НОД "Русская матрешка"
план-конспект занятия (старшая группа)
«Познавательное развитие». Ознакомление с окружающим миром. Воспитание патриотизма через приобщение детей к русской народной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_matreshka.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « Центр развития дошкольного образования «Лучик» Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Выполнила:
Зорина И.Г.
Возрастная группа старшая группа.
Тема «Русская матрешка»
Направление образования и развития (Образовательная область): «Познавательное развитие». Ознакомление с окружающим миром.
Цель: воспитание патриотизма через приобщение детей к русской народной культуре.
Задачи: сформировать представления об истории появления матрешки, как вида народной игрушки. Создать условия для развития творческой активности детей через приобщение к народному творчеству, поддерживать потребность в самоутверждении. Способствовать развитию интереса к культуре своего народа, способствовать творческой реализации ребенка. Активизировать словарь. Создание благоприятного микроклимата.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, изобразительная, двигательная.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, в малых группах.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, физминутка, продуктивная деятельность, дидактические игры.
Оборудование: матрешки, конверты с разрезными картинками: матрешки и дымковской игрушки, иллюстрации с изображением матрешек, гуашь, кисти, салфетки, бумажные силуэты матрешек, русская народная музыка, лэпбук, ИКТ.
Предварительная работа: дидактическая игра «Матрешки», чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка», загадки, рассматривание иллюстративного материала.
Словарь: расписная матрешка деревянная, игрушка-неваляшка.
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | |
Вводная часть (мотивация) | ||
Д\И «Собери, что в конверте» И/З: формировать умение составлять из частей целое, узнавать предмет и называть его. Педагог предлагает двум подгруппам (сами разбиваются) взять конверты высыпать содержимое конвертов на ковер и собрать файлы. Далее определить вид росписи и назвать игрушку (дымковская свистулька, семеновская матрешка) Предлагает послушать стихотворение про матрешку: «Есть для вас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко Наша русская матрешка. Организация затруднения Педагог предлагает высказать предположение о том, кто придумал и расписал матрешку. Предлагает свою помощь | Дети называют игрушку и вид росписи у свистульки Затрудняются в определении росписи матрешки Слушание стихотворения Ответы детей, предположения | |
Основная часть | ||
1.Рассказ воспитателя с показом слайдов. - Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Путешествуя по Японии, он увидел у японских детей игрушку, которая изображала старика-мудреца Даруму. Это была игрушка-неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла Дарума, только поменьше. И художник придумал для русских детей куклу, похожую на японца Даруму. А кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще поменьше, и еще, и еще. (Демонстрирует матрешку) - С.В. Малютин захотел сделать нашим русским детям свою игрушку, нарядив каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда: у одной сарафан красный, а у другой – с синими цветочками, а у третьей – малиновый платочек с белыми горошинами, а у четвертой – яблоки на переднике. - Как же назвать красавицу? И назвали ее Матрешей, старинным русским именем, как добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. - Так родилась матрешка – разъемная кукла. - Как вы думаете, из чего сделана матрешка? (дает детям обследовать игрушку) - Самый подходящий материал для изготовления матрешки – сухая липа или береза, так как она очень мягкая, легко поддается вырезанию ножом. Одна большая матрешка может содержать в себе до десяти-двенадцати куколок. В работе участвовали все члены семьи – хозяин дома вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их яркими красками, покрывали лаком, а затем продавали на ярмарках и базарах. 2.Физминутка «Мы веселые матрешки». Веселые матрешки На ногах сапожки Сарафаны пестрые Яркие платочки Любим танцевать Раскраснелись наши щечки Мы веселые матрешки Мы похожи словно сестры 3. Продолжение беседы - Чем отличаются матрешки друг от друга? (рисунком, видом матрешки) - Самые известные матрешки изготавливаются в городах Семенове и Загорске. - Это символ России. Поэтому, когда люди приезжают в Россию в гости, они покупают этот сувенир. Закрепление нового материала в новых условиях: 4.Продуктивная деятельность -Давайте и мы сегодня украсим наших матрешек, чтобы подарить их своим друзьям и близким. | Прослушивание рассказа просмотр слайдов и ответы на вопросы по ходу Ответы детей Ответы детей Дети выстраиваются в круг и выполняют движения Хлопают в ладоши Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед Руки на пояс, повороты туловища направо-налево Наклоны головой влево-вправо Топают ногами Потереть щечки Хлопают в ладоши Предположения детей Ответы детей Рассматривание матрешек различных видов Дети украшают плоскостное изображение матрешки под музыку. | |
Заключительная часть (рефлексия) | ||
- Ребята, а теперь давайте расположим наших матрешек на мольберте
- Ребята, вам понравился история о том как появилась матрешка? Что вам запомнилось? | Дети рассматривают, какая получилась картина Ответы детей Звучит русская народная мелодия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»
Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа
ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...
конспект занятия в средней группе "Раз матрешка, два матрешка..."
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусствомпосредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновскойматрешки; создание условий для использования нетрадиционной техникирисования при ро...
Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"
Проект: " Русская матрешка" направлен на совместную образовательную деятельность детей и родителей, знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....
«Матрешка, матрешка, поиграй со мной немножко!»
Открытая форма ООД для воспитателей....
Игра с матрешками. Матрешки танцуют
Цели: вызвать интерес к новой игрушке; сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....
Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»
Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»Цель: закреплятьнавык порядкового счета до пяти и соотносить цифры с количеством геометрических фигур изготовленными своими руками.Образовательна...