Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры
статья
Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Цвет - это одна из сложных характеристик для детского восприятия. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, цвет обязательно надо увидеть. В связи с этим усвоение сенсорных эталонов цвета происходит медленнее и сложнее.
На протяжении долгого времени цвет остается важным объектом исследований, только подходы ученых к этой проблеме осуществлялись с различных сторон.
В начале 17 века чешский педагог Ян Амос Коменский впервые рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Он считал, что формирование у детей интереса к цвету должно осуществляться постепенно и строиться с учетом возрастных особенностей. По мнению Я.А.Коменского, цвет имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребенка как один из признаков предмета. Поэтому отношение детей к цвету может строиться на основе их отношения к данному предмету
( ребенку понравился по вкусу ярко-красный, сочный помидор, и на основе этого он положительно относится к красному цвету).
Взгляды Я.А. Коменского полностью разделял немецкий педагог Фридрих Фребель. Для обучения детей восприятию различных цветов и оттенков Ф.Фребель предлагал специальные методы и приемы. Ф. Фребелю принадлежит одна из первых классификаций последовательности называния детьми цветов. (Прежде всего, называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т.д. затем называются цвета по их внутренней силе (темный, светлый и т.д., и в конце – отдельные цвета по их видам смешивания).
Большое значение воспитанию чувства цвета придавала итальянский врач, педагог, ученый, философ Мария Монтессори. Она считала, что формирование чувства цвета играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка, но это развитие не происходит само по себе, а требуются специальные усилия педагога. М.Монтессори считала, что эффективная работа по формированию у детей умения различать, называть и использовать различные цвета и оттенки возможна только при наличии специальных дидактических средств. Впервые в истории педагогики М.Монтессори были разработаны наглядно-дидактические материалы для работы с детьми.
Содержание и методика развития цветового восприятия детей, усвоение ими цветовых эталонов, знаний о цветах и способах их получения были подробно изучены в отечественной науке в результате проведения исследований по сенсорному воспитанию.
Большая заслуга ученых Николая Матвеевича Щелованова и Нины Михайловны Аксариной заключается в том, что они обосновали теоретическое положение советской педагогики и психологии о ведущей роли воспитания и обучения в развитии ребенка применительно к раннему возрасту. Это способствовало развитию исследований в области педагогики раннего детства.
Психолог Александр Владимирович Запорожец полагал, что восприятие свойства предмета (в том числе цвета) строится на основе перцептивных действий, включающих сравнение предметов окружающего мира с сенсорными «мерками» или эталонами, круг которых расширяется в процессе развития. (Под сенсорными эталонами обозначаются обобщенные сенсорные знания. Сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития).
Большой вклад в развитие теории восприятия свойств предметов сделан учеником А.В.Запорожца – советским психологом Леонидом Абрамовичем Венгером, который развил учение о сенсорных эталонах, которые приобретают функции «образцов», «мерок» и помогают зафиксировать особенности объектов при сопоставлении, сличении свойств того или иного предмета на основе данной системы цветов.
Изучением особенностей развития сенсорных способностей посредством дидактических игр и в процессе предметной деятельности занимались такие ученые как Эмма Георгиевна Пилюгина, Евгения Ильинична Радина, Светлана Леонидовна Новоселова, Галина Григорьевна Григорьева и другие.
В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям иного характера, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий. А, как известно, игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное воспитание необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов трудовой деятельности.
Формирование цветового восприятия – одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне.
Из вышесказанного следует, что только при систематическом и последовательном использовании дидактических игр у детей будет формироваться цветовосприятие, умение пользоваться эталонами цвета как системами чувственных мерок для анализа окружающего.
Формирование цветовосприятия у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО успешно прослеживается во всех образовательных областях:
- Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками в дидактических играх;
- Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета;
- Речевое развитие – через обогащение активного словаря;
- Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия;
- Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра, как основной метод воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста
Игра - это особый вид деятельности ребенка, она всегда носит творческий характер. Малыша привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое дей...
Система работы по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста
Система работы по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста ...
Перспективный план работы с родителями по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста
Перспективный план работы с родителями по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста № п/пМероприятияТемыСрок1.Родительские собрания«Роль дидактических игрушек в интеллектуальном ...
Консультация для педагогов на тему: «Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры»
На протяжении долгого времени цвет остается важным объектом исследований, только подходы ученых к этой ...
Особенности воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребенка с предметным ...
«Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры.»
Методическая разработка«Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры.&raqu...