Выступление на методическом объединении воспитателей младших и средних групп на тему: «Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющийся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno_-_eksperimentalnaya_deyatelnost.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение « Детский сад № 9 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад « Радуга»комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Выступление на методическом объединении
воспитателей младших и средних групп
на тему:
«Экспериментирование с детьми
младшего дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель 2 мл.группы
Фомичева Е.В.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющийся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориетировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрываются содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: « Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Практика показывает, что дети с удовольствием превращаются в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их..
Задачи:
- стимулировать, развивать, обогащать и активизировать деятельность детей в работе по организации экспериментальной деятельности дошкольников.
- показать использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, инновационных технологий, направленных на познавательно – поисковое развитие детей.
В работе по организации опытно – экспериментальной деятельности мы должны учитывать алгоритм подготовки:
1.Выбор объекта исследования.
2.Предварительная работа ( наблюдения или зарисовки отдельных явлений).
3.Определение типа, вида и тематики экспериментирования.
4.Выбрать цель.
5.Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти и мышления.
6.Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования
7.Согласно возраста детей, подобрать пособия и оборудование.
8.Обобщение результатов исследования.
9.Уточнить, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
10.Прогназирование результата
11.Закрепление последовательности действий.
12.Закрепление правил безопасности.
Поставленная задача должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной и преодолимой для ребенка. Она должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к эмоционально – познавательной деятельности.
Воспитатель организует познавательную, коммуникативную деятельность детей по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме беседы с элементами дискуссии, развивает мыслительные операции, выявляет отношение ребенка к происходящему. Роль нас, воспитателей заключается в том, чтобы организовать активную деятельность в форме диалога, используя эвристический ( поисковый) метод. Дети думают, вместе с детьми ищем ответы, решения, у них развивается понимание возможности разных вариантов ответов, решения проблемной задачи.
Воспитатель выступает для детей в роли партнера, проявляющего живой интерес к познавательному объекту. В своей речи мы используем выражения: например, « Подумаем вместе», « Думаю так, как ты». Если ребенок ошибся, можно сказать ребенку: « Ты сейчас принял такое решение, а теперь давай послушаем, как думают другие ребята; или можно спросить «кто думает иначе?»
Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них познавательную активность предлагается ряд игр с водой. Дети 3-4 лет, наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, получат новые впечатления, испытают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и разных предметов.
Восприятие мира детьми четвертого года жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка с раннего возраста не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда будет проявлять устойчивый интерес к деятельности, будет испытывать чувство страха при ознакомлении с новым предметами.
Слайд 1.
Опыт «Тонет не тонет». Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, закрепить понятие у детей «тонет - не тонет», активизировать речь и обогащать словарный запас у детей, развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Вывод: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.
Слайд 2.
Опыт «Кораблики». Цель: познакомить с элементарной познавательно-исследовательской деятельностью и экспериментированием. Развивать дыхательную систему.
Вывод: бумага плавает, бумага намокает в воде, рвется, бумага не тонет,
Слайд 3.
Опыт «Выжми мочалку». Цель: способствовать развитию координации движений и развитию мелкой моторики, содействовать расширению представления о свойствах вещества.
Вывод: губкой можно вытирать - она впитывает воду.
Слайд 4.
Опыт с солью «Научим яйцо плавать». Цель: Познакомить детей с отличительными свойствами солёной и пресной воды (вкус и плотность). Вывод: соленая вода помогает держаться предметам на поверхности.
Слайд 5.
Опыт «Радуга в стакане». Цель: развивать у детей исследовательские навыки, умение поставить несложный опыт.
Вывод: салфетка намокает, а цветная краска от фломастеров делает этот процесс наглядным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. «Составление метафоры на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста».
Составление метафоры на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка "Проведение занятий по актерскому мастерству с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых упражнений"
методическая разработка...
Тема: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» (методическая разработка)
Идея патриотизма занимала особое место, но особенно актуально проблема патриотического воспитания стала сегодня....
Выступление на педагогическом совете: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 1 ТЕМА: «Психологические особенности детей дошкольного возраста 5 – 6 лет».
Психологические особенности детей дошкольного возраста 5 – 6 лет. 1. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность.2. Ведущая деятельность &ndash...
Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Место числа среди других чисел».
laquo;Место числа среди других чисел»....
Выступление на городском методическом объединении для воспитателей ДОУ На тему «Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО»
Выступлениена городском методическом объединениидля воспитателей ДОУНа тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО»...