Практика применения УМК «От рождения до школы» (ранний возраст)
статья (младшая группа)
Авторы-составители пособий, входящих в УМК «От рождения до школы» ранний возраст предлагают комплексное планирование организованных видов детской деятельности по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, примерное комплексно-тематическое планирование содержания, конспекты организованной образовательной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_vebinare_8_iyunya.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика применения УМК «От рождения до школы» (ранний возраст)
Период раннего детства - самый счастливый в пока еще короткой жизни малыша. Это время «проживается» в радостном общении со взрослыми и сверстниками, в постоянном поиске нового и неизведанного.
Дети 2-3 лет особенно нуждаются во всестороннем педагогическом воздействии. Но педагоги, психологи, медицинские работники отмечают, что потребности в развитии не совпадают с физическими возможностями детей. Два или три вида занятий с небольшими перерывами представляют собой огромную нагрузку на формирующийся организм маленького человека. Продуктивность достигается лишь упорным трудом, и тогда занятие, рассчитанное на 10-15 минут, может растянуться до получаса.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений признаются, как тяжело добиться сосредоточения внимания детей раннего возраста сначала на одном занятии, а после небольшой паузы
на другом.
Однако время не стоит на месте, и дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующими государственными образовательным стандартом (ФГОС), обязательными при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Педагоги, имеющие опыт проведения комплексных игровых мероприятий, отмечают, что совмещение нескольких видов деятельности, связанных одним сюжетом, не утомляет малышей, а способствует проявлению стойкого интереса.
Авторы-составители пособий, входящих в УМК «От рождения до школы» ранний возраст предлагают комплексное планирование организованных видов детской деятельности по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, примерное комплексно-тематическое планирование содержания, конспекты организованной образовательной деятельности детей.
С учетом примерного перечня основных видов организованной образовательной деятельности, согласно принципу интеграции развитие детей осуществляется при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Такая организация учебно-воспитательного процесса позволяет формировать детей следующие интегративные качества: «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», «Овладевший необходимыми умениями и навыками».
При составлении примерного комплексно-тематического планирования содержания организованной деятельности использовались следующие образовательные области:
- Здоровье.
- Физическая культура.
- Социализация.
- Труд.
- Безопасность.
- Познание.
- Коммуникация.
- Чтение художественной литературы.
- Художественное творчество.
-Музыка.
Творческий подход, мастерство и желание педагогов осуществить комплексный подход в воспитании, обучении и развитии детей младшего дошкольного возраста помогают реализовать программные цели и задачи таким образом, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познавать многогранность мира, что позволит с самого раннего детства заложить основы мотивированного обучения.
Начнем знакомство с пособиями, входящими в данный УМК.
- Первая книга, которую я хотела вам представить - это « Развивающие игровые сеансы в ясельных группах детского сада». Авторами данного пособия являются кпн, доцент Найбауэр Альбина Валентиновна и клинический психолог, магистр психологических наук Куракина Олеся Викторовна.
В пособии представлены практические материалы, раскрывающие возможности и особенности организации взаимодействия взрослых и детей раннего возраста в центре игровой поддержки развития ребенка в дошкольной образовательной организации, материалы пособия будут также полезны воспитателям при работе с ясельными группами детского сада, а также родителям и гувернерам для организации самостоятельных занятий с детьми.
Организация образовательного процесса в данном возрасте включает активное взаимодействие родителей, малышей и педагогов в условиях специально созданной РППС. Интересная совместная деятельность взрослых и детей выстраивается с учетом особенностей, способностей каждого воспитанника. В результате таких занятий дети вместе с мамой или педагогом познают окружающую действительность во всех ее проявлениях, оказываются в условиях партнерства, взаимопонимания и сотрудничества взрослых и малышей.
Книга состоит из следующих разделов :
-Предисловие
-краткие методические рекомендации
-тематическое планирование
-примерные сценарии занятий
-приложение 1: игры. упражнения, хороводы
- приложение 2: материалы для сенсорного развития детей
В своей практике мы активно используем игровые упражнения, приведенные в данном пособии: это и игровое упражнение «Сова», игры- занятия со строительным материалом, активно используем материалы по сенсорному развитию детей, представленные в приложении 2 (слайд).
Следующее пособие, которое я хотела вам представить, это книга «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» Абрамовой Любови Владимировны, воспитателя МБДОУ «Детский сад № 65 города Одинцово» и кпн Слепцовой Ирины Федоровны.
Социально -коммуникативное развитие ребенка происходит в процессе всех форм детской активности: в ходе общения со взрослыми, сверстниками в игре, во время занятий, в режимных моментах.
Практический материал, представленный в пособии, поможет воспитателям создавать в течении всего времени пребывания ребенка в детском саду условия для оптимального развития социально-коммуникативных способностей детей. Данное пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций, а также студентам пед. колледжей и вузов.
Пособие состоит из двух разделов: предисловия и примерного содержания работы с детьми, для удобства, занятия представлены по месяцам (с сентября по май), что способствует удобной интеграции данного раздела в календарно-тематическое планирование.
Данное пособие успешно используется в нашей работе: это и дидактические игры, и игры с водой и песком, тематические беседы (примеры представлены на слайде).
3.На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, для детей этого возраста характерна потребность в общении. Частое обращение к взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребенком предметов и явлений. В УМК блок «Развитие речи» представлен следующими пособиями. Это книга классика российской педагогики Валентины Викторовны Гербовой « Развитие речи в детском саду 2-3 года» и «Хрестоматия для чтения в детском саду и дома 1-3 года»
В данном пособии представлена система работы по развитию речи детей 2-3 лет. В книге содержатся: календарное планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, комплексы артикуляционной гимнастики. Пособие предназначено широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам пед. колледжей и ВУЗов. К сожалению данная книга является переизданием книги 2014 года выпуска. Работу по развитию речи Валентина Викторовна предлагает строить по 4 основным направлениям: -формирование словаря;
- грамматический строй речи;
- звуковая культура;
- связная речь.
Так же в книге представлены особенности развития речи дети 2-3 лет, показатели речевого развития детей данного возраста, разнообразные формы по развитию речи детей, организация и проведение занятий. Данное пособие написано доступным языком, полно подобран материал, что делает его удобным в использовании в образовательном процессе.
Одним из направлений развития речи ребенка-дошкольника является ознакомление с художественной литературой. Для удобства педагогов в УМК была включена Хрестоматия, в которой собраны произведения, предназначенные для чтения детям 1-3 лет в детском саду и дома. В книгу включены лучшие отечественные и зарубежные произведения: народные песенки и потешки, стихотворения, сказки и рассказы. Хрестоматия составлена на основе рекомендаций ПРОГРАММ дошкольного образования, соответствующих ФГОС ДО. Книга адресована методистам, воспитателям детских садов, родителям. К сожалению в хрестоматии представлены не все рекомендованные произведения, так как часть произведений обременена эксклюзивными правами на издание( Маршак, Благинина и ддр.) С опытом работы вы можете ознакомиться на слайде.
4. В рамках содержания п-п работы по освоению образовательной области «Познавательное развитие» впервые в данной возрастной группе как самостоятельный выделен раздел «ФЭМП», который в УМК представлен пособием Ирины Александровны Пономаревой и Веры Арнольдовны Позиной. Книга предназначена для воспитателей работающих по программе « От рождения до школы» и включает следующие разделы: количество, форма, величина, ориентировка в пространстве. В пособии рассматриваются вопросы организации по формированию элементарных математических представлений у детей 2-3 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных особенностей.
В пособии представлено примерное планирование ОД на учебный год.
Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по ФЭМП; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что в свою очередь позволяет обеспечить развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.
Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, что повышает активность детей в осмыслении и самостоятельном выполнении математических задач.
Книга состоит из следующих разделов: предисловие
-Примеры распределения программного материала на год;
- примерное содержание работы с детьми по месяцам;
Приложение 1: дидактические игры и упражнения;
Приложение 2: дополнительный материал для работы с детьми;
Приложение 3: организация развивающей среды
Эта книга настоящий помощник современному воспитателю, в ней очень грамотно распределен программный материал на весь год, доступно описано примерное содержание работы с детьми, что окажет неоценимую помощь начинающему педагогу. Мы используем в своей группе разные формы работы с детьми, представленные в данном пособии, которые отличаются одновременно простотой и увлекательностью. Дети с удовольствием играют в игры, предложенные в пособии не только во время ОД, но и во время режимных моментов.
Следующий блок, о котором я хотела бы рассказать - это блок Художесвенно-эстетическое развитие, представлен пособиями Колдиной Дарьи Николаевны, талантливого педагога и психолога, а также мамы пятерых детей. Включает три книги: Рисование в ясельной группе детского сада, Аппликация в ясельных группах детского сада, Лепка в ясельных группах детского сада.
В данных пособиях представлены нетрадиционные техники рисования и лепки, аппликации. Представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 2-3 лет: пять минут- и работа готова! А это как раз то, что нужно малышам, которые в силу своих возрастных особенностей довольно неусидчивы и нетерпеливы. Данные пособия адресованы как воспитателям, так и родителям.
В книгах представлены следующие разделы: методические рекомендации, конспекты занятий.
В нашей группе мы активно пользуемся пособиями Дарьи Николаевны, наше знакомство с ними началось с книг для старшего дошкольного возраста, очень обрадовались, тому что есть пособия данного автора для раннего возраста. Хотелось бы особо отметить грамотный подбор программного материала, доступность и действительно простоту выполнения работ, а так же удовольствие с которым дети выполняют предложенные задания.
УМК Ранний возраст был бы не полон без блока «Физическое развитие», который представлен следующими книгами.
Утренняя гимнастика в ясельных группах детского сада (комплексы упражнений) автор( инструктор высшей категории по физической культуре) Харченко Татьяна Егоровна.
В пособии содержатся комплексы утренней гимнастики для детей 2-3, упражнения и игры для пальчиковой и дыхательной гимнастики, игровые упражнения и игры-забавы. Книга адресована инструкторам по физической культуре, воспитателям доу, родителям, гувернерам. Пособие состоит из следующих разделов: введение, краткие методические рекомендации, непосредственно комплексов утренней гимнастики, а также приложений, в которых мы можем найти комплексы пальчиковой и дыхательной гимнастики, а так же игровые упражнения для малышей на развитие основных физических качеств. Примеры использования данного пособия представлены на слайде.
Следующая книга, о которой я хотела рассказать – это книга «Планы физкультурных занятий в ясельных группах детского сада Светланы Юрьевны Федоровой.
В пособии представлены системы работы с детьми 2-3 лет, направленные на освоение ими новых видов движений.
Материалы пособия: примерные планы занятий, комплексы ОРУ и многочисленные игровые упражнения, которые позволяют выстроить полноценную работу по физической культуре с детьми данного возраста.
Книга адресована специалистам и воспитателям дошкольных организаций. Студентам и родителям.
Пособие состоит из введения, кратких методических рекомендаций по работе с детьми 2-3 лет, примерных планов физкультурных занятий, представленных по месяцам.
Данная книга помогает на творчески подходить к проведению занятий по физической культуре, учитывая потребности конкретных малышей. Очень удобен график освоения основных видов движений дает возможность легко планировать поэтапную работу с детьми.
Дополняет два предыдущих пособия сборник подвижных игр для детей 2-3 лет, автор составитель Эмма Яковлевна Степаненко, член авторского коллектива программы от «Рождения до школы».
В книге представлены подвижные игры для детей 2-3 лет. В пособии даны методические рекомендации по проведению подвижных игр с детьми раннего возраста, представлены особенности проведения подвижных игр с малышами, а также представлены сами подвижные игры с подробным описанием. Книга предназначена для широкого круга работников дошкольного образования, а так же студентам пед. колледжей и вузов. Представленные в данном пособии игры широко используются нами на занятиях по физической культуре, на прогулке, во время свободной игры детей.
В заключении хотелось бы высказать огромную благодарность авторам и издателям за интересный, полезный, практико-ориентированный УМК «От рождения до школы» ранний возраст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация на тему "Применение Су-джок терапии для детей раннего возраста"
Консультация полезна как для воспитателей дошкольных учреждений, так и для родителей воспитанников. В консультации представлены игровые упражнения по Су-джок терапии для детей раннего возраста....
Вариативные ситуации применения художественного слова при освоении детьми раннего возраста в разных образовательных областях.
Вариативные ситуации применения художественного слова при освоении детьми раннего возраста в разных образовательных областях....
Перспективное планирование "от рождения до школы" ранний возраст
Перспективное планирование по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" ранний возраст...
Консультация для воспитателей «Технология ЛЭПБУК и применение её в работе с детьми раннего возраста»
Консультация для педагогов«Технология ЛЭПбук и применение её в работе с детьми раннего возраста»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области познавательного развития...
Обобщение материала по применению здоровьесберегающих технологий в первой группе раннего возраста.
В нашем учреждении отводится большая роль здоровьесберегающим технологиям, но более приоритетным направлением деятельности нашего учреждения является физкультурно-оздоровительная работа...
Применение ИКТ в речевом развитии детей раннего возраста.
Современную жизнь невозможно представить без компьютерных технологий. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в ХХI веке...
«Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»
СЕМИНАР ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...