Проектная деятельность " Уроки Мойдодыра"
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Уроки Мойдодыра»
2022 - 2023г.
Проект «Уроки Мойдодыра» разработан в рамках вариативной части основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка».
Содержание проекта направлено на формирование у детей представления о здоровом образе жизни, воспитания навыков валеологически обоснованного поведения к собственному здоровью в условиях проживания в районах крайнего севера. Проект содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом социального статуса семьи, контингента воспитанников и заинтересованности педагогического состава ДОУ.
Содержание работы по проекту «Уроки Мойдодыра» реализуется совместно с семьями воспитанников и дошкольным образовательным учреждением в разнообразных видах детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей в совместной деятельности взрослого и детей, в режимных моментах.
Содержание первого и второго раздела проекта «Уроки Мойдодыра» направлено на развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Данные навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «Застегните», «Завяжите», «Оденьте».
Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
Перед нами стоит проблема организации в современном ДОУ рациональной обстановки для эффективного формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Целью данного проекта является охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья и способствует решению следующих задач:
- Формирование навыков здорового образа жизни, развитие культурно-гигиенических навыков;
- Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка;
- Формирование отношения ребёнка к самому себе: развитие и укрепление уверенности в себе, активности, инициативности;
- Обеспечение участия семьи в жизни группы и ДОУ в целом.
Проект разработан для групп раннего возраста и младшего дошкольного возраста и состоит из 2-х разделов:
- Первый раздел проекта разработан для первой младшей группы (от 2 до 3 лет).
- Второй раздел проекта разработан для второй младшей группы (от 3 до 4 лет).
Содержание первого и второго раздела проекта направлено на формирование культурно-гигиенических навыков у детей (помочь младшему ребенку-дошкольнику сформировать чувство уверенности в себе, умение самостоятельно обслуживать себя, помогать сверстникам, следить за своим внешним видом).
Принципы построения взаимодействия
- От простого к сложному.
- Доступность.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
- Сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности.
Задачи и содержание работы:
- Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
- Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
- Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
- Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
- Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
- Обучать детей порядку одевания и раздевания.
- Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
- Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
- Учить правильно надевать одежду и обувь.
Перспективный план работы по реализации проекта
Режимные моменты | Непосредственная образовательная деятельность | Совместная деятельность воспитателя и детей | Практическая деятельность детей | Работа с родителями |
Первый квартал (сентябрь - ноябрь) | ||||
Питание | Игровая ситуация «Как мама учила мишку правильно кушать» | Чтение потешек «Ладушки, ладушки», «Тушки, тутушки» Чтение потешек: «Глубоко-не мелко…», «Разложи кашку» | Дид. игра «Покажем Зайке как нужно правильно держать ложку» Дид. упр. «Покажем Хрюше, как надо правильно кушать» | Консультация для родителей «Формирование КГН у детей 2-3 лет» |
Одевание-раздевание | Дид. игра «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки» Чтение И. Муравейка «Я сама» | Чтение потешек «Нюша-копуша», «Вот они, сапожки» | Дид. упражнение «Туфельки поссорились _ подружились», «Покажем Мишке, где лежат наши вещи» |
|
Умывание | Рассматривание и беседа по картинкам: «Дети моют руки», «Мама моет дочку» | Чтение потешек «Водичка, водичка» | «Сделаем лодочки» Дид. упр. «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки» |
|
Второй квартал (декабрь - февраль) | ||||
Питание | Игровая ситуация «Покормим Зайку кашей» «Угостим Катю чаем» | Чтение потешки: «Вот и полдник подошел» , «На моей тарелочке» | Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Мишки» | Книжка-раздвижка для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет» |
Одевание раздевание | Игровая ситуация «Как петушок разбудил утром Катю», «Уложим Мишку спать» | Чтение потешек: «Тишина у пруда», «Потягушечки» | Игра «Сделаем из носочка гармошку»
| |
Умывание | Игровая ситуация «Расскажем Винни-Пуху , как пользоваться носовым платком»
| Чтение потешки: «Ой, лады, лады, лады…» | Игра «Носики-курносики» |
|
Третий квартал (март - май) | ||||
Питание
| Игровая ситуация «Как Мишка учился кушать ложкой», Дид.игра «Поможем зверюшкам накрыть на стол» Дид. игра «Кукла Маша обедает» | Чтение потешек: «В печи калачи», «Уж я Танюшечке пирог испеку» | Дид.игра «Так или не так» | Круглый стол «Использование стишков и дид. игр в воспитании КГН у детей» |
Одевание раздевание | Игровая ситуация «Как мы помогли кукле собраться в гости к Мишке» Дид. игра «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик» | Чтение потешек: «Вот они сапожки» Чтение потешек «Как на улочке из переулочка» | Дид. игра «Поучим Зайку застегивать пуговицы» Игровая ситуация «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном» | День открытых дверей. Занятие-развлечение «Вот что мы умеем» |
Умывание | Чтение К. Чуковский «Мойдодыр» Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная». | Чтение потешек: «Таня, Машенька…», «Теплою водою..» Чтение потешек: «За окошком солнце встало…», «Под утренним небом» | Игра «Фонтанчик» Дид. игра «Что расскажет полотенце» |
|
Культурно - досуговая деятельность:
- «Кто у нас хороший?» - музыкальная игра. (Первый квартал)
- «Ладушки в гостях у бабушки» - развлечение. (Второй квартал)
- «Мишкин день рождения» - праздник. (Третий квартал)
Содержание деятельности. Питание
1 квартал: «Как мама учила мишку правильно кушать». Цель: Познакомить с названием предметов столовой посуды (тарелка, ложка). Учить держать ложку в правой руке, брать пищу губами, есть с помощью взрослых. Оборудование: игрушка мишка, предметы столовой посуды (тарелка, ложка).
2 квартал: «Угостим Катю чаем». Цель: Познакомить с названием предметов из чайного сервиза (блюдце, чашка, сахарница, заварочный чайник). Научить пить из чашки, не проливая из неё жидкость. Оборудование: кукла, чайный сервиз (блюдце, чашка, сахарница, заварочный чайник)
3квартал: «Поможем зверюшкам накрыть на стол». Цель: Закрепить названия предметов столовой и чайной посуды. Учить расставлять приборы на столе. Оборудование: игрушки – мишка, зайка, белочка, чайный сервиз (блюдце, чашка, сахарница, заварочный чайник), предметы столовой посуды (тарелка, ложка).
«Кукла Маша обедает». Цель: Закреплять умение детей пользоваться столовыми и чайными приборами. Оборудование: кукла, чайный сервиз (блюдце, чашка, сахарница, заварочный чайник), предметы столовой посуды (тарелка, ложка).
Одевание раздевание
1 квартал: «Оденем куклу на прогулку». Цель: Знакомство детей с названиями демисезонной одежды. Учить детей одеваться в определенной последовательности на прогулку. Оборудование: кукла, одежда для куклы (колготки, кофта, шапка, сапожки).
2 квартал: «Уложим Мишку спать». Цель: Учить детей самостоятельно снимать одежду в определенной последовательности. Оборудование: игрушка – мишка, колготки, носочки, футболочка, брюки.
3 квартал: «Как мы помогли кукле собраться в гости к Мишке». Цель: Уточнение назначение предметов одежды, практическое усвоение правильных форм названий предметов одежды. Оборудование: кукла, комплект кукольной одежды, предметные картинки с изображением предметов одежды.
«Научим Мишку складывать вещи в шкафчик». Цель: Учить детей спокойно вести себя в раздевальной комнате, последовательно раздеваться и аккуратно складывать вещи в шкафчик. Приучать словесно выражать просьбу о помощи. Оборудование: игрушка – мишка.
Умывание
1 квартал: Рассматривание и беседа по картине «Дети моют руки». Цель: Учить детей отвечать на вопросы воспитателя по картине. Оборудование: картина «Дети моют руки».
2 квартал: «Расскажем Винни-Пуху, как пользоваться носовым платком». Цель: Учить детей пользоваться индивидуальным носовым платком. Оборудование: игрушка – Винни-Пух, индивидуальные носовые платки.
3 квартал: Чтение К. Чуковский «Мойдодыр». Цель: Учить слушать и понимать произведение. Приучать детей к опрятности и аккуратности. Беседа о необходимости содержать свое тело в чистоте. Оборудование: произведение К. Чуковского «Мойдодыр», предметные картинки с изображением предметов одежды и гигиены.
«Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная». Цель: Учить детей сравнивать изображённое на картинках, побуждать детей мыть руки после прогулки. Оборудование: картинки по теме.
К концу года дети могут:
- Самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем (вначале под контролем взрослого).
- При небольшой помощи взрослых правильно надевать и снимать одежду, обувь, расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках.
- Самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, держать их в правой руке.
- Самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами - носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком.
- Усваивать порядок одевания и раздевания.
- Аккуратно складывать снятую одежду и обувь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Образовательная область "Познание" "Уроки Мойдодыра"
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Образовательная область "Познание". Использование информационно-коммуникационных технологий. Интеграция образовательных областей: Безопасность, ...
Непосредственно образовательная деятельность "Уроки Мойдодыра"
Формирование культурно-гигиенических навыков...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "УРОКИ МОЙДОДЫРА"
Данное занятие поможет решить следующие задачи: - Выработать привычку к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнения- Уточнить представлений об окружающем мире- Закрепи...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Уроки Мойдодыра".
Конспект подготовлен с целью воспитания культурно-гигиенических качеств у дошкольников....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Уроки Мойдодыра»
В ходе занятия дети учится основам правил личной гигиены; у них расширяется кругозор о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы Тема: “Уроки Мойдодыра”
Формирование представления детей о предметах личной гигиены...
Проектная деятельность "Уроки доброты"
Проектная деятельность "Уроки доброты. Животные во время ВОВ"...