О музыкально-художественной деятельности как одном из средств воспитания активной гражданской позиции в вопросах охраны окружающей среды у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)
Выступление на муниципальном методическом объединении музыкальных руководителей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ekologiya_dlya_mo_2022_noyabr.docx | 24.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования
«Старооскольский институт развития образования»
О музыкально-художественной деятельности
как одном из средств воспитания активной гражданской позиции в вопросах охраны окружающей среды
у детей старшего дошкольного возраста
(Выступление на муниципальном методическом объединении
музыкальных руководителей ДОУ)
Подготовили:
Анисимова В.А., Голощапова Т.В.,
музыкальные руководители
МБДОУ ДС №62 «Золотой улей»
г. Старый Оскол
2022 год
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить,
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
(М. Пляцковский)
Человеческое общество, природная среда тесно взаимосвязаны. Экологические проблемы становятся содержанием педагогических программ многих стран. В экологическом воспитании дошкольников основной упор делается на том, что именно человек ответственен за катастрофическое в последнее время загрязнение природы, вымирание многих видов животных. Дошкольный возраст – самое подходящие время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, справедливости, любви и уважению к труду, любви к Родине.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают дошкольнику в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая в себя как губка, ребенок получает знания от близких ему людей, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя. Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме». Чтобы научить любить свой дом нужно узнать его. Перед педагогом встает несколько задач.
- Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведений в ней.
- Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
- Накопления детьми эмоционально – позитивного опыта с природой.
Формы экологического воспитания дошкольников
- прогулки
- экскурсии
- опыты
- художественная литература
- тематические занятия
- праздники - конкурсы
С самого рождения ребенок познает окружающий мир, открывает свою красоту, старается отгадать загадки природы, учится ценить ее и беречь. В детском саду закладываются первые основы экологического воспитания. Дошкольники наблюдают за сменой времен года, за птицами и насекомыми, вместе с родителями делают кормушки и скворечники, поливают цветы, заботятся о животных и растениях, тем самым приобретая навыки бережного отношения к природе, родному краю, чувствуют необходимость помогать рядом живущим людям, заботиться о чистоте и красоте окружающей среды. Прививать любовь дошкольников старшего возраста к живой природе помогает музыкально – художественная деятельность, как одно из средств воспитания активной гражданской позиции в вопросах охраны окружающей среды. Например: воспитывая интерес к классической музыке и эмоциональную отзывчивость дошкольников на музыкальное произведение русского композитора П. И. Чайковского из цикла «Времена года» «Подснежник» помогает узнать детям, что это растение занесено в Красную книгу, что его нужно беречь. При помощи мимики, пластики и движений совершенствовать творческую активность, способность к импровизации, умение перевоплощаться в образ подснежника. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохранится жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.
Наши дошкольники с удовольствием участвуют в конкурсах, читают стихи о природе, что способствует совершенствованию представлений об окружающем мире природы через художественное слово. В любимом конкурсе «АРТ - Сентябринка», который проходит осенью, наши воспитанники ни раз становились Лауреатами первой степени, читали стихотворения о времени года «осень», исполняли песни.
В каждое время года в саду проводятся развлечения, посвященные временам года Осени, Весне, Зиме, Лету. Эта атмосфера радостной встречи с природой надолго остается в памяти ребенка, способствует формированию его сознания как гражданина и патриота. Дети получают огромные знания о полезных и ядовитых ягодах, о значение рек, озер, морей, лесов в жизни человека. Оказывается деревья, цветы и травы дышат, питаются, растут, реки и моря дают жизнь людям. Даже самая маленькая букашка, травинка, зверек выполняет свое предназначение. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира.
Дошкольники нашего детского сада неоднократно принимали участие в конкурсе «Всезнайки». Заняли первое место в первом этапе конкурса «Необычно об обычном», где освятили тему «Откуда берется вода в роднике?» через разные виды деятельности стихами, танцем и песней. Стали призером конкурса «Всезнайки» в первом этапе «Русь традициями славится», где освятили тему «Божья весна», ознакомили с приметами весны в танце «Вербочки», в русской народной игре «Кругом вербочки хожу», в песне «В зеленеющем уборе», слова К. Фофанова, музыка И. Кошминой.
В акции «Всемирный день защиты пчел» наши дети старших и подготовительных групп приняли активное участие, где подготовили музыкально – театрализованное представление «Пчелка, пчелка, где была?». Прослушали беседу пасечника пчеловода с наглядными предметами о пчеловодстве, такие как улей, соты, воск и многое другое, что помогло ребятам узнать, как сберечь пчел, как ухаживать за ними, какую пользу приносят пчелы.
Трудно переоценить роль музыкальной игры в воспитании дошкольников. В детских играх можно наблюдать гамму впечатлений, эмоций чувств. В театрализованной игре «Кто живет в лесу», «Лесная аптека» ребята исполняли сценки – миниатюры о животных».
В погожий солнечный день хочется петь, читать стихи, играть. На летней площадке во время прогулки дети любят играть в народные игры, в такие как «Огуречик», «У медведя во бору», «Гуси - лебеди», водить хороводы у русской березки, с удовольствием вспоминать пословицы, поговорки, заклички. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспитывающих красоту родной природы.
На базе нашего детского сада был создан отряд из детей старшего дошкольного возраста «Эколята – дошколята», который принимал участие во Всероссийских и муниципальных конкурсах, акциях, агитбригадах, показывая хорошие знания об огромном мире природы, получая призовые места.
Для того чтобы жить в гармонии с природой важен союз педагогов, воспитанников и их родителей. В детском саду прошла акция «Сделаем участки красивыми». Воспитатели, родители и дети принимали участие в прополке клумб и благоустройстве территории детского сада. Наши воспитанники знают: только любовью и заботой можно сохранить хрупкий мир природы. Нельзя, чтобы вырубались леса, были лесные пожары, уничтожались растения, животные, птицы, рыбы. Именно им, молодому поколению, наблюдать природу, раскрывать ее тайны, путешествовать, и умножать красоту родной страны!
Необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личная культура ребенка как основа его любви к Родине.
У детей ярко воспринимающего красоту окружающего мира, возникает чувство привязанности к тем местам, где он живет, желание их охранять, что позднее перерастет в любовь к Родине. Это и есть цель экологического воспитания. Дошкольники должны научиться бережному отношению к земле, воздуху, флоре и фауне. Будущие взрослые граждане становятся настоящими хозяевами своей земли, правильно распоряжаясь этими богатствами.
Список литературы
- Вакуленко, Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю.А. Вакуленко. –М.: Синтег, 2016. – 717 с.
- Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду /С.Н.Николаева. – М.: Просвещение, 2014. – 240 с.
- Радынова, О.П. Природа и музыка. Конспекты занятий и развлечений программы «Музыкальные шедевры» с детьми 6-7 лет.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль кружка «Топтыжка» в решении задач охраны и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста»
Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми. Особый акцент делается на принцип интеграции при построении...
Роль кружка «Топтыжка» в решении задач охраны и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста»
Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми. Особый акцент делается на принцип интеграции при построении...
Роль кружка «Топтыжка» в решении задач охраны и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста»
Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми. Особый акцент делается на принцип интеграции при постро...
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (окружающий мир) Для детей старшего дошкольного возраста старшая группа Тема: «Розыск Невидимки».
Цель: Формирование у детей первичных представлений о свойствах воздуха. Задачи.Обучающие:1.Закреплять умения получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.2. Совершенствовать ум...
"Мы - пожарная охрана" -сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста
quot;Мы - пожарная охрана" - сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста...
В рамках экологического проекта, прошло занятие по энергосбережению и сохранению природных ресурсов и окружающей природной среды ( для детей старшего дошкольного возраста) в группе N 9 по теме: "Вода - наше богатство".
В рамках экологического проекта, прошло занятие по энергосбережению и сохранению природных ресурсов и окружающей природной среды ( для детей старшего дошкольного возраста) в группе N 9 по теме: "Вода...
Конспект мероприятия по экологии на тему «Загрязнение окружающей среды» для детей старшего дошкольного возраста и родителей
Мероприятие для детей старшего дошкольного возраста и их родителей о загрязнении окружающей среды и его последствиях....