Методическая разработка "Дети Блокадного Ленинграда"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Гриненко Александра Александровна

Методическая разработка "Дети Блокадного Ленинграда" рассчитана на детей 6-7 лет. Использование ИКТ, духовно-нравственное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект30.24 КБ
Файл презентация2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Детям Блокадного Ленинграда Посвящается..».

Возраст : 6-7 лет.

21.04.2021

Автор: Гриненко Александра Александровна


“Дети Блокадного Ленинграда”

План занятия.

  1. Вводная часть (5 минут)

 - Приветствие

-  Постановка целей и задач

Цель : Знакомство с героическими страницами истории нашей страны.

Задачи :

-  Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны.

- Повышение информационной культуры учащихся.

-  Воспитание любви к родной стране, чувства патриотизма.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку

Основная часть (40 минут)

- Стихи Полины Когановой и Ольги Бергольц

- Понятие “Блокада”

- Карта Блокадного Ленинград
- Норма Хлеба

- Дорога Жизни

- Прорыв Блокады

- Таня Савичева.
- Георгий Закутин

- Больница имени Раухфуса

Заключительная часть (5 минут) - Рефлексия

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1.

Вводная часть.
Здравствуйте дети! Сегодня у нас с вами будет очень не легкая тема занятия. Расскажите кто знает, какое самое страшное событие произошло в 1941 году 22 июня? Началась Великая отечественная Война. С кем мы воевали? Кто знает, почему началась война? Что в этой Войне было самое страшное и ужасное? Конечно это была блокада. Вы знаете что такое Блокада? Чуть позже мы ещё о ней поговорим, а пока мы хотели бы вам прочитать стихи. Я прочту вам стих Великой поэтессы Ольги Бергольц, которая даже в годы войны не переставала творить и дарить людям добро. Стих “Я в госпитале мальчика видала…”
Далее стих рассказывает Александра Александровна, Полина Коганова “Мой сын”
Как вы поняли тема сегодняшнего занятия  “Дети Блокадного Ленинграда…”

Как вы знаете, на войне погибло очень много людей. Кто нибудь знает точное число?
 В блокаду, по официальным данным, умерло 671 635 человекСтрашные цифры..Представьте сколько из них умерло детей…Давайте пожалуйста встанем и почтим память тех, кого нет сейчас с нами, тех благодаря кому мы сейчас стоим здесь, тех, кто отстоял наш город в Великом бою минутой молчания…
Спасибо. Можно сесть.

Основная часть.

2 слайд. Более 70 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены. Вскоре почти вся Европа была захвачена фашистами. Многих людей насильно увозили на работы в Германию, сжигали в печах, душили в газовых камерах.

3 слайд. Никогда не забудет советский народ, те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года. 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар, на нашу страну. Напа дение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке - от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Немцы рассчитывали расправиться с нашей страной за 6 недель. От Советского Союза должно бы ло остаться только воспоминание.

– Предположите, смогли ли немцы покорить нашу страну за 6 недель как планировали?

– Предположите, почему сорвались планы фашистов молниеносной войны? (Весь народ встал на защиту своей Родины.)

– Фашисты нацелили главные удары по 3-м направлениям. Назовите их.

1. На север  - Ленинград 
2. Центр - главный удар Москва 
3. На юг -  к Черному морю.

– Первый удар немецкой армии приняли на себя пограничники, стоявшие насмерть. Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.

4 слайд-5 слайд. 

Шел 79-й День Войны. Немцы решили, что если лишить нас продуктов питания, то мы быстрей сдадимся..Так началась Блокада Ленинграда.
Дети вы знаете, что такое Блокада?
Блокада – означает замкнутый круг. Немцы окружили наш город и не давали поездам и машинам с продовольствиями пройти к нам в город. Они скидывали на них бомбы, обстреливали. Это было самые страшные 900 дней для Ленинграда. Сотни тысяч людей и детей погибли от голода.

6 слайд.

На этом слайде вы видите карту Блокадного города. То, что выделено черной полосой (показывает рукой) Это всё немецкие войска окружившие город. Так же здесь вы видите Ладожское озеро, которое сейчас называется “Дорогой Жизни” (показать  дорогу жизни и наши фронта).

7 – 8 слайд.

Ленинград сковала лютая стужа. Не было топлива и электричества. От голода люди умирали прямо на улицах. В день рабочие получали лишь по 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие иждивенцы и дети всего 125 граммов!!  При этом «блокадный» хлеб состоял на 2/3 
из примесей (в него добавляли целлюлозу и опилки), был сырой. Это 
значит, что 125-граммовый или 250-граммовый кусок был совсем маленьким и 
низкопитательным. За этим жалким кусочком нужно было отстоять 
многочасовую очередь на морозе, которую занимали еще затемно. Бывали 
дни, когда бомбежки срывали работу хлебозаводов, булочные так и не 
открывались. И матери возвращались домой с пустыми руками, где их ждали 
голодные дети. В такие дни люди не ели ничего. Ни-че-го… В качестве 
пищевых заменителей использовались целлюлоза, хлопковый и льняной жмых, 
технический альбумин; было налажено производство пищевых дрожжей из 
древесины, витамина С из лапок хвои. Варили и ели древесный клей. 
Разрезали на куски и варили «суп» из кожаных сапог и туфель. Начались 
цинга и дистрофия.

9 слайд.

Что вы видите на этих фотографиях? Какие чувства они у вас вызывают? ( На фотографиях изображен мужчина с хлебом, у него в глазах голо, страх, надежда на победу. На втором фото – женщины везут труп ребенка, который умер от голода)

10 слайд.

Для того что бы получить хлеб, каждому члену семьи выдавались специальные карточки на которых отмечалось сколько хлеба каждому положено. Однажды случилась вот какая история. Женщина пошла получать хлеб на всю семью, и взяла с собой все карточки. По дороге она их обронила, она заметила это только тогда, когда подошла ее очередь на выдачу. Понимая, что вся семья теперь умрет от голода, что теперь им не светит даже по 125 грамм хлеба, она пришла домой и не смогла сказать ни слова. Но тут в дверь постучались. Это был солдат нашей армии, он нашел карточки, и принес их. Слезы счастья были у всех. Солдат спас всю семью от голодной смерти.

11 слайд. В секретном «Сообщении о событиях в СССР» от 18 февраля 1942 года 
гитлеровцы констатировали: «Уже в декабре у большей части гражданского 
населения Ленинграда наблюдалось опухание от голода. Все чаще жители 
падают на улицах и остаются лежать мертвыми… Уже в конце января 
количество ежедневно умиравших от голода и холода составляло 2–3 тыс. 
человек. В большом числе жертвами голода могут стать дети, особенно — 
малыши, для которых нет питания5» .

12 слайд. «Дорога Жизни», единственная военно-стратегическая транспортная магистраль через Ладожское озеро, связавшая с сентября 1941 по март 1943 блокированный немецко-фашисткими войсками Ленинград с тыловыми районами страны во время Великой Отечественной войны 1941-45. По «Дороге жизни» проходила эвакуация населения, фабрик и заводов, подвозились продовольствие, топливо, подкрепления, вооружение и боеприпасы (см. таблицу). В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога (большая трасса 125 км) и Кобона (малая трасса 35 км) до порта Осиновец; в период ледостава – по ледовой дороге на автомашинах из Кобоны до Ваганова и Коккорева. В течение двадцати пяти дней советские рабочие построили временную 35-километровую линию через болото, вдоль берега Ладожского озера, из Полгами в Шлиссельбург, и оттуда по временному мосту в Ленинград. 6 февраля временная железная дорога вступила в действие. В Ленинграде сразу же увеличился хлебный паек: с 250 до 600 граммов для рабочих, со 125 до 400 – для остальных жителей. Прорыв блокады был ещё пока частичный, узкий коридор с железной дорогой не обеспечивал регулярного снабжения города-крепости. Эта ситуация заставила советское командование продолжить бои южнее Ладожского озера, чтобы все-таки выйти на Кировскую магистраль и отвоевать железнодорожный узел Мга. Без промедления начались вторая и третья фазы второго сражения на Ладоге.

13 слайд. Только в январе 1944 года блокада Ленинграда была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60-100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась.
Дети, что вы видите на картине? Какие чувства она у вас вызывает? Что делают люди?

14 слайд.

Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия — в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия — трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

…Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий «ангельский» голос, обещавший певческое будущее.

Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный ансамбль: два брата, Лека и Миша, играли на гитаре, мандолине и банджо, Таня пела, остальные поддерживали хором.

кольцо блокады быстро сжималось — по плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лица земли». Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.

Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило. Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало. В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену — в цех сообщили, что он умер…».

Таня все чаще открывала свою записную книжку – один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди  голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.

15 слайд.

Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом — стена с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре  блокадной «Дороги Жизни».

Таня Савичева родилась 25 января, в день поминовения святой мученицы Татианы. Оставшиеся  в живых Савичевы, их дети и внуки, обязательно собираются за общим столом и поют «Балладу о Тане Савичевой» (композитор Е. Дога, слова В. Гина), которая впервые прозвучала на концерте народной артистки Эдиты Пьехи: «Таня, Таня… твое имя — как набат на всех наречиях…»

Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе — пресечется род наш человеческий.

16 слайд.

Когда началась война, Георгию Закутину было 13 лет. Он очень здорово рисовал, и поэтому его приняли в художественную школу. Георгия ласково дома называли Гулей. Мама его работала врачом и поэтому, дома ёё почти не было. Гуля жил с бабушкой, ходил в школу. И очень много Рисовал… он выпросил разрешение у мамы и бабушки помогать дежурным на крыше, гасить зажигательные бомбы. И каждый вечер он помогал взрослым спасать свой дом от пожаров. Все думали, что когда кончится война, Гуля станет замечательным художником, но этого не случилось..Георгий и его бабушка погибли в блокадном Ленинграде.

17 слайд. Вот его Рисунки.
( Бабушка отдыхает, Бабушка в профиль)

18 слайд. Рисунки Одноклассники и Улица блокадного города.

19 слайд.

В блокаду работала детская больница, куда привозили раненных и больных детей. На фотографии вы видите раненных детей Блокадного Ленинграда. Фашисты никого не жалели, ни детей, ни взрослых, ни детей.

20 слайд.  В эту больницу привезли 3-х летнего Игоря. Мальчик был ранен в ногу. Врачи спасли мальчика, но ножку спасти не удалось. Игорь не понимал, что случилось, и у всех, кто к нему заходил в палату спрашивал “Когда мне сделают новую ножку? Как я без ножки домой пойду??” Врачи сделали ему протез, который был сделан из пластмассы, он очень натирал место, к которому был прикреплен к ножке. Игорь был очень терпеливым мальчиком, поэтому он научился не только ходить на протезе, но и играть в футбол. И был лучшим вратарем своего двора. Так же Игорь научился ездить на велосипеде.

21 слайд. Анатолий Молчанов – поэт и сказочник, пережил Блокаду ребенком. Когда началась война ему было 9 лет.
Из воспоминаний Анатолия Молчанова…

31 декабря дедушка решил устроить ёлку. Он был веселый и добрый выдумщик. Настоящих елок не было и он решил нарисовать елку на стене. Попросил у меня акварельные краски, залез на стул и прямо на обоях изобразил ветвистую красавицу. Потом он вбил гвоздики в концы нарисованных ветвей и достал коробку с новогодними игрушками. Среди игрушек мы нашли… клад! Да, это был волшебный новогодний клад: Большие грецкие орехи в посеребрённой скорлупе и конфеты в ярких фантиках. Ниши конфеты! Раковая шейка и Мишка на севере. Они висели на елке в прошлом году, потом их сняли и убрали вместе с игрушками. Конфеты мы разделили по-братски на троих. Когда пробило 12 часов, бабушка отдала мне свою конфету и сказала что у неё болит зуб, а дедушка просто в темноте подвинул мне свою конфету. Пустые фантики мы повесили на елку…

22 слайд.

Дети кто знает когда закончилась ВОВ? Она закончилась 9 мая 1945 года. Это паздник свободы, независимости. А так же это праздник памяти и скорби всех погибших..
Мы патриоты своей страны и должны знать историю и гордится нашими предками. Кто знает какая памятная дата будет в этом году? Правильно, 70 лет со дня победы. Прошло уже 70 лет. Мы – последнее поколение видевшее Ветеранов. Наши дети не смогут уже их увидеть и пообщаться, и поэтому мы должны знать всю историю и посвящать в неё наших детей. Мы все должны говорить такие слова как “Я помню, я горжусь..”

Заключительная часть.
Дети, о чем мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Что мы можем сделать для того, что бы сохранить память о своих предках, стоявших за Ленинград?
Вы большие молодцы, спасибо за урок!
(прослушать песню день Победы)

Дети отвечают на вопросы педагога, смотрят и слушают презентацию.

Дети слушают стихи.

Дети встают, проходит минута молчания

Дети слушают и смотрят презентацию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детям Блокадного Ленинграда Посвящается…. Методическая разработка Гриненко Александры александровны 21.04.2021 г

Слайд 2

Причины Войны.

Слайд 3

Как все начиналось…

Слайд 4

Блокада Ленинграда.

Слайд 6

Карта Блокадного Л енинграда.

Слайд 7

Хлеб .. Норма выдачи.

Слайд 8

125 Блокадных грамм..с огнем и кровью попалам !!! ”

Слайд 10

Карточки на хлеб.

Слайд 12

Дорога Жизни.

Слайд 13

Снятие Блокады.

Слайд 14

Таня Савичева.

Слайд 16

Георгий Закутин.

Слайд 19

Больница имени Раухфуса.

Слайд 21

Анатолий Молчанов.

Слайд 22

День Победы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (старшая группа): "Памятники блокадного Ленинграда"

Важно воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, формируя  уважительное отношение к подвигу ленинградцев и к  памятным местам блокадного  города....

Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается» (с использованием ИКТ)

Цель: Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда.Задачи:Образовательные:закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда;расширять знания детей об ист...

Методическая разработка: сценарий Дня Памяти «Мы помним блокадный Ленинград»

Итоговое мероприятие, которое позволит закрепить знания дошкольников о блокадном городе  Ленинграде и его героических жителях....

Методическая разработка системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с темой "Ленинград в блокаде" с использованием диорамы «Блокадный Ленинград».

В публикации представлена методическая разработка психологов ГБДОУ ЦРР-детский сад №111 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по системе работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с тем...

Методическая разработка по конструированию в подготовительной группе «Блокадный Ленинград»

Целью проведения занятия считаю закрепление знаний об истории родного города, о жизни ленинградцев во время Блокады, воспитание чувства гордости за подвиг своих соотечественников во время Великой Отеч...

Методическая разработка сценария досуга для старших дошкольников: "Дети в Блокадном Ленинграде" - январь 2023 года.

Досуг, посвящённый Дню снятия Блокады Ленинграда для детей старших и подготовительных к школе групп: "Дети Блокадного Ленинграда" - январь 2023 года....

Методическая разработка "Проект «Символы блокадного Ленинграда»"

Проект «Символы блокадного Ленинграда»Тема Великой Отечественной войны никогда не потеряет своей значимости. А героическая оборона Ленинграда составляет одну из самых славных и ярких стран...