Консультация для педагогов "Эффективные формы и методы нравственного воспитания в ДОУ"
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4» г. Арзамаса
Консультация для педагогов
"Эффективные формы и методы нравственного воспитания дошкольников в ДОУ"
Подготовила:
воспитатель
Мурадзаде И.Ю.
Арзамас, 2022 г
Нравственное воспитание - это: целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. ( 2 слайд)
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе.
Процесс нравственного воспитания многогранный, длительный и сложный. Он реализуется в различных формах и методах.
Цель специальных занятий и ежедневного взаимодействия с детьми – сформировать их личность, в том числе личность в коллективе, научить отстаивать свою позицию. Помимо формирования качеств, есть другие задачи: (3 слайд)
- научить взаимодействовать с другими через отношение и гуманизм;
- воспитать духовные ценности, нравственные качества и представления;
- объяснить правила этикета;
- научить религиозной, межнациональной и другой терпимости;
- дать навыки общения в коллективе, сохраняя собственное достоинство;
- развить патриотические чувства.
Определение формы нравственного воспитания – это отношения, которые складываются между участниками воспитательного процесса. ( 4,5слайд)
Классифицируют формы нравственного воспитания по-разному, в зависимости от выбранной основы классификации. Один из видов классификации форм воспитания, осуществляется на основе количества воспитанников: фронтальная форма; групповая форма; индивидуальная форма работы.
Существует классификация, в основе которой лежат методы нравственного воспитания: словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи); практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы); наглядные формы (музеи, выставки, тематические стенды). В многогранном процессе нравственного воспитания возможны разные формы организации.
Процесс нравственного воспитания не может быть односторонний, он всегда двухсторонний. Это тесное взаимодействие воспитателя и воспитанника. Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют разные методы.
Методы нравственного воспитания дошкольников - это пути, способы достижения заданной цели воспитания. (слайд 6)
Предложенная Верой Иосифовной Логиновой классификация, построена на активизации механизма нравственного воспитания. Автор предлагает объединить все методы в три группы:
· методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
· методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа);
· методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).
В воспитании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения. К примеру, дети «обучают» новую куклу правилам поведения в детском саду. В итоге неоднократных упражнений в различных условиях у детей складываются прочные привычки культурного общения и поведения.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.
Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.
По-простому говоря, мы, педагоги ДОУ должны дать детям знания в рамках: «Что такое - хорошо, и что такое - плохо?»
Работа с родителями, повышение их педагогической грамотности –это одна из важнейших задач, которую реализуют педагоги дошкольных учреждений. Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через: (слайд 7)
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Формы работы с семьей
Посещение семьи ребенка
Много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие.
День открытых дверей
Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.
Беседы (индивидуальные, групповые)
Необходимо четко определить цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации
Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).
Семинары-практикумы
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы.
Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские собрания
Совместная экскурсия
Проведение совместных с родителями экскурсий могут планироваться как на будние дни, так и на выходные.
Родительские конференции
Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист.
Семейные клубы
В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.
«Родительская почта» и «Телефон доверия»
Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.
Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Таким образом, нравственное воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей....
Консультация для педагогов "Формы и методы экологического воспитания детей"
Консультация для педагогов "Формы и методы экологического воспитания детей"...
Консультация для воспитателей "Формы и методы патриотического воспитания дошкольников"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с ...
Консультация для педагогов "Формы и методы патриотического воспитания дошкольников"
Ознакомление педагогов с методами работы по теме патриотического воспитания очень важный этап работы в этой области исследования и знакомства с приоритетами....
Консультация для воспитателей «Формы и методы экологического воспитания»
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных организациях. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу,...