консультация для педагогов"безопасное поведение дошкольников в природе"
консультация

Захарова Наталья Ивановна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezopasnoe_povedenie_v_prirode_1.doc422.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 429»

Консультация для воспитателей

«Безопасное поведение дошкольников  

в природе»

Изображение выглядит как человек, внутренний, люди, группа  Автоматически созданное описание

                                                                             Подготовила и провела:

                                                                              Воспитатель Захарова Н.И.

город Нижний Новгород

2021 г.

В Федеральных государственных образовательных стандартах к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  определено содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»,  направленное на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:

  1. Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников.
  2. Разработка превентивных или предупредительных мер.
  3. Ликвидация возможных последствий.

Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать: при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:

Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.

Авторы примерной образовательной программы «Детство» предполагают в разделе “Экологическое воспитание” с младшей группы давать детям знания о целостности живого организма, развивать навыки безопасного общения с природными объектами. В старшем возрасте учитываются задачи безопасного поведения в природе и роль человека в сохранении целости конкретной экологической системы, дети знакомятся с правилами поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение). При чтении художественной литературы в старшем возрасте детей знакомят с такими произведениями, как “Кошкин дом”, “Пожар” С.Маршака и др., в которых могут оценить поведение героя с точки зрения его безопасности и сравнить со своим поведением и своим жизненным опытом. Отдельного раздела по воспитанию у детей безопасного поведения в программе нет, хотя в каждом разделе можно найти материал для использования в работе по обучению дошкольников правилам безопасного поведения.

Программа Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, которая разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. Программа состоит из 6 разделов: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок и природа”, “Ребенок дома”, “Здоровье ребенка”, “Эмоциональное благополучие ребенка”, “Ребенок на улицах города”. В каждом разделе даны темы, раскрывающие его основное содержание.

 В разделе «Ребёнок и природа» работа ведётся по следующим блокам:

  1. В природе всё взаимосвязано
  2. Загрязнение окружающей среды
  3. Ухудшение экологической обстановки
  4. Бережное отношение к живой природе
  5. Ядовитые растения
  6. Контакты с животными
  7. Восстановление окружающей среды.

Авторы программы в работе предлагают использовать различные методы, включая:

  1. Дидактические игры;
  2. Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
  3. Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
  4. Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
  5. Применение видеоматериалов;
  6. Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста строится на следующих принципах: системности; сезонности; учета возрастных особенностей; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.

Так же, говоря о формировании знаний безопасного поведения ребенка в природе, в первую очередь подразумеваем правильное поведение в лесу и на воде. Это природные зоны, особо требующие внимания и особо опасны, если не знать основ грамотного и безопасного поведения.

Бывая с детьми на экскурсии или на пикнике в лесу, ознакомьте ребенка с правилами безопасного поведения. Следует особое внимание уделить растениям. Рассказать, что не все ягоды и растения, а также грибы, можно употреблять в пищу. Дать представления о хищных и опасных лесных обитателях. Рассказать о том, что, находясь в лесу, нельзя разжигать костер и к чему это может привести, нельзя шуметь и привлекать внимание диких животных, нельзя рушить звериные норки, муравейники и ломать деревья (они тоже могут быть чьим-то домиком).

Купание – одно из излюбленных занятий малышей. Однако это и очень опасное мероприятие. Работа по формированию безопасного поведения на воде должна проводится с родителями в предотпускной период. Следует ознакомить родителей и детей с основными правилами безопасного поведения на воде. К таким правилам относятся: купаться можно только в специально отведенном для этого месте, ни в коем случае нельзя заплывать за буйки, нырять вниз головой, баловаться, заходить в водоём без присмотра взрослых.

Эти правила помогут ребенку безопасно и весело проводить время на природе.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

-игры – занятия;

-беседы;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций по теме;

-наблюдения;

-экскурсии;

-сюжетно – ролевые игры;

-настольные, дидактические, подвижные игры;

-игры - тренинги;

-просмотр мультфильмов;

-трудовая деятельность;

-продуктивная деятельность;

-отгадывание загадок;

-развлечения;

-досуги;

Рекомендации по организации образовательной работы по формированию безопаснго поведения в природе.

Вид деятельности

Дидактические методы и приёмы

Игровая деятельность          

Дидактические игры «Хорошо-плохо», «Можно - нельзя», «Вкусно – опасно», «Да - нет»,  «Внимание-опасность!».

Познавательно-исследовательскаядеятельность

Наблюдения за изменениями в жизни животных, птиц. Опыт: «Чем можно тушить огонь?». Беседа «Ребенок и природа».

Развитие речи

Общение:  «Если случился пожар», «Ребенок потерялся», «Береги своё здоровье и жизнь». Создание и решение проблемных ситуаций. Беседы о безопасном поведении в природе: «Гроза», «На воде», «Осторожно – ядовитые растения!», «Заблудился в лесу», «Животные - полезные и опасные».

Чтение художественной литературы

С. Маршак «Пожар», А. Толстой «Девочка и разбойники», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Л. Толстой «Как меня в лесу застала гроза», А. Дмитриева. «Бездомная кошка»; В. Бианки. «Ёж-спасатель»; В. Сутеев. «Палочка-выручалочка», «Под грибом»; А. Усачёв. «Рассказ водолаза»;   Л. Толстой. «Как меня в лесу застала гроза», Ф. Тютчев. «Весенняя гроза».

Художественно- эстетическая д-ть

Фантазирование по мотивам сказки С. Маршака «Кошкин дом»; инсценирование русских народных сказок, литературных произведений; музыкальное развлечение «Лисичка со спичками»

Физическое развитие

Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели».  Игровые упражнения «Потуши огонь».

Развивающая среда

Настольные, дидактические игры,  необходимые атрибуты для сюжетно – ролевых игр, тематические альбомы, иллюстрации, книги, плакаты, папки- передвижки, предметные картинки с изображениями опасных и безопасных предметов, схемы- памятки вызова службы спасения.

Продуктивная деятельность

Ручной труд: изготовление схем- моделей различных памяток, охранных знаков. Рисование: «Как мы ходили в лес», «Как я отдыхал на море».

Успешность освоения воспитанниками образовательных программ по формированию основ безопасного поведения в природе можно определить с помощью вопросов:

- Какие опасности могут подстерегать в лесу? Что делать если заблудился? Где можно прятаться во время грозы?

- Как нужно вести себя на воде летом? Зимой? Как нужно пользоваться водой?

- Каких насекомых ты знаешь? Где они живут? Можно ли их трогать? Почему?

- Можно ли гладить бездомную кошку или собаку? Почему? Что нельзя делать при общении с кошкой или собакой?

- Какие лекарственные растения ты знаешь? Какие ядовитые? Назови съедобные грибы. Назови несъедобные грибы.

Перспективное планирование по безопасности

(старший дошкольный возраст)

Программа: "Безопасность"
Авторы: Авдеева Н.Н.,  Князева О.Л., Стеркина Р.Б.

Месяц

Раздел программы

Тема

Цель

Сентябрь

2.1. В природе всё возможно

«Мы – часть природы», «Съедобные и несъедобные грибы»

Развивать у детей понимание того, что человек – часть природы, формировать природоохранное и безопасное поведение вовремя прогулки в лес. Стр. 77 «Безопасность»

2.4. Бережное отношение к живой природе

«Как ухаживать за растениями  нашего цветника»

Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению. Стр. 73. «Безопасность»

Октябрь

2.6. Контакты с животными

«Кошка и собака– наши соседи»

Учить детей понимать состояние и поведение животных: знать, как обращаться с ними. Стр. 40 «Как обеспечить безопасность дошкольника»

Январь

2.1. В природе всё возможно

«Опасные ситуации на водоёмах зимой»

Предостеречь детей от опасностей игр на замёрзших реках, выходах на лёд.

5.2.Детские страхи

«Страшно – не страшно!»

Научить детей справляться со своими страхами. Стр. 110. «Безопасность»

Апрель

2.1. В природе

всё возможно

«Когда мы едем к реке, на озеро,  на море»

Воспитывать у детей правоохранное поведение в природе, формировать безопасное поведение у воды. Стр. 60. «КОБД»

Май

2.4. Бережное отношение к природе

«Насекомые»

«Взаимодействие и взаимосвязь

в природе»

Дать знания о правилах поведения при встрече с различными насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых. Стр. 36 «КОБД», СТР.70 «Безопасность»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование безопасного поведения дошкольников в природе

формирование безопасного поведения дошкольников в природе...

Консультация для педагогов "Безопасное поведение в природе"

В Федеральных государственных образовательных стандартах  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  определено содержание образовательной области «Социально...

Педагогический проект "Основы безопасного поведения дошкольников в природе"

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не усвоенные знания, но и...

Консультация для педагогов "Азбука формирования безопасного поведения дошкольников"

Материал содержит этапы формирования безопасного поведения дошкольников, примерные вопросы диагностической беседы с детьми подготовительной группы....

Теоретические основы формирования безопасного поведения дошкольников в природе

Статья на тему:"Теоретические основы формирования безопасного поведения дошкольников в природе"...

Консультация для педагогов: «Безопасное поведение ребенка на дороге»

Добрый день, уважаемые коллеги!Представляю вашему вниманию консультацию: «Безопасное поведение ребенка на дороге».В условиях автомобилизации среди жертв ДТП, к сожалению, много детей дошко...