ТЕХНОЛОГИЯ развития художественных способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования
методическая разработка (средняя группа)

Горбачева Елена Александровна

технология развития художественных способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

ТЕХНОЛОГИЯ

Развития художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

                                        Введение.

Актуальность

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Перед педагогами нашего коррекционного детского сада стоит важная задача формирования речи и ее дальнейшее развитее. Для развития речи детей большую помощь в этом оказывает изобразительная деятельность. Она является интересным видом деятельности дошкольников, позволяющих отразить в изображении свои впечатление об окружающим мире и свое отношения к нему. В процессе деятельности задействованы руки детей, что способствует сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятия, соединяет их со зрительным, слуховым и обонятельным ощущением в сложные интегрированные образы и представления. Все это способствует развитию речи детей ОНР. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Для этого, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способности детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка. Это и определило тему моей работы: «Развитие художественно - творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования».


Цель: развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.

Задачи:

  • Вызвать у детей интерес к творческой деятельности;
  • Обучать приёмам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
  • Развивать чувства композиции, цветовосприятия и зрительно-двигательную координацию;
  • Развивать творческие способности детей;
  • Формировать умение оценивать созданные изображения;
  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
  • Апробирование инновационных техник для развития художественных способностей детей
  • Воспитывать интерес у детей к изобразительной деятельности.

Характеристика нетрадиционных приемов рисования с детьми дошкольного возраста.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

В дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют нетрадиционные техники рисования (НТР). Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Детей учат рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т.д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев).

На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать - смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображение, сделанное цветными мелками, наносить гуашь или акварель.

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие.

Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности выполнения действий. Так дети учатся планировать процесс рисования.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх пред процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.)

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционные техники рисования позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей.

Исследователи указывают на то, что использование нетрадиционных техник для рисования способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей. Так, М.И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование (например, игра в кляксы) увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном поле деятельности, а его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Размашистые и неточные движения руками постепенно становятся более сдержанными и точными. У детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью клякс, становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими и чистыми по цвету [46].

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Требования к образовательному процессу.

Овладение нетрадиционной техникой является, с одной стороны, целенаправленным, с другой - обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обучение художественным техникам предполагает наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости.

Существует определённая последовательность работы по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования:

• экспериментирование;

• знакомство с нетрадиционной техникой;

• творческое преобразование;

• получение оригинального рисунка;

• использование приобретенного опыта.

Результат работы воспитанника зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать его внимание, побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому человеку, им важно почувствовать себя значимыми;

• музыкальное сопровождение и т. д.

Воспитательным моментом является показ рисунков самими детьми, при этом они проявляют много интереса, радости, возникает много разговоров и, конечно, возрастает желание рисовать.

Следовательно, успех использования нетрадиционных техник во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание и помочь утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Методическое обеспечение опыта.

Для освоения нетрадиционных технологий используются разнообразные приёмы и методы:

• словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

• наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

• метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);

• игровые (дидактические, развивающие, подвижные)

• метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

Интеграция всех образовательных областей:

• Социально-коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Речевое развитие

• Художественно-эстетическое развитие

• Физическое развитие

Форма и методы реализации технологии:

• Групповая и индивидуальная работа с детьми;

• Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;

• Мастер - классы с педагогами и родителями;

• Консультации для родителей и педагогов;

• Публикация информации на сайте ДОУ;

• Оформление предметно-окружающей среды.

Виды используемых техник нетрадиционного рисования.

- Рисование песком;

- Печать листьями;

- Рисование мятой бумагой;

- Кляксография с трубочкой;

- Печать по трафарету;

- Монотипия предметная;

- Монотипия пейзажная;

- Пластелинография;

- Рисование свечей;

- Оттиск пенопласта;

- Рисование пеной для бритья;

- Оттиск поролона;

- Рисование солью;

- Рисование ладошкой;

-Пальчиковое рисование.

Такие исследователи как: Никитина А. В., Давыдова Г. Н., доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.

С возрастом расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Существует классификация А. В. Никитиной, которая помогает определить, какая техника применяется в определенном дошкольном возрасте.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

• рисование пальчиками;

• оттиск печатками из картофеля;

• тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

• оттиск поролоном или печатками из ластика;

• фотокопия (восковые мелки и акварель);

• фотокопия (свеча и акварель);

• отпечатки листьев;

• рисунки из ладошки.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

• кляксография обычная и с трубочкой;

• монотипия пейзажная и предметная;

• печать по трафарету.

Рассмотрим некоторые из них.

Тычок жёсткой полусухой кистью.

В данной технике изображение получается путем опускания кисти в гуашь, после чего ребенок ударяет, вертикально держа кисточку по бумаге. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Ребенок получает изображение, опуская в гуашь пальчик и нанося точки, пятна на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета.

Оттиск поролоном, печатками из картофеля или ластика.

Основной способ получения изображения заключается в том, что ребенок прижимает поролон или печатки к штемпельной подушке, которая пропитана гуашью и переносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета необходимо брать другую мисочку, в которой находится штемпельная подушка и другую печатку.

Кляксография.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает жидко разведенную гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Потом лист накрывается другим листом и прижимается. Затем верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже и дорисовываются детали.

Отпечатки листьев.

Способ получения изображения: ребенок покрывает литок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисунки из ладошки.

Способ получения изображения: растопырив пальцы, ребенок прикладывает ладонь к бумаге и обводит ее простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками.

Каждая из этих техник - маленькая игра, путешествие в сказочную страну. Они помогают детям чувствовать себя раскованнее, выражать свое творческое начало и свое собственное "Я".

Пальчиковое рисование.

Выбирают следующий материал: краски, уплотненная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Изображение у ребенка получается способом опускания в краску пальца и нанесения точки, пятнышка на бумагу.

Ожидаемые результаты реализации технологии:

-Формирование у детей группы раннего возраста знаний о нетрадиционных способах рисования (рисование пальчиками и ладошками);

-Развитие у детей навыков и умений пользоваться разнообразными средствами изображения;

-Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно, мыслить и активизировать творческую активность.

В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отсутствуют запреты и ограничения в этот момент  ребёнок абсолютно свободен.  Изучив методическую литературу по нетрадиционным техникам изображения, новые публикации в периодических изданиях. Полученную информацию опробовала в работе с детьми.

Практическая деятельность:

Задача – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы выражения. Я разработала свою модель развития художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности:

1.Сначала демонстрация образца творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей).

2.Совместное творчество взрослого (педагога) и ребят.

3.Творчество детей с минимальной помощью взрослого.

         4.Самостоятельное творчество детей.

В учебный процессе используются самые необычные средства изображения: размывание краски пальцами, рисование воском, мылом, песком, солью, нитками, пластилином, манкой, по ткани (батик), а также комбинируя разные материалы: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, использую смешанные изобразительные техники (рисование солью + рисование пальчиками + рисование ватными палочками + набрызг).  Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком, да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Использование игровых приёмов: начинаю с упражнения-разминки с карандашом или кисточкой

  • Мадам Клякса приходит в гости;
  • Ниточка просит Кисточку научить её рисовать
  • волшебник Алладин  оставляет свою лампу и т.д.;
  • дети произносят заклинание, чтобы чудо произошло.

 Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.

Нетрадиционные техники рисования позволяют :

  • осуществлять индивидуальный подход к детям;
  • учитывать их желание и интерес в процессе детского творчества.

В основу моей работы легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.


          1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию. 

         2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей. 

         3.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учу думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулирую к творческим поискам и находкам, развиваю наблюдательность. 
        
4.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

          5.Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
6.Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности. 
        
В своей работе я опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности такие как:

7. Принцип наглядности. 

8. Принцип доступности материала.

9. Принцип построения программы от простого к сложному.

10. Принцип повторности материала.


        
Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания стали стержневой основой педагогической технологии.

         Учитывая значимость данного вида работы в группе создана и систематически обогащается эстетически-развивающаяся среда, как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты:

         Оформлен ИЗО - уголок, где есть всё необходимое для самостоятельного творчества. Составлены схемы с поэтапным описанием выполнения работы, подобраны дидактические пособия, литература по используемым темам, развивающие игры: «Лабиринт», «Домики для пальчиков», «Цветные ладошки», «Радуга» и т.д. При организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Вышли погулять, присмотрелись, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

                  

Результативность опыта

         Подводя итоги работы, направленной на развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы,, за счет эффиктивного использования современных технологий.

         - Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли. 

         - Научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.

         - Используют элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции,
        
- Ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

         - Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

         Поначалу дети затруднялись в выборе нужного изобразительного материала, иногда неудачно комбинировали техники, образы получались недостаточно выразительными, иногда чересчур декоративными (особенно у девочек).


        
В ходе работы с родителями, на начальном этапе я столкнулась с тем, что многие не понимали, какое важное значение имеет развитие художественно – творческих способностей, воображения ребенка именно в дошкольном детстве для полноценного развития личности и как основы творческого роста в дальнейшем.


        
Я ознакомила родителей с особенностями проводимой работы. Разъяснила, на каком этапе своего развития в изобразительной деятельности находились их дети в начале, чем могут помочь родители и какие условия следует создать дома. После проведения цикла специально организованных занятий с детьми, предоставила родителям результаты работы. Вместе с родителями организовали проведение выставок творческих работ.


        
Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка стало одним из важнейших условий развития детского творчества.


        
Из опыта работы сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:


        
1.Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изодеятельности, общения и взаимодействия с ребенком.


        
2.Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.


        
3.Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.


        
4.Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности.

         Подводя итоги работы, хочется отметить, что она проводилась не зря, уровень художественно – творческих способностей детей повысился, это видно из результатов диагностики.

Результаты освоения образовательной программы  по художественному – творчеству    за 2020-2021г.г.

Данные, полученные в результате мониторинга развития художественных способностей дошкольников по направлениям образовательной программы, представлены в следующих гистограммах по итогам 2020-2021 учебного года.   Общее количество диагностируемых детей -38 человек.

 Возраст 4-5

Результаты диагностики считаются точкой отчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания.  

уровень

высокий

средний

низкий

Сентябрь-2020

16,1

50,4

33,5

май-2021

18,2

54,6

27,2

         

В планах на следующий год:

  1. На занятиях с детьми:
  • Разнообразить и усложнить техники нестандартного раскрашивания на занятиях;
  • Показать способы сочетания между собой, учитывая возможности детей;
  • Ввести ранее не используемый материал для рисования;
  • Разработать больше занятий работ по подгруппам или коллективных;
  • Использовать занятие на улице;
  • Принимать участие в различных конкурсах и выставках общесадовских и городских;
  1. В работе с родителями:
  • Запланировать 4 семинаров – практикумов, пополняя знания родителей о способах нестандартного раскрашивания;
  • Дать родителям методические рекомендации по работе с детьми через индивидуальные беседы;
  • Ежемесячно проводить анкетирование на интересующие темы и последующими разъяснительными беседами;
  • Организовывать различные выставки работ родителей с детьми, выполненными в домашних условиях;
  • Продолжать пополнять альбом «Мы и краски»;
  1. В работе с педагогами:
  • Запланировать 4 – 5 семинаров – практикумов с методическими рекомендациями для использования элементов нестандартного раскрашивания в совместных занятиях с детьми по изобразительной деятельности;
  1. Заниматься самообразованием. Продолжать углублённое изучение методической литературы, развивая свои способности рисовать, используя незнакомые виды нестандартного раскрашивания и накапливать интересные методы и приёмы в работе с детьми и родителями.



Предварительный просмотр:

Картотека нетрадиционных способов рисования.

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Возраст: любой

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Возраст: от двух лет.

Средство выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой.

Возраст: от трёх лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и пробка.

Оттиск печатками из картофеля.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Обрывание бумаги.

Возраст: от трёх лет.

Средства выразительности: фактура, объём.

Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага, либо цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребёнок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объёмным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них не ровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Скатывание бумаги.

Возраст: от трёх лет.

Средства выразительности: фактура, объём.

Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облако, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном.

Возраст: от четырёх лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способы получения изображения: ребёнок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

Оттиск пенопластом.

Возраст: от четырёх лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способы получения изображения: ребёнок прижимает пенопласт к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются мисочки и пенопласт.

Оттиск печатками из ластика.

Возраст: от четырёх лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка с пропитанной гуашью подушечкой, акварельные краски, плотная бумага

любого цвета и размера, печатка из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или лезвия) или карандаши с ластиком на конце.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает ластик к пропитанной гуашью подушечке и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета меняется мисочка и печатка.

Оттиск смятой бумагой.

Возраст: от четырёх лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка с пропитанной гуашью подушечкой, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняют мисочку и смятую бумагу.

Восковые мелки + акварель.

Возраст: от четырёх лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным.

Свеча + акварель.

Возраст: от четырёх лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

Печать по трафарету.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка с пропитанной гуашью подушечкой, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки..

Способы получения: ребенок прижимает тампон из поролона к пропитанной гуашью подушечке и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампоны и трафарет.

Монотипия предметная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способы получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После этого, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

«Знакомая форма – новый образ».

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: изменчивость знакомой формы.

Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда).

Можно обводить ладошки, ступни, кулачки, фигуру.

Способ получения изображения: ребёнок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путём дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребёнок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребёнок прислоняется к нему, другой его обводит.

Черно – белый граттаж.

( грунтованный лист )

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография обычная.

Возраст: от пяти лет.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, либо жидкое разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография ниточкой.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь, пластиковая ложечка, нитка средней толщены.

Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого с верху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона, либо пластика (5 на 5см.).

Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья различных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка.

Каждый раз берётся новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифлёный картон, пластмасса, монетки и т. д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребёнок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифлёной поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной граттаж.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью, либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотопия пейзажная.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение, пространство, композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь, либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотопии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Рисование цветным клейстером.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: Листы бумаги, кисти, мучной клейстер в мисочках, окрашенный гуашью.

Способ получения изображения: дети рисуют кисточками а также в технике предметной монотипии или кляксографии, используя вместо краски цветной клейстер.

Коллаж

Возраст: от пяти лет.

это изображение на бумаге, не только рисованное (кистью, пером, палочкой, мелом, воском и т.п.), но созданное также с помощью монтажа кусочков различных цветных и черно-белых материалов. Коллаж: само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько выше указанных т.е при выполнение коллажей дети использую ранее полученные навыки и умения нетрадиционных техник рисования. Пробуждается фантазия ребенка и занятие пре в ращается в увлекательную игру.

Использование изоленты в детском творчестве

Возраст: от пяти лет.

Используя обычную изоленту даже совсем маленький ребенок сможет изготовить симпатичные аппликации:

Необычный способ рисования получится, если аппликацию из изоленты раскрасить красками, а после того как краска высохнет, изоленту аккуратно снять с рисунка. С помощью этой нетрадиционной техники рисования можно рисовать как абстрактные картины: так и обычные.

Рисование на мятой бумаге.

Возраст: от трёх лет.

Технология рисования: эта техника интересна, тем, что в местах изгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, темной - это называется эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто. Перед рисованием аккуратно мнем бумагу, потом аккуратно разглаживаем и начинаем рисовать.

Материал: мятая бумага, гуашевые краски, кисти, салфетки.

Поделки из мятой бумаги.

Технология изготовления поделок из смятой бумаги проста и не требует больших материальных вложений. Объясните и покажите технологию малышу и вы дадите ему еще один способ для самореализации в творчестве. Делая игрушки из мятой бумаги - ребенок тренирует мелкую моторику, воображение, развивает творческие наклонности.

Материалы: Двухсторонняя цветная бумага, клей.

Бумагу можно использовать для ксерокса, для оригами либо офисную, главное, чтобы она была не очень плотной, и ребенок смог ее сам смять.

Процесс изготовления:

Возьмите лист альбомного формата нужного цвета. Попросите ребенка смять его, затем расправить, перевернуть на другую сторону и еще раз смять, придавая форму. Доклейте детали.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения на занятиях по нетрадиционному рисованию

 

«Удивительная Ладонь»

Цель игры: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).

Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

Примечание: При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.

«Радуга»

Цель игры: научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят.

Оборудование: образец рисования радуги на листе формата А2, альбомные листы для детей, кисточки, гуашевые или акварельные краски разных цветов, баночки с чистой водой, тряпочки, палитра для смешивания красок (если понадобится). После того как дети ответят на поставленные вопросы, воспитатель показывает всем образец рисования радуги и просит ребят назвать цвета, которые они увидели. Затем все хором разучивают фразу, которая помогает запомнить расположение цветов в радуге: каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленый) где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый).

«Чёрное-Белое»

Цель игры: развивать внимательность, ловкость, быстроту, умение быстро действовать в зависимости от ситуации.

Оборудование: картонный диск диаметром 30–40 см, одна сторона которого окрашена в белый цвет, другая – в черный.

Ход игры: воспитатель делит всех игроков на 2 команды: «черных» и «белых», которые выстраиваются вдоль прочерченных линий друг против друга. Одна команда должна ловить другую, но делать это можно только после полученного сигнала и только на игровом поле, которое ограничивается начерченными линиями. Воспитатель бросает диск, и все смотрят, каким цветом вверх он упал. Если это черный, то команда «черных» начинает ловить команду «белых», которые в свою очередь стараются проскочить за противоположную линию, считающуюся теперь их домиком. Все пойманные участники выходят из игры. Побеждает та команда, в которой осталось большее количество игроков.

«Разноцветное Домино»

Цель игры: научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.

Оборудование: детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов).

Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол. Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход. Выигрывает человек, у которого раньше остальных закончатся карточки домино.

«Весёлые Обезьянки»

Цель игры: формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.

Оборудование: маски обезьянок для каждого участника, 2 мяча, 2 обруча, 2 гимнастические палки.

Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть 8-10 человек, и просит участников надеть маски обезьянок. Для игры требуется еще один ребенок, который будет исполнять роль водящего. Условия игры заключаются в том, что водящий отворачивается от обезьянок, называет цвет, и просит выполнить определенное задание. Если участник игры с легкостью справился с полученным заданием, то он остается в команде, но если не справился, то выбывает. Победителем становится та обезьянка, которая смогла выполнить все задания. Задания для участников могут звучать следующим образом:1) отгадай, в какой руке я спрятал конфету;2) ты должен присесть на месте 10 раз; 3) ответь на вопрос, как кричит петух, и продемонстрируй это 3 раза; 4) расскажи самую смешную историю, которая происходила с тобой в жизни; 5) пробежать 2 круга вокруг стола; 6) другие (в зависимости от возраста участников.

«Волшебный Круг» (Цветовой Круг)

Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь детей.

Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.

Ход игры: Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски. Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того,

как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

«Подводный Мир»

Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.

Ход игры: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

«Придумай Пейзаж»

В игре могут принимать участие от 3-6 детей.

Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию. Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".

«Подбери Изображение К Игрушке»

Цель игры: научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета. Упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете.

Ход игры: Детям раздаются карточки с силуэтными изображениями. На подносе лежат объемные предметы: игрушки, строительный материал. Педагог предлагает подложить под каждый силуэт предмет соответствующей формы. Выигрывает тот, кто скорее заполнит все клетки. 

«Кто больше и быстрее нарисует кружочки»

Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.

Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.

Ход занятия: Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется – слева - направо, а другая рисуется - справа – налево

«КАКАЯ! КАКОЕ! КАКОЙ!»

Дети встают в круг, передают из рук в руки какой-либо природный объект. Познакомившись с ним, ребенок должен выразить свои ощущения в слове. Передвигаясь по кругу, природный объект постепенно раскрывает перед нами свои новые грани. Например, желудь - овальный, гладкий, твердый и т. д.

«На Что Похоже»

Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Например, колосок – на дерево, перышки птички, метелочку, косичку, хвост и т. д.

«Собери Узор»

Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм – семян тыквы, арбуза, дыни и т. д. Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.

«Превращалочки»

Воспитатель предлагает детям, используя различные природные материалы, выложить на листе бумаги любой, знакомый образ, а затем из тех же деталей создать совсем другое изображение.

«Камушки На Берегу»

Цель: научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.

Материал: большая картинка, на которой изображены морской берег, несколько камушков (5 – 7) разной формы (каждый камень имеет сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком).

Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит: « По этому берегу прошел волшебник и все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу и придумать историю про каждый камушек. Что это такое? Как он оказался на берегу? И т. д.»

«Весёлый Гном»

Цель: научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.

Материал: картина на которой изображен гном с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.

Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать сами. Придумайте историю про один из подарков и про ребенка, который его получил.

«На Что Это Похоже»

Цель: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.

Материал: набор из 10 карточек; на каждой карточке нарисована одна фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение отдельного предмета.

Ход игры: взрослый показывает картинку из набора и спрашивает на что это похоже. Важно поддерживать инициативу детей, подчеркивать, что каждый ребенок должен дать свой оригинальный ответ.

«Чудесный Лес

Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.

Ход игры: взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю. 

«Перевёртыши»

Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Материал: Карандаши, наборы из 8 – 16 карточек. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.

Ход игры: взрослый предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.



Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Рисование имеет огромное значение в система дошкольного образования. В процессе рисования у дошкольника формируется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Особое место в процессе рисования занимают нетрадиционные техники. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Нетрадиционные техники рисования показывают необычное единство материалов и инструментов. Несомненно, плюсом таких техник будет универсальность их применения. Способ их выполнения интересен и доступен как взрослому, так и дошкольнику. Именно поэтому нетрадиционные технологии очень интересны для детей, так как они раскрывают способности показать свои фантазии, желания и самовыражение. Нетрадиционное рисование — это мастерство изображать, не опираясь на традиции. Дошкольники с самого раннего возраста желают изобразить собственные эмоции об окружающем его мире в рисунке. Под термином «нетрадиционный» мы понимаем использование материалов, инструментов рисования, которые не общеприняты, не традиционны, широко известны. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

– снимает детские страхи;

– увеличивает уверенность в своих силах;

– формирует пространственное мышление;

– подталкивает детей к творческим поискам и решениям;

– знакомит с разными материалами;

– развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности;

– развивает мелкую моторику рук;

– развивает творческие способности, воображение;

– формируется эстетическое восприятие.

Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляют детей, у них сохраняется стабильная активность, работоспособность на всех периодах занятия. Нетрадиционные техники дают возможность воспитателю выполнять индивидуальный подход к дошкольникам, учитывать их способности, интерес. Использование нетрадиционных техник способствует умственному развитию дошкольника, психических процессов и эмоциональной сферы ребенка. В исследованиях отечественных педагогов (Никитина А. В., Давыдова Г. Н.), доказали, что данные техники рисования развивают речь дошкольников, формируют у них фантазию, приносят дошкольником незабываемые впечатления и позволяют раскрыть возможность использования знакомых предметов в качестве художественных объектов. Нетрадиционные техники рисования также способствуют положительной динамике уровня развития зрительно-моторной координации, развитию мелкой моторики пальцев рук, способствует. Данные техники требуют от исполнителей точности, быстроты движений, усидчивости, мышления, воображения, памяти. Занятия с нетрадиционными техниками формирует мотивацию, поднимает настроение и является эффективным средством эстетического воспитания. Успех обучения нетрадиционным техникам зависит от того, какие способы и приемы применяет воспитатель, чтобы донести до детей содержание, выработать у дошкольников мастерство, умение.

Для занятий с использованием нетрадиционных техник рисования можно применять разнообразные материалы, доступных практически всем:

– бумага разной формы и размера, цвета;

– краски разного вида; – кисти разного размера; кисти из щетины;

– восковые и цветные мелки; – маркеры, фломастеры, тестеры;

– простые и цветные карандаши;

– графитный карандаш, уголь, свечи и др.

Практика использования нетрадиционных техник рисования в ДОО показывает, что данные техники приносят дошкольникам радость. Они с наслаждением выписывают различные фигуры, не ощущая при этом проблем в исполнении, нравится им сама процедура рисования. И чем правильнее и интереснее выходит движение и объект, тем им больше хочется изображать, показывая собственный результат, привлекая интерес взрослых. В методической литературе отмечено большое количество разновидностей нетрадиционных техник рисования.

Рассмотрим некоторые из них:

Кляксография заключается в том, чтобы научить дошкольника рисовать с помощью клякс (черные и разноцветные). Даже младший дошкольник может смотреть на кляксы и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?", «Кого или что она тебе напоминает?" — эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение, а также речь дошкольника. После этого, не заставляя ребенка, а показывая, необходимо перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги. Выбор формата бумаги постоянно нужно менять, не нужно постоянно выбирать стандарт размера. В данном случае на длинном листе бумаги можно рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать отдельные как предметы, так и сюжеты, и при этом работать рядом. Потом можно коллективно рисовать. Все участники распределяют, кто и что будет изображать, чтобы получился сюжет.

Тычок жесткой полусухой кистью. Оборудование: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или можно использовать форму какого-нибудь животного. Дошкольник макает в краски кисть и опускает ее на бумагу, при этом кисть держа вертикально. При работе кисть в воду нельзя опускать. И так заполняется весь лист бумаги, контур или шаблон. Получается фигура животного.

При рисовании пальчиками выбирают следующий материал: краски, уплотненная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Изображение у ребенка получается способом опускания в краску пальца и нанесения точки, пятнышка на бумагу.

При рисовании ладошкой получаем изображение в виде пятна, цвета, фантастического силуэта. Материал используем в данном виде рисования такой, как краски, кисть, уплотненная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Изображение получается, когда ребенок опускает в краску ладошку или окрашивает ее с помощью кисти, создает след на бумаге. Рисуют и правой и левой руками. Рисование самого себя либо изображение с натуры любимых игрушек формирует внимательность, способность изобразить так, чтобы было сходство по форме и цвету. Предложить нужно сначала нарисовать себя, смотря в зеркало. Потом ребенок сам выберет себе объект изображения. Это может быть любимая кукла, мишка или машинка.

Оттиск смятой бумагой. Материалы: блюдце или пластиковая баночка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки и краски также можно использовать в нетрадиционных техниках рисования: восковые мелки, плотная белая бумага, краски, кисти. Дети рисуют восковыми мелками на чистой бумаге, потом закрашивают бумагу красками в один или несколько цветов, при этом рисунок мелками остается не закрашенным. нравится соей необычностью исполнения. Для изображения можно взять любые карандаши или маркеры, поставить его перпендикулярно к чистому листу и начать изображать. Но лучше всего точечные рисунки делать красками.

Набрызг как вид нетрадиционной техники точечный рисунок дошкольникам рисования предполагает использование бумаги, гуаши, жесткой кисти, кусочек плотного картона или пластика. Дети набирают краску на кисть и ударяют кистью о картон, который держат над бумагой, потом закрашивают все красками в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на по бумаге.

Отпечатки листьев. Оборудование: бумага, краски, листья деревьев (желательно опавшие), кисти. Дети красят лист дерева красками разных цветов, потом прикладывают его окрашенной стороной к листу бумаги для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Изображение можно дорисовать. Почему-то все склонны думать, что если рисуем красками, то обязательно и кисточкой.

Можно использовать поролон. Для этого необходимо вырезать из него самые разные маленькие геометрические фигурки, а затем привязать их тонкой проволокой к карандашу (не заточенному). Потом макаем в краску и методом штампов рисуем красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты. Вначале дети вразброс будут рисовать геометрические фигуры. Потом можно предложить им сделать из фигурок объекты

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. и складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8–10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают.

Рисование мелками. Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни — вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов.

Метод волшебного рисунка. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой — рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Разрисовывание маленьких камешков. Разумеется, чаще всего ребенок изображает на плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитке, больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных рисунков. В этом случае подходят морские камешки.

Метод ниткографии. Сначала делают из картона экран величиной 25х25 см. На картон наклеивается бархатистая бумага либо однотонная ткань. К экрану хорошо бы подготовить красивый мешочек с комплектом шерстяных или полушерстяных ниток разных цветов. К фланели или бархатистой бумаге притягивается ниточки. Необходимо присоединить их легкими движениями указательного пальца. Из подобных ниток можно выполнять увлекательные сюжеты.

Рисование на влажной бумаге. Всегда считалось, что писать можно только лишь на сухой бумаге, ведь краска достаточно разведена водою. Однако имеется целый ряд объектов, сюжетов, типов, которые лучше писать на мокрой бумаге. Большую роль здесь играет загадочность, к примеру, малыш хочет показать следующие темы: «Городок в тумане», «Мне привиделись сны», «Идет дождь», «Темный город», «Цветочки за занавеской» и т. д. Необходимо обучить дошкольника сделать бумагу мокрой. Если будет бумага слишком влажной — рисунок может не получится.

Тканевые изображения. В мешок кладем остатки тканей разного свойства. Необходимо продемонстрировать, как размещать изображение на ткани, помочь изобразить сюжет.

Рисуем с помощью открыток. В каждом доме можно найти старые открытки. Переберите вместе с ребятами старые открытки, научите видеть нужные образы и приклеивать к бумаге, изображать сюжет. Коллаж. Название разъясняет значение этого способа: в него собираются несколько изображений. К примеру, кто-то из ребят решил изобразить лето, и он применяет многоточечный рисунок (цветочки), солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи вырезают из открыток, из тканей изобразят небо и тучи и т. д.

Стоит отметить, что при выборе той или иной техники рисования необходимо учитывать возрастные способности дошкольника.

С младшими дошкольниками рекомендуется использовать следующие нетрадиционные техники рисования:

– рисование пальчиками;

– оттиск печатками из картофеля;

– рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

– тычок жесткой полусухой кистью.

– печать поролоном; – печать пробками;

– восковые мелки + акварель;

– свеча + акварель;

– отпечатки листьев;

– рисунки из ладошки;

– рисование ватными палочками;

– волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

– рисование песком;

– рисование мыльными пузырями;

– рисование мятой бумагой;

– кляксография с трубочкой;

– монотипия пейзажная;

– печать по трафарету;

– монотипия предметная;

– кляксография обычная;

– пластилинография.

Отечественные и зарубежные исследователи доказали, что использование нетрадиционных техник рисования приводит к развитию художественно-творческих способностей у дошкольников, улучшает уровень увлеченности темой и техникой, а также формирует способность дошкольников к лучшему восприятию цветовой гаммы. Умение владеть разными материалами, способами работы с ними, правильное понимание выразительности изображаемого позволяет дошкольникам более эффективно использовать их при изображении в своих рисунках. Чтобы во время рисования усилить воображение и фантазию, способствовать раскрытию художественного замысла и формированию художественных способностей, необходимо рассмотреть возможность использования художественной литературы, музыкальных произведений, фольклора и игровой деятельности. Всё это сделает занятие по рисованию доступным, содержательным и интересным.

Таким образом, нетрадиционные техники рисования — это в своем роде некая игра, которая позволяет дошкольникам чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение и фантазию, дает возможность дошкольникам само выразиться. Нетрадиционных техник рисования насчитывается большое количество, использование которых педагог определяет возрастными особенностями дошкольника, а также выбором методических целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития практической и творческой деятельности ребёнка, одно из любимых детских занятий.Детское изобразительное творчество – мир яр...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования"

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена....

Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования

Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования - обобщение опыта работы....

Тема: ««Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»»

В программе «Волшебная кисточка » представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с дет...