Эффективные формы и методы патриотического воспитания детей.
методическая разработка (старшая группа)
Патриотическое воспитание призвано формировать у детей представления об окружающем мире,чувство гордости за достижения своей страны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эффективные формы и методы нравственного патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев.
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Нравственно – патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважения к труду.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Воспитательная работа по становлению патриотизма должна носить комплексный характер, охватывать все виды деятельности дошкольника. Важно дать понять детям, что патриотизм — не просто абстрактное понятие, а повседневное проявление любви к своей стране, деятельности для ее блага.
Патриотическое воспитание в детском саду включает в себя следующие компоненты:
-Создание условий для того, чтобы ребенок мог ощутить себя полноправной личностью, маленьким гражданином нашей необъятной страны. -Актуализация внимания детей на их семьях как основных носителях традиций родной культуры.
-Знакомство с домами, (от архитектуры до культурно-личностных особенностей), далее — с родной улицей и родным городом (селом, поселком) и его главными достопримечательностями, культурно-историческими местами.
-Знакомство с самобытностью родного края, государственной символикой. Большое влияние на формирование у детей дошкольного возраста интереса к социальной жизни практика приобщения к российским традициям, праздникам — родительскому дню, дню города, Дню Защитников Отечества, Дню Победы, Дню Конституции. Последовательно перенимая модель поведения взрослых, малыши приучаются чтить почитать подвиги и память прошлых поколений, уважительно относится не только к членам своей семьи, но и другим детям из группы, воспитателям, окружающим людям.
Нашей задачей, как педагогов, является:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу (Гербы семей обучающихся старшего дошкольного возраста);
- формирование бережного отношения к природе и всему живому
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам (музей «Русский быт в ДОУ);
- расширение представлений о городе (экскурсии в краеведческий музей и др.);
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) символы - на здании (флаги-город, страна, область) уголки патриотические в группах;
- чувства ответственности и гордости за достижения страны;- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Создание предметно – развивающей среды:
Изготовлены следующие дидактическое пособия: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Города — герои», «Кто лишний», «Выложи узор», «Кто где живет?», «Найди флаг», «Собери флаг», «Москва – столица Российской Федерации», «Расскажи про свой город», «Российская геральдика», «Геральдика Оренбурга»
Альбомы «Страницы ВОВ», «Достопримечательности Оренбурга», «Оренбургский пуховый платок», «Национальная деревня Оренбурга»,
Дидактический материал в картинках «Мой дом, моя семья»,
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.
Комплект карточек «Космос», «Расскажите детям о Московском Кремле», «Московский Кремль»
Словарь в картинках «Главные праздники страны»
Развивающие задания для детей «Рассказы о профессиях»
Загадки для детей «Вежливые слова»
Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям:
1. Методическое сопровождение.
2. Работа с детьми
3. Работа с родителями
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
1. Знакомство с родным городом, его историей
2. Знакомство с родным краем и Россией
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.
5. Знакомство с государственной символикой города, страны.
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.
Нравственно- патриотическое воспитание является одной из основных и задач дошкольного учреждения. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный.
Задачи педагога:
- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды, должны привлекать внимание детей. Быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).
- отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство)
- расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города.
- привитие детям важных понятий как «любовь к Отчизне», «фронтовой и трудовой подвиг».
- знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.
- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы должны знакомить не только с историей, но и не должны забывать о современных событиях. Олимпиада Сочи - 2014 войдет в историю – дети должны испытывать гордость за наших спортсменов, за нашу страну. Проведение мероприятий способствует нравственному формированию личности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В игре моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.
Работа с родителями.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей.
Большое значение имеет семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных музеев, театров, организация фотовыставок, выставок и рисунков детей, составление семейного древа, гербов семьи помогает детям понять, что семья – ячейка общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы патриотического воспитания дошкольников.
Консультация для воспитателей ДОУ, в которой представлены различные формы и методы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Патриотическое воспитание. Формы и методы патриотического воспитания в ДОУ
Формы и методоты патриотического воспитания дошкольников...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по теме: « Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста ».
Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста...