Картотека игр-экспериментирований с детьми младшего дошкольного возраста.
методическая разработка (младшая группа)
Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры-экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста
Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения закономерно ищет те игровые формы организации воспитательной работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.
Одним из видов игр, которые могут быть использованы воспитателем в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становятся игры-экспериментирования и игры-путешествия на предметной основе.
Игры-эксперименты или игры-экспериментирования, а также игры-путешествия представляют собой один из видов дидактической игры.
Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.
Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.
Подобные игры разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следующих принципов:
учет возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
доступности содержания игр;
сочетание наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;
ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;
сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
постепенного усложнения игр;
цикличной организации игр.
Предлагаемые игры для детей младшего дошкольного возраста, разработанные совместно с воспитателем С.Ю. Васильевой, объединены в три тематических цикла по основанию содержания воспитания культурно-гигиенических умений и навыков:
1 цикл – «Водичка, водичка»;
2 цикл – «Я одеваюсь сам»;
3 цикл – Так привыкли мы к порядку».
Игры 1 цикла «Водичка, водичка…»
1. «Прозрачная вода»
Игра-экспериментирование
Цель: познакомиться с водой, ее свойствами (прозрачная, без запаха, льется), сформировать умения и навыки по использованию воды.
Материал: две прозрачные баночки (одна заполнена водой, вторая - с чаем), стеклянная банка с широким горлышком, таз с водой, ложки, маленькие ковшики, сахар, стаканчики для детей, предметные картинки.
Описание:
В гости к ребятам приходит Капелька.
-Кто такая капелька? Где она живёт?
Ребятам предлагается узнать, что в банках. Дети убеждаются, что в одной – вода, в другой – чай.
-Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем она пахнет?
Взрослый предлагает детям наполнить стаканчики водой с помощью ковшиков.
-Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льётся). Послушайте, как она льется. Какой слышим звук?
Взрослый предлагает добавить в стаканчики песок ложечкой. Помешать и понаблюдать, как сахар растворился.
Детям предлагают поиграть в игру «Узнай и назови». Показывая картинки через банку с чаем, взрослый спрашивает: «Вы что-нибудь видите?» Затем идёт рассматривание картинок через банку с водой.
-Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода? (Прозрачная).
- Что мы узнали о воде?
2. «Чистящая вода»
Игра-экспериментирование
Цель: получить или закрепить представления, что вода смачивает и очищает, сформировать умение (навык) мыть руки водой через практикование и экспериментирование с водой.
Материал: широкая миска (желательно прозрачная) с водой, 2 салфетки: чистая и грязная, безопасная краска для нанесения на детские ладони.
Описание: Предложить ребятам взять бумажную салфетку (чистую) и осторожно опустить ее в сосуд на поверхность воды. Объяснить, что вода намочила салфетку.
Аналогично проделать с грязной салфеткой. Объяснить, что вода растворила грязь. Рассмотреть вместе с детьми, как вода оказывается грязной.
Затем нанести на детские ладошки краску и попросить детей растворить ее в воде, опустив туда руку. Понаблюдать, что будет с ладонями. Рассмотреть, как окрашивается вода, а руки становятся чистыми. Порассуждать с детьми, зачем мыть руки, можно ли ходить с грязными руками, почему это небезопасно.
3. «Мокрые рукава и полотенце»
Игра-экспериментирование
Цель: показать необходимость засучивать рукава (т.к. они будут мокрые) и вытирать руки полотенцем насухо, сформировать умение (навык) мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем через практикование и экспериментирование.
Материал: кусочек полотенца или маленькое полотенце целиком, широкая миска с водой.
Описание: Предложить ребятам взять полотенце и положить в миску.
-Как вы думаете, что будет с кусочком? (Намокнет, станет мокрым).
Попробовать с рукавом одежды. Объяснить, что рукава одежды тоже могут намокнуть. Подумать, удобно и полезно ли ходить с намоченными рукавами рубашки. Почему это не безопасно. Объяснить, что полотенце впитывает воду (становится мокрым), которая есть на руках.
4. «Грязные и чистые руки»
Игра-экспериментирование
Цель: получить или закрепить представления, что вода очищает, сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки водой через практикование и экспериментирование с водой.
Материал: две прозрачные миски, условная грязь (глина, краска).
Описание: Предложить ребёнку пополоскать руки в миске. Затем испачкать руки и снова пополоскать их. Сравнить воду по цвету. Подвести к выводу, что грязь, которая бывает на руках, остается в воде, что вода смывает грязь, делает руки чистыми.
5. «Какой формы мыльце»
Игра-экспериментирование
Цель: получить или закрепить представления о мыле, его полезных свойствах, сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки с мылом через практикование и экспериментирование.
Материал: кусочки мыла разной формы, тазик с водой.
Описание: Рассмотреть кусочки мыла разной формы, обратив внимание, что такими их изготовили на фабрике. Но человек, когда мылит руки, может изменить форму мыла. Взрослый берёт мыло и хорошо намыливает руки, показывая детям необходимые действия, фиксируя их внимание на этом процессе. Затем обращает внимание на форму мыла, рассматривает ее с детьми, ищет, что изменилось. Затем предлагает детям повторить самим действия с мылом и водой. Обращает внимание на действия детей, помогает, подсказывает. Затем, после мытья рук с мылом и вытирания их полотенцем насухо, рассматривает с детьми, какой формы оказалось мыльце, какие фигурки получились у детей, на что они похожи. Обращается внимание на воду, ее загрязненность. Делается совместно вывод о том, что вода вместе с мылом делает руки чище, ароматнее.
6. «Делаем мыльные пузыри»
Игра- экспериментирование
Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует пленочку, меняет цвет. Поддержать интерес к здоровьесберегающим предметам.
Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или специальная пластиковая петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.
Описание: Медвежонок Миша рассказывает, что любит пускать мыльные пузыри. Но он не знает, как они делаются.
-Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно?
Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают её, дуют в петлю.
Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в раствор.
-Что мы видим, когда вынимаем петлю?
Потихоньку дуем.
- Что происходит? Как получился мыльный пузырь? Пузырь получился только из жидкого мыла. Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую плёнку. Она остаётся в петле. Мы выдуваем воздух, плёнка его обволакивает, и получается пузырь.
Игры: «Какой формы пузырь», «Какой летит дальше, выше?». Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой формы, какие цвета можно увидеть на его поверхности.
7. «Госпожа зубная щетка»
Игра-экспериментирование
Цель: познакомить со свойствами зубной щетки: состоит из маленьких ворсинок, хорошо трёт, чистит. Закрепить культурно-гигиенический навык в ситуации практикования.
Материал: зубные щетки для каждого ребёнка, тазик с водой, зубная паста.
Описание:
Лена-гигиена приносит зубную щетку.
-Чем мы чистим зубы? Почему мы чистим зубной щеткой?
Взрослый предлагает рассмотреть зубную щетку, потереть ею о руку.
- Что вы чувствуете? Зубная щетка хорошо трёт, маленькие ворсинки попадают в щелочки между зубами и достают грязь. Зубки остаются чистыми, а значит здоровыми. А откуда в зубах грязь? Как она скапливается во рту? Как часто надо чистить зубы? Зачем это необходимо делать? Что будет, если не чистить зубы совсем или неправильно?
Поэкспериментировать с зубной щеткой и водой, размочить ворсинки, посмотреть, как по-разному они выглядят. Потереть ладошку влажной щеткой, сравнить результаты. Нанести на зубную щетку пасту, растворить ее в воде, понаблюдать, что будет происходить в воде.
8. «Путешествие в страну щеток»
Игра-путешествие
Цель: Обратить внимание детей на то, что существует разные щетки (обувная, смётка, швабра, зубная, для расчесывания), но, цель у них одна – помочь человеку убрать грязь. Закрепить необходимый навык в использовании здоровьесберегающего предмета.
Материал: разные щетки: обувная, зубная, смётка, швабра, щетка-расческа для волос.
Описание: Взрослый рассказывает, что Госпожа зубная щетка приехала к ним из страны щеток. Предлагает попутешествовать в эту страну.
- В стране щёток живут разные жители. Посмотрите на них. Они разные. Что разного у этих жителей? (внешний вид, размер, назначение). Для чего они нужны? Показ детьми разнообразных действий с щетками. Но они все живут в одной стране. Что похожего у всех жителей? (ворсинки). Для чего нужны нам эти вещи? (для чистоты, помощи…).
Игры с щетками по желанию детей, предметно-манипулятивные действия. Так же воспитатель может создать ситуацию, в которой щетки используются Незнайкой неправильно: зубная – чистит обувь, столовая – причесывает волосы и т.п. Дети решают эту запутанную ситуацию правильно, раскладываю щетки по назначению.
9. «Путешествие в город предметов личной гигиены»
Игра-путешествие
Цель: Обратить внимание, что вокруг нас много вещей, среди них есть предметы личной гигиены, которые помогают нам соблюдать чистоту и опрятность. Продиагностировать знания детей об их необходимости и умения использовать их.
Материалы: Предметы личной гигиены: мыло, мочалка, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа. Изображение предметов личной гигиены на картинках.
Описание:
В гости к ребятам приходит «девочка чумазая».
-Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки;
На локтях – дорожки.
- Играла на улице вот и испачкала.
-Ребята, что нужно сделать « нашей девочке»? (Умыться). Ты знаешь, что тебе поможет в этом?
-Нет.
-Ребята, давайте отправимся в путешествие в страну вещей, в город «Предметов личной гигиены». Там мы встретим жителей этого города – помощников, которые помогут «девочке чумазой» быть чистой и опрятной.
Воспитатель вместе с ребятами отправляется в путь. Взрослый подчеркивает, что в стране вещей живут разные вещи, но в городе «предметов личной гигиены» живут вещи необходимые нам стать чистыми, опрятными, красивыми и здоровыми.
-Вот один из жителей этого города. Что это? (Мыло). Зачем нам нужно мыло? Что мы с ним делаем? (Намыливаем руки, отмываем грязь…).
Мыло душистое, белое, мыльное,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло –
Мыло тебя, наконец, бы отмыло.
-Что это? (Полотенце) Зачем нам нужно полотенце? (Вытирать руки). Где у нас хранится полотенце? (На вешалке) Вы умеете вытирать руки. Покажите мне.
«Махровое, душистое, мягкое, пушистое.
Любит воду промокать, где что влажно вытирать.»
-А вот две подружки? Что это? (Зубные щетка и паста). Зачем они нам нужны? (Чистить зубы)
«Я щетка-хохотушка,
Зубам твоим подружка.
Люблю всё убирать.
Мести и вычищать.»
«Здравствуй, друзья!
Я тюбик.
И совсем я не опасен,
Мятный запах мой прекрасен.
Я не жадный, - говорю.
Пасту всем свою дарю.
Чтоб улыбка засияла белизной,
Вы, ребята, подружитесь и со мной!»
- Кто помогает нам сделать аккуратными, красивыми волосы? (Расческа)
- Вот сколько помощников, чтобы стать чистыми и опрятными мы встретили в этом городе. Ты запомнила их «девочка чумазая». Пора возвращаться домой. Что бы нам не забыть жителей этого города мы возьмём их портреты и повесим в комнате гигиены.
Игры 2 цикла: «Я одеваться сам могу»
1 «Что отражается в зеркале»
Игра-экспериментирование
Цель: познакомить детей с понятием «отражение». О необходимости использования зеркала для человека.
Материалы: зеркала, ложки
Описание: Любознательная обезьянка предлагает детям посмотреть в зеркало.
- Кого вы видите? Посмотрите в зеркало и скажите, что находится сзади вас? А теперь посмотрите на ложку без зеркала и скажите, отличаются ли они от тех, какие вы видели в зеркале? (Нет, они одинаковые). Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отражает предмет таким, каков он есть на самом деле. Мы можем увидеть в зеркале то, что не можем увидеть у себя. Посмотрите, обезьянка запачкала мордочку. И она не видит этого, это видим мы с вами. Как ей узнать, что у нее грязные щеки и ухо? Правильно, посмотреть в зеркало. Давайте понаблюдаем, как это сделать. (Импровизация). Поэтому, если вы себя увидите грязными в зеркале, значит, вы испачкались и необходимо умыться.
А еще, глядя в зеркало, можно корчить рожицы. Организуется момент радости с детьми.
2. «А варежки последние»
Игра-экспериментирование
Цель: закрепить последовательность вещей в ходе одевания, уточнить, что в варежках неудобно одеваться, поэтому их надевают последними.
Материалы: игрушка с пуговицами и молнией, варежки.
Описание: Предложить детям надеть варежки, застегнуть пуговицы и молнию на игрушке. Показать, что в варежках это неудобно, поэтому мы их надеваем последними при одевании. Обратить внимание детей на значение варежек в прохладную и холодную погоду. Объяснить, чем опасно, когда мерзнут руки, что может последовать за переохлаждением.
Отработать несколько приемов согревания рук, если потерялись варежки.
3. «Путешествие в страну Одежды»
Игра-путешествие
Цель: Продиагностировать, что знают дети о назначении одежды и о правилах ухода за ней. Попрактиковаться.
Материалы: картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов.
Описание: Взрослый предлагает ребятам отправиться в страну одежды (например: в раздевалку).
-Зачем нам одежда? Какая она бывает? (Показывает картинки).
-Что может плохое произойти с одеждой? (Испачкаться, порваться, помяться)
-Что делают взрослые, что привести одежду в порядок, чистой, красивой? (Стирают, гладят, зашивают)
-И вы можете помочь своей одежде. Как? (Не пачкать, не мять, сложить аккуратно). Что надо делать, чтобы одежда не мялась, не пачкалась? (Аккуратно складывать, вешать на вешалку).
Взрослый предлагает поухаживать за своей одеждой и аккуратно сложить в шкафчиках. Возвращаются из страны одежды в группу.
Игры 3 цикла: «Так привыкли мы к порядку»
«Путаница или что для чего»
Игра-путешествие
Цель: выявить путем исправления ошибок, что каждая вещь нужна для определённых действий и должна находиться на своем месте.
Материал: тарелка, свитер, сапоги, игрушка, книжка.
Описание: Взрослый спрашивает, что за предметы лежат на столе.
-Зачем нам нужна тарелка (свитер, сапоги, игрушка, книжка)? Давайте посмотрим все вместе, каждая ли вещь лежит на своем месте? Где должна находиться тарелка (свитер, сапоги, игрушка, книжка)? Что будет, если тарелка находится в шкафчике для одежды? (Может испачкаться, разбиться). Можно ли потом использовать ее для еды? Почему? Аналогично находятся и рассматриваются все остальные вещи. Детям предлагается разложить их по своим местам.
2. «Путешествие в страну Чистоты»
Игра-путешествие
Цель: Продиагностировать, что знают дети о необходимости соблюдения чистоты и порядка, какие способы создания чистоты и порядка им знакомы и используются ими.
Материалы: стол с грязной посудой, крошки на полу вокруг стола.
Описание: Воспитатель рассказывает, что получила письмо от Лены-гигиены, которая приглашает в страну Чистоты. Дети отправляются в путешествие. (Дети идут по группе, взрослый подчеркивает как вокруг чисто, красиво, везде порядок). Подходят к столу.
-Ребята, посмотрите, кто-то насорил. Почему это плохо? Что нужно делать, чтобы не было грязи и крошек? (Есть аккуратно).
-Что нужно делать, если вдруг вы разлили суп или чай или накрошили хлеб? (Собрать салфеткой или щеткой-сметкой, убрать за собой).
Давайте уберём, чтобы было чисто, мы находимся в стране Чистоты.
Дети самостоятельно выбирают необходимые предметы и совершают действия с ними. Воспитатель совместно с детьми и Леной-гигиеной оценивает результаты, поощряет детей.
«Путешествие в страну Игрушек»
Игра-путешествие
Цель: Продиагностировать, что знают дети о необходимости соблюдения порядка в помещении, о необходимости убирать игрушки на место, быть бережным в отношении с ними.
Материалы: разбросанные игрушки.
Описание: Взрослый предлагает детям отправиться в путешествие в страну Игрушек. Вместе с дошкольниками подходит к кукольному уголку.
-Что случилось!? Игрушки разбросаны. Что-то случилось? Жалко игрушки. Что будет с игрушками, если оставить их так. Безопасно ли будет ребятам поиграть или побегать по группе, если будут разбросаны игрушки? (Нет) Почему? (Могут упасть, удариться, сломать сами игрушки).
-Что нужно сделать, чтобы игрушки не пострадали и ребята смогли безопасно играть? (Убрать их на место) У каждой игрушки должно быть своё место. Можно ли положить настольную игру в кукольный шкафчик? Куда бы вы положили настольную игру (кукол, мячи, музыкальные инструменты)? Давайте поможем игрушкам и положим их на место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование навыков ЗОЖ через экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста»
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой с...
"Организация детского экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста".
Этот материал предназначен для родителей и педагогов. Он знакомит с ролью экспериментирования в развитии младших дошкольников, с содержанием и принципами организации данного вида деятельности....
Мастер-класс «Использование в работе приемов экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста»
Мастер-класс«Использование в работеприемов экспериментированияс детьми младшего дошкольного возраста»...
Картотека игр-экспериментирований с детьми младшего дошкольного возраста
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог Василий Васильевич Зеньковский, пытаясь р...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие на пляж» - свойства песка.
Экспериментирование с песком в младшей группе: изучение свойств песка, сравнение сухого и мокрого песка, поиск "кладов"....
Развитие экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста
экспериментирование способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира....
Выступление на методическом объединении воспитателей младших и средних групп на тему: «Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющийся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...