План самообразвания
учебно-методический материал (средняя группа)
"Нетрадиөионные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошколҗного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_gotovyy.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»
План по самообразованию воспитателя
Шаяхметовой Алии Халимовны
по теме:
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
2019- 2023
Г.Нижнекамск
Актуальность.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, мы прививаем любовь к изобразительному искусству, вызываем интерес к рисованию, желанию творить самому. Развиваем в детях уверенность в своих изобразительных способностях.
В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".
Цель: 1.Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности изучаемой темы.
2.Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Развивающие:
- Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
- Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
- Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования «печатание листьями», рисование пальчиками. Закрепить умение пользоваться красками (гуашью).
- Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
- Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
- Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.
Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Предполагаемый результат:
Дети
- Сформированность у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
- Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
- Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Родители
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники;
- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
- Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Формы работы с детьми:
- Создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием презентаций, чтение художественной литературы, совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей. Проведение непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству, познанию.
- Знакомство с техникой рисования (рисование пальчиком или ладошкой , рисование по сырому листу, прижми и отпечатай, тычком».
- Дидактические игры «Осенняя палитра», «Составь узор», «На что похоже?», «Волшебные картинки».
- Прослушивание аудиозаписи музыкальных пьес и театральных шумов.
- Чтение и заучивание стихотворений , пословиц и поговорок об осени, зиме, весне.
- Организация выставки детских работ.
- Подготовка и участие детей в итоговом развлечении.
Этапы реализации:
1 этап подготовительный
1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения по данной теме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Разработка содержания проекта: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми ».
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4.Социалогический опрос родителей.
2 этап основной
1. Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник рисования. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.
2. Формирование навыков художественной деятельности детей , организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
3 этап заключительный
1. Организация фото отчетов, открытое занятие.
2. Участие в конкурсах, фестивалях (районных, краевых, международных)
Продукты проектной деятельности: рисунки, выставки.
Работа с родителями:
- Родительское собрание на тему: « Развитие творческих способностей детей среднего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами».
- Памятка для родителей «Нетрадиционные способы рисования»
Тематический план на 2019 – 2023гг
Сроки реализации | Индивидуальная работа | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
сентябрь 2019 - 2023 | Изучение и подборбор методической литературы постановка проблемы; определение целей и задач работы над темой | Знакомство с нетрадиционными техниками Беседа с элементами практикума «Рисуя –играем» Рисование гуашью, восковыми мелками. «Букет учителю» | Консультация на тему: «Важность приобщения детей к искусству» Провести мероприятие с педагогами подготовительных групп "1 сентября - День Знаний" | Папка – передвижка по теме: «Как приобщить ребенка к творчеству» Папка - передвижка "1 -сентября - День Знаний!" |
октябрь 2019 -2023 | Планирование работы по самообразованию; составление плана работы с детьми и родителями. | Беседа "Народная игрушка - матрёшка" Рассматривание альбома «Городетская роспись» Рисование ватными палочками «Матрёшка» | Оформление уголка рисования «Я рисую»
| Папка-передвижка «Я рисую». Буклет для родителей по теме: «Матрешка и её история» |
ноябрь 2019 -2023 | Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом,выборочное изучение, анализ и самооценка результатов) | Знакомство с русской печкой, с глиняной посудой, используемой на Руси. Лепка из глины «Горшочек каши» | Оформление картотеки «Народные промыслы" Консультация для педагогов "«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии креативности детей» Консультация на тему: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей». | Выставка детских рисунков «Моя страна. Мой город». |
декабрь 2019 -2023 | Практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования. | Познакомить с нетрадиционными техниками рисования, Развивать интерес к творчеству Познакомить детей с материалами для рисования | Мастер - класс "Рисование куклы - дорожницы" Оформление картотеки «Пальчиковая гимнастика» | Папка передвижка «Народный костюм» |
январь 2019 -2023 | Изготовление мини музея "Русская изба" Обновление и пополнение художественной литературы для детей по теме самообразования. | Познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка» | Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, ватные диски, коктейльные трубочки, нитки, свечи, пробки) | Консультация для родителей «Как воспитать маленького гения» |
февраль 2019 -2023 | Организовать праздничное мероприятие, посвящённое 23 февраля. и Масленнице | Познакомить детей с русским народным праздником - Масленница. Рисование «Что не блин, то солнышко!» | Мастер – класс для педагогов «Изготовление поролонового тычка и способы рисования» | Фотоколлаж «Мой папа (дедушка) служил в армии». Развлечение «Неразлучные друзья-взрослые и дети». |
март 2019 -2023 | Представление материалов; использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы; | Беседа с детьми на тему «Необычное рисование штампами». | Консультация для педагогов Беседа с элементами практикума «Рисуя –играем» Проведение праздника "8 - марта" | Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.
|
апрель 2019 -2023 | Оформление результатов работы по теме самообразования; | Беседа с детьми на тему «Мы первые в космосе!» Демонстрация презентации на тему «Космос»,«Пасха – светлое Воскресенье Христово». Выставка детских работ «Космос глазами детей». | Провести конкурс "Космос глазами детей" Консультация «Влияние русских народных сказок на творчество детей» | Консультация для родителей Папка передвижка «День космонавтики» |
май 2019 -2023 | Подведение итогов; распространение; самоанализ. | Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Выставка рисунков и поделок «Салют – народу победителю» | Мастер- класс Рисование ладошками «Тюльпаны» | Информация для родителей «Как рассказать ребёнку о войне?» Выставка рисунков «Мой любимый город», «Моя родная Республика» |
Список литературы:
1. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 4 – 5 лет. – М., 2010.
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
3. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
4. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
6. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
7. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. ТЦ Сфера, 2005.
9.Литвинова О.Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование образовательной деятельности. - СПб. 2014.
10. Гончарова Д. Школа фатазеров.Уроки творчества. Рисуем. Для детей 3-4лет ООО «Хатбер-пресс»,2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразвание
Самообразование для средней группы на 2 уч. года...
Самообразвание
Самообразование на один учебный год...
Самообразвание
Программа самообразования «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»...
План по самообразванию "Формирование элементарных математических представлений через дидактическую игру"
План по самообразовании....
План по самообразванию 2018-2019 г
Тема: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»Цель: Развитие речи и психических процессов, повышение уровня речевой активности детей с помощью элеме...
план самообразвания
план по воспитательной работе педагога...
Проект по самообразванию "Сказки многому нас учат"
Цель данного проекта: воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок с использованием приемов эйдетики.Результатом работы по данному проету п...