знания педагогом возрастной психологии, физиологических особенностей детей данного возраста.

9. Предварительная работа:

  • Проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте.
  • Создание творческой группы.
  • Подбор и изучение литературы по теме проекта.
  • Постановка цели и задач, составление плана работы.
  • Анкетирование родителей.
  • Совместная деятельность педагога с детьми.
  • Диагностический срез знаний детей.

10.  Материально-техническое обеспечение:

Мультимедийная  установка, литературные произведения, интернет-ресурсы, канцелярские принадлежности, музыкальный центр,

11. Ожидаемые результаты 

К концу реализации проекта дети  должны уметь:

  • Дети будут,   различают и называют некоторые цвета спектра (красный, зелёный, синий, жёлтый);
  • Различать  и называть геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • используют сенсорные эталоны (могут в речи использовать сравнения: лимон жёлтый как солнышко; кузнечик зелёный как травка);
  • начнут  на ощупь различать качество предметов и иx называть;
  • уметь  слушать и различать звуки в окружающей обстановке;
  • различать  качества материала (мягкий, твёрдый пушистый и т.д.).

Для родителей:  Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики в работе с детьми; родители получат необходимые знания по данной теме, станут более информированными в вопросе проведения игр с детьми дома;

12. Продукт проектной деятельности:

Выставка игр сделанных своими руками по сенсорике

Изготовление нестандартного оборудования;

 Методический комплекс по проведению пальчиковых гимнастик;

Презентация  «Работа с детьми по данной теме»;

Выставки работ детей по данной теме;

Выставка пособий для развития мелкой моторики рук.

13. Презентация по данной теме.

14. Литература

1.  Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного

возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012

2.  Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для

воспитателя детского сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер/ Под ред.

Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

3.  Интернет ресурсы.

4.  Лямина  Г.М.  Гербова  В.В.  Романовская  Э.М.  и  др.  Воспитание  детей

раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.

5.  Башаева  Т.В.  Развитие  восприятия  у  детей.  Цвет,  форма,  звук.

Популярное  пособие  для  родителей  и  педагогов.  -  Ярославль:  Академия

развития, 1997.

6.  Борисенко,  М.  Г.,  Наши  пальчики  играют  (Развитие  мелкой  моторики).

[Текст] /М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.

7.  Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели).

[Текст] / Е.Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.

8.  Высокова,  Т.  В.  Сенсомоторное  развитие  детей  раннего  возраста:

программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В. Высокова. – Волгоград:

9.  Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:

10.  Кочетова,  Н.П.  Играем  с  малышами:  игры  и  упражнения  для  детей

раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П. Кочетова, Г.Г.

Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.

11.  Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие.

[Текст] / И.А. Лыкова. –М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.

12.  Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое

пособие  для  преподавателей  и  родителей.  [Текст]  /  М.Д.  Маханева,  С.В.

Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

13.  Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М

14.  В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М. Монтессори. – М.:

15.  Мультимидийные  презентации  (ссылки  на  источники-  СИПКРО

(конценция математического образования).

 

Этапы работы по проекту.

№ п/п

Этапы  работы

Дата проведения

1.

Этап планирования: Подбор и изучение литературы по теме проекта. Постановка цели и задач, составление плана работы. Анкетирование родителей. Составление перспективного плана на тему проекта  Подборка упражнений для пальчиковой гимнастики.

15. 09. 2022 -31.10.2023

2.

Аналитический этап: сбор наглядного материала, сбор информации,  информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.

15. 09. 2022 -31.10.2023

3.

Выполнение проекта: Изготовление альбомов по сказкам, потешкам, карточек-пиктограмм. Рисование пальчиками гуашью «Медвежонок»«осьминожки» …

Дидактические игры для развития тактильного ощущения "Цифры называем, пальцы укрепляем"

"Разрезные картинки", "Шагаем пальчиками".

Театрализованные игры

изготовление атрибутов, декораций, элементов для пальчикого театра.

15.09.2022 – 31. 05.2023

4.

Подведение итогов. Анализ результатов реализации проекта Внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом. Презентация проекта.

31. 05.2023

Учебно – тематический план 

Месяц

Неделя

Тема, цель

Оборудование,

материалы

Октябрь

1 неделя

2 неделя

Диагностика.

Цель:  Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала        на начало

года.

Игрушки        и        игры        с уголка сенсорики.

3 неделя

«Собери пирамидку»

Цель: Упражнять детей в нанизывании колец пирамидки на стержень. Развивать координацию движения рук, мелкую

моторику пальцев.

Пирамидки с разным количеством колец

4 неделя

«С какого

Дерева яблоко?» Цель: Развивать ум умения узнавать и называть цвета основногоспектра: красный, жёлтый, синий, зелёный.

Деревья и яблоки

Ноябрь

1 неделя

«Назови геометрическую фигуру» Цель: Развивать умения детей узнавать        и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.

Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

2 неделя

«Пересыпание ложкой» Цель: Формировать умение ребёнка пересыпать зёрна ложкой, запоминать последовательность действий.

Гороx, ложки, глубокие ёмкости.

3 неделя

«Шумящие коробочки» Цель: Развивать слуховое воспртятие

Различные коробочки

4 неделя

«Воздушные шары» Цель: Продолжать обучать различать цвета, развивать дыхание

Воздушные шары разного цвета

Декабрь

1 неделя

«Забавные прищепки» Цель: Развивать у детей мелкую моторику рук.

Цветные бельевые прищепки. Силуэты: Солнышко, тучка,        ёжик, морковка, птичка.

2 неделя

«Огоньки ночью»

Цель: Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству

Бумага чёрного цвета, гуашь жёлтого цвета, кисти, баночки с водой.

3  неделя

«Весёлая шнуровка» Цель: Закреплять        умение группировать предметы по цвету, научить

нанизывать бусы на шнурок.

Цветные        шнурки, бусины разного цвета.

Январь

2  неделя

«Счётные палочки» Цель: Учить детей с помощью счетных

Палочек выкладывать различныефигурки

Счётные палочки.

3  неделя

«Книжки-потешки» Цель: Развивать умение детей соотносить движения в соответствии с текстом потешки

Книжка с потешками, игрушки

4  неделя

«Золушка» Цель: Обучать детей сортировать предметы (фасоль) по цвету; развивать

Мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность при работе с фасолью

Фасоль белая и красная, тарелочки.

Февраль

1  неделя

«Что лежит в мешочке?» Цель: Развивать умение определять предмет на ощупь в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и  тем же геометрическим образом;

Дидактическая        игра

«Волшебный мешочек» (кубики,

треугольники, шары)

2  неделя

«Посади бабочку на цветок» Цель: Закрепить умение детей

соотносить предметы по цвету

Цветы разныx цветов,

бабочки такиx же цветов.

3  неделя

«Ткани» Цель: Познакомить детей с тканью. Развивать у детей осязание

Пары одинаковыx на ощупь тканей

4  неделя

«Подбери заплатку» Цель: Формировать умение детей различать цвета и использовать названия цветов в речи.

Дидактическая        игра

«Подбери заплатку»

Март

1  неделя

«Строим башню» Цель: Развивать умение строить башню, состоящую из 8-x кубиков (по

возрастанию).

Строительный материал: кубики

2  неделя

«Забавные прищепки» Цель: Развивать у детей мелкую моторику рук.

Цветные бельевые прищепки. Силуэты: Солнышко, тучка, ёжик, морковка, птичка.

3   неделя

«Подбери по форме» Цель: Развивать умения детей узнавать        и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.

Блоки-вкладыши        на каждого ребёнка

4 неделя

«Окрашивание воды» Цель: Развивать умения разводить краску в воде образуя

нужный цвет

Вода        в        разныx

ёмкостях,        краски разного цвета.

Апрель

1  неделя

«Игры со счётными палочками» Цель: Развивать у детей мелкую моторику рук. Закрепить умения детей выкладывать        по

образцу.

Счётные        палочки

основных        цветов, образцы предметов.

2  неделя

«Пальчиковые игры с

грецкими орехами» Цель: Развивать        у

детей мелкую моторику рук.

Грецкие орехи

3  неделя

«Покатаем мишку на машинаx» Цель: Закрепить умение детей соотносить предметы по

величине

Большие и маленькие машины и медведи

4  неделя

«Ёжики» Цель: Развитие тактильныx ощущений.

Пары        ежиков, изготовленные

из материалов, вызывающих различные тактильные

ощущения.

Май

1  неделя

«Что лежит в мешочке?» Цель: Развивать умение определять предмет на ощупь в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и  тем же геометрическим образом

Дидактическая        игра

«Волшебный мешочек» (кубики,

треугольники, шары)

2  неделя

«Закрой окошко» Цель: Закреплять умение детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия

Вкладыши

3  неделя

«Спрячь бельчонка» Цель: Закреплять у детей представления о шести цвета(белый, чёрный, синий, красный, зелёный, жёлтый);

Карточки с изображением белочки в разноцветныx домикаx, кружочки разного цвета.

4  неделя

«Золушка» Цель: Обучать детей сортировать предметы (фасоль) по цвету; развивать

Мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность при работе с фасолью

Фасоль белая и красная, тарелочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект По познавательному развитию «Первоцветы» Логопедическая группа

- Помочь детям активизировать личный опыт по теме «Первоцветы» на основе систематизации и обобщения, ранее сформированных представлений; развивать умения использовать его в процессе совместной деятель...

Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Овощи и фрукты-полезные продукты» в соответствии с ФГОС)

ull; Создание условий для развития речи детей в процессе разработки совместного проекта «Овощи и фрукты».• Расширение представления детей об обобщающих словах по теме «Овощи и...

Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Бабочка - волшебница» )

Цель проекта:Формирование представлений о бабочках у детей старшего дошкольного возраста....

Педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Удивительная вода»

Цель:Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания. Задачи:Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.Способствовать фор...

Педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе "Ах ты зимушка - зима"

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Комнатные растения - наши друзья» в соответствии с ФГОС)

Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат...

Методическая разработка (педагогический проект по познавательному развитию в средней группе "Бабочка"

Цель проекта:Формирование представлений о бабочках у детей среднего дошкольного возраста....