консультация для педагогов"безопасное поведение дошкольников в природе"
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 429»
Консультация для воспитателей
«Безопасное поведение дошкольников
в природе»
Подготовила и провела:
Воспитатель Захарова Н.И.
город Нижний Новгород
2021 г.
В Федеральных государственных образовательных стандартах к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», направленное на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:
- Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников.
- Разработка превентивных или предупредительных мер.
- Ликвидация возможных последствий.
Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать: при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Авторы примерной образовательной программы «Детство» предполагают в разделе “Экологическое воспитание” с младшей группы давать детям знания о целостности живого организма, развивать навыки безопасного общения с природными объектами. В старшем возрасте учитываются задачи безопасного поведения в природе и роль человека в сохранении целости конкретной экологической системы, дети знакомятся с правилами поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение). При чтении художественной литературы в старшем возрасте детей знакомят с такими произведениями, как “Кошкин дом”, “Пожар” С.Маршака и др., в которых могут оценить поведение героя с точки зрения его безопасности и сравнить со своим поведением и своим жизненным опытом. Отдельного раздела по воспитанию у детей безопасного поведения в программе нет, хотя в каждом разделе можно найти материал для использования в работе по обучению дошкольников правилам безопасного поведения.
Программа Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, которая разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. Программа состоит из 6 разделов: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок и природа”, “Ребенок дома”, “Здоровье ребенка”, “Эмоциональное благополучие ребенка”, “Ребенок на улицах города”. В каждом разделе даны темы, раскрывающие его основное содержание.
В разделе «Ребёнок и природа» работа ведётся по следующим блокам:
- В природе всё взаимосвязано
- Загрязнение окружающей среды
- Ухудшение экологической обстановки
- Бережное отношение к живой природе
- Ядовитые растения
- Контакты с животными
- Восстановление окружающей среды.
Авторы программы в работе предлагают использовать различные методы, включая:
- Дидактические игры;
- Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
- Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
- Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
- Применение видеоматериалов;
- Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста строится на следующих принципах: системности; сезонности; учета возрастных особенностей; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.
Так же, говоря о формировании знаний безопасного поведения ребенка в природе, в первую очередь подразумеваем правильное поведение в лесу и на воде. Это природные зоны, особо требующие внимания и особо опасны, если не знать основ грамотного и безопасного поведения.
Бывая с детьми на экскурсии или на пикнике в лесу, ознакомьте ребенка с правилами безопасного поведения. Следует особое внимание уделить растениям. Рассказать, что не все ягоды и растения, а также грибы, можно употреблять в пищу. Дать представления о хищных и опасных лесных обитателях. Рассказать о том, что, находясь в лесу, нельзя разжигать костер и к чему это может привести, нельзя шуметь и привлекать внимание диких животных, нельзя рушить звериные норки, муравейники и ломать деревья (они тоже могут быть чьим-то домиком).
Купание – одно из излюбленных занятий малышей. Однако это и очень опасное мероприятие. Работа по формированию безопасного поведения на воде должна проводится с родителями в предотпускной период. Следует ознакомить родителей и детей с основными правилами безопасного поведения на воде. К таким правилам относятся: купаться можно только в специально отведенном для этого месте, ни в коем случае нельзя заплывать за буйки, нырять вниз головой, баловаться, заходить в водоём без присмотра взрослых.
Эти правила помогут ребенку безопасно и весело проводить время на природе.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
-игры – занятия;
-беседы;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций по теме;
-наблюдения;
-экскурсии;
-сюжетно – ролевые игры;
-настольные, дидактические, подвижные игры;
-игры - тренинги;
-просмотр мультфильмов;
-трудовая деятельность;
-продуктивная деятельность;
-отгадывание загадок;
-развлечения;
-досуги;
Рекомендации по организации образовательной работы по формированию безопаснго поведения в природе.
Вид деятельности | Дидактические методы и приёмы |
Игровая деятельность | Дидактические игры «Хорошо-плохо», «Можно - нельзя», «Вкусно – опасно», «Да - нет», «Внимание-опасность!». |
Познавательно-исследовательскаядеятельность | Наблюдения за изменениями в жизни животных, птиц. Опыт: «Чем можно тушить огонь?». Беседа «Ребенок и природа». |
Развитие речи | Общение: «Если случился пожар», «Ребенок потерялся», «Береги своё здоровье и жизнь». Создание и решение проблемных ситуаций. Беседы о безопасном поведении в природе: «Гроза», «На воде», «Осторожно – ядовитые растения!», «Заблудился в лесу», «Животные - полезные и опасные». |
Чтение художественной литературы | С. Маршак «Пожар», А. Толстой «Девочка и разбойники», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Л. Толстой «Как меня в лесу застала гроза», А. Дмитриева. «Бездомная кошка»; В. Бианки. «Ёж-спасатель»; В. Сутеев. «Палочка-выручалочка», «Под грибом»; А. Усачёв. «Рассказ водолаза»; Л. Толстой. «Как меня в лесу застала гроза», Ф. Тютчев. «Весенняя гроза». |
Художественно- эстетическая д-ть | Фантазирование по мотивам сказки С. Маршака «Кошкин дом»; инсценирование русских народных сказок, литературных произведений; музыкальное развлечение «Лисичка со спичками» |
Физическое развитие | Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели». Игровые упражнения «Потуши огонь». |
Развивающая среда | Настольные, дидактические игры, необходимые атрибуты для сюжетно – ролевых игр, тематические альбомы, иллюстрации, книги, плакаты, папки- передвижки, предметные картинки с изображениями опасных и безопасных предметов, схемы- памятки вызова службы спасения. |
Продуктивная деятельность | Ручной труд: изготовление схем- моделей различных памяток, охранных знаков. Рисование: «Как мы ходили в лес», «Как я отдыхал на море». |
Успешность освоения воспитанниками образовательных программ по формированию основ безопасного поведения в природе можно определить с помощью вопросов:
- Какие опасности могут подстерегать в лесу? Что делать если заблудился? Где можно прятаться во время грозы?
- Как нужно вести себя на воде летом? Зимой? Как нужно пользоваться водой?
- Каких насекомых ты знаешь? Где они живут? Можно ли их трогать? Почему?
- Можно ли гладить бездомную кошку или собаку? Почему? Что нельзя делать при общении с кошкой или собакой?
- Какие лекарственные растения ты знаешь? Какие ядовитые? Назови съедобные грибы. Назови несъедобные грибы.
Перспективное планирование по безопасности
(старший дошкольный возраст)
Программа: "Безопасность"
Авторы: Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.
Месяц | Раздел программы | Тема | Цель |
Сентябрь | 2.1. В природе всё возможно | «Мы – часть природы», «Съедобные и несъедобные грибы» | Развивать у детей понимание того, что человек – часть природы, формировать природоохранное и безопасное поведение вовремя прогулки в лес. Стр. 77 «Безопасность» |
2.4. Бережное отношение к живой природе | «Как ухаживать за растениями нашего цветника» | Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению. Стр. 73. «Безопасность» | |
Октябрь | 2.6. Контакты с животными | «Кошка и собака– наши соседи» | Учить детей понимать состояние и поведение животных: знать, как обращаться с ними. Стр. 40 «Как обеспечить безопасность дошкольника» |
Январь | 2.1. В природе всё возможно | «Опасные ситуации на водоёмах зимой» | Предостеречь детей от опасностей игр на замёрзших реках, выходах на лёд. |
5.2.Детские страхи | «Страшно – не страшно!» | Научить детей справляться со своими страхами. Стр. 110. «Безопасность» | |
Апрель | 2.1. В природе всё возможно | «Когда мы едем к реке, на озеро, на море» | Воспитывать у детей правоохранное поведение в природе, формировать безопасное поведение у воды. Стр. 60. «КОБД» |
Май | 2.4. Бережное отношение к природе | «Насекомые» «Взаимодействие и взаимосвязь в природе» | Дать знания о правилах поведения при встрече с различными насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых. Стр. 36 «КОБД», СТР.70 «Безопасность» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование безопасного поведения дошкольников в природе
формирование безопасного поведения дошкольников в природе...
Консультация для педагогов "Безопасное поведение в природе"
В Федеральных государственных образовательных стандартах к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено содержание образовательной области «Социально...
Педагогический проект "Основы безопасного поведения дошкольников в природе"
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не усвоенные знания, но и...
Консультация для педагогов "Азбука формирования безопасного поведения дошкольников"
Материал содержит этапы формирования безопасного поведения дошкольников, примерные вопросы диагностической беседы с детьми подготовительной группы....
Теоретические основы формирования безопасного поведения дошкольников в природе
Статья на тему:"Теоретические основы формирования безопасного поведения дошкольников в природе"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ "Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством различных видов игр"
консультация для воспитателей по обж...
Консультация для педагогов: «Безопасное поведение ребенка на дороге»
Добрый день, уважаемые коллеги!Представляю вашему вниманию консультацию: «Безопасное поведение ребенка на дороге».В условиях автомобилизации среди жертв ДТП, к сожалению, много детей дошко...