"Хотим, чтобы рос умным" или развитие мышления с рождения до школы (дошкольный возраст)
консультация на тему

Главным достижением развития мышления в раннем детстве являются представления. Теперь ребенок может думать о том, что выходит за пределы конкретной ситуации. За дошкольный период у ребенка возникают 3 формы мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и понятийная. Как происходит смена форм мышления?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_rekomend.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

"Хотим, чтобы рос умным"
или развитие мышления с рождения до школы (дошкольный возраст)

Главным достижением развития мышления в раннем детстве являются представления. Теперь ребенок может думать о том, что выходит за пределы конкретной ситуации. За дошкольный период у ребенка возникают 3 формы мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и понятийная. Как происходит смена форм мышления?

Наглядно-действенная

Дошкольник познает новые связи и отношения сначала только в процессе решения практической задачи, например, бросает предметы в воду, чтобы проверить будут ли они плавать. В практической деятельности ребенок от выделения простых связей и отношений переходит к более сложным, отражающим причины и следствия. Дети начинают проводить простейшие опыты, делают свои первые выводы и обобщают свои представления. Так в опытах с водой ребенок понимает, что утонет не только эта крышка, машинка, мишка, а любой тяжелый предмет. Осознаются и словесно обозначаются и способы выполнения действия. Возникает элементарная форма рассуждения в слух не оторванная от практического действия.

Наглядно-образная

Накопленный в процессе множества попыток опыт, позволяет дошкольнику заранее составить в голове план решения и сформулировать словесно ее решение. Происходит это благодаря изменениям со стороны речи и мыслительных операций: речь теперь предваряет действие, а анализ и синтез становятся способами умственной деятельности.

Понятийная

К 6-ти годам у дошкольников изменяется характер обобщений, дети от внешних признаков переходят к более существенным. Обобщение на основании существенных родо-видовых признаков позволяет освоить классификацию, в которой дети опираются на понятия. Старшие дошкольники оперируют многими понятиями предметного и социального содержания. Обобщенные представления и возникающие вслед за ними понятия складываются в первичную картину мира. И хотя познание по-прежнему происходит на наглядно-образной основе, но ребенок подходит к пониманию объективных законов логики и готовится к понятийному мышлению.

К концу дошкольного возраста ребенок способен согласовывать и обосновывать свои суждения и самостоятельно делать выводы.

Как развивать самостоятельность и пытливость ума?

Внимание! Детский вопрос

• Возникновение вопросов - показатель простейшей теоретической деятельности. Равнодушное отношение взрослого к детским вопросам снижает познавательную активность ребенка.

• Отвечая на вопрос, не спешите дать готового ответа, предоставьте возможность самостоятельно найти решение.

• Ваши ответы должны быть достоверными, исчерпывающими и немногословными, тогда они будут поощрять, а не подавлять детскую любознательность.

Развитие связной речи

• Учите ребенка описывать и сравнивать предметы и явления, выделяя существенные признаки.

• Помогайте обобщить свои высказывания и сделать вывод.

• Предлагайте ребенку рассуждать, опираясь на известные ему факты и события.

Системность знаний

• Информация для познания должна быть доступна ребенку по возрасту.

• Простые знания должны предшествовать более сложным и должны быть связаны с полученными ранее.

• Оставляйте всегда что-то недосказанным, чтобы ребенок хотел вернуться к этому еще раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - презентация "Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста."

Презентация Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста....

Презентация "Ребусы" для развития мышления и речи детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю подборку ребусов для детей старшего дошкольного возраста...

Дидактическая игра "Отвечай быстро". Данная игра способствует развитию мышления и речи детей старшего дошкольного возраста

•Цель игры: Закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству. Активизировать словарь, воспитывать слуховое внимание, умение быстро думать.•Ход игры•Воспитатель: Если хочешь ...

«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления и речи у детей дошкольного возраста»

Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления детей дошкольного возраста....

Консультация с презентацией на тему "Взаимообусловленность развития мышления и речи у детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему "Взаимообусловленность развития мышления и речи у детей дошкольного возраста"...

Роль эмоционального общения со взрослыми в развитии мышления и речи детей раннего дошкольного возраста

Роль эмоционального общения со взрослыми в развитии мышления и речи детей раннего дошкольного возраста...