Методическая разработка: сценарий Дня Памяти «Мы помним блокадный Ленинград»
методическая разработка

Маркусова Елена Эдгаровна

Итоговое мероприятие, которое позволит закрепить знания дошкольников о блокадном городе  Ленинграде и его героических жителях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий Дня Памяти

«Мы помним блокадный Ленинград»,                               посвященного 76 - летней годовщине                  

 снятия блокады.

Цель: Создание условий для развития познавательной инициативы в процессе знакомства  с условиями жизни детей блокадного Ленинграда во время ВОВ.

Задачи:

Формировать у детей понятие важности событий истории своей страны, необходимости бережного отношения к хлебу;

Развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей;

Привести примеры мужества и героизма советских воинов и жителей блокадного города-героя;

Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда.

Роли исполняют взрослые: 1 Ведущая, 2 Ведущая.

Ход мероприятия:

Зал оформлен стенгазетами, листовками и рисунками детей о Ленинградской блокаде. У боковой стены стоит  обелиск и «вечный огонь». В центре зала оформлена зкспозиция «Блокадный хлеб» (с изображением хлебных карточек, буханок черного хлеба и нарезанных кусочков по 125 грамм). На боковой стене у окна оформлена выставка детских рисунков «Дорога жизни».

Звучит фонограмма «Песня о Ленинграде». Дети всех возрастных групп спокойно входят в зал и садятся на стульчики. Дети старшей группы, с цветами в руках входят в зал и строятся на упражнение у центральной стены. 

1 ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы провести  День памяти, посвященный 27 января – Дню снятия блокады Ленинграда. Этот день одновременно и радостный, и печальный, потому что, много лет назад, 8 сентября 1941 года, война ворвалась в город Ленинград и в жизнь его жителей – ленинградцев.

2 ВЕДУЩАЯ: Вы уже знаете, что когда ваши прабабушки и прадедушки были молодыми, на нашу Советскую землю напал враг. Это были фашисты, они бомбили и разоряли все города и деревни на своем пути. Мы с вами посмотрели несколько презентаций и фильмов об этой войне, помните, ребята? (ответы детей). Вся огромная страна встала на защиту нашей Родины. Мы помним имена героев: «Никто не забыт, ничто не забыто!» Я предлагаю послушать песню о героях Отечественной войны в исполнении старшей группы и возложить цветы к «вечному огню».

Реб : Зачем эту надпись наша память хранит?

Чтоб взрослые знали и дети!

 «Ничто не забыто и  никто не забыт»

Чтоб помнили все строки эти!

Песня для детей старшей группы «Вечный  огонь»

После песни, дети возлагают цветы к обелиску и «вечному огню» и присаживаются на свои места.

1 ВЕДУЩАЯ: Спасибо, ребята, что помните героев войны. Когда фашисты добрались до стен города Ленинграда, они захотели совсем сравнять его с землей, будто его совсем не было на земле. Но все ленинградцы – жители города объединились, сплотились и дали отпор врагу.

2 ВЕДУЩАЯ: Так планы фашистов были сорваны. В   первые дни войны родилась песня, которая теперь известна всему миру как «Священная война». Мужественная, гордая, отважная, смелая, призывная…  Давайте  послушаем отрывок и рассмотрим плакаты и листовки, нарисованные художниками в это нелегкое время.

Звучит фрагмент «Священная война». Дети встают с мест, рассматривают плакаты и листовки.

 Реб: Хотели враги Ленинград уничтожить,

Стереть этот город с земли,

Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

Реб: Враги окружили мирный город,

В блокадном кольце Ленинград.

Над Лиговским, Невским проспектом

Снаряды и пули летят.

Реб: Рано зима в этот год наступила,

Морозы пришли, холода.

И мирную жизнь ленинградцев

Нежданно ворвалась беда.

 Реб: Все жители город свой защищали,

Чтоб жить спокойно мы могли.

За нас с тобой  жизнь они отдавали,

Чтоб больше не было войны!

1 ВЕДУЩАЯ: Все солдаты, старики, подростки и даже дети  встали на защиту своей страны. Давайте послушаем песню о смелых мальчишках, которые мечтают о подвигах.

Исполняется песня средней группы «Бравые солдаты» 

2 ВЕДУЩАЯ: Так что же такое блокада Ленинграда? (показывает карту) Город Ленинград бомбили все чаще и чаще.

Люди прятались, где только можно было укрыться (под лестницами домов, под мостами, в метро, в бомбоубежище), но очень многие погибали.

1 ВЕДУЩАЯ: Враги окружили город со всех сторон, как буд-то взяли его в кольцо - это и называется «блокадой».  Кольцо Ленинградской блокады сжималось. Жителям не хватало еды, так как склады с мукой были разбомблены. Наступило время, когда ленинградцы получали только 250 грамм – рабочие и по 125 грамм  хлеба детям. Это вот такой маленький кусочек (показывает «Блокадный хлеб» и плакат  «Хлеб на ладони»).

2 ВЕДУЩАЯ: Ели  не просто мягкий кусочек, а засохший. Потому что сразу его не съедали, берегли на целый день, его можно было пососать, как конфетку и меньше хотелось есть. Это очень трудно целый день ничего не есть, только сухарик сосать, потому что на следующий день тоже будет только кусочек хлеба и больше ничего.

1 ВЕДУЩАЯ: Пожалуйста, ребята, берегите хлеб, не балуйтесь им и не играйте, всегда помните, что благодаря ему - многие дети Ленинграда остались жить. Давайте вспомним, из чего выпекают хлеб? (ответы детей). А каким тяжким трудом он достается, покажут дети подготовительной группы.

Исполняется танец-сценка с колосками «Хлеб всему голова»

2 ВЕДУЩАЯ: А наши малыши не отстают, они тоже знают, как печь хлеб, посмотрите, вот на этом плакате изображены дети младшей группы, которые вместе с мамами умеют печь вот такие буханочки (показывает плакат на стене и хлеб на столе). Давайте послушаем песенку малышей об этом.

Песня-сценка «Я пеку для мамочки»

1 ВЕДУЩАЯ: Молодцы, ребята, а мы продолжим вспоминать город-герой Ленинград. Когда враги окружили город,  только одна дорога оставалась, по которой можно было вывезти детей, раненых, привезти продукты. Эта дорога проходила по самому красивому озеру – Ладожскому.

2 ВЕДУЩАЯ: Летом – продукты возили на катерах и кораблях.

(показывает  иллюстрацию).  Но труднее всего было зимой. Дорога проходила по льду. Зимой  ехали на санях, машинах, повозках. Фашисты бомбили дорогу, техника и люди гибли, уходя на дно. Мороз был ужасный, но дорога ни на минуту не прекращала движение. Дети подготовительной группы нарисовали рисунки об этом, посмотрите на нашу выставку «Дорога жизни» и послушайте стихи (показывает выставку, оформленную на боковой стене).

 Реб: Чтобы жизни спасти ленинградцев,

Зимой в 41-м году.

С хлебом шли в город машины

По Ладоге, прямо по льду.

Реб: Бомбежки, метели, заносы,

Уходят машины под лед.

Но каждый шофер твердо верит,

Что город любимый спасет.

Реб: «Дорогой жизни» Ладогу назвали,

Надеждой на спасение людей.

Раненых, больных и истощенных

Везли полуторки из города по ней.

 Реб: «Дорогой жизни» Ладогу назвали,

Она спасеньем каждому была.

Свой город ленинградцы отстояли

И не пустили в Ленинград врага.

Реб: Она спасеньем ленинградцев стала,

И помогла в войне нам победить.

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

1 ВЕДУЩАЯ: Ребята, я предлагаю перевезти продукты на грузовиках до переправы.

Инсценировка-игра «Перевези продукты на грузовиках»

 

Звучит песня «Эх, путь дорожка фронтовая» ,  дети делятся на 2 команды и перевозят «продукты» мешочки с крупами.

2 ВЕДУЩАЯ: Много песен и музыкальных произведений родилось в эти тревожные дни. 

Реб: Блокадный город, голод, вой пурги,

Но в Ленинграде музы не молчали.

И ленинградцы слушали стихи,

В концертном зале музыка звучала.

1 ВЕДУЩАЯ: Музыка звучала для ленинградцев в залах, на площадях города. Известный композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович в эту жестокую военную пору написал музыкальное произведение, которое назвал «Ленинградской» симфонией. Музыка рассказывала о борьбе ленинградцев, об их стойкости. Но очень метко она рассказала о фашистах – механические, словно заведенные железные солдатики (ни сочувствия, ни жалости). Двигаются монотонно, сметая все на своем пути.

 Реб: Смерти назло и блокаде

Музыка не молчит.

За пультом стоит Шостакович,

Симфония в зале звучит.

2 ВЕДУЩАЯ: Фашисты тоже слушали этот концерт и пытались всячески помешать. Они с особой жестокостью стали бомбить город. Но ленинградцы не испугались.

Реб: Ее прерывают бомбежки,

Но музыку не удержать.

И замерзающие музыканты

Смогли до конца доиграть.

Реб: Эта музыка будет жить вечно,

Как символ стойкости людей.

Симфонию зовут «Ленинградской»,

По праву мы гордимся ею.

1 ВЕДУЩАЯ: Совершенно верно. Эта музыка жива и поныне и зовется она «Ленинградской» симфонией. Даже не все люди знают, что это симфония – такое серьезное музыкальное слово. Но стоит сказать – «Ленинградская», сразу все люди знают о каком музыкальном произведении идет речь. И знают не только русские люди, но и весь мир. И сейчас мы с вами послушаем отрывок произведения, которое слушали ленинградцы во время войны – «Ленинградскую». Послушаем именно отрывок про фашистов. Послушайте и представьте этих жестоких, бездушных фашистских солдат.

Звучит  фрагмент «Ленинградской» симфонии – «Нашествие»…

2 ВЕДУЩАЯ: И вот наконец зимним утром 1944 года на фашистов обрушились залпы множества орудий, «Катюши».

Звучат фонограмма залпы орудия «Катюша»

 Реб: Разорвано кольцо

И в огненной метели.

Все жители в те дни

Лицо Победы разглядели.

1 ВЕДУЩАЯ: Блокада была прорвана.

Звучит запись голоса Левитана о прорыве Блокады….

1 ВЕДУЩАЯ: Сколько было радости, веселья и прогремел на д городом салют – в честь прорыва блокады.

Реб: За залпом залп, гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут,

А ленинградцы тихо плачут.

2 ВЕДУЩАЯ: И по сей день – 27 января – над городом-героем гремит салют. Этот город уже давно называется Санкт-Петербургом, но любой житель города должен помнить о тех, кто погиб в блокадном городе, помогать и с большим уважением относиться к тем, кто чудом сумел пережить блокаду. В этот день, по всей стране, зажигают свечи в память о погибших в Блокаду и встают на «Минуту Молчания»

1 ВЕДУЩАЯ: Давайте почтим память всех погибших в блокадном городе.

Звучит метроном, проводится «Минута молчания»

1 ВЕДУЩАЯ:

Пусть летят столетья,

Пусть летят года.

Город-герой Ленинград,

Будет жить всегда.

2 ВЕДУЩАЯ:

Ты – слава России,

Ты – город-герой.

Ленинград, процветай,

Мы гордимся тобой!

Проводится акция «Блокадный хлеб».

В зал входит воспитатель, одетый в старое пальто, валенки  и  вязанный платок, рассказывает детям о блокадном хлебе и предлагает попробовать кусочки разрезанного черного хлеба, угощая детей.

Под музыку «Ленинградский вальс», дети подходят к столу и пробуют хлеб, затем выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект вечера памяти на тему "Блокадный Ленинград"

Конспект открытого мероприятия в подготовительной группе детского сада. Цель мероприятия: дать представление детям о блокаде Ленинграда, как героическом поступке людей, воспитывать уважение к памяти г...

Методическая разработка сценария ко Дню снятия Блокады «Мы помним подвиг твой – Ленинград! 900 Дней Мужества!» Для детей старшей и подготовительной группы.

Методическая разработка сценария ко Дню Блокады Ленинграда!Есть дополнительный материал к этому сценарию видео-клипы, песни, музыка(закачать не получилось). Цели мероприятия:1.Формировать чувство...

Статья "Мы помним блокадный Ленинград"

Статья о проведении акции "Блокадный хлеб"...

Методическая разработка по конструированию в подготовительной группе «Блокадный Ленинград»

Целью проведения занятия считаю закрепление знаний об истории родного города, о жизни ленинградцев во время Блокады, воспитание чувства гордости за подвиг своих соотечественников во время Великой Отеч...

Методическая разработка Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда «Страницы памяти Ленинграда»

Сценарий для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.ОО "Художественно -эстетическое развитие"...

Методическая разработка сценария досуга для старших дошкольников: "Дети в Блокадном Ленинграде" - январь 2023 года.

Досуг, посвящённый Дню снятия Блокады Ленинграда для детей старших и подготовительных к школе групп: "Дети Блокадного Ленинграда" - январь 2023 года....