«Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры.»
методическая разработка (младшая группа)
Методическая разработка
«Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_publikatsii_22.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 « Светлячок»
Методическая разработка
«Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры.»
Подготовила воспитатель:
Люлина Анастасия Валерьевна
г.Богородск
2022 г.
Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры.
В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
В ООП ДО комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Цвет - это одна из сложных характеристик для детского восприятия. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, цвет обязательно надо увидеть. В связи с этим усвоение сенсорных эталонов цвета происходит медленнее и сложнее.
На протяжении долгого времени цвет остается важным объектом исследований, только подходы ученых к этой проблеме осуществлялись с различных сторон.
В начале 17 века чешский педагог Ян Амос Коменский впервые рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Он считал, что формирование у детей интереса к цвету должно осуществляться постепенно и строиться с учетом возрастных особенностей. По мнению Я.А.Коменского, цвет имеет болшое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребенка как один из признаков предмета. Поэтому отношение детей к цвету может строиться на основе их отношения к данному предмету
( ребенку понравился по вкусу ярко-красный, сочный помидор, и на основе этого он положительно относится к красному цвету).
Взгляды Я.А. Коменского полностью разделял немецкий педагог Фридрих Фребель. Для обучения детей восприятию различных цветов и оттенков Ф.Фребель предлагал специальные методы и приемы. Ф. Фребелю принадлежит одна из первых классификаций последовательности называния детьми цветов. (Прежде всего, называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т.д. Затем называются цвета по их внутренней силе (темный, светлый и т.д., и в конце – отдельные цвета по их видам смешивания.)
Большое значение воспитанию чувства цвета придавала итальянский врач, педагог, ученый, философ Мария Монтессори. Она считала, что формирование чувства цвета играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка, но это развитие не происходит само по себе, а требуются специальные усилия педагога. М.Монтессори считала, что эффективная работа по формированию у детей умения различать, называть и использовать различные цвета и оттенки возможна только при наличии специальных дидактических средств. Впервые в истории педагогики М.Монтессори были разработаны наглядно-дидактические материалы для работы с детьми.
Содержание и методика развития цветового восприятия детей, усвоение ими цветовых эталонов, знаний о цветах и способах их получения были подробно изучены в отечественной науке в результате проведения исследований по сенсорному воспитанию.
Большая заслуга ученых Николая Матвеевича Щелованова и Нины Михайловны Аксариной заключается в том, что они обосновали теоретическое положение советской педагогики и психологии о ведущей роли воспитания и обучения в развитии ребенка применительно к раннему возрасту. Это способствовало развитию исследований в области педагогики раннего детства.
Психолог Александр Владимирович Запорожец полагал, что восприятие свойства предмета (в том числе цвета) строится на основе перцептивных действий, включающих сравнение предметов окружающего мира с сенсорными «мерками» или эталонами, круг которых расширяется в процессе развития. (Под сенсорными эталонами обозначаются обобщенные сенсорные знания. Сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития).
Большой вклад в развитие теории восприятия свойств предметов сделан учеником А.В.Запорожца – советским психологом Леонидом Абрамовичем Венгером, который развил учение о сенсорных эталонах, которые приобретают функции «образцов», «мерок» и помогают зафиксировать особенности объектов при сопоставлении, сличении свойств того или иного предмета на основе данной системы цветов.
Изучением особенностей развития сенсорных способностей посредством дидактических игр и в процессе предметной деятельности занимались такие ученые как Эмма Георгиевна Пилюгина, Евгения Ильинична Радина, Светлана Леонидовна Новоселова, Галина Григорьевна Григорьева и другие.
В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям иного характера, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий. А как известно, игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства.
Формирование цветового восприятия – одна из важных педагогических проблем, требующих решения как на теоретическом, так и на практическом уровне.
Из вышесказанного следует, что только при систематическом и последовательном использовании дидактических игр у детей будет формироваться цветовосприятие, умение пользоваться эталонами цвета как системами чувственных мерок для анализа окружающего.
Формирование цветовосприятия у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО успешно прослеживается во всех образовательных областях:
- Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками в дидактических играх;
- Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета;
- Речевое развитие – через обогащение активного словаря;
- Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия;
- Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»
Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...
" Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей" ( Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ)
Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ ....
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»
практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...
Консультация для родителей и молодых специалистов групп раннего возраста "Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни"
Консультация о необходимости создания в группах раннего возраста такой здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с те...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се
quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...