Открытое занятие "Картины из лоскутков ткани" в технике пэчворк без иглы -2018год
план-конспект занятия
Цель: Создать условия для проявления творческих способностей на занятии ручным трудом.
Задачи: Закрепить знания детей о истории возникновения техники Кинусайга (пэчворк ббез иглы).
Совершенствовать навыки работы по изготовлению ккартин на пенопласте с использованием лоскутков ткани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_v_tehnike_kinusayga.docx | 958.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области
«Истринский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»
ИТОГОВОЕ ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПРОГРАММЕ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
Турусина Вера Александровна
Апрель 2018 год
«Картины из лоскутков ткани» в технике пэчворк без иглы
Цель: Создать условия для проявления творческих способностей на занятии ручным трудом.
Задачи:
- Образовательные:
- Закреплять знания детей о истории возникновения техники Кинусайга;
- Совершенствовать навыки работы по изготовлению картин на пенопласте с использованием лоскутков ткани.
- Развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать коммуникативные способности, логическое мышление, творческие способности, воображение, художественный вкус;
- Воспитывающие:
- Формировать эстетическое восприятие;
- Формировать умение организовывать рабочие место и соблюдать правила безопасного использования инструментов;
- Вызвать интерес к использованию нетрадиционных технологий в прикладном творчестве.
Форма работы: групповая.
Методы и приемы:
- Беседа,
- Вопросы,
- Показ образца,
- Объяснения.
Оборудование и материалы: эскиз будущей работы, ножницы, канцелярский нож. маникюрная пилка, цветные лоскуты тканей, отделочная тесьма, пуговицы, нитки, тесьма, пенопласт, карандаш, линейка.
Ход занятия
- Организационный момент
Ведущий: Добрый день ребята и уважаемые гости.
Ребята давайте для начала по приветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у вас весь день было хорошее настроение.
Сегодня мы собрались с вами, чтобы показать свои знания и умения, свои творческие способности.
Ведущий: Но для начала я прочитаю вам стихотворение и вы мне скажите о какой технике в нем говорится.
Друг за другом лоскуточки
Уложили мы в рядочки
Без иголки и без нитки
Получаются картинки
Ну, смекни и угадай-ка
Что за чудо? (Кинусайга)
Ведущий: Кинусайга – это искусство создания красивых картин из лоскутков.
Откуда пришла это техника к нам? (Япония)
Кинусайга или , как ее называют в России? (пэчворк без иглы).
А как вы думаете почему стали называть «пэчворк без иглы»? (потому что лоскутки не надо сшивать)
Японцы славятся своей способностью возводить любую деятельность в ранг искусства. Оригами, икебана, камзаши и многие другие виды творчества прошли поэтому пути. То же самое произошло с техникой Кинусайга : желание повторно использовать довольно дорогую ткань старого кимоно , превратилось в искусство создания великолепных картин и панно.
А основательницей этой техники была самая известная мастерица и законодательницей современного стиля кинусайга считается художница Маэно Такаши. В своих работах она использовала разную по фактуре ткань: вискозу, хлопковую ткань, шелк.
Ведущий: Давайте вспомним История техники Кинусайга.
Кимоно – традиционная японская одежда, в середине 19 века считающая в Японии национальным костюмом. Японцы надевают кимоно до сих пор. Кимоно шьется из натурального шелка и стоит очень дорого. Старые кимоно никогда не выбрасывали , а шили из них мелкие вещи. А из оставшихся небольших обрезков делали картины для украшения жилища.
Ведущий: Расскажите как же мастер изготавливал картины в Японии?
Мастер изготавливал эскиз рисунка на бумаге, чтобы потом можно было изобразить его на доске из дерева. После того, как рисунок был на дощечке, делают по его контуру прорези, глубиной 2 мм. Разрезают не большие лоскутки и вставляют в прорези, после чего крепились на изнанке.
Ведущий: Техника Кинусайга получила распространение во всем мире. Хотя сейчас для создания картин используют не дорогие ткани. А вместо деревянных дощечек берется обычный пенопласт.
- Современные рукодельницы создают не только настенные панно, но и украшают таким способом шкатулки, ключницы, коробочки, елочные игрушки и т. д.;
- Если на древних японских картинах не было ничего, кроме тканевых лоскутков, современные мастера добавляли с своим картинам различные ленточки, кружева, бусины добавят шарма готовым изделиям.
- Ведущий: Как сделать картину в технике пэчворк без иглы.
Что нужно подготовить для работы:
- Кусок пенопласта толщиной не мене 1 см.
- Ткань(лоскутки) подходящих цветов.
- Ножницы.
- Канцелярский нож.
- Инструмент для заправки ткани в пенопласт (можно взять пилочку или деревянную палочку).
- Рисунок.
- Копировальную бумагу.
- Линейку.
- Карандаш.
Ведущий: Давайте расскажем как мы приступили к работе, что мы сначала сделали?
С помощью копировальной бумаги переносим рисунок на лист пенопласта. С помощью ножа делаем прорези по контуру рисунка глубиной 2 мм. Разрезаем ткань на подходящие по размеру лоскутки. Заправляем лоскутки в пенопласт с помощью пилки. Срезаем лишние края. И так заполняем весь рисунок. Делаем рамку.
Ведущий: Чтобы приступить к работе давайте вспомним правила безопасности при работе с острыми предметами.
«Техники безопасности при работе с ножницами»
- Резать ножницами только над своим рабочим местом.
- Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперёд.
- При работе не держи ножницы концами вверх.
- Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
- При работе держи инструмент так, как показал педагог.
- Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
- Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
Молодцы правила техники безопасности повторили.
Динамическая пауза
Чтобы снять напряжение глаз мы с вами проведем гимнастику для глаз.
Движение глазами без движений головой:
- Зажмуривание глаз и расслабление (3-5 раз).
- Вверх-вниз (3-5 раз).
-влево – вправо (3-5 раз).
-нарисовать круги глазами (влево и вправо по 2 круга).
- нарисовать глазами горизонтальную восьмерку.
- нарисовать глазами вертикальную восьмерку.
Глаза закрыть. Отдых 10—15с.
Теперь приступаем к выполнению работы.
- Практическая часть:
Изготовление картины детьми.
Оказание помощи при работе.
Подведение итогов.
Ведущий: Сегодня вы познакомились с одной из видов технологий лоскутного мастерства - кинусайга, получив определенный знания, умения и навыки на занятии, вы можете продолжить эту работу самостоятельно, и научить других детей или взрослых. Спасибо за проделанную работу и проявленные творческие способности. На этом мастер – класс закончен.
Спасибо за работу.
А теперь в станем в круг: игра «Встретимся опять»
Все дети встают в круг, протягивают вперед руку (получается пирамида из ладошек) и говорят «Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять».
Список используемой литературы
- Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики//М.Максимова, М.Кузьмина: М.- «ЭКСМО -Пресс», 1998. – 109с.
- Художественное лоскутное шитьё: учебно – методическое пособие для учителя. – М.: Школьная пресса, 2004. – 96 с.: ил. («Школа и производство» Библиотека журнала». Вып. 21.)
- Дамские рукоделия. Пэчворк - искусство вдохновения - http://www.ma-dam.ru/index.php?menu_id=373&menu_parent_id=329\
- Шитье из лоскутков. Наука и жизнь / Архив журнала «Наука и жизнь» // 1998. №2 - http://www.nkj.ru/archive/articles/10341/
- Лоскутное шитье. От истоков до современности // - http://www.museum.ru/N20175
- гимнастика для глаз. Источник: https://womanadvice.ru/gimnastika-dlya-glaz-dlya-shkolnikov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместный проект «Вместе с родителями мастерим, лоскутки ткани в куклу превратим»
Очень часто стала замечать, что детей старшего возраста заинтересовывают знания о составе семьи, родственниках (отец, мать, бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и те...
Мастер-класс по теме : "Кинусайга – пэчворк без иглы": "Пасхальная курица"
Представляю Вашему вниманию мастер-класс для педагогов по изготовлению панно из цветных лоскутков ткани на пенопласте (в технике кинусайга)....
Программа краткосрочной образовательной практики «Панно в технике пэчворк без иглы» (художественно – эстетической направленности) Возраст детей:6-7 лет.
Пояснительная записка. Актуальность. Кинусайга – средство развития мелкой моторики рук. Развивает точность, координацию движения пальцев, обогащаются сенсорные впечатления, творческие спосо...
Конспект занятия по ООД Художественно-эстетическое развитие (Художественное творчество) в технике пэчворк Тема: «Лоскутная мозаика. Золотая рыбка»
учить составлять простейшую лоскутную композицию из текстильных лоскутков, соблюдая правила колористки и техники безопасности при работе с острой палочкой....
Здравствуй лето! (коллективная аппликация из лоскутков ткани)
Тема: Здравствуй, лето!(Коллективная аппликация из лоскутков ткани). Принимали участие 8 детей.Цель: развивать и воспитывать худ.эст.вкус, эстет.восприятие, видеть цветовую гамму, познавательный ...
Конспект НОД по образовательной области художественно-эстетическое развитие в подготовительной групп на тему: «Весенние цветы» (в технике \'\'Кинусайга пэчворк \'\'без иглы)
Цель : Познакомить с новой техникой изображения ‘’Кинусайга – пэчворг’’ без иглы.Задачи:Познакомить детей с частями цветов;Развивать представление детей...