Патриотическое воспитание. Формы и методы патриотического воспитания в ДОУ
статья (младшая группа) на тему
Формы и методоты патриотического воспитания дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание. Формы и методы патриотического воспитания в ДОУ
Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С. Макаренко.
Гражданско – патриотическое воспитание сегодня- одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как, преданность и любовь к своему Отечеству и к своему народу. Г.Бакланов писал, что это «Не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».В последнее время появился термин « новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к родному Отечеству.
Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, мы, педагоги, должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей:
- Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и.т.д
- Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной странны и родного города.
- Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду.
- Демонстрация тематических слайдов, видео роликов, иллюстраций.
- Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации.
- Знакомство с русским фольклором - сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми.
- Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью.
- Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников.
- Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация.
- Участие в праздниках.
- Участие в посильных общественно – полезных работах.
- Поощрение детей за инициативу, стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения хорошее поведение в общественных местах.
- Личный пример воспитателя: любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно понимать, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция, самый сильнодействующий фактор воспитания).
Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.
Большое значение в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на ее благо. Для этого используются различные формы работы:
- Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, Республики Адыгеи, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории. Разнообразные занятия на тему : «Наш родной край», «Мой любимый город», « Цвети, моя республика».
- Проведение обрядных праздников, на которых дети знакомятся с культурой и традициями родного края, с обрядами русского, адыгского народа.
- Экскурсии в краеведческий музей.
- Организация тематических досугов, выставок совместных работ педагогов, детей и родителей.
- Проведение ежегодного месячника по военно – патриотическому воспитанию, в рамках которого организуются и конкурс рисунков «Защитники Отечества», «9 мая», и проведение занятий на темы: «Герои войны», «Дети – герои», «Победой кончилась война», «День Победы», «Занятия мужества», «Золотые звезды Адыгеи». В течении месячника дети обращаются к подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для отечества времена.
- Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди могут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защитивших Родину, вниманием и заботой .Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов обеспечивает формирование патриотических чувств, гордости за свой народ, героев, отдавших жизнь.
- Проведение с участием родителей выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – лучше всех», благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке.
Знания, полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах и вне НОД. И в течении всего учебного года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определенным усложнением (например «День Защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы»).
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, как и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить : где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется(хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в поездки и путешествия (по городам России, в прошлое города). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, подделок, альбомов, тематическое рисование), следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно- образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудии труда). Бытовая повседневность, чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев; и у нас в нашем дошкольном учреждении есть мини – музей, где для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края; кроме того расширяются возможности подачи информации – посредством игры. Оформлены в каждой возрастной группе: центры по патриотическому воспитанию, где дети, в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном городе, республике, стране. Имеется широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, государственной символикой, снимками достопримечательностей, картинками с изображением родного пейзажа, иллюстраций народных помыслов, произведения устного народного творчества.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа , прошлом края – страны.
Семья – ячейка общества , хранительница национальных традиций.
Счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении.
К концу дошкольного периода ребенок имеет первичные представления о родном городе, родной республике, ее историю, культуру, знаком с местами отдыха горожан и некоторыми достопримечательностями, знает несколько памятных и исторических мест, активно принимает участие в проводимых праздниках по гражданско - патриотическому воспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы патриотического воспитания дошкольников.
Консультация для воспитателей ДОУ, в которой представлены различные формы и методы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста....
"Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников".
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
«Формы и методы патриотического воспитания дошкольников».
Методические рекомендайии (в форме консультации) для воспитателей по познавательному развитию старших дошкольников....
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
«Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Искусство в нравственно-патриотическом воспитании. Формы и методы, используемые в работе.
Искусство в нравственно-патриотическом воспитании...