НОД "Русская матрешка"
план-конспект занятия (старшая группа)

«Познавательное развитие».  Ознакомление с окружающим миром. Воспитание патриотизма через приобщение детей к русской народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_matreshka.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

              МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                                                                                « Центр развития дошкольного образования «Лучик» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

                    Конспект непосредственно образовательной деятельности

                                                                             Выполнила:

                                                                             Зорина И.Г.

 

Возрастная группа старшая группа.

Тема «Русская матрешка»

Направление образования и развития (Образовательная область): «Познавательное развитие».  Ознакомление с окружающим миром.

Цель: воспитание патриотизма через приобщение детей к русской народной культуре.

Задачи: сформировать представления об истории появления матрешки, как вида народной игрушки. Создать условия для развития творческой активности детей через приобщение к народному творчеству, поддерживать потребность в самоутверждении. Способствовать развитию интереса к культуре своего народа, способствовать творческой реализации ребенка. Активизировать словарь. Создание благоприятного микроклимата.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, изобразительная, двигательная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, в малых группах.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, физминутка, продуктивная деятельность, дидактические игры.

Оборудование: матрешки, конверты с разрезными картинками: матрешки и дымковской игрушки, иллюстрации с изображением матрешек, гуашь, кисти, салфетки, бумажные силуэты матрешек, русская народная музыка, лэпбук, ИКТ.

Предварительная работа: дидактическая игра «Матрешки», чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка», загадки, рассматривание иллюстративного материала.

Словарь: расписная матрешка деревянная, игрушка-неваляшка.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

Д\И «Собери, что в конверте»

И/З: формировать умение составлять из частей целое, узнавать предмет и называть его.

Педагог предлагает двум подгруппам (сами разбиваются) взять конверты высыпать содержимое конвертов на ковер и собрать файлы. Далее определить вид росписи и назвать игрушку (дымковская свистулька, семеновская матрешка)

Предлагает послушать стихотворение про матрешку:

«Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская матрешка.

Организация затруднения

Педагог предлагает высказать предположение о том, кто придумал и расписал матрешку.

Предлагает свою помощь

Дети называют игрушку и вид росписи у свистульки

Затрудняются в определении росписи матрешки

Слушание стихотворения

Ответы детей, предположения

Основная часть

1.Рассказ воспитателя с показом слайдов.

- Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Путешествуя по Японии, он увидел у японских детей игрушку, которая изображала старика-мудреца Даруму. Это была игрушка-неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла Дарума, только поменьше. И художник придумал для русских детей куклу, похожую на японца Даруму. А кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще поменьше, и еще, и еще.

(Демонстрирует матрешку)

- С.В. Малютин захотел сделать нашим русским детям свою игрушку, нарядив каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда: у одной сарафан красный, а у другой – с синими цветочками, а у третьей – малиновый платочек с белыми горошинами, а у четвертой – яблоки на переднике.

- Как же назвать красавицу?

И назвали ее Матрешей, старинным русским именем, как добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника.

- Так родилась матрешка – разъемная кукла.

 - Как вы думаете, из чего сделана матрешка? (дает детям обследовать игрушку)

- Самый подходящий материал для изготовления матрешки – сухая липа или береза, так как она очень мягкая, легко поддается вырезанию ножом. Одна большая матрешка может содержать в себе до десяти-двенадцати куколок.

В работе участвовали все члены семьи – хозяин дома вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их яркими красками, покрывали лаком, а затем продавали на ярмарках и базарах.

2.Физминутка «Мы веселые матрешки».

Веселые матрешки

На ногах сапожки

Сарафаны пестрые

Яркие платочки

Любим танцевать

Раскраснелись наши щечки

Мы веселые матрешки

Мы похожи словно сестры

3. Продолжение беседы

- Чем отличаются матрешки друг от друга? (рисунком, видом матрешки)

- Самые известные матрешки изготавливаются в городах Семенове и Загорске.

- Это символ России. Поэтому, когда люди приезжают в Россию в гости, они покупают этот сувенир.

Закрепление нового материала в новых условиях:

4.Продуктивная деятельность

-Давайте и мы сегодня украсим наших матрешек, чтобы подарить их своим друзьям и близким.

Прослушивание рассказа просмотр слайдов и ответы на вопросы по ходу

Ответы детей

Ответы детей

Дети выстраиваются в круг и выполняют движения

Хлопают в ладоши

Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед

Руки на пояс, повороты туловища направо-налево

Наклоны головой влево-вправо

Топают ногами

Потереть щечки

Хлопают в ладоши

Предположения детей

Ответы детей

Рассматривание матрешек различных видов

Дети украшают плоскостное изображение матрешки под музыку.

Заключительная часть (рефлексия)

- Ребята, а теперь давайте расположим наших матрешек на мольберте

 

- Ребята, вам понравился история о том как появилась матрешка?

Что вам запомнилось?

Дети рассматривают, какая получилась картина

Ответы детей

Звучит русская народная мелодия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»

Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа

ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...

конспект занятия в средней группе "Раз матрешка, два матрешка..."

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусствомпосредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновскойматрешки; создание условий для использования нетрадиционной техникирисования при ро...

Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"

Проект: " Русская матрешка"  направлен  на совместную  образовательную  деятельность детей и родителей,   знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....

«Матрешка, матрешка, поиграй со мной немножко!»

Открытая форма ООД для воспитателей....

Игра с матрешками. Матрешки танцуют

Цели: вызвать интерес к новой игрушке; сравнивать составляющие матрешки и пра­вильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать вни­мание....

Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»

Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»Цель: закреплятьнавык порядкового счета до пяти и соотносить цифры с количеством геометрических фигур изготовленными своими руками.Образовательна...