Открытое занятие "Путешествие в в удивительный мир оригами" - 2021 год
план-конспект занятия
Цель: Создать условия для проявления творческих способностейна занятии ручным трудом.
Задачи: Закрепить знания детей о видах бумаги, о свойствах бумаги с помощью опытов, об основных базовых формах оригами. Совершенствовать навыки работы с бумагой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 615.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области
«Истринский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
Турусина В.А.
2021 год
Тема: «Путешествие в удивительный мир Оригами»
Изготовление поделки в технике оригами « Тюльпан»
Цель: Создать условия для проявления творческих способностей на занятии ручным трудом.
Задачи:
- Образовательные:
- Закреплять знания детей о видах бумаги, о свойствах бумаги с помощью опытов, об основных базовых формах;
- Совершенствовать навыки работы с бумагой, повторить приемы складывания двойной треугольник;
- Учить составлять цветок тюльпан из единого квадратного листа, стараясь передать особенности внешнего вида данного цветка.
- Развивающие:
- Развивать творческое воображение детей, аккуратность, мелкую моторику рук, умение бережно и экономно использовать бумагу;
- Развивать коммуникативные навыки, логическое мышление;
- Развивать терпение, усидчивость, аккуратность.
- Воспитательная:
- Воспитывать интерес к урокам трудового обучения;
- Воспитывать любовь к природе.
Тип занятия: закрепление знаний и практических умений.
Форма занятия: Путешествие в увлекательную страну Оригами.
Методы и приемы:
- Игровая мотивация;
- Загадки;
- Чтение стихотворений;
- Беседа;
- Вопросы;
- Указания;
- Исследование(опыты);
- Показ образца.
Оборудование:
- Наглядный материал: презентация, образцы бумаги, выставка поделок, образец цветка.
- Раздаточный материал: цветной квадрат бумаги(красный, желтый цвет), цветной квадрат бумаги – зеленый цвет, ножницы, клей, раздаточный материал для проведения опытов.
- Герои для сюрпризного момента: Принцесса Оригами.
Ход занятия
Вступление слайд 1 - музыка
- Организационный момент
- Ребята , давайте поприветствуем друг друга,
порадуемся солнцу птицам,
а также порадуемся улыбчивым лицам.
И всем, кто живет на этой планете,
«Здравствуйте!» - скажем, мы вместе,
«Здравствуйте!» - и взрослые и дети.
- Вводная часть.
Сейчас за окном весна, ярко и тепло светит солнце. И сегодня я хочу вас пригласить отправится в путешествие в волшебный (солнечный) город «Оригами». Там мы узнаем много интересного, увидим волшебство и проверим наши знания.
Слайд 2
- Вы готовы?
- Но, знайте , как и любого путешественника нас ожидают трудности. А преодолеть их вам помогут смекалка, находчивость, любознательность, терпение.
- Тогда в путь.
- А добраться до этой страны нам поможет – мудрая сова.
2 щелчка – слайд 3
У совы есть карта- путешествия, (слайд 4) с помощью которой она приведет нас в страну «Оригами».
-На ней находятся станции, через которые сова нас будет проводить.
Слайд 5
- Теперь в путь.
- Основная часть. По щелчку – слайд 5
1 станция «Загадкино»
- Сова привела нас в «Загадкино»
1. Отгадывание загадок
Щелчок - Слайд 6
- Сова (щелчок) хочет узнать, сможете ли вы отгадать предметы, необходимые для занятия по труду, которые находятся в ее портфеле.
- Отгадывание загадок.
Загадка 1:
Разноцветные листы
Вырезай и клей их ты.
Аппликация, картинки
Серебристые снежинки.
Можешь сотворить и флаги
Из листов … (цветной бумаги)
По щелчку на слайде появляется (цветная бумага) – слайд 7
Загадка 2:
Чтобы два листа скрепить.
Ты его не пожалей.
Нужно на листок налить
Липкий канцелярский … (клей)
Щелчок - появляется (клей)
Слайд 8
Загадка 3:
Смотрите, мы раскрыли пасть,
В нее бумагу можно класть.
Бумагу в нашей пасти
Разделится на части … (ножницы)
Щелчок – появляются (ножницы)
Слайд 9
Загадка 4:
Если ты его отточишь
Нарисуешь все, что хочешь
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (карандаш)
Щелчок – появляется (карандаш)
Слайд 10
- Ну, что, молодцы, ребята, справились!
- Двигаемся дальше.
Щелчок – появляется карта щелчок - 2 станция « Узнавайкино»
Слайд 11
- Мы в Узнавайкино.
Щелчок - Слайд 12
- Сова, хочет узнать, что такое бумага?
- Давайте ей расскажем.
Дети читают стихотворение.
Простой листок бумаги
Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться
Жар-птицей в облаках.
Он может стать зверушкой,
Причудливым цветком,
Забавною игрушкой,
Усатым мотыльком…
Волшебное занятье
Для рук и для ума,
И мира восприятье -
Чудесная страна!
Фантазии подвластны
Бумажные листы -
Для дома и в подарок,
И просто для игры.
Но главное богатство,
Что красоту творя,
Простой листок поможет
Создать тебе себя!
2 Щелчка - 3 станция «Угадайкино»
Щелчок - слайд 14
- Сова задает вопрос?
- Назовите и покажите виды бумаги?
Перед вами лежат образцы бумаги, назовите вид бумаги и покажите образец? (гофрированная бумага, писчая, бархатная, калька, газетная, фольга, цветная бумага, картон, салфетка, упаковочная, самоклеющая и т.д.).
- А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?
- Почему дома строят из камня, одежду шьют из ткани, а не из бумаги?
Ответы: Потому что материалы прочные и надежные.
- Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель?
Ответы: Потому что она непрочная.
- Хотите проверить так ли это?
- Тогда отправляемся с совой дальше. Щелчок - карта
1 щелчок - 4 станция «Познавайкино»
Слайд 15
- Сова привела нас в «Познавайкино».
- Здесь мы и проверим, прочная ли бумага.
- Приглашаю вас в лабораторию, где будем проводить опыты с бумагой.
- Для начала, назовите свойства бумаги.
Игра «Волшебный мяч»
Дети по очереди передают мяч и перечисляют свойства бумаги:
Ответы: Дети перечисляют свойства бумаги (мнется, рвется, намокает, толстая - тонкая, гладкая – шероховатая, режется, вырезается , складывается, клеится, скручивается).
- Сейчас мы проверим, все ли эти свойства верны, проведем опыты.
1 опыт:
- Попробуйте доказать, что бумага мнется?
Возьмите бумагу и картон в руки, и попробуйте смять его? Что легче мнется ? (бумага, потому что она тоньше).
Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.
2 опыт:
- А теперь проверим, можно ли порвать бумагу?
Дети отрывают небольшие кусочки бумаги.
- Вся бумага порвалась?
- Сделаем вывод: (Бумага рвется, а значит она не прочная).
3 опыт:
- Попробуйте доказать, что бумага намокает.
- Положите лист бумаги в емкость с водой. Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный лист.
- Что произошло?
Вывод: Тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени.
Выводы исследований:( подтвердили ли мы предлагаемые свойства бумаги?)
- Повторите их. (бумага – мнется, рвется и намокает).
- А значит – материал прочный или непрочный? (непрочный)
- Вот поэтому надо беречь книги, тетради, и очень бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.
- А теперь двигаемся дальше.
По щелчку - 5 станция «Отдыхайкино»
Слайд 16 Песня №1
- Сова привела нас на станцию «Отдыхайкино»
- Это значит, что мы сейчас будем отдыхать и поиграем в игру
Игра «Бывает – не бывает» на внимание.
Правила игры:
- Я буду называть предметы, если я назову вам предметы, сделанные из бумаги, вы хлопаете в ладоши, если не из бумаги – приседаете.
(книга, стул, кресло, альбом, обувь, газета, зеркало, яблоко, журнал, тетрадь, блокнот, цветная бумага, карандаши, картон, калька, телевизор, фольга).
Отлично, вот мы отдохнули. И нам пора двигаться дальше.
- Сюрпризный момент.
Слайд 17
Песня №3
- Читает стих специалист. Звучит японская музыка.
Город оригами
За лесами, за горами
лежит город Оригами.
Там кораблик из бумаги.
Там живут и феи, маги.
Там беленький домик стоит,
а в нём живёт Айболит.
Там лето круглый год.
Там чудо-дерево растёт –
Все сложили из бумаги,
Словно мы и вправду маги.
- Вот мы и попали в волшебную страну «Оригами», где все сделано из бумаги. Посмотрите сколько здесь поделок, сделанных в технике оригами.
По щелчку – слайд 18 страна Оригами.
Щелчок - слайд 19 (музыка)
Песня № 2 В зал заходит Принцесса оригами
(в руках держит бабочку).
П.о.: Я познакомиться сегодня рада с вами,
Зовут меня принцесса Оригами.
А вот мотылек на моей ладони,
И кажется, сейчас он оживет.
Со мною прилетел он из Японии,
Из той страны, где солнышко встает.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить.
- Принцесса Оригами, мы с ребятами тоже рады с тобой познакомится.
П.о.: Ребята, а вы знаете, что такое Оригами.
- Конечно знают принцесса оригами. Мы пришли, чтобы показать свои знания и умения. Ты присаживайся и послушай, а мы тебе расскажем.
- Ребята, что такое оригами.
- Дети читают стихотворение.
Стихотворение: «Что такое оригами?
Что такое оригами,
Мы сейчас вам объясним:
Это значит, из бумаги
Делаем мы, что хотим.
Прямоугольники, квадраты
Мы сгибаем много раз.
Получаются игрушки
Для прогулок и проказ.
Нам сказали: оригами
Родилось в Японии.
Очень рады, что и нас
С ним здесь познакомили.
Оригами- это искусство, складывания бумаги в разных направлениях.
- От куда пришло к нам «Оригами»?
Ответы: из Японии.
Совершенно верно, искусство складывания из бумаги зародилось в стране Восходящего солнца – Японии. Много столетий назад.
- Какая геометрическая фигура используется для изготовления поделок оригами?
Ответы: Квадрат.
- Какие основные базовые формы вы знаете?
Ответы: дверь, книжка, двойной треугольник, блинчик, воздушный змей).
Сделать несколько основных базовых форм.
- Как расшифровывается слово оригами?
Ответы: Оригами состоит из двух слов «ори» - сложенный и «ками» - бумага, т.е. – это складывание фигуры из бумаги.
- Молодцы, ребята.
- Принцесса оригами, ребята, хотят еще показать свое мастерство и сделать тебе в подарок весенний цветок.
- А какой вы сейчас отгадаете.
Загадка о тюльпане.
Замечательный цветок
Словно яркий огонек.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный …. (Тюльпан)
Слайд 20
- Вот такой замечательный цветок сегодня мы изготовим в технике оригами.
- Ребята есть такая легенда о цветке.
Легенда о тюльпане гласит, что именно в его бутоне была заключено счастье, но никто не мог до него добраться, так как бутон не раскрывался, но однажды цветок в руки взял маленький мальчик и тюльпан сам раскрылся. Детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон.
- Вот такая удивительная легенда.
Прежде чем приступить к работе давайте вспомним правила оригамистов,
прочитаем их:
Слайд 21
Щелчок – слайд 22
Правила:
- Работай старательно.
- Складывай на столе.
- Линию сгиба проводи аккуратно и с нажимом.
- Всегда держи фигурку так , как тебе показывают.
- Хочешь спросить – подними руку, не выкрикивай.
- Сделал правильно сам – помоги соседу.
- Практическая работа. 1 Щелчок - слайд 23
Технология изготовления «Тюльпана»
Слайд 24-25
- Для работы нам понадобится два листа бумаги. Один зеленый – это стебелек и листик цветка. А другой по цвету – желтый, красный и т.д. – это бутон.
- И так приступаем к работе. Я буду показывать и объяснять, а вы будите внимательно слушать и повторять за мной.
Теперь приступаем к складыванию из алой бумаги бутончика тюльпана.
На квадратном листе бумаги размечаем сгибами обе диагонали, а также середину по вертикали и горизонтали. При аккуратном складывании все линии должны пересечься в центре в одной точке.
Двумя руками беремся за середины боковых сторон и соединяем их вместе.
Полученная фигура является классической в оригами и называется двойной треугольник.
Правый нижний угол (только верхний слой) совмещаем с вершиной треугольника и заглаживаем сгиб.
- Левый нижний угол (только верхний слой) совмещаем с вершиной треугольника и заглаживаем сгиб.
- Переворачиваем фигуру на другую сторону.
- Аналогично поднимаем нижние углы к вершине и заглаживаем сгибы. Теперь у нас снова получился квадрат.
- Перелистнем как книжку боковые стороны таким образом, чтобы посередине квадрата бумага была целой, а не совмещенной из двух сторон бумаги. Левый угол (верхний слой) загибаем так, чтобы линия сгиба шла от вершины и заходила за вертикальную диагональ на 1-1,5 см.
Аналогично загибаем правый угол.
- Переворачиваем фигуру другой стороной и повторяем действие этап 8.
- Повторяем этап 9.
- Заходящие друг на друга лепестки тюльпана вставляем один в другой.
- Переворачиваем фигуру другой стороной и аналогично вставляем лепестки один в другой со второй стороны. С широкого конца бутона тюльпана останется отверстие.
- Нужно несильно подуть в отверстие, чтобы фигура приобрела объем, но вложенные лепестки не выскользнули из кармашков.
- С узкого конца бутона немного отгибаем лепестки.
- В отверстие вставляем ножку бумажного тюльпана.
Листик и ножка тюльпана.
Намечаем диагональ на зеленом квадрате.
- Совмещаем верхнюю сторону квадрата с диагональю.
- Совмещаем нижнюю сторону квадрата с диагональю. Получился четырехугольник, напоминающий по форме воздушного змея.
- Левую сторону четырехугольника совмещаем с диагональю, проглаживаем сгиб.
- Нижнюю сторону четырехугольника совмещаем с диагональю, проглаживаем сгиб.
- Аналогично поступаем с верхней стороной…
- …и правой стороной четырехугольника.
- Совмещаем острые концы фигуры друг с другом и тщательно проглаживаем сгиб.
- Складываем фигуру пополам вдоль так, чтобы узкая часть оказалась внутри.
- Теперь узкую часть отведем немного в сторону и тщательно загладим сгиб – это будет ножка тюльпана из бумаги.
- Торчащий сбоку листик немного отгибаем у кончика, не заглаживая складку.
- Ребята, посмотрите на свои работы, какие чудесные цветы у нас получились.
- Давайте составим из них букет и подарим принцессе оригами.
Вот мы и побывали в гостях у принцессы оригами
Мы были рады с тобой познакомится.
Но нам пора возвращаться назад. До свидание принцесса оригами.
- Заключительная часть. Слайд 26
Чтобы вернуться закройте глаза и послушайте музыку. Дети закрывают глаза и слушают музыку, как только музыка закончилась, они открывают глаза.
Вот и завершилось наше путешествие в удивительный мир оригами.
Вы все были молодцы, показали свои знания и умения.
Хочу закончить занятие японской мудростью.
Японская мудрость гласит:
«Великий квадрат не имеет пределов».
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечет интересное дело.
И в сказочном царстве фигурок бумажных
Научишься добрым, уверенным быть.
И множество разных подарков приятных ты сможешь родным и друзьям подарить.
- Спасибо вам, ребята.
- На этом мы с вами прощаемся, до новых встреч.
Слайд 27
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/22/picture-300586-1379846263.jpg)
Консультация для родителей: «Удивительные занятия оригами»
Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка!...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/06/picture-1275429-1601979500.jpg)
Методическая разработка "Удивительный мир оригами"
Данная методическая разработка, создана для педагогов по личному опыту и может использоваться в качестве методического материала. Для детей старшей-подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/28/picture-773164-1632848194.jpg)
Рабочая программа художественно-эстетической направленности "Удивительный мир оригами"
Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению "Удивительный мир оригами"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/17/picture-1455367-1697567120.jpg)
Самообразование на тему: "Развитие мелкой моторики детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами" 2021-2022 уч. год
https://docs.google.com/presentation/d/1aOB14wh-7LikPqcNI8n4859azojyhx5N/edit?usp=drive_link&ouid=100806906408762381380&rtpof=true&sd=true...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/22/picture-1168535-1574401473.jpg)
Проект: «Удивительный мир оригами»
Проект: «Удивительный мир оригами»Тип проекта: познавательный, исследовательский, игровой.Сроки реализации: долгосрочный (01.11.2023-30.11.2023.)Участники...
Проект «Удивительный водный мир », 2021 г.
Расширение познавательного интереса к обитателям водоёмов, закрепление знаний детей о разнообразии подводного мира, привлечение к активной природоохранной позиции, создание условий для воспитания экол...