Педагогический проект «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»
проект
Введение
В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, привела наше общество к черствости. Детей с малых лет интересует телевидение, компьютерные игры, Интернет. Мало или совсем нет домашнего чтения, родители не заинтересованы тем, чтобы помочь ребёнку лучше и правильно развивать его речь.
Развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, а народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, потешки, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Актуальность
В воспитании детей очень важно использование элементов устного
народного творчества. С помощью фольклора достаточно легко
можно установить контакт с ребенком любого дошкольного возраста.
Потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Через элементы фольклора мы доносим до него свою нежность, заботу, любовь.
Хорошо подобранная, с выразительностью произнесенная потешка порой помогает быстрее установить контакт с ребенком.
В устном народном творчестве заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. Ребенок, вслушиваясь в потешки, песенки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Формы подачи фольклора разнообразны.
Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты:
Цель: знакомить детей с различными видами устного народного творчества, развивать речевые навыки ребёнка, память, воображение, мышление; активизировать познавательное и умственное развитие.
Задачи:
1.Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
Обогащать чувства детей, воображение и речь.
2.Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
3.Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
4.Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.
5.Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.
6.Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через приобщение к устному народному творчеству.
Ожидаемые результаты.
Изменение и обогащение среды развития в соответствии с темой самообразования. Знание детьми различных видов устного народного творчества. Постепенно обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.
Сплочение детского и взрослого коллектива. Воспитание нравственного поведения у детей.
Продукт проекта.
- Картотека потешек, игр
- Выставка детских работ
- Дидактическая игра
- Презентация проекта.
Аннотация проекта
Беседуя с родителями детей, мы заметили, что многие практически не используют в повседневной жизни народный фольклор. Все реже передается в семье знание устного народного творчества. Современный мир диктует свои условия жизни, и обществу приходится подстраиваться. Нет уже тех бабушек, которые знали потешки, колыбельные, поговорки, загадки и др. и могли передать другим поколениям.
Таким образом, мы выяснили, что работа по использованию малых форм фольклора организована недостаточно. Родители не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи. Мы убедились в том, что использование различных форм фольклора для детей дошкольного возраста просто необходимо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №53 Колпинского района Санкт-Петербурга
Педагогический проект
«Устное народное творчество в воспитании детей раннего
дошкольного возраста»
Разработали воспитатели:
Исаева К.А.
Большакова Л.В.
2021г.
№ п/п | Содержание | № стр. |
1. | Ведение | 3 |
2. | Актуальность проекта. | 3 |
3. | Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты. | 4 |
4. | Ожидаемые результаты. | 4 |
6. | Продукт проекта | 4 |
7. | Аннотация проекта | 4 |
8. | Пути решения проекта | 5 |
9. | Этапы реализации проекта . | 5 |
10. | План мероприятий | 6 |
11. | Работа с родителями | 8 |
12. | Ресурсное обеспечение проекта | 8 |
13. | Критерии оценивания проекта | 8 |
14. | Риски и пути преодоления рисков. | 9 |
15 | Выводы. | 9 |
16. | Литература | 9 |
17. | Приложения | 10 |
Введение
В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, привела наше общество к черствости. Детей с малых лет интересует телевидение, компьютерные игры, Интернет. Мало или совсем нет домашнего чтения, родители не заинтересованы тем, чтобы помочь ребёнку лучше и правильно развивать его речь.
Развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, а народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, потешки, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Актуальность
В воспитании детей очень важно использование элементов устного
народного творчества. С помощью фольклора достаточно легко
можно установить контакт с ребенком любого дошкольного возраста.
Потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Через элементы фольклора мы доносим до него свою нежность, заботу, любовь.
Хорошо подобранная, с выразительностью произнесенная потешка порой помогает быстрее установить контакт с ребенком.
В устном народном творчестве заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. Ребенок, вслушиваясь в потешки, песенки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Формы подачи фольклора разнообразны.
Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты:
Цель: знакомить детей с различными видами устного народного творчества, развивать речевые навыки ребёнка, память, воображение, мышление; активизировать познавательное и умственное развитие.
Задачи:
1.Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
Обогащать чувства детей, воображение и речь.
2.Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
3.Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
4.Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.
5.Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.
6.Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через приобщение к устному народному творчеству.
Ожидаемые результаты.
Изменение и обогащение среды развития в соответствии с темой самообразования. Знание детьми различных видов устного народного творчества. Постепенно обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.
Сплочение детского и взрослого коллектива. Воспитание нравственного поведения у детей.
Продукт проекта.
- Картотека потешек, игр
- Выставка детских работ
- Дидактическая игра
- Презентация проекта.
Аннотация проекта
Беседуя с родителями детей, мы заметили, что многие практически не используют в повседневной жизни народный фольклор. Все реже передается в семье знание устного народного творчества. Современный мир диктует свои условия жизни, и обществу приходится подстраиваться. Нет уже тех бабушек, которые знали потешки, колыбельные, поговорки, загадки и др. и могли передать другим поколениям.
Таким образом, мы выяснили, что работа по использованию малых форм фольклора организована недостаточно. Родители не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи. Мы убедились в том, что использование различных форм фольклора для детей дошкольного возраста просто необходимо.
Пути решения проекта
- Анкетирование родителей;
- Изготовление консультаций для родителей;
- НОД, беседы с детьми и родителями;
- Пополнение развивающей среды картотеками, дидактическими играми.
- Оценить возможные риски: нежелание родителей участвовать в совместной деятельности с детьми, отсутствие финансовых ресурсов, заболеваемость детей в период реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Тип проекта: познавательно–игровой, творческий.
Сроки реализации: краткосрочный проект.
Участники проекта: дети, педагоги, родители,
Возраст участников проекта: младшая группа 2-3года.
Реализация проекта рассчитана на 3 недели: с 15 ноября по 3 декабря 2021 г.
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | 1.Определение проблемы, постановка цели и задачи. 2.Определение методов работы 3.Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала. 4. Подбор и изготовление игр. 5.Подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей 6.Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности детей. 7. Оформление картотеки фольклора. 8. Пополнение музыкального уголка аудиозаписями колыбельных. 9. Наблюдения за детьми, беседы с ними (выявление уровня знаний о фольклоре) 10.Создание предметно-развивающей среды для использования в работе с детьми (Приложение 2) | С 15.11 по 19.11.2021 г. |
2. | Практический этап | На данном этапе велась работа в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» через режимные моменты, организованную образовательную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную детскую деятельность. Проводилась работа с родителями. | С 22.11. по 30.11.2021 г. |
3. | Обобщающе- результативный этап | 1.Развлечение «Сорока-белобока». 2.Выставка творческих работ | С 30.11 по 03.12.2021 г. |
4. | Презентация проекта | Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»
|
План мероприятий
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | ОО «Физическое развитие» | Картотека | Комплекс утренней гимнастики |
Картотека | Гимнастика после сна | ||
Картотека: «Ходит Ваня» «Паучок», «Пузырь», «Карусели» и др. | Хороводные игры | ||
Картотека:«Курочка хохлатка», «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит», «Мыши водят хоровод» и др. | Подвижные игры | ||
2. | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Картотека. Потешки при умывании, одевании, за столом. Слушание аудиозаписей. | Совместная деятельность в режимных моментах |
Театрализация к РНС «Колобок». Настольный театр «Репка» «Курочка Ряба» | Драматизации | ||
3. | ОО «Познавательное развитие» | «Хитрые матрешки» | НОД ФЦКМ |
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, альбомов и книжек. | |||
«Сказочный цветок» (по потешкам и русским народным сказкам) «Загадки по русским сказкам» | Дидактические игры | ||
Настольные игры, вкладыши. | |||
«Пастушок и коровки» | НОД | ||
«Домик трех медведей» | Конструирование | ||
4. | ОО «Речевое развитие» | Картотека: «Вышли пальчики гулять», «Детки», «Дождик», «Ай, ду-ду», «Коза рогатая», «Улитка» и др. | Пальчиковые игры |
1.Знакомство и обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», «Травка-муравка со сна поднялась…», «Сорока, сорока», «Сидит белка на тележке», «Как у нашего кота» и др.(картотека) 2. Русская народная сказка «Репка», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Колобок». | Чтение художественной литературы, потешек, стихов. | ||
5. | ОО «Художественно-эстетическое развитие» | «Петушок-золотой гребешок», раскрашивание матрешки | Рисование |
«Неваляшка», «Колобок» | Лепка |
Работа с родителями
Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью.
Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.
1. Подбор методических рекомендаций для родительского уголка по использованию фольклора и народных игр в домашних условиях.
2. Привлечение родителей к изготовлению народных костюмов в уголок ряженья.
3. Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков по потешкам.
4. Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»
5. Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
6. Анкетирование «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей.
Ресурсное обеспечение проекта
Информационные ресурсы: интернет портал, методическая литература.
Учебно-методические ресурсы:
- Настольный, пальчиковый театр «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «Маша и медведь»
- Книги для чтения и рассматривания
- Раскраски
- Дидактические игры
- Аудиодиски
Фонд методического кабинета:
- библиотека
- игротека
Материально-технические ресурсы:
В группе организованна предметно-развивающая среда, игровая зона, имеется магнитофон, ноутбук, оргтехника.
В музыкальном зале имеется экран, проектор.
Финансовые ресурсы:
Финансирование проекта производится из личных средств.
Критерии оценивания проекта
1.Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2.Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3.Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
4.Пополнение и улучшение предметно-развивающей среды.
Риски и пути преодоления рисков
- Нежелание родителей участвовать в совместной деятельности с детьми
Провести беседы с родителями, объяснить значение проекта и результатов проекта в развитии ребенка.
- Отсутствие финансовых ресурсов
Минимизировать расходы.
- Заболеваемость детей в период реализации проекта
Провести беседы и консультации с родителями по темам: «Профилактика простудных заболеваний», «Соблюдение режима дня»
Выводы:
1. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.
2. Организованы совместные тематические выставки.
4. Родителями совместно с детьми были созданы творческие работы.
5. Продолжаем развивать творческие способности детей.
Литература
1.Воспитание и обучение детей раннего возраста В.В. Гербова, Р.Г.Козакова
раздел «Развитие речи детей через народное творчество».
2. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста О.Г.Жукова, 2006.
3.Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2009г. «Водичка, водичка умой моё личико» Г.Иванова, В.Курашева.
6. Конспекты занятий в ясельной группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей. Карпухина Н.А., автор, 2010
7. Хрестоматия для маленьких.
8. Песенки, потешки для детей младшего возраста.
Приложение №1
Памятка «Виды устного народного творчества»
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички- обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Приложение №2
Анкета для родителей
«Приобщение детей к устному народному творчеству»
1. Интересует ли Вас информация о приобщении детей к русскому фольклору?
а) да
б) нет
2. Считаете ли Вы тему «Значение устного народного творчества в семейном воспитании детей» актуальной и интересной?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
3. Знакомите ли Вы детей с русскими народными потешками, прибаутками, загадками, сказками?
а) да, постоянно;
б) нет;
в) иногда.
4. Знаете ли Вы русские народные игры?
а) да
б) нет.
5. Если «да», играете ли Вы в них дома с ребёнком?
а) да, часто;
б) да, иногда;
в) да, очень редко;
г) никогда.
6. Если у Вас есть семейные традиции и обычаи, знакомите ли Вы детей с ними?
а) да;
б) нет;
7. Используете ли Вы в обращении с ребёнком устное народное творчество?
а) да
б) нет.
8. Поёте ли Вы малышу колыбельные песни?
а) да, обязательно;
б) да;
в) нет, нам это не интересно.
9. Читаете ребёнку русские народные сказки?
а) да, обязательно;
б) да;
в) нет, нам это не интересно.
10.Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
Спасибо за Ваши ответы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Устное народное творчество включает большое количество жанров, которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных спосо...
Народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста
Народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста...
Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"
"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...
Проект "Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста"
Проект: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»Актуальность:Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.В то время, как развивается наука, в жизнь вн...
Проект на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Проект на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста»...
Проект "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"
Проект "Устное народное творчество"...
«Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»
Проект«Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»....