Конспект
методическая разработка (подготовительная группа)
Конспект патриотическое воспитание детей в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 22.42 КБ |
konspekt_nod.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
«Русская изба»
Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Задачи:
1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, горшочек и т. д.).
2. Формировать представление об облике русской деревни.
3. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, новыми словами (ухват, чугун, прялка.).
4. Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным
играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.
6. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа.
Словарная работа: ухват, прялка, чугун, самовар, сундук, рушник.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением старинных предметов быта.
2. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов.
4. Чтение русских народных сказок.
Материалы и оборудование: Мини музей «Русская изба» с предметами быта (печь, сундук, старинная посуда, прялка, веретено, самовар с бубликами и т. д.); хлеб, соль, рушник; блюдечко с фруктами, мультимедийная установка, слайды с изображением русского быта; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Воспитатель одет в русский народный костюм —встречает детей.
Воспитатель:
– Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с далеким прошлым наших предков. Мы с вами находимся в русской избе, а я хозяйка этого дома, поэтому все расскажу и покажу. Встречаю я вас так, как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитым по краям. Это рушник!
– Милости просим, гости дорогие! С поклоном приглашаю вас в избу! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи. А для чего нужна печь в доме?
(ответы детей)
Воспитатель: – Правильно, дети! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяева избы усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.
Хозяйка пряла пряжу.
Ты помощница моя, прялочка родная!
Напрядешь ты пряжи мне, Что не видно края!
(Воспитатель показывает слайд с прялкой).
– В каждой крестьянской семье была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие теплые вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свеча или керосиновая лампа. Ведь в то время электричества не было, и девушки пряли при свечах и лампах и пели песни. Давайте послушаем русскую народную песню. (Звучит русская народная песня)
Воспитатель: – ребята, много работали наши предки, уставали, а отдыхать им помогала веселые игры:
Коли народ невесел,
Низко голову повесил.
Знаю я, нужна игра,
Распотешиться пора!
– Я предлагаю вам поиграть. Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача — повторять за мной!
За дровами мы пойдем!
И пилу с собой возьмем!
Вместе пилим мы бревно!
Очень толстое оно!
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
Воспитатель: – Мужчины плели из прутьев корзины, короба и лапти.
(Воспитатель показывает слайд).
– Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили!
Влезут дети на полати
У печи оставят лапти!
Воспитатель: – Ребята, отгадайте загадку?
– Всех кормлю с охотою,
А сама безротая.
В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. Даже в гости всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».
(Воспитатель показывает слайд)
На ложках можно было играть мелодию и пускаться с ними в пляс.
– Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках и поплясать под русскую народную музыку.
(Дети вместе с воспитателем придумывают движения под музыку и играют на ложках).
Воспитатель: – Что хозяин в печку ставит? Кто из вас, ребята, знает?
Предполагаемые ответы детей: – Чугунок.
(Воспитатель показывает слайд).
Воспитатель: – Правильно, чугунок! Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился!
А как же можно было достать чугунок из печки? Здесь нужен другой помощник! Послушайте загадку:
Не бык, а бодает!
Не ест, а еду хватает.
Что схватит — отдает.
А сам в угол идет!
Предполагаемые ответы детей: Ухват.
Воспитатель: – Правильно, дети, возле русской печки всегда стоит ухват и лопатка, которыми хозяйка легко доставала горячие чугунки со щами и кашей.
Пищу готовили не только в чугунке. У чугунка был соперник. Отгадайте …
Был я копан, был я топтан.
Был на пожаре, был на базаре.
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел — ничего не ел,
Сделался стар — пеленаться стал.
Предполагаемые ответы детей: – Горшок.
(Воспитатель показывает слайд).
Воспитатель: – Главной кухонной посудой был горшок — предшественник кастрюли. В горшках варили еду, хранили крупу. Горшки были разных размеров. Различались они и по внешней отделки. Нарядные — те, что подавались к столу с пищей. Если вдруг горшок треснул, его оплетали берестяными полосками и использовали для хранения круп. Поэтому и поговорку придумали: «Был ребенок — не знал пеленок, стар стал — пеленаться стал».
(Воспитатель показывает слайд).
В старинных избах стояли сундуки. В них не только хранили одежду и разные другие вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами.
(Воспитатель показывает слайд).
Воспитатель: – Любили люди чай попить. А вот послушайте загадку, и подумайте, в чем кипятили чай?
Выпускает жаркий пар,
древний чайник ….
(ответы детей)
(Воспитатель показывает слайд).
Воспитатель: – Правильно, дети! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, прикусывая кусочками сахара. А попив чая, люди любили повеселиться, спеть веселые частушки.
Дети поют частушки.
1. Кто сказал, частушки вроде,
В наши дни уже не в моде.
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?
2. Эх, как выйду я плясать.
Ножками задрыгаю.
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.
3. Эх, раз, полтора
Бежит печка со двора.
А за нею чашки
От грязнули Машки!
4. Как у нашего Егора
Пузо стало как пригорок.
Целый день он на печи,
Уплетает калачи.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите внимательно.
Горница у меня небольшая,
Да красивая какая!
На убранство поглядите,
Да про все мне расскажите!
Вы найдите предметы быта, которые служили в старину, покажите и назовите их.
А я посмотрю как вы внимательно меня слушали!
(Дети в избе находят предметы быта старины и называют их).
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Умный сильный наш народ,
Свою землю бережет!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Дети читают стихи:
1 ребенок:
Историю своей страны,
Конечно, дети знать должны!
А здесь начало и основа,
Ведь все всегда идет из дома!
Все вместе:
Изба! в ней все так интересно.
Мы побывали здесь. ЧУДЕСНО!
Предварительный просмотр:
Конспект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
«Русская изба»
Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Задачи:
1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, горшочек и т. д.).
2. Формировать представление об облике русской деревни.
3. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, новыми словами (ухват, чугун, прялка.).
4. Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным
играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.
6. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа.
Словарная работа: ухват, прялка, чугун, самовар, сундук, рушник.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением старинных предметов быта.
2. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов.
4. Чтение русских народных сказок.
Материалы и оборудование: Мини музей «Русская изба» с предметами быта (печь, сундук, старинная посуда, прялка, веретено, самовар с бубликами и т. д.); хлеб, соль, рушник; блюдечко с фруктами, мультимедийная установка, слайды с изображением русского быта; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Воспитатель одет в русский народный костюм —встречает детей.
Воспитатель:
– Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с далеким прошлым наших предков. Мы с вами находимся в русской избе, а я хозяйка этого дома, поэтому все расскажу и покажу. Встречаю я вас так, как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитым по краям. Это рушник!
– Милости просим, гости дорогие! С поклоном приглашаю вас в избу! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи. А для чего нужна печь в доме?
(ответы детей)
Воспитатель: – Правильно, дети! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяева избы усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.
Хозяйка пряла пряжу.
Ты помощница моя, прялочка родная!
Напрядешь ты пряжи мне, Что не видно края!
(Воспитатель показывает слайд с прялкой).
– В каждой крестьянской семье была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие теплые вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свеча или керосиновая лампа. Ведь в то время электричества не было, и девушки пряли при свечах и лампах и пели песни. Давайте послушаем русскую народную песню. (Звучит русская народная песня)
Воспитатель: – ребята, много работали наши предки, уставали, а отдыхать им помогала веселые игры:
Коли народ невесел,
Низко голову повесил.
Знаю я, нужна игра,
Распотешиться пора!
– Я предлагаю вам поиграть. Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача — повторять за мной!
За дровами мы пойдем!
И пилу с собой возьмем!
Вместе пилим мы бревно!
Очень толстое оно!
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
Воспитатель: – Мужчины плели из прутьев корзины, короба и лапти.
(Воспитатель показывает слайд).
– Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили!
Влезут дети на полати
У печи оставят лапти!
Воспитатель: – Ребята, отгадайте загадку?
– Всех кормлю с охотою,
А сама безротая.
В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. Даже в гости всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».
(Воспитатель показывает слайд)
На ложках можно было играть мелодию и пускаться с ними в пляс.
– Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках и поплясать под русскую народную музыку.
(Дети вместе с воспитателем придумывают движения под музыку и играют на ложках).
Воспитатель: – Что хозяин в печку ставит? Кто из вас, ребята, знает?
Предполагаемые ответы детей: – Чугунок.
(Воспитатель показывает слайд).
Воспитатель: – Правильно, чугунок! Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился!
А как же можно было достать чугунок из печки? Здесь нужен другой помощник! Послушайте загадку:
Не бык, а бодает!
Не ест, а еду хватает.
Что схватит — отдает.
А сам в угол идет!
Предполагаемые ответы детей: Ухват.
Воспитатель: – Правильно, дети, возле русской печки всегда стоит ухват и лопатка, которыми хозяйка легко доставала горячие чугунки со щами и кашей.
Пищу готовили не только в чугунке. У чугунка был соперник. Отгадайте …
Был я копан, был я топтан.
Был на пожаре, был на базаре.
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел — ничего не ел,
Сделался стар — пеленаться стал.
Предполагаемые ответы детей: – Горшок.
(Воспитатель показывает слайд).
Воспитатель: – Главной кухонной посудой был горшок — предшественник кастрюли. В горшках варили еду, хранили крупу. Горшки были разных размеров. Различались они и по внешней отделки. Нарядные — те, что подавались к столу с пищей. Если вдруг горшок треснул, его оплетали берестяными полосками и использовали для хранения круп. Поэтому и поговорку придумали: «Был ребенок — не знал пеленок, стар стал — пеленаться стал».
(Воспитатель показывает слайд).
В старинных избах стояли сундуки. В них не только хранили одежду и разные другие вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами.
(Воспитатель показывает слайд).
Воспитатель: – Любили люди чай попить. А вот послушайте загадку, и подумайте, в чем кипятили чай?
Выпускает жаркий пар,
древний чайник ….
(ответы детей)
(Воспитатель показывает слайд).
Воспитатель: – Правильно, дети! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, прикусывая кусочками сахара. А попив чая, люди любили повеселиться, спеть веселые частушки.
Дети поют частушки.
1. Кто сказал, частушки вроде,
В наши дни уже не в моде.
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?
2. Эх, как выйду я плясать.
Ножками задрыгаю.
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.
3. Эх, раз, полтора
Бежит печка со двора.
А за нею чашки
От грязнули Машки!
4. Как у нашего Егора
Пузо стало как пригорок.
Целый день он на печи,
Уплетает калачи.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите внимательно.
Горница у меня небольшая,
Да красивая какая!
На убранство поглядите,
Да про все мне расскажите!
Вы найдите предметы быта, которые служили в старину, покажите и назовите их.
А я посмотрю как вы внимательно меня слушали!
(Дети в избе находят предметы быта старины и называют их).
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Умный сильный наш народ,
Свою землю бережет!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Дети читают стихи:
1 ребенок:
Историю своей страны,
Конечно, дети знать должны!
А здесь начало и основа,
Ведь все всегда идет из дома!
Все вместе:
Изба! в ней все так интересно.
Мы побывали здесь. ЧУДЕСНО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....