Педагогический проект «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»
проект

Исаева Казбина Арсеналиевна

Введение

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, привела наше общество к черствости. Детей с малых лет интересует телевидение, компьютерные игры, Интернет. Мало или совсем нет домашнего чтения, родители не заинтересованы тем, чтобы помочь ребёнку лучше и правильно развивать его речь.

Развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, а народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, потешки, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Актуальность

          В воспитании детей очень важно использование элементов устного

          народного творчества. С помощью фольклора достаточно легко

можно установить контакт с ребенком любого дошкольного возраста.

Потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности.  Через элементы фольклора мы доносим до него свою нежность, заботу, любовь.

Хорошо подобранная, с выразительностью произнесенная потешка порой помогает быстрее установить контакт с ребенком.

В устном народном творчестве заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. Ребенок, вслушиваясь в потешки, песенки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Формы  подачи фольклора разнообразны.

Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.

 

 

 

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты:

Цель: знакомить детей с различными видами устного народного творчества, развивать речевые навыки ребёнка, память, воображение, мышление; активизировать познавательное и умственное развитие.

Задачи:

1.Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

Обогащать чувства детей, воображение и речь.

2.Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

3.Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.

4.Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.

5.Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.

6.Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через   приобщение к устному народному творчеству.

Ожидаемые результаты.

Изменение и обогащение среды развития в соответствии с темой самообразования. Знание детьми различных видов устного народного творчества. Постепенно обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.

Сплочение детского и взрослого коллектива. Воспитание нравственного поведения у детей.

Продукт проекта.

  • Картотека потешек, игр
  • Выставка детских работ
  • Дидактическая игра
  • Презентация проекта.

Аннотация проекта

Беседуя с родителями детей, мы заметили, что многие практически не используют в повседневной жизни народный фольклор. Все реже передается в семье знание устного народного творчества. Современный мир диктует свои условия жизни, и обществу приходится подстраиваться. Нет уже тех бабушек, которые знали потешки, колыбельные, поговорки, загадки и др. и могли передать другим поколениям.

Таким образом, мы выяснили, что работа по использованию малых форм фольклора  организована недостаточно. Родители не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи. Мы убедились в том, что использование различных форм фольклора для детей дошкольного возраста просто необходимо.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

            детский сад №53 Колпинского района Санкт-Петербурга

                          Педагогический проект

«Устное народное творчество в воспитании детей раннего                                  

                           дошкольного возраста»

Разработали воспитатели:

Исаева К.А.

Большакова Л.В.

                                 

                                         2021г.

№ п/п

Содержание

№ стр.

1.

Ведение

3

2.

Актуальность проекта.

3

3.

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.

4

4.

Ожидаемые результаты.

4

6.

Продукт проекта

4

7.

Аннотация проекта

4

8.

Пути решения проекта

5

9.

Этапы реализации проекта .

5

10.

План мероприятий

6

11.

Работа с родителями

8

12.

Ресурсное обеспечение проекта

8

13.

Критерии оценивания проекта

8

14.

Риски и пути преодоления рисков.

9

15

Выводы.

9

16.

Литература

9

17.

Приложения

10

Введение

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, привела наше общество к черствости. Детей с малых лет интересует телевидение, компьютерные игры, Интернет. Мало или совсем нет домашнего чтения, родители не заинтересованы тем, чтобы помочь ребёнку лучше и правильно развивать его речь.

Развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, а народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, потешки, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Актуальность

          В воспитании детей очень важно использование элементов устного

          народного творчества. С помощью фольклора достаточно легко

можно установить контакт с ребенком любого дошкольного возраста.

Потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности.  Через элементы фольклора мы доносим до него свою нежность, заботу, любовь.

Хорошо подобранная, с выразительностью произнесенная потешка порой помогает быстрее установить контакт с ребенком.

В устном народном творчестве заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. Ребенок, вслушиваясь в потешки, песенки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Формы  подачи фольклора разнообразны.

Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты:

Цель: знакомить детей с различными видами устного народного творчества, развивать речевые навыки ребёнка, память, воображение, мышление; активизировать познавательное и умственное развитие.

Задачи:

1.Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

Обогащать чувства детей, воображение и речь.

2.Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

3.Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.

4.Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.

5.Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.

6.Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через   приобщение к устному народному творчеству.

Ожидаемые результаты.

Изменение и обогащение среды развития в соответствии с темой самообразования. Знание детьми различных видов устного народного творчества. Постепенно обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.

Сплочение детского и взрослого коллектива. Воспитание нравственного поведения у детей.

Продукт проекта.

  • Картотека потешек, игр
  • Выставка детских работ
  • Дидактическая игра
  • Презентация проекта.

Аннотация проекта

Беседуя с родителями детей, мы заметили, что многие практически не используют в повседневной жизни народный фольклор. Все реже передается в семье знание устного народного творчества. Современный мир диктует свои условия жизни, и обществу приходится подстраиваться. Нет уже тех бабушек, которые знали потешки, колыбельные, поговорки, загадки и др. и могли передать другим поколениям.

Таким образом, мы выяснили, что работа по использованию малых форм фольклора  организована недостаточно. Родители не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи. Мы убедились в том, что использование различных форм фольклора для детей дошкольного возраста просто необходимо.

Пути решения проекта

  • Анкетирование родителей;
  • Изготовление консультаций для родителей;
  • НОД, беседы с детьми и родителями;
  • Пополнение развивающей среды картотеками, дидактическими играми.
  • Оценить возможные риски: нежелание родителей участвовать в совместной деятельности с детьми, отсутствие финансовых ресурсов, заболеваемость детей в период реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Тип проекта: познавательно–игровой, творческий.
Сроки реализации: краткосрочный проект.
Участники проекта: дети, педагоги, родители,
Возраст участников проекта: младшая группа 2-3года.

Реализация проекта рассчитана на 3 недели: с 15 ноября по 3 декабря 2021 г.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

1.Определение проблемы, постановка цели и задачи.

2.Определение методов работы

3.Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала.

4. Подбор и изготовление игр.

5.Подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей

6.Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности детей.

7. Оформление картотеки фольклора.

8. Пополнение музыкального уголка аудиозаписями колыбельных.

9. Наблюдения за детьми, беседы с ними (выявление уровня знаний о фольклоре)

10.Создание предметно-развивающей среды для использования в работе с детьми  (Приложение 2)

С 15.11 по 19.11.2021 г.

2.

Практический этап

На данном этапе велась работа в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» через режимные моменты, организованную образовательную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную детскую деятельность.

Проводилась работа с родителями.

С 22.11. по 30.11.2021 г.

3.

Обобщающе- результативный этап

1.Развлечение «Сорока-белобока».

2.Выставка творческих работ

С 30.11 по 03.12.2021 г.

4.

Презентация проекта

Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»  

 

План мероприятий

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1.

ОО «Физическое развитие»

Картотека

Комплекс утренней гимнастики

Картотека

Гимнастика после сна

Картотека: «Ходит Ваня» «Паучок», «Пузырь»,  «Карусели» и др.

Хороводные игры

Картотека:«Курочка хохлатка», «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит», «Мыши водят хоровод» и др.

Подвижные игры

2.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Картотека. Потешки при умывании, одевании, за столом.

Слушание аудиозаписей.

Совместная деятельность в режимных моментах

Театрализация к РНС «Колобок».

Настольный театр «Репка»

«Курочка Ряба»

Драматизации

3.

ОО «Познавательное развитие»

«Хитрые матрешки»

НОД ФЦКМ

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, альбомов и книжек.

«Сказочный цветок» (по потешкам и  русским народным сказкам)

«Загадки по русским сказкам»

Дидактические игры

Настольные игры, вкладыши.

«Пастушок и коровки»

НОД

«Домик трех медведей»

Конструирование

4.

ОО «Речевое развитие»

Картотека: «Вышли пальчики гулять», «Детки», «Дождик», «Ай, ду-ду», «Коза рогатая», «Улитка» и др.

Пальчиковые игры

1.Знакомство и обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», «Травка-муравка со сна поднялась…», «Сорока, сорока», «Сидит белка на тележке», «Как у нашего кота» и др.(картотека)

2. Русская народная сказка «Репка», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Колобок».

Чтение художественной литературы, потешек, стихов.

5.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

«Петушок-золотой гребешок», раскрашивание матрешки

Рисование

«Неваляшка», «Колобок»

Лепка

Работа с родителями

  Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. 

Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

1. Подбор методических рекомендаций для родительского уголка по использованию фольклора и народных игр в домашних условиях.

2. Привлечение родителей к изготовлению народных костюмов в уголок ряженья.

3. Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков по потешкам.

4. Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей» 

5. Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

6. Анкетирование «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей.

Ресурсное обеспечение проекта

Информационные ресурсы: интернет портал, методическая литература.

Учебно-методические ресурсы:

  • Настольный, пальчиковый театр «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «Маша и медведь»
  • Книги для чтения и рассматривания
  • Раскраски
  • Дидактические игры
  • Аудиодиски

Фонд методического кабинета:

  • библиотека
  • игротека

Материально-технические ресурсы:

В  группе организованна предметно-развивающая среда, игровая зона, имеется магнитофон, ноутбук, оргтехника.

В музыкальном зале имеется экран, проектор.

Финансовые ресурсы:

Финансирование проекта производится из личных средств.

Критерии оценивания проекта

1.Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).

2.Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3.Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

4.Пополнение и улучшение предметно-развивающей среды.

Риски и пути преодоления рисков

  • Нежелание родителей участвовать в совместной деятельности с детьми

Провести беседы с родителями, объяснить значение проекта и результатов проекта в развитии ребенка.

  • Отсутствие финансовых ресурсов

Минимизировать расходы.

  • Заболеваемость детей в период реализации проекта

Провести беседы и консультации с родителями по темам: «Профилактика простудных заболеваний», «Соблюдение режима дня»

Выводы:

1. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.

2. Организованы совместные тематические выставки.

4. Родителями совместно с детьми были созданы творческие работы.

5. Продолжаем развивать творческие способности детей.

Литература

1.Воспитание и обучение детей раннего возраста  В.В. Гербова, Р.Г.Козакова

раздел «Развитие речи детей через народное творчество».

2. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста О.Г.Жукова,  2006.

3.Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей.- М.: ТЦ Сфера, 2006.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2009г. «Водичка, водичка умой моё  личико» Г.Иванова, В.Курашева.

6. Конспекты занятий в ясельной группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей. Карпухина Н.А., автор, 2010

7. Хрестоматия для маленьких.

8. Песенки, потешки  для детей младшего возраста.

Приложение №1

Памятка «Виды устного народного творчества»

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички- обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Приложение №2

Анкета для родителей

 «Приобщение детей к устному народному творчеству»

1. Интересует ли Вас информация о приобщении детей к русскому фольклору?

а) да 

б) нет 

2. Считаете ли Вы тему «Значение устного народного творчества в семейном воспитании детей» актуальной и интересной?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

3. Знакомите ли Вы детей с русскими народными потешками, прибаутками, загадками, сказками?

а) да, постоянно;

б) нет;

в) иногда.

4. Знаете ли Вы русские народные игры?

а) да

б) нет.

5. Если «да», играете ли Вы в них дома с ребёнком?

а) да, часто;

б) да, иногда;

в) да, очень редко;

г) никогда.

6. Если у Вас есть семейные традиции и обычаи, знакомите ли Вы детей с ними?

а) да;

б) нет;

7. Используете ли Вы в обращении с ребёнком устное народное творчество?

а) да

б) нет.

8. Поёте ли Вы малышу колыбельные песни?

а) да, обязательно;

б) да;

в) нет, нам это не интересно.

9. Читаете ребёнку русские народные сказки?

а) да, обязательно;

б) да;

в) нет, нам это не интересно.

10.Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

                                  Спасибо за Ваши ответы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Устное народное творчество включает большое количество жанров, которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных спосо...

Народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста

Народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста...

Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...

Проект "Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста"

Проект: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»Актуальность:Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.В то время, как развивается наука, в жизнь вн...

Проект на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Проект на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего  дошкольного возраста»...

«Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

Проект«Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»....