Конспект
методическая разработка (подготовительная группа)

Мельникова Валентина Владимировна

Конспект патриотическое воспитание детей в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект 22.42 КБ
Файл konspekt_nod.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  по патриотическому воспитанию в подготовительной группе

«Русская изба»

Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи:

1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, горшочек и т. д.).

2. Формировать представление об облике русской деревни.

3. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, новыми словами (ухват, чугун, прялка.).

4. Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным

играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

6. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа.

Словарная работа: ухват, прялка, чугун, самовар, сундук, рушник.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций с изображением старинных предметов быта.

2. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов.

4. Чтение русских народных сказок.

Материалы и оборудование: Мини музей  «Русская изба» с предметами быта (печь, сундук, старинная посуда, прялка, веретено, самовар с бубликами и т. д.); хлеб, соль, рушник; блюдечко с фруктами, мультимедийная установка, слайды с изображением русского быта;  русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Воспитатель одет в русский народный костюм —встречает детей.

Воспитатель:

– Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с далеким прошлым наших предков. Мы с вами находимся в русской избе, а я хозяйка этого дома, поэтому все расскажу и покажу. Встречаю я вас так, как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитым по краям. Это рушник!

– Милости просим, гости дорогие! С поклоном приглашаю вас в избу! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи. А для чего нужна печь в доме?

(ответы детей)

Воспитатель: – Правильно, дети! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяева избы  усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.

Хозяйка пряла пряжу.

Ты помощница моя, прялочка родная!

Напрядешь ты пряжи мне, Что не видно края!

(Воспитатель показывает слайд с прялкой).

– В каждой крестьянской семье была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие теплые вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свеча или керосиновая лампа. Ведь в то время электричества не было, и девушки пряли при свечах и лампах  и пели песни. Давайте послушаем русскую народную песню. (Звучит русская народная песня)

Воспитатель: –  ребята, много работали наши предки, уставали, а отдыхать им помогала веселые игры:

Коли народ невесел,

Низко голову повесил.

Знаю я, нужна игра,

Распотешиться пора!

– Я предлагаю вам поиграть. Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача — повторять за мной!

За дровами мы пойдем!

И пилу с собой возьмем!

Вместе пилим мы бревно!

Очень толстое оно!

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки!

Воспитатель: – Мужчины плели из прутьев корзины, короба  и лапти.

(Воспитатель показывает слайд).

– Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили!

Влезут дети на полати

У печи оставят лапти!

Воспитатель: – Ребята, отгадайте загадку?

– Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. Даже в гости всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».

(Воспитатель показывает слайд)

На ложках можно было играть мелодию и пускаться с ними в пляс.

– Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках и поплясать под русскую народную музыку.

(Дети вместе с воспитателем придумывают движения под музыку и играют на ложках).

Воспитатель: – Что хозяин в печку ставит? Кто из вас, ребята, знает?

Предполагаемые ответы детей: – Чугунок.

(Воспитатель показывает слайд).

Воспитатель: – Правильно, чугунок! Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился!

А как же можно было достать чугунок из печки? Здесь нужен другой помощник! Послушайте загадку:

Не бык, а бодает!

Не ест, а еду хватает.

Что схватит — отдает.

А сам в угол идет!

Предполагаемые ответы детей: Ухват.

Воспитатель: – Правильно, дети, возле русской печки всегда стоит ухват и лопатка, которыми  хозяйка легко доставала горячие чугунки со щами и кашей.

Пищу готовили не только в чугунке. У чугунка был соперник. Отгадайте …

Был я копан, был я топтан.

Был на пожаре, был на базаре.

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел — ничего не ел,

Сделался стар — пеленаться стал.

Предполагаемые ответы детей: – Горшок.

(Воспитатель показывает слайд).

Воспитатель: – Главной кухонной посудой был горшок — предшественник кастрюли. В горшках варили еду, хранили крупу. Горшки были разных размеров. Различались они и по внешней отделки. Нарядные — те, что подавались к столу с пищей. Если вдруг горшок треснул, его оплетали берестяными полосками и использовали для хранения круп. Поэтому и поговорку придумали: «Был ребенок — не знал пеленок, стар стал — пеленаться стал».

(Воспитатель показывает слайд).

В старинных избах  стояли сундуки. В них не только хранили одежду и разные другие вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами.

(Воспитатель показывает слайд).

Воспитатель: – Любили люди чай попить. А вот послушайте загадку, и подумайте, в чем кипятили чай?

Выпускает жаркий пар,

древний чайник ….

(ответы детей)

 (Воспитатель показывает слайд).

Воспитатель: – Правильно, дети! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, прикусывая кусочками сахара. А попив чая, люди любили повеселиться, спеть веселые частушки.

Дети поют частушки.

1.     Кто сказал, частушки вроде,

     В наши дни уже не в моде.

     Да и дело разве в моде,

     Если любят их в народе?

2.   Эх, как выйду я плясать.

     Ножками задрыгаю.

     Печь, кастрюли и ухват

     По полу запрыгают.

3.    Эх, раз, полтора

    Бежит печка со двора.

    А за нею чашки

    От грязнули Машки!

4.   Как у нашего Егора

    Пузо стало как пригорок.

    Целый день он на печи,

   Уплетает калачи.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите внимательно.

Горница у меня небольшая,

Да красивая какая!

На убранство поглядите,

Да про все мне расскажите!

Вы найдите предметы быта, которые служили в старину, покажите и назовите их.

 А я посмотрю как вы внимательно меня слушали!

(Дети в избе находят предметы быта старины и называют их).

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Умный сильный наш народ,

Свою землю бережет!

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Дети читают стихи:

1 ребенок:            

Историю своей страны,

Конечно, дети знать должны!

А здесь начало и основа,

Ведь все всегда идет из дома!

Все вместе:                 

Изба! в ней все так интересно.

Мы побывали здесь. ЧУДЕСНО!



Предварительный просмотр:

Конспект  по патриотическому воспитанию в подготовительной группе

«Русская изба»

Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи:

1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, горшочек и т. д.).

2. Формировать представление об облике русской деревни.

3. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, новыми словами (ухват, чугун, прялка.).

4. Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным

играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

6. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа.

Словарная работа: ухват, прялка, чугун, самовар, сундук, рушник.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций с изображением старинных предметов быта.

2. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов.

4. Чтение русских народных сказок.

Материалы и оборудование: Мини музей  «Русская изба» с предметами быта (печь, сундук, старинная посуда, прялка, веретено, самовар с бубликами и т. д.); хлеб, соль, рушник; блюдечко с фруктами, мультимедийная установка, слайды с изображением русского быта;  русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Воспитатель одет в русский народный костюм —встречает детей.

Воспитатель:

– Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с далеким прошлым наших предков. Мы с вами находимся в русской избе, а я хозяйка этого дома, поэтому все расскажу и покажу. Встречаю я вас так, как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитым по краям. Это рушник!

– Милости просим, гости дорогие! С поклоном приглашаю вас в избу! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи. А для чего нужна печь в доме?

(ответы детей)

Воспитатель: – Правильно, дети! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяева избы  усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.

Хозяйка пряла пряжу.

Ты помощница моя, прялочка родная!

Напрядешь ты пряжи мне, Что не видно края!

(Воспитатель показывает слайд с прялкой).

– В каждой крестьянской семье была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие теплые вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свеча или керосиновая лампа. Ведь в то время электричества не было, и девушки пряли при свечах и лампах  и пели песни. Давайте послушаем русскую народную песню. (Звучит русская народная песня)

Воспитатель: –  ребята, много работали наши предки, уставали, а отдыхать им помогала веселые игры:

Коли народ невесел,

Низко голову повесил.

Знаю я, нужна игра,

Распотешиться пора!

– Я предлагаю вам поиграть. Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача — повторять за мной!

За дровами мы пойдем!

И пилу с собой возьмем!

Вместе пилим мы бревно!

Очень толстое оно!

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки!

Воспитатель: – Мужчины плели из прутьев корзины, короба  и лапти.

(Воспитатель показывает слайд).

– Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили!

Влезут дети на полати

У печи оставят лапти!

Воспитатель: – Ребята, отгадайте загадку?

– Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. Даже в гости всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».

(Воспитатель показывает слайд)

На ложках можно было играть мелодию и пускаться с ними в пляс.

– Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках и поплясать под русскую народную музыку.

(Дети вместе с воспитателем придумывают движения под музыку и играют на ложках).

Воспитатель: – Что хозяин в печку ставит? Кто из вас, ребята, знает?

Предполагаемые ответы детей: – Чугунок.

(Воспитатель показывает слайд).

Воспитатель: – Правильно, чугунок! Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился!

А как же можно было достать чугунок из печки? Здесь нужен другой помощник! Послушайте загадку:

Не бык, а бодает!

Не ест, а еду хватает.

Что схватит — отдает.

А сам в угол идет!

Предполагаемые ответы детей: Ухват.

Воспитатель: – Правильно, дети, возле русской печки всегда стоит ухват и лопатка, которыми  хозяйка легко доставала горячие чугунки со щами и кашей.

Пищу готовили не только в чугунке. У чугунка был соперник. Отгадайте …

Был я копан, был я топтан.

Был на пожаре, был на базаре.

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел — ничего не ел,

Сделался стар — пеленаться стал.

Предполагаемые ответы детей: – Горшок.

(Воспитатель показывает слайд).

Воспитатель: – Главной кухонной посудой был горшок — предшественник кастрюли. В горшках варили еду, хранили крупу. Горшки были разных размеров. Различались они и по внешней отделки. Нарядные — те, что подавались к столу с пищей. Если вдруг горшок треснул, его оплетали берестяными полосками и использовали для хранения круп. Поэтому и поговорку придумали: «Был ребенок — не знал пеленок, стар стал — пеленаться стал».

(Воспитатель показывает слайд).

В старинных избах  стояли сундуки. В них не только хранили одежду и разные другие вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами.

(Воспитатель показывает слайд).

Воспитатель: – Любили люди чай попить. А вот послушайте загадку, и подумайте, в чем кипятили чай?

Выпускает жаркий пар,

древний чайник ….

(ответы детей)

 (Воспитатель показывает слайд).

Воспитатель: – Правильно, дети! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, прикусывая кусочками сахара. А попив чая, люди любили повеселиться, спеть веселые частушки.

Дети поют частушки.

1.     Кто сказал, частушки вроде,

     В наши дни уже не в моде.

     Да и дело разве в моде,

     Если любят их в народе?

2.   Эх, как выйду я плясать.

     Ножками задрыгаю.

     Печь, кастрюли и ухват

     По полу запрыгают.

3.    Эх, раз, полтора

    Бежит печка со двора.

    А за нею чашки

    От грязнули Машки!

4.   Как у нашего Егора

    Пузо стало как пригорок.

    Целый день он на печи,

   Уплетает калачи.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите внимательно.

Горница у меня небольшая,

Да красивая какая!

На убранство поглядите,

Да про все мне расскажите!

Вы найдите предметы быта, которые служили в старину, покажите и назовите их.

 А я посмотрю как вы внимательно меня слушали!

(Дети в избе находят предметы быта старины и называют их).

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Умный сильный наш народ,

Свою землю бережет!

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Дети читают стихи:

1 ребенок:            

Историю своей страны,

Конечно, дети знать должны!

А здесь начало и основа,

Ведь все всегда идет из дома!

Все вместе:                 

Изба! в ней все так интересно.

Мы побывали здесь. ЧУДЕСНО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....