Консультация для педагогов: «Безопасное поведение ребенка на дороге»
консультация
Добрый день, уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию консультацию: «Безопасное поведение ребенка на дороге».
В условиях автомобилизации среди жертв ДТП, к сожалению, много детей дошкольного возраста. Следовательно, необходимо уберечь их от транспортных средств, научить безопасному поведению на дороге.
Первым учителем, который может помочь обществу решить данную проблему-это воспитатель. Он прививает устойчивые навыки безопасного поведения ребенка на дороге. Проблема обучения детей в детском саду включает некоторые особенности. От воспитателя требуется не столько обучение детей знанию правил, сколько обучение действовать безопасно. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.
Только совместными усилиями воспитателей и родителей, посредством знания, терпения и такта - возможно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом не исказив их содержания.
Навыки и привычки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, помогут ему несколько позже приобрести знания.
Навык – это способность ребенка в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, без специально направленного внимания, хотя и под контролем сознания, путем многократного повторения.
Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в отдельных ситуациях приобретает для человека характер потребности. Привычки могут складываться как в результате своих наблюдений и опытов, так и в результате воспитания других лиц. Они могут иметь как положительное отношение к модели своего поведения, так и отрицательное.
Модель поведения ребенка на дороге должна характеризоваться навыком, а отношение к выполнению правил безопасного движения должно стать положительной привычкой: переходя проезжую часть, убедиться в отсутствии транспортных средств слева и справа, в отсутствии ограждения дороги и разделительной полосы, а затем переходить. Отрицательное отношение к выполнению правил безопасного движения становится привычкой переходить проезжую часть в любом месте как при наличии транспортных средств слева и справа, так и при наличии ограждений проезжей части и газонов на ее разделительной полосе.
Знания – это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для безопасного движения по дороге. Нужный для ребенка объем знаний приобретается в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, ребенок не может безопасно ходить по дороге. Для этого ему нужно владеть специальными навыками и положительными привычками, переданными воспитателем и родителями.
Все навыки и привычки, а затем и знания, связанные с дошкольником и его поведением на дороге, формируются под влиянием взрослых, для которых безопасность ребенка не безразлична.
Особую сложность представляет развитие мыслительных навыков. Только опытный, владеющий методикой и знаниями воспитатель способен привить их ребенку. Хорошо развитые мыслительные навыки обеспечивают быстрое и точное выполнение правил безопасного поведения на дороге. Они помогают поступить правильно в сложной дорожной обстановке, избежать возникновения ДТП.
Для анализа опасной ситуации воспитатель использует разнообразные технические средства: макеты, альбомы, презентации и др. Наибольший эффект дает ситуативное обучение, когда оно проводится параллельно с изучением Правил дорожного движения.
Задача любого воспитателя – дать ребенку необходимые навыки безопасного поведения на дороге в опасных дорожно-транспортных ситуациях. Позволить ему увидеть и осознать реальную опасность на дороге и возможность избежать их.
Формирование соответствующей модели поведения, положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге – главная задача воспитателя. При этом только он имеет возможность действовать следующими приемами:
- использовать свой и родительский авторитет и нежелание ребенка огорчить их своим поведением;
- показать возможные последствия лично для ребенка;
- использовать игровую ситуацию для введения ребенка в роль культурного пешехода с положительными привычками.
Дошкольнику легче, в силу возраста, внушить важность таких мотивов правильного поведения на дороге, как:
- «Это нужно для меня»;
- «Это нужно для сохранения авторитета мамы, папы, воспитателя;
- «Я буду хорошим пешеходом»;
- «Я буду хорошим примером для других».
У дошкольника есть потенциальные возможности усвоить новые правила дорожного движения и уменьшить вероятность попадания его в ДТП. Использовать эти возможности – задача воспитателя.
Проблема обеспечения безопасности детей на дорогах чрезвычайно важна и очень многообразна. Задача обучения воспитателем детей далеко не однозначна и не проста. Она включает в себя:
- педагогическое умение привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
- знание собственного предмета «Правила дорожного движения и понимание его не только охранительной, но и нравственной сущности;
- знание психофизиологических и возрастных особенностей детей.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Правила безопасного поведения ребенка на дороге"
Вопрос безопасного поведения ребенка на дороге является наиболее актуальной и неотъемлемой частью современной жизни. Родители должны обучить ребенка основным правилам безопасности на дороге и следить,...
Консультация для родителей "Безопасное поведение ребенка на дороге-наша общая ответственность!"
Материал для уголков групп...
Консультация для родителей по формированию безопасного поведения ребенка на дороге
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ(расскажите об этом детям).При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай женщин, пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед, п...
Консультация для родителей "Безопасное поведение ребенка на дороге и предупреждение детского травматизма".
Безопасность ребенка на городских дорогах - актуальная проблема для родителей....
Консультация-памятка для родителей детей дошкольного возраста по обучению навыкам безопасного поведения ребенка на дороге.
Наступает лето и дети много времени проводят на улице. И не всегда мы взрослые находимся вместе с ними, часто они гуляют со старшими братьями и сёстрами, а некоторые уже гуляют одни со сверстниками. В...
Консультация для родителей "Безопасное поведение ребенка на дороге-наша общая ответственность!"
Материал для уголков групп...
Консультация работа воспитателя по безопасности поведения ребенка на дороге
Консультация работа воспитателя по безопасности поведения ребенка на дороге...