Доклад «Индивидуальная работа с детьми как форма педагогической деятельности»», 2022 г.
консультация
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г. о. Долгопрудный
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение городского округа Долгопрудный
детский сад № 10 «Лучик»
МАДОУ детский сад № 10 «Лучик»
141707 Московская область, город Долгопрудный, улица Спортивная, дом 7 б, тел./факс: 8 (498) 686-39-15
Доклад
«Индивидуальная работа с детьми как форма педагогической деятельности»
Подготовила
Воспитатель 1 категории:
Казьмина А.А.
г.Долгопрудный
2022г.
Доклад
«Индивидуальная работа с детьми как форма педагогической деятельности»
В детстве ярко появляются особенности характера и темперамента, способности и интересы личности ребенка. Нет детей с одинаковыми привычками и поведением, знаниями и умениями. У всех дошкольников ровесников разный уровень развития. Одни активные и быстрые, другие пассивные и медлительные. Есть самоуверенные, а есть застенчивые. Детей, таких разных, надо воспитывать и учить, но как?
В этом случае просто необходим индивидуальный подход к детям. Он нужен во всех видах деятельности и на протяжении всего дня. Но особенно он хорош на занятии, так как на нем, в основном, происходит организованное обучение и развитие.
Суть индивидуального подхода заключается в подборе средств педагогического воздействия на каждого ребенка в отдельности с учетом всех его особенностей. Данный подход способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка. Так молчаливые, замкнутые, застенчивые, нерешительные, медлительные дети на занятии становятся другими если руководствоваться некоторыми правилами:
-давать им более простые задания;
-спрашивать их не первыми или на повторе ответа;
-задавать наводящий вопрос;
-использовать напоминание;
-давать время на ответ.
Следует педагогу помнить и об активных и с высоким уровнем развития детях:
-не спрашивать всегда только их;
-привлекать их к исправлению ответов других детей;
-подбирать им более сложные задания.
И общие требования, которые педагог может применять ко всем детям на занятии:
-продумать посадку детей (с учетом особенностей развития);
-щедро поощрять;
-развивать инициативу и самостоятельность;
-учить детей контролировать себя;
-прерывать попытки детей высмеивать ответы других;
-учить правильно оценивать действия и результаты;
-привлекать детей радоваться успехами сверстников;
-проводить индивидуальную работу вне занятий;
-предлагать родителям задания на дом.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.
Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача педагога – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.
При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело.
Для индивидуального подхода в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель должен развивать в них такие качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу.
Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.
В процессе дидактических игр выясняется степень умственного развития ребенка, их сообразительность, смекалка, а также решительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое.
Дидактические игры способствуют расширению представлений об окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т. д. в дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитывать сосредоточенность, внимание, усидчивость. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.
Таким образом, в игровой деятельности заложены большие возможности для эффективной индивидуальной работы с детьми. И воспитатель должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию строится на основе возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей. Индивидуальныеособенности ребенка влияют на усвоение им двигательных умений и навыков, на отношение к окружающим.
Важную роль в индивидуальной работе с ребенком играют медико-педагогические наблюдения, которые позволяют учитывать показатели силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.
Показателем уравновешенности нервных процессов является ровное спокойное настроение ребенка, его доброжелательное отношение с детьми и взрослыми, спокойное поведение в конфликтных ситуациях.
Составляя план индивидуальной работы воспитатель учитывает двигательные интересы ребенка. Предлагает ему разнообразные задания: вспомнить и выполнить упражнения, организовать знакомые подвижные игры и т. д. важная роль отводится развитию ручной умелости, моторики рук.
Эффективным результатом индивидуальной воспитателя с детьми должны быть: равномерная подготовленность всех детей по программе, здоровое состояние организма, владение двигательными навыками, воспитание физических качеств, развитие индивидуальных склонностей, формирующихся способностей, положительными эмоциями. Индивидуальная работа по развитию движений планируется ежедневно, во время прогулки.
Таким образом, систематическое проведение индивидуальной работы с ребенком или с небольшими группами детей обеспечивает хорошую физическую подготовку к обучению в школе, а также развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка.
- Интерактивная игра по развитию сенсорного восприятия
После просмотра разных интерактивных игр у коллег в блогах, тоже решила сделать такую игру для детей на развитие сенсорного восприятия. Показала детям и им понравилось.
Игра состоит из шести кадров, после каждого щелчка фигуры двигаются, или увеличиваются, или прокручиваются.
Цель игры: развитие сенсорного восприятия.
Задачи: закреплять названия, цвет и форму геометрических фигур, развивать внимание, мышление.
Упражнения в игре простые: покажи квадрат, покажи круг, какая фигура лишняя, покажи одинаковые фигуры.
Ход игры. Детям показывается слайд и задается вопрос. Один из детей выходит и показывает свой вариант ответа. Если ответ правильный, фигура меняет свое месторасположение или увеличивается, или прокручивается. Если ребенок показал не правильно, ему на помощь идет другой ребенок.
- «Игры по конструированию»
на тему: «Творю, строю, мастерю».
I Игры по конструированию проводятся с ребёнком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащение сенсорного опыта.
II Действуя с деталями строительного материала малыш получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов, координаций движений и развития мелкой моторики.
III Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания.
В конструировании существуют правила, которых родители должны придерживаться:
1) Первое впечатление игры.
2) Избегайте очень подробных и подсказывающих объяснений и показов.
3) Детям, которые застенчивые, неуверенные в своих силах, боязливые просто необходимо давать подробные пояснения, использовать подсказывающие приёмы. Таким детям очень важен результат.
4) Занятие с одним и тем же содержанием надо повторять до тех пор, пока не будет выработан прочный самостоятельный навык построения.
5) Обыгрывание постройки.
6) Недопустимо менять по своему усмотрению последовательность проведения игр, так как последовательность предполагает нарастание степени сложности – от простого к сложному.
В раннем возрасте не обязательно, чтобы ребёнок называл все детали, главное, чтобы, он:
• Соотносил название с самой деталью;
• Находил её по просьбе взрослого;
• Выполнял с ней различные конструктивные действия.
При проведении совместной игры постарайтесь меньше делать сами, побуждайте ребёнка больше воображать и думать.
Нужно помнить, что игры со строительным материалом и различными конструкторами помогут вашему ребёнку развивать:
- мелкую моторику;
- воображение;
- творческие способности;
- узнавать много нового;
- совершенствовать элементарные технические умения;
- активизировать словарь с ребёнком.
С ребёнком можно провести такие игры:
«Дом из кубиков одного размера и цвета»;
«Дом из кубиков одного размера двух цветов».
Чему учится ребёнок: сосредоточенно играть; накладывать кубик на кубик; различать кубики по величине; понимать слово «возьми», «сделай», «поставь», «дом», «посади собачку»; произносить звукоподражания; обыгрывать игрушки.
«Загородка из кирпичиков»; «Забор из кирпичиков».
Чему учится ребёнок: ставить кирпичики вертикально к поверхности стола на длинное и короткое ребро; играть с постройкой; произносить звукоподражания.
«Скамейки для уставшего мишки»; «Цветные скамейки».
Чему учится ребёнок: делать перекрытия на устойчивой основе, кладя на кирпичик на углы двух опорных раздвинутых кубиков; понимать слово «скамейка»; внимательно слушать.
«Диван»; «Кроватка».
Чему учится ребёнок: вертикально прикладывать кирпичик к кирпичику, лежащему плашмя (широкой гранью); прикладывать два кирпичика к третьему, лежащему плашмя с двух сторон; играть с постройкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Индивидуальная работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения"
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в ш...
Доклад с элементами мастер-класса "Инновационные методы и формы педагогической деятельности в практике педагога-психолога ДОУ"
Как показывает практика психолого-педагогической деятельности, использование традиционной методики по развитию речи старших дошкольников в детском саду не всегда приводит к высоким результатам. В перв...
Доклад из опыта работы: "Использование коррекционных технологий в индивидуальной работе с детьми"
Доклад из опыта работы...
Индивидуальный план по самообразованию по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста». на 2022-2023 учебный год
Цель: формирование у детей осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накоплении знаний о здоровье. Продолжать повышать профессиона...
Планы индивидуальной работы с детьми, зачисленными на логопедические занятия ( 2022 - 2023 учебный год).
В планах индивидуальноой работы с детьми, прописана работа с детьми подготовительной группы зачисленными на логопедические занятия 2022 - 2023 учебный год....
Индивидуальная работа с детьми, испытывающими трудности в освоении ООПДО группы старшего дошкольного возраста №3 «Ромашка» на 2021-2022 учебный год
Программа с детьми ОВЗ...
Планирование индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год
Планирование индивидуальной работы с детьми на 2022 – 2023 учебный годСентябрь 1.Беседа: «Уходит лето и приходит осень».Цель: по картинкам - закрепить представление ...