конспект НОД
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
НОД | Познавательное развитие | Старший дошкольный возраст (старшая группа 5 – 6 лет) |
Тема | «Внимание! «Экологическая проблема леса!» (на примере освоения правила существования животного и растительного мира «Пищевая цепочка»). | |
Содержание ООП ДОУ включает знания о особенностях питания животных, разделении животных по типу питания. Данная тема является ключевой для освоения детьми знаний о животном и растительном мире в старшей группе ДОУ, так как в указанном возрасте уже идёт ознакомление детей с экосистемами. Процесс осознания всех зависимостей животного и растительного мира начинается именно с правила существования животного и растительного мира «Пищевая цепочка». С вышеуказанным правилом педагоги ДОУ традиционно знакомят детей в старшем дошкольном возрасте. Закрепление правила «Пищевая цепочка» отрабатывается с дошкольниками в дидактических играх. Развитие представлений о природных сообществах растений и животных, их обитателях, установление причин их совместного существования, в условиях действия новой парадигмы Образования, можно осуществить за счёт построения занятия соответственно технологии «Ситуация» деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Через использование научно обоснованной теории правил деятельностного метода, педагогических приёмов, способов организации взаимодействия с детьми максимально обеспечивается достижение поставленной цели. Основная отличительная особенность технологии «Ситуация» деятельностного метода заключается не в получении воспитанниками готового знания и его использовании, а в открытии детьми нового знания на основании возникшего у них затруднения в ситуации. Формирование первичного опыта успешного преодоления затруднения, позволяет изменять на занятии роли, как детей, так и педагогов. В процессе решения экологической проблемы дети учатся самостоятельно «открывать» новые знания, тренировать свои умения и высказывать своё мнение. А педагог в свою очередь не даёт правило в готовом виде, а организуют процесс детских открытий, моделируют ситуацию, создаёт условия, помогает детям. Такая позиция участников образовательного процесса относится к деятельностному типу образования. Мотивационная составляющая этого занятия ставит детей в позицию опытных коллег, что способствует разрешению экологической проблемы, а новое знание, полученное детьми практическим путём делает его опытом. | ||
Цель | Формирование навыков исследовательского поведения дошкольников при освоении правила существования животного и растительного мира «Пищевая цепочка». | |
Задачи | Образовательные: создать условия для понимания детьми взаимосвязи существования животного и растительного мира способствовать освоению способа составления модели «Пищевая цепочка». побуждать детей к анализу и синтезу возможных ситуаций экологических проблем леса Воспитательные: воспитывать чувства гордости за выполненное дело и помощь взрослым; воспитывать положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Развивающие: |
Способствовать развитию наглядно-образного мышления; зрительного внимания; умения устанавливать причинно-следственные связи; мыслительных операций: синтез, анализ. умений
| |||
Планируемые образовательные результаты | |||
Ключевые компетентности | |||
Познавательные | Интегративные качества | Социально - личностные | |
«Пищевая цепочка»
географических особенностях своей Малой Родины.
| Формирование предпосылок к: 🕐 коммуникативным УУД:
|
|
✔ Умение строить модель питания животных (пищевая цепь) и воспроизводить знания.
|
| |
Методы обучения | Информационно - рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения материала, эвристический, исследовательский | |
Формы обучения | Фронтальная, индивидуальная, групповая | |
Интеграция образовательных областей |
Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие | |
Средства обучения | Компьютер, проектор, фрагмент видео фильма, презентация | |
Демонстрационный материал
| Презентация для занятия
Видео «Лесная рапсодия»
| |
Раздаточный материал
| Макеты размещения животных по типу питания, напечатанные на бумаге – 4 шт.
|
Карточки с изображением животных леса
Карточки с изображением растительности
| |
Предварительная работа
| Проведение тематической недели «Дикие животные средней полосы России» |
Организационная структура занятия «Внимание! Экологическая проблема леса!» (конспект занятия)
Этапы | Деятельность педагога
| Деятельность воспитанников | Методы обучения/ технологии обучения/формы организации деятельности воспитанников | Планируемые результаты | |
Познавательные | Интегративные качества | ||||
1 этап Введение в ситуацию Создание условий для возникновения у детей мотивации включения в деятельность поискового характера. Формирование и фиксирование детской цели – отправиться на помощь ученому зоологу | - Ребята, сегодня к нам пришли гости. Подойдите к ним, спросите, как у них дела, какое у них настроение (заведующий ДОУ, педагоги)
Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг. -Ребята, скажите, как называется город, в котором мы живем?
-Правильно. Посмотрите, пожалуйста, это карта нашей Костромской области. Какие на карте присутствуют цвета? -Какого цвета больше?
-Как вы думаете, что обозначает на карте зеленый цвет?
-Правильно, это леса, луга. К Ребята, как вы думаете, природе нужно столько лесов и лугов? - Почему? | Подходят к гостям, беседуют с ними.
Встают в круг перед педагогом -Наш город называется Кострома.
-Больше зеленого цвета.
- Зеленый цвет обозначает леса, луга, поля.
-Да, нужно.
Леса – это дом для животных… | Методы: информационно – рецептивный, репродуктивный Технология «Ситуация» деятельностного метода Л. Г. Петерсон Формы организации деятельности воспитанников:
| Знание названия своего города, некоторых сведений о природных и географически х особенностях своей Малой Родины
Знание места проживания диких животных, как нормы их жизни - лес | Формируем интегративные качества: Обладает установкой положительно го отношения к миру, другим людям и самому себе Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам Владеет устной речью Способен к построению речевого высказывания в ситуации общения |
Читает письмо: -«Ребята, я ученый – зоолог Соколова Наталья Петровна. Ко мне поступает очень много писем от жителей деревень, которые расположены рядом с лесом. Они жалуются на то, что зайцы нападают растения деревни, в том числе на плодовые деревья садов. Ребята, я предлагаю вам приехать ко мне на передвижную научную станцию и помочь мне разобраться с этой проблемой». Ребята, как Вы считаете сможете ли помочь Наталье Петровне?
Самолёт Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт, Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре — Полетел наш самолёт. |
-Да
-Да. |
| Проявляет инициативу, уверенность в своих силах
| |||
2 этап Актуализация знаний и умений Актуализация | Всё, мы приехали. Это передвижная научная станция. Педагог переодевается в ученого зоолога | Встают перед педагогом. Станция условна.
| Методы: Информационно – рецептивный, метод | Умение анализировать экологическую проблему. | Формируем интегративные качества: Обладает |
мыслительных процессов
|
От этого страдают животные. (Показ фото через проектор экологических проблем животных леса). Подойдите, пожалуйста, к столу.
Приступайте!
|
*********(гибнет растительность)
Смотрят фото с помощью ЭОР
Подходят к столу
Распределяются по парам и выполняют задание
Самостоятельная работа детей
-Да
- На красном поле | проблемного изложения материала, репродуктивный Технология «Ситуация» деятельностного метода Л. Г. Петерсон Формы организации деятельности воспитанников: организация дидактической игры в парах., в которой актуализируются ранее способы действий и знаний, достаточных для построения в следующем этапе нового знания
|
Умение делать вывод
Умение обращаться к источникам информации, пользоваться найденной информацией. | начальными знаниями и представлениям и Способен договариваться Может выражать свои мысли Уверен в своих силах Учитывает интересы и чувства других Активно взаимодействует с сверстниками и взрослыми Различает условную и реальную ситуацию Владеет устной речью Способен выбирать себе участников по совместной деятельности |
Какой источник нам поможет в этом случае? -Правильно. Для того, что бы разобраться в этом вопросе нужна научная информация, я её нашла в интернете (информация считывается воспитателем со слайда)
Скажите, что изображено на них?
| нет животных, а на зеленом много зайцев. Дети делают вывод -Это означает, что в этом лесу нет хищников.
- Посмотреть в книге, интернете, спросить у взрослых, подумать и найти решение самостоятельно.
Взрослый человек, интернет.
-Трава, животные.
|
их по типу питания?
- Правильно.
Эту пищевую цепочку вам предстоит выстроить. |
-Травоядные и хищники.
Каждый ребенок пробует составить пищевую цепочку. | ||||
3 этап Затруднение в игровой ситуации Формирование опыта фиксации затруднения в деятельности и выявление причины. | -Ребята, у вас получилось составить пищевую цепочку?
- Как вы думаете, почему?
Что вы делаете, когда испытываете затруднение?
Правильно, но сейчас я предлагаю справится с затруднением нам вместе. | -Нет.
Пробуют делать вывод -Мы не знаем последовательности У нас затруднение. Обращаемся к источникам информации (книге, взрослому человеку… )
| Методы: метод проблемного изложения материала Технология «Ситуация» деятельностного метода Л. Г. Петерсон Формы организации деятельности воспитанников:
| Умение анализировать собственную деятельность, необходимую для разрешения проблемы | Формируем интегративные качества:
|
затруднения | следственным и связями Владеет устной речью | ||||
4 этап Открытие нового знания Формирование опыта самостоятельного преодоления затруднения в деятельности; Развитие умения фиксировать новое знание в речи.
| - Для начала давайте рассмотрим карточки: 1) сколько составляющих в пищевой цепочке; 2) какой знак помогает понять зависимость питания?; 3) с какой стороны читается цепочка.
Растения травоядное животное
хищник
Как вы думаете, какая карточка будет первая? Правильно, начать надо с растения. Растения обязательно кому – то нужны в качестве питания. Назовите этого обитателя природы! Правильно, травоядное животное в свою очередь тоже служит для кого – то пищей. Подумайте и ответьте для кого?
Вот это и есть последовательность связей, возникающих в экосистеме между хищниками и их жертвами. Это правило существования животного и растительного мира. Называется «Пищевая цепочка».
Глядя на эту последовательность, | 1) в пищевой цепочке три составляющих; 2) зависимость питания обозначено стрелками; 3) читается цепочка слева направо.
Растения
С растения
Травоядное животное
Для хищных животных.
Делают вывод | Методы: Исследовательски й, эвристический Технология «Ситуация» деятельностного метода Л. Г. Петерсон Формы организации деятельности воспитанников:
знания;
| Умение строить модель «Пищевая цепочка» через анализ её составляющих и синтез, как способ её получения | Формируем интегративные качества: Овладевает основными культурными способами деятельности Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками Способен к волевым усилиям Владеет устной речью Интересуется причинно-следственным |
можно сделать предположение. Начните его со следующих слов: «Если исчезнет …» Продолжите фразу!
Если дети не сделают вывод, то одну из составляющих пищевой цепочки, обозначенной на экране исключить (с помощью ЭОР) и задать вопрос: «Смогут ли животные жить друг без друга?»
| Если исчезнет одно звено цепочки, исчезнут все животные…
Нет
-Да
Выполняют задание | и связями Может выражать свои мысли Проявляет инициативу и самостоятельн ость в познавательно - исследователь ской деятельности | |||
5 этап Включение нового знания в систему знаний Использование нового знания в работе | - Теперь у вас получилось выполнить задание? Почему?
-Я вместе с учёными зоологами горжусь вами . Вы справились с заданием.
-Ребята, теперь вы сможете выстроить пищевые цепочки животных этого леса. Приступайте.
| -Да Мы знаем правило последовательности расположения животных и растений в пищевой цепочке.
Рассматривают лежащие на столе картинки животных (выполняют задание индивидуально) | Методы: Информационно – рецептивный, репродуктивный, эвристический Технология «Ситуация» деятельностного метода Л. Г. Петерсон Формы организации деятельности воспитанников: 1) возвращение в реальность сюжете 2)выполнение | Умение пользоваться при помощи взрослых источниками информации.
Умение применять знания для построения пищевой цепочки для конкретных животных леса
| Формируем интегративные качества: Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности Способен к принятию собственных решений Пытается самостоятельно найти объяснение Владеет |
-Уверена у вас получилось. Каким правилом Вы пользовались, решая экологическую проблему?
Каким источником информации вы воспользовались для того, чтобы получить это правило?
Обладая такими знаниями, вы сможете объяснить, почему гибнет растительность в этом лесу?
|
Правилом существования животного мира. «Пищевая цепочка». Сначала получили информацию из интернета, потом думали самостоятельно.
-Да, сможем. Растительность гибнет в этом лесу, потому что здесь нет хищников, и поэтому развелось много зайцев. А они уничтожают деревья и кусты. - Вернуть хищников в лес.
Когда хищники вернутся, восстановится пищевая цепочка и будет соблюдено правило существования животного и | задания на новый способ действия 3) Проверка результата знаний с эталоном | устной речью |
хищников станет достаточно в лесу?
Спасибо, ребята, что помогли разобраться в нашей экологической проблеме. А сейчас я предлагаю Вам посмотреть видео, которое сняли мои коллеги из жизни животных. - За вашу помощь я сделаю вам подарок, вот вам диск с этим видео, для того чтобы вы смогли посмотреть его с вашими товарищами в группе. А теперь вам пора обратно в детский сад. До свидания. Занимаем места в самолёте Самолёт Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт, Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре — Полетел наш самолёт. | растительного мира.
Смотрят видео (…)
Берут диск отправляются детский сад. |
и в | ||||
6 этап Осмысление (итог) Создание ситуации успеха Фиксирование | - Вам понравилось путешествие, ребята? -Скажите, где мы с вами были сегодня?
-Что вы делали на станции? Кому |
-Мы были передвижной научной станции.
| на | Методы: Информационно – рецептивный
Технология | Знание нормы жизни представителей экологической системы «Лес» | Формируем интегративные качества: Интересуется причинно-следственным |
детьми детской цели Проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть цели. | помогали?
Ребята, скажите, где может пригодится информация, которую вы сегодня узнали?
-Ребята, я горжусь вами! Вы молодцы!
| ученому-зоологу разбираться в проблеме.
Мы можем поделится с родными, успешно играть в настольные игры… | «Ситуация» деятельностного метода Л. Г. Петерсон Формы организации деятельности воспитанников: 1)проговаривание детьми условий, позволивших достигнуть цели; планирование дальнейших действий 2) включение в ситуацию успеха
| и связями Владеет устной речью Обладает чувством собственного достоинства Сопереживает неудачам и радуется успехам других Выражает свои мысли Различает условную и реальную ситуацию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....