Консультация для педагогов "Безопасное поведение в природе"
консультация по окружающему миру по теме
В Федеральных государственных образовательных стандартах к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», направленное на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnoe_povedenie_v_prirode.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
В Федеральных государственных образовательных стандартах к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», направленное на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:
- Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников.
- Разработка превентивных или предупредительных мер.
- Ликвидация возможных последствий.
Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать: при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Авторы примерной образовательной программы «Детство» предполагают в разделе “Экологическое воспитание” с младшей группы давать детям знания о целостности живого организма, развивать навыки безопасного общения с природными объектами. В старшем возрасте учитываются задачи безопасного поведения в природе и роль человека в сохранении целости конкретной экологической системы, дети знакомятся с правилами поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение). При чтении художественной литературы в старшем возрасте детей знакомят с такими произведениями, как “Кошкин дом”, “Пожар” С.Маршака и др., в которых могут оценить поведение героя с точки зрения его безопасности и сравнить со своим поведением и своим жизненным опытом. Отдельного раздела по воспитанию у детей безопасного поведения в программе нет, хотя в каждом разделе можно найти материал для использования в работе по обучению дошкольников правилам безопасного поведения.
Программа Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, которая разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. Программа состоит из 6 разделов: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок и природа”, “Ребенок дома”, “Здоровье ребенка”, “Эмоциональное благополучие ребенка”, “Ребенок на улицах города”. В каждом разделе даны темы, раскрывающие его основное содержание.
В разделе «Ребёнок и природа» работа ведётся по следующим блокам:
- В природе всё взаимосвязано
- Загрязнение окружающей среды
- Ухудшение экологической обстановки
- Бережное отношение к живой природе
- Ядовитые растения
- Контакты с животными
- Восстановление окружающей среды.
Авторы программы в работе предлагают использовать различные методы, включая:
- Дидактические игры;
- Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
- Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
- Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
- Применение видеоматериалов;
- Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста строится на следующих принципах: системности; сезонности; учета возрастных особенностей; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.
Так же, говоря о формировании знаний безопасного поведения ребенка в природе, в первую очередь подразумеваем правильное поведение в лесу и на воде. Это природные зоны, особо требующие внимания и особо опасны, если не знать основ грамотного и безопасного поведения.
Бывая с детьми на экскурсии или на пикнике в лесу, ознакомьте ребенка с правилами безопасного поведения. Следует особое внимание уделить растениям. Рассказать, что не все ягоды и растения, а также грибы, можно употреблять в пищу. Дать представления о хищных и опасных лесных обитателях. Рассказать о том, что, находясь в лесу, нельзя разжигать костер и к чему это может привести, нельзя шуметь и привлекать внимание диких животных, нельзя рушить звериные норки, муравейники и ломать деревья (они тоже могут быть чьим-то домиком).
Купание – одно из излюбленных занятий малышей. Однако это и очень опасное мероприятие. Работа по формированию безопасного поведения на воде должна проводится с родителями в предотпускной период. Следует ознакомить родителей и детей с основными правилами безопасного поведения на воде. К таким правилам относятся: купаться можно только в специально отведенном для этого месте, ни в коем случае нельзя заплывать за буйки, нырять вниз головой, баловаться, заходить в водоём без присмотра взрослых.
Эти правила помогут ребенку безопасно и весело проводить время на природе.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
-игры – занятия;
-беседы;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций по теме;
-наблюдения;
-экскурсии;
-сюжетно – ролевые игры;
-настольные, дидактические, подвижные игры;
-игры - тренинги;
-просмотр мультфильмов;
-трудовая деятельность;
-продуктивная деятельность;
-отгадывание загадок;
-развлечения;
-досуги;
Рекомендации по организации образовательной работы по формированию безопаснго поведения в природе.
Вид деятельности | Дидактические методы и приёмы |
Игровая деятельность | Дидактические игры «Хорошо-плохо», «Можно - нельзя», «Вкусно – опасно», «Да - нет», «Внимание-опасность!». |
Познавательно-исследовательскаядеятельность | Наблюдения за изменениями в жизни животных, птиц. Опыт: «Чем можно тушить огонь?». Беседа «Ребенок и природа». |
Развитие речи | Общение: «Если случился пожар», «Ребенок потерялся», «Береги своё здоровье и жизнь». Создание и решение проблемных ситуаций. Беседы о безопасном поведении в природе: «Гроза», «На воде», «Осторожно – ядовитые растения!», «Заблудился в лесу», «Животные - полезные и опасные». |
Чтение художественной литературы | С. Маршак «Пожар», А. Толстой «Девочка и разбойники», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Л. Толстой «Как меня в лесу застала гроза», А. Дмитриева. «Бездомная кошка»; В. Бианки. «Ёж-спасатель»; В. Сутеев. «Палочка-выручалочка», «Под грибом»; А. Усачёв. «Рассказ водолаза»; Л. Толстой. «Как меня в лесу застала гроза», Ф. Тютчев. «Весенняя гроза». |
Художественно- эстетическая д-ть | Фантазирование по мотивам сказки С. Маршака «Кошкин дом»; инсценирование русских народных сказок, литературных произведений; музыкальное развлечение «Лисичка со спичками» |
Физическое развитие | Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели». Игровые упражнения «Потуши огонь». |
Развивающая среда | Настольные, дидактические игры, необходимые атрибуты для сюжетно – ролевых игр, тематические альбомы, иллюстрации, книги, плакаты, папки- передвижки, предметные картинки с изображениями опасных и безопасных предметов, схемы- памятки вызова службы спасения. |
Продуктивная деятельность | Ручной труд: изготовление схем- моделей различных памяток, охранных знаков. Рисование: «Как мы ходили в лес», «Как я отдыхал на море». |
Уважаемые родители!
Предлагаем вам некоторые рекомендации по формированию у детей безопасного поведения в природе.
1. Рассмотрите с детьми иллюстрации, книги, энциклопедии о безопасном поведении в природе: «Гроза», «На воде», «Осторожно: ядовитые растения!», «Заблудился в лесу», «Животные: полезные и опасные».
2. Вместе с ребёнком рассмотрите природное окружение своей деревни, дачи, участки во дворе дома и найдите там опасные и безопасные места (колючие кустарники, проволоку, разбитое стекло, очень высокую горку и т.д.); решите проблемный вопрос «Почему это место бывает опасным?».
3. Посетите выставку природы, музей природы.
4. Составьте фотоколлаж из семейных альбомов, вырезок из старых журналов «Как мы отдыхаем на природе» (у костра, у водоёма, в лесу и т.п.).
5. Загадайте загадки о растениях и животных нашего края, о природных явлениях (гололёд, гроза, ураган, сильная жара, метель).
6. Поиграйте на досуге в игры: «Чей это дом?», «Вкусно — опасно», «Можно — нельзя», «Хорошо — плохо», «Назови ошибки Незнайки», «Опасность рядом».
7. Прочитайте детям стихи, рассказы о правилах поведения детей в природе: А. Дмитриева. «Бездомная кошка»; В. Бианки. «Ёж-спасатель»; В. Сутеев. «Палочка-выручалочка», «Под грибом»; А. Усачёв. «Рассказ водолаза»; В. Заходер (по А. Милну). «Вини-Пух и все-все-все»; Г. Ладонщиков. «Упрямый козлик»; Л. Толстой. «Как меня в лесу застала гроза», «Филипок»; В. Одоевский. «Мороз Иванович»; С.Маршак. «Двенадцать месяцев»; А. Островский. «Снегурочка»; Ф. Тютчев. «Весенняя гроза».
8. Расскажите ребёнку о правилах поведения в ситуациях: «Осторожно: бездомное животное!», «Внимание — ядовитые растения!», «Осторожно: гроза!», «Чтобы не случился пожар в лесу» и др. Проиграйте такие ситуации с ребёнком по ролям.
9. Фотографируйте вместе с ребёнком различные ситуации поведения в природе: «Как дети играли с бездомным животным», «Купание в жаркий день», «Дети играют с ядовитыми растениями» и др.
10. Нарисуйте с детьми рисунки на темы: «Как мы ходили в лес», «Как мы отдыхали на море», «Как мы спасали бездомное животное» и др.
11. Познакомьте с правилами поведения в лесу, на воде.
12. Познакомьте с пословицами и поговорками о поведении человека и его поступках.
Успешность освоения воспитанниками образовательных программ по формированию основ безопасного поведения в природе можно определить с помощью вопросов:
- Какие опасности могут подстерегать в лесу? Что делать если заблудился? Где можно прятаться во время грозы?
- Как нужно вести себя на воде летом? Зимой? Как нужно пользоваться водой?
- Каких насекомых ты знаешь? Где они живут? Можно ли их трогать? Почему?
- Можно ли гладить бездомную кошку или собаку? Почему? Что нельзя делать при общении с кошкой или собакой?
- Какие лекарственные растения ты знаешь? Какие ядовитые? Назови съедобные грибы. Назови несъедобные грибы.
Перспективное планирование по безопасности
(старший дошкольный возраст)
Программа: "Безопасность"
Авторы: Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.
Месяц | Раздел программы | Тема | Цель |
Сентябрь | 2.1. В природе всё возможно | «Мы – часть природы», «Съедобные и несъедобные грибы» | Развивать у детей понимание того, что человек – часть природы, формировать природоохранное и безопасное поведение вовремя прогулки в лес. Стр. 77 «Безопасность» |
2.4. Бережное отношение к живой природе | «Как ухаживать за растениями нашего цветника» | Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению. Стр. 73. «Безопасность» | |
Октябрь | 2.6. Контакты с животными | «Кошка и собака– наши соседи» | Учить детей понимать состояние и поведение животных: знать, как обращаться с ними. Стр. 40 «Как обеспечить безопасность дошкольника» |
Январь | 2.1. В природе всё возможно | «Опасные ситуации на водоёмах зимой» | Предостеречь детей от опасностей игр на замёрзших реках, выходах на лёд. |
5.2.Детские страхи | «Страшно – не страшно!» | Научить детей справляться со своими страхами. Стр. 110. «Безопасность» | |
Апрель | 2.1. В природе всё возможно | «Когда мы едем к реке, на озеро, на море» | Воспитывать у детей правоохранное поведение в природе, формировать безопасное поведение у воды. Стр. 60. «КОБД» |
Май | 2.4. Бережное отношение к природе | «Насекомые» «Взаимодействие и взаимосвязь в природе» | Дать знания о правилах поведения при встрече с различными насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых. Стр. 36 «КОБД», СТР.70 «Безопасность» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Экологическое поведение в природе"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Правила поведения на природе"
Что должен знать дошкольник выезжая на природу...
Консультация для родителей по экологии "Правила поведения в природе"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей по экологии «Правила поведения в природе»
Консультация для родителей по экологии «Правила поведения в природе»...
Консультация для родителей «Поведение детей в природе»
Консультация для родителей«Поведение детей в природе»...
Консультация для родителей: «Правила поведения в природе»
Земля – общий дом всего живого, и человек – один из его жителей, взаимосвязанный с другими. Давайте, будем соблюдать правила предписанные нам природой....
Консультация для родителей "Правила поведения на природе"
Консультация для родителей "Правила поведения на природе"...