Методическая разработка (старшая группа): "Памятники блокадного Ленинграда"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Прохорова Валентина Борисовна

Важно воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, формируя  уважительное отношение к подвигу ленинградцев и к  памятным местам блокадного  города.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памятники блокадного Ленинграда (старшая группа) Подготовила и реализовала воспитатель 5 группы: Прохорова В.Б . Санкт-Петербург 2016 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 29 Красносельского района Санкт – Петербурга

Слайд 2

Без воды, без еды и без света, От рассвета и вновь до рассвета Четко помня: ни шагу назад, Выживал, как умел, Ленинград

Слайд 4

Пискаревское кладбище – монумент Матери-Родины Главным памятником в Великой Отечественной войне в Санкт-Петербурге является Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь установлен монумент Матери-Родины, протянувшей руки к кладбищенской аллее. В память о жертвах блокады и героических защитниках города на Пискаревском кладбище горит Вечный Огонь.

Слайд 5

Квартира Тани Савичевой Дневник школьницы Тани Савичевой, у которой во время блокады Ленинграда погибла почти вся ее семья, стал одним из символов Великой Отечественной войны

Слайд 6

Дневник выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия — в витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища.

Слайд 7

8 сентября 2010 года, в День памяти жертв блокады, на Васильевском острове открылся памятник детям блокадного Ленинграда . Памятник установлен в Яблоневом саду, который в 1953 году посадили ученики одной из городских школ.

Слайд 8

Невский проспект, дом 14 Это двор того самого дома по Невскому пр. 14, на стене которого сохранена блокадная памятная надпись - "При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна".

Слайд 9

Этот памятник маленькой рыбке колюшке, что "людям выжить помогла", поставили в Кронштадте.

Слайд 10

Памятник блокадным кошкам Известные многим, ленинградские коты – Елисей и Василиса – память о блокадных кошках. Это собирательный образ тех ярославских кошек, которых завезли в Ленинград в 1943 году, чтобы спасти город от крыс.

Слайд 11

Памятник блокадному трамваю

Слайд 12

«Разорванное кольцо» — мемориал, входящий в Зелёный пояс Славы, расположен на западном берегу Ладожского озера, у начала Дороги Жизни.

Слайд 14

Викторина Сколько длилась блокада Ленинграда? Для чего устанавливают мемориалы, памятники? Какие памятники и памятные места блокадного Ленинграда вам известны? Кому воздвигают мемориалы, памятники и памятные места? Назовите самые необычные. Назовите символ блокадного Ленинграда?

Слайд 15

Мы помним, мы чтим!



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 29

Красносельского района

Санкт – Петербурга

План образовательной деятельности

(Старшая группа)

“Памятники блокадного Ленинграда”

Образовательная область: Познавательное развитие

Области интеграции:

  • социально-коммуникативное;
  •  речевое развитие;
  • художественно-эстетическое.

Используемые педагогические технологии:

 информационно-коммуникационная

                                                     

Составила  и реализовала:

Воспитатель  Прохорова В.Б.

Санкт-Петербург

2016

Памятники блокадного Ленинграда.

Цель: познакомить детей с памятниками и памятными местами, посвященных блокадному Ленинграду.

Задачи:

Образовательные: 

  • Формировать знания детей о подвиге жителей блокадного Ленинграда.
  • Учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков;

Развивающие: 

  • Развивать мышление, логику (делают выводы и умозаключения), внимание (умение видеть главное);
  • Развивать связную речь  и словарь.

Воспитательные:

  • Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.
  • Формировать уважительное отношение к людям пожилого возраста, ветеранам Великой Отечественной войны.
  • Формировать уважительное отношение к памятным местам родного города.

Технические средства: Ноутбук, экран, проектор, магнитофон, аудиозаписи: Кипелов “Непокоренный”,  марш “Прощание славянки”, звучание метронома.

Раздаточный материал: 2 набора пазлов (или разрезных картинок).

Формы организации детей: групповая (индивидуально-коллективная), фронтальная.

Длительность: 20 минут

Ход деятельности:

Погружение в атмосферу, завязка: Фонограмма – фрагмент из песни группы Кипелов “Непокоренный”.

Структурные

компоненты

деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Мотивация на деятельность и совместная постановка с детьми цели деятельности

Воспитатель здоровается с детьми.

Воспитатель сообщает детям, что  Санкт-Петербург носит почетное звание  - город-герой. Почему?

Слайд № 2

Блокада Ленинграда длилась 872 дня с 8 сентября 1941 года и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества.  Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года,  а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была снята полностью.

С годами все меньше остается тех, кто пережил то страшное время, но город-герой помнит о своих защитниках, стоявших в обороне, и мирных жителях, оставшихся в кольце.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают символ блокадного Ленинграда - похожую на георгиевскую - блокадную ленточку.

 Почему ленточка именно  зеленого цвета? (ответ: Оливковый цвет ленточек символизирует муаровую ленту медали “За оборону Ленинграда”, знак доблести и стойкости ленинградцев - взрослых и детей, фронтовиков, и тружеников тыла, сделавших все, чтобы город выстоял и победил.)

Дети здороваются с воспитателем.

Дети отвечают.

(Организация: дети сидят  на стульчиках)

Выслушиваются ответы детей

2.Планирование деятельности

Слайд № 3

В большинстве районов Санкт-Петербурга установлены памятники, связанные с блокадой Ленинграда, поэтому память о жителях и защитниках города вечна. Перечислим некоторые памятные места, связанные с блокадой Ленинграда. 

Воспитатель предлагает совершить виртуальную экскурсию по местам памятных мест, посвященных блокадному Ленинграду.

 Дети маршируют под  марш “Прощание славянки”- музыкальная композиция без слов.

Дети называют

Дети соглашаются 

Организация: дети маршируют под музыку и  садятся на стульчики.

3. Действия

Слайд № 4

 ПИСКАРЕВСКОЕ КЛАДБИЩЕ - памятник скорби, посвященный ленинградцам - жертвам войны. Его центральной фигурой является монумент “Родина - мать”. Как нельзя из истории Ленинграда - Петербурга  вычеркнуть горестные блокадные страницы, так невозможно понять, что такое ленинградская блокада, не увидев Пискаревского кладбища.
Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено здесь...

Слайд № 5

 Таня Савичева, девочка из осажденного Ленинграда.  На глазах Тани погибли её бабушка, двое дядей, мама, брат и сестра. Таня записала об этом на страницах своего дневника.

Слайд № 6

 Дневник  выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия - в витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища.
Когда началась эвакуация детей, девочку удалось вывезти по “Дороге Жизни” на “Большую землю”. Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня умерла от истощения.
Памятник  “Дневник 
Тани Савичевой”  состоит  из восьми стел - страниц блокадного дневника.

Слайд № 7

8 сентября 2010 года, в День памяти жертв блокады, на Васильевском острове открылся памятник детям блокадного Ленинграда. Памятник установлен в яблоневом саду, который в 1953 году посадили ученики одной из городских школ. 

Воспитатель предлагает почтить память жертв блокадного Ленинграда минутой молчания.

Слайд № 8

 На улицах, где риск стать жертвой вражеской артиллерии был наибольшим, разместили предупреждающие надписи. Несколько надписей  сохранилось до сих пор. Надпись на Невском, 14.

Памятники блокадного Ленинграда установлены не только людям.  Что вам об этом известно?

Слайд № 9

На стене обводного канала около синего моста, в 2005 году, установлен памятник колюшке - маленькой колючей рыбке, которая в годы блокады помогала тысячам людей преодолеть страшный голод.

Игра “Кому памятник?”

Для того, чтобы узнать, какой памятник будет следующим, надо собрать пазл.

Слайд № 10

Памятник  блокадным кошкам.

 В своем дневнике блокадница Кира Логинова вспоминала: “Тьма крыс длинными шеренгами во главе со своими вожаками двигались по Шлиссельбургскому тракту (ныне проспекту Обуховской обороны) прямо к мельнице, где мололи муку для всего города. Это был враг организованный, умный и жестокий...”. 
Но никакие “человеческие” методы борьбы с грызунами не помогали. А кошек -  главных крысиных врагов - в городе не было уже давно. Вскоре после прорыва блокады в Ленинград был направлен стратегический груз - 4 вагона дымчатых кошек из Ярославской области (дымчатые кошки считались лучшими крысоловами). Кошек  и котят расхватывали моментально, за ними выстраивались очереди. Как только блокада была снята полностью, прошла еще одна кошачья мобилизация. На этот раз кошек набирали в Сибири  для нужд Эрмитажа и других ленинградских дворцов и музеев:  в Ленинград было направлено 5 тысяч сибирских кошек.
Елисей и Василиса - память о блокадных кошках. 

Игра “Чудесный мешочек” и загадка про трамвай.

Слайд № 11

Памятник блокадному трамваю. Трамваи играли важную роль во время блокады города - блокадный трамвай был единственный видом транспорта, который работал в это суровое время. Памятник ему установлен в год столетия петербургского трамвая в Кировском районе на проспекте Стачек. 

Слайд № 12

Разорванное кольцо

 Мемориал, входящий в Зелёный пояс Славы, расположен на западном берегу Ладожского озера, у начала Дороги Жизни. Памятник  “Разорванное кольцо” выполнен в виде двух полукруглых арок, символизирующих блокадное кольцо вокруг Ленинграда, а разрыв между ними - Дорогу Жизни.

Слайд № 13

“Каменный цветок”.

 Мемориал создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда.

Песня “Мой Петербург боевой”

Воспитатель предлагает детям спеть песню о родном городе. 

Слайд № 14

Викторина:

  1. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (Блокада Ленинграда длилась 872 дня с 8 сентября 1941, почти  900 дней. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была снята полностью.)
  2. Для чего устанавливают мемориалы, памятники?
  3. Какие памятники  и памятные места блокадного Ленинграда вам известны?
  4. Кому воздвигают мемориалы, памятники и сооружают памятные места? Назовите необычные.
  5. Назовите символ блокадного Ленинграда?

Звучит метроном.

Минута молчания.

(Организация: дети стоят около стульчиков)

Дети отвечают.

(Организация: дети сидят  на стульчиках)

Организация:  дети делятся на две команды, каждая собирает свой пазл-задание, стоя вокруг столов.

Организация: Воспитатель вызывает одного ребенка, чтобы загадать загадку и  еще одного, чтобы определить, правильно ли отгадана загадка и что лежит в мешочке. (Индивидуальная работа: дети свободно стоят)

Дети поют.

(Организация: Дети свободно стоят около стульчиков)

Дети отвечают на вопросы викторины.

(Организация: дети сидят на стульчиках)

4.Результат деятельности

Воспитатель спрашивает, что нового дети узнали о блокаде Ленинграда.

Воспитатель напоминает:

 Слайд № 15

Блокада Ленинграда была самым тяжелым временем в обороне города. Ленинградцы пережили величайшую трагедию, горе, скорбь и страдания, проявив стойкость, патриотизм и любовь к своему городу.

Мы помним, мы чтим!

Воспитатель  вручает детям на память блокадную ленточку и  прощается с детьми.

Ответы детей.

(Организация: дети сидят на стульчиках, отвечают по одному)

Дети прощаются с воспитателем.

Список использованной литературы

  1. Яковлева Н.А. Наш город Санкт-Петербург.-СПб., 1999.

Ссылки на информационные ресурсы

  1. htthttp://piter.co/obschestvo/740/23-blokadnyh-mesta-v-peterburge.htmlp://www.spb-guide.ru/page_477.htm 
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Блокада_Ленинграда
  3. http://www.liveinternet.ru/users/3109898/post258690140/
  4. http://www.blocada.ru/памятники-вов-в-санкт-петербурге
  5. http://bestspb.ru/ru/pamyatniki.ru.php
  6. http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/05/02/pamyatniki_blokadnogo_leningrada.pptx

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» рисование для детей старшего возраста. Тема: «Блокадный Ленинград»

НОД по образовательной области«Художественно - эстетическое развитие» рисованиедля детей  старшего возрастаТема: «Блокадный Ленинград» Составила и провела:Воспитатель Осипова О.В.Санкт-Петер...

Интегрированное занятие в старшей группе «Памятник неизвестному солдату»

Всего несколько дней отделяет нас от грандиозного праздника - Дня Победы! Весь наш народ ждёт его с замирание сердца, ведь нет ни одной семьи в нашей стране, не опалённой этой страшной войной. У меня ...

Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"

Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...

Конспект занятия в старшей группе "Памятники нашего города"

Конспект оод для детей 5-6 лет "Памятники нашего города"...

Методическая разработка по ФЦКМ на тему "Ленинград в дни блокады"

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА«Ленинград в дни блокады»(подготовительная к школе группа)ООД №2: «Д...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Блокадный Ленинград"

Название проекта: « Блокадный Ленинград»Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители воспитанников.По количеству участников: групповой. По приоритетному методу:...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Детям блокадного Ленинграда посвящается…»

Данный материал поможет педагогам  познакомить детей с героическим подвигом жителей Ленинграда, дать представление о блокаде Ленинграда....