Консультация на тему: «Подходы в ознакомлении детей с художественной литературой
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Киянова Наталья Сергеевна

Консультация на тему:

«Подходы в ознакомлении детей с художественной литературой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart_konsultatsiya_no5.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение

Детский сад №63 «Елочка»

Консультация на тему:

«Подходы в ознакомлении детей с художественной литературой».

Подготовила:

 воспитатель Плюснина О.А.

        

Ногинск, 2017

Цели: совершенствовать знания педагогов в области ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой

Задачи:

  • пополнить и уточнить знания педагогов в области ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой;
  • познакомить с социо-игровой технологией, используемой при ознакомлении дошкольников с художественной литературой;
  • формировать профессиональную компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово.
  2. Консультации «Как организовать книжный уголок»
  3. Сообщения педагогов о детских писателях.
  4. Мастер – класс «Ознакомление с художественной литературой с использованием социо-игровых технологий»


Вступительное слово.

Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению тал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте современные дети всё чаще проводят свое свободное время за просмотром телепрограмм, мультфильмов, за компьютерными играми и всё реже читают книги.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Проблема падения интереса к чтению была затронута В.В. Путиным на встрече с российским и писателями осенью прошлого года. В частности, он сказал, что «по данным за прошлый год, 40% населения России не прочитало ни одной книги: отчасти причиной является развитие Интернет-ресурсов». Но, как сказал В.В.Путин, сам интернет никогда не заменит литературу. Наверное, с этими словами согласится каждый из нас.

С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя.

Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирование интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребенка.

Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

И вам было дано задание: подобрать высказывания известных писателей, педагогов, философов о месте книги и роли чтения в жизни человека. И сейчас я предлагаю вам их зачитать.

(Воспитатели зачитывают высказывания о книге)

hello_html_526a7d1d.pngХорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребенка, ее образы оказывают большое воздействие на формирование личности. (Е.А. Флерина.)

hello_html_526a7d1d.pngЕсли с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое. (В.А. Сухомлинский.)

hello_html_526a7d1d.pngДетская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослых доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка! (Лев Токмаком.)

hello_html_526a7d1d.pngДетские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. (В.Г. Белинский.)

Действительно, в книге заключён огромный духовный мир человечества. Книга – самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений.

 «Оформи книжный уголок»

Чтобы книга стала верным спутником человека в течение всей его жизни, заложить основы интереса к чтению мы должны ещё в дошкольном детстве. Существенную роль в формировании у дошкольника интереса и любви к книге и художественной литературе играет книжный уголок. Уголок книги в обязательном порядке имеется в каждой возрастной группе.

Консультация «Как организовать книжный уголок», (в которой подробно раскрыты основные требования к оформлению книжного уголка в каждой возрастной группе).

Сейчас мы с вами вспомним основные требования в оформлению книжных уголков:

- рациональное размещение в группе;

- соответствие возрасту детей;

- соответствие интересам детей;

- постоянная сменяемость;

- эстетическое оформление;

- востребовательность.

«Методы и приёмы ознакомления с художественной литературой».

Программа «Воспитание и обучение в детском саду», а в данный момент «От рождения до школы» предусматривают проведение занятий по ознакомлению с художественной литературой, каждодневное чтение. Но знакомство с литературными произведениями ни в коей мере не заканчивается и не ограничивается занятиями. Рекомендованный список художественных произведений для каждой возрастной группы – это лишь минимум, который должен быть усвоен в течение года. Поэтому, свободное время активно используется воспитателями для того, чтобы значительно расширить литературный багаж детей, лучше познакомит их с произведениями русской и мировой литературы.

Знакомство с книгой, с художественными произведениями осуществляется в разных видах детской деятельности с использованием разнообразных методов обучения.

Давайте назовём методы ознакомления с художественной литературой:

словесный, наглядный и практический.

Сейчас вы снова делитесь на три группы, выбираете карточку с указанным методом и вам надо подобрать к нему приемы.

(Воспитатели называют приемы к каждому методу, рассказывают, как они используются в работе с детьми).

         Словесный метод:

- чтение произведений,

- вопросы по содержанию произведений.

- пересказ произведений,

- заучивание наизусть,

- беседа по произведению,

- прослушивание грамм- и аудиозаписей.

Практический метод:

- элементы инсценировки,

- игры-драматизации,

- дидактические игры,

- театрализованные игры,

- использование разных видов театра,

- игровая деятельность.

Наглядный метод:

- показ иллюстраций, картин, игрушек,

- элементы инсценировки,

- движения пальцами, руками,

- схемы,

- просмотр видео - диафильмов,

- оформление выставок.

В период пребывания детей в детском саду они знакомятся с произведениями многих авторов. И задача воспитателя познакомить детей не только с художественными произведениями, но и дать первые представления о писателях. Знакомя с новыми произведениями, вы в обязательном порядке называете автора, название произведения, показываете портрет писателя. Если собираетесь читать новое произведение уже известного детям автора, то обязательно вспоминаете о прочитанных книгах. А уже в старших группах детям специально рассказывают и жизни писателя, и его книгах. Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.

Одной из форм работы по ознакомлению с жизнью и творчеством питателя являются тематические выставки. Вы в книжных уголках оформляли тематические выставки, посвященные творчеству многих детских писателей, проводили литературные викторины. Но чтобы рассказать детям об авторе, надо самому прежде познакомиться с биографией писателя.

С целью ознакомления с жизнью и творчеством детских авторов, повышения общекультурного уровня педагогов у нас сейчас пройдут литературные чтения, в рамках которых каждый из вас приготовил сообщение о писателе. Сейчас мы узнаем о жизни и творчестве. С.Маршака, В.Бианки, Е.Чарушина, С.Михалкова, К.Чуковского и др.

Сейчас мы немного отвлечёмся и проведём викторину « Шуточная реклама»

Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения

( При ответах указывается название и авторство произведений)

1.Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. ( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Несу золотые яйца. Дорого.

( Курочка Ряба, р.н.с. «Курочка Ряба»)

3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.

( Буратино, А.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)

4. Отмою всё!

( Мойдодыр, К.Чуковский «Мойдодыр»)

5. Доставка пирожков бабушке.

(Красная Шапочка, Ш.Перро «Красная Шапорчка»)

6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.

(Доктор Айболит, К.Чуковский «Доктор Айболит»)

7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами.

( Р.н.с. «Гуси-лебеди»)

8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.

(Лиса, р.н.с. «Лиса и волк»)

9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.

(Бабушка, р.н.с. «Колобок»)

10. Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой.

(Баба Яга)

(Воспитатели отвечают на вопросы викторины)

Мастер – класс ознакомление с художественной литературой с использованием социо-игровых технологий. ТЕМА: «Знакомство с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» для детей подготовительной группы» -воспитатель Кутушева А.М.

Заключение:

Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М.Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.

А закончить мне хочется словами К.Г. Паустовского:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»

Литература

  1. Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Акцидент, 1996.
  2. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.
  3. Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. – Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 1.
  4. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-пресс, 2007.
  5. Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5.
  6. // Ребенок в детском саду № 1 – 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум на тему «Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

Данный семинар- практикум поможет воспитателям ознакомится и вспомнить как традиционные так и не традиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой....

Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой

Семинар - практикум для воспитателей детского сада по приобщению детей к художественной литературе...

круглый стол "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"

Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, ...

Тема: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙТема: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой...

Семинар – практикум "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

"Новые подходы в ознакомлении  детей с художественной литературой"...

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ. Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой для детей средней группы»

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ.Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...