Проектная деятельность " Уроки Мойдодыра"
проект (младшая группа)

Гапсалямова Ирина Мубаракяновна

Проект "Уроки Мойдодыра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroki_moydodyra.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Уроки Мойдодыра»

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 - 2023г.     

     

Проект «Уроки Мойдодыра» разработан в рамках вариативной части основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад 6 «Дюймовочка».

Содержание проекта направлено на формирование у детей представления о здоровом образе жизни, воспитания навыков валеологически обоснованного поведения к собственному здоровью в условиях проживания в районах крайнего севера. Проект содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом социального статуса семьи, контингента воспитанников и заинтересованности педагогического состава ДОУ. 

Содержание работы по проекту  «Уроки Мойдодыра»  реализуется  совместно с семьями воспитанников и дошкольным образовательным учреждением в разнообразных видах детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей в совместной деятельности взрослого и детей, в режимных моментах.

Содержание первого  и второго раздела проекта «Уроки Мойдодыра»  направлено на развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Данные навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

          Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.  

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «Застегните», «Завяжите», «Оденьте». 

Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. 

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. 

            Перед нами стоит проблема организации в современном ДОУ рациональной обстановки для эффективного формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Целью данного проекта  является охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья и способствует решению следующих задач:

  • Формирование навыков здорового образа жизни, развитие культурно-гигиенических навыков;
  • Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка;
  • Формирование отношения ребёнка к самому себе: развитие и укрепление  уверенности в себе, активности, инициативности;
  • Обеспечение участия семьи в жизни группы и ДОУ в целом.

Проект разработан для групп раннего возраста и младшего дошкольного возраста и состоит из 2-х разделов:  

  • Первый раздел проекта разработан для  первой младшей группы (от 2 до 3  лет).
  • Второй раздел проекта разработан для второй младшей группы  (от 3 до 4  лет).

Содержание первого  и второго раздела проекта направлено на формирование культурно-гигиенических навыков у детей (помочь младшему ребенку-дошкольнику сформировать чувство уверенности в себе, умение самостоятельно обслуживать себя, помогать сверстникам, следить за своим внешним видом).

Принципы построения взаимодействия

  • От простого к сложному.
  • Доступность.
  • Воспитывающая и развивающая направленность.
  • Активность и самостоятельность.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности.

Задачи и содержание работы:

  • Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
  • Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
  • Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
  • Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
  • Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
  • Обучать детей порядку одевания и раздевания.
  • Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
  • Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
  • Учить правильно надевать одежду и обувь.

Перспективный план работы по реализации проекта

Режимные моменты

Непосредственная образовательная деятельность

Совместная деятельность воспитателя и детей

Практическая деятельность детей

Работа с родителями

Первый квартал (сентябрь - ноябрь)

Питание

Игровая ситуация «Как мама учила мишку правильно кушать»

Чтение потешек «Ладушки, ладушки», «Тушки, тутушки»

Чтение потешек: «Глубоко-не мелко…», «Разложи кашку»

Дид. игра «Покажем Зайке как нужно правильно держать ложку»

Дид. упр. «Покажем Хрюше, как надо правильно кушать»

Консультация для родителей «Формирование КГН у детей 2-3 лет»

Одевание-раздевание

Дид. игра «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки»

Чтение И. Муравейка «Я сама»

Чтение потешек «Нюша-копуша», «Вот они, сапожки»

Дид. упражнение «Туфельки поссорились _ подружились», «Покажем Мишке, где лежат наши вещи»

 

Умывание

Рассматривание и беседа по картинкам: «Дети моют руки», «Мама моет дочку»

Чтение потешек «Водичка, водичка»

«Сделаем лодочки»

Дид. упр. «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»

 

Второй квартал (декабрь - февраль)

Питание

Игровая ситуация «Покормим Зайку кашей»

«Угостим Катю чаем»

Чтение потешки: «Вот и полдник подошел» , «На моей тарелочке»

Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Мишки»

Книжка-раздвижка для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Одевание раздевание

Игровая ситуация «Как петушок разбудил утром Катю», «Уложим

Мишку спать»

Чтение потешек: «Тишина у пруда», «Потягушечки»

Игра «Сделаем из носочка гармошку»

 

Умывание

Игровая ситуация «Расскажем Винни-Пуху , как пользоваться носовым платком»

 

Чтение потешки: «Ой, лады, лады, лады…»

Игра «Носики-курносики»

 

Третий квартал (март - май)

 

Питание

 

 

 

Игровая ситуация «Как Мишка учился кушать ложкой», Дид.игра «Поможем зверюшкам накрыть на стол»

Дид. игра  «Кукла Маша обедает»

Чтение потешек: «В печи калачи», «Уж я Танюшечке пирог испеку»

Дид.игра «Так или не так»

Круглый стол «Использование стишков и дид. игр в воспитании КГН у детей»

Одевание раздевание

Игровая ситуация «Как мы помогли кукле собраться в гости к Мишке»

Дид. игра «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик»

Чтение потешек: «Вот они сапожки»

Чтение потешек «Как на улочке из переулочка»

Дид. игра «Поучим Зайку застегивать пуговицы»

Игровая ситуация «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»

 День открытых дверей. Занятие-развлечение «Вот что мы умеем»

Умывание

Чтение К. Чуковский «Мойдодыр»

Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».

Чтение потешек: «Таня, Машенька…», «Теплою водою..»

Чтение потешек: «За окошком солнце встало…», «Под утренним небом»

Игра «Фонтанчик»

Дид. игра «Что расскажет полотенце»

 

Культурно - досуговая деятельность:

  • «Кто у нас хороший?» - музыкальная игра. (Первый квартал)
  • «Ладушки в гостях у бабушки» - развлечение. (Второй квартал)
  • «Мишкин день рождения» - праздник. (Третий квартал)

Содержание деятельности. Питание

1 квартал: «Как мама учила мишку правильно кушать». Цель: Познакомить с названием предметов столовой посуды (тарелка, ложка). Учить держать ложку в правой руке, брать пищу губами, есть с помощью     взрослых. Оборудование: игрушка мишка, предметы столовой посуды (тарелка, ложка).

2 квартал:  «Угостим Катю чаем». Цель: Познакомить с названием предметов из чайного сервиза (блюдце, чашка, сахарница, заварочный чайник). Научить пить из чашки, не проливая из неё жидкость. Оборудование: кукла, чайный сервиз (блюдце, чашка, сахарница, заварочный чайник)

3квартал:  «Поможем зверюшкам накрыть на стол». Цель: Закрепить названия предметов столовой и чайной посуды. Учить расставлять приборы на столе. Оборудование: игрушки – мишка, зайка, белочка, чайный сервиз (блюдце, чашка, сахарница, заварочный чайник), предметы столовой посуды (тарелка, ложка).

«Кукла Маша обедает». Цель: Закреплять умение детей пользоваться столовыми и чайными приборами. Оборудование: кукла, чайный сервиз (блюдце, чашка, сахарница, заварочный чайник), предметы столовой посуды (тарелка, ложка).

Одевание раздевание

1 квартал:  «Оденем куклу на прогулку». Цель: Знакомство детей с названиями демисезонной одежды. Учить детей одеваться в определенной последовательности на прогулку. Оборудование: кукла, одежда для куклы (колготки, кофта, шапка, сапожки).

2 квартал: «Уложим Мишку спать». Цель: Учить детей самостоятельно снимать одежду в определенной последовательности. Оборудование: игрушка – мишка, колготки, носочки, футболочка, брюки.

3 квартал: «Как мы помогли кукле собраться в гости к Мишке». Цель: Уточнение назначение предметов одежды, практическое усвоение правильных форм названий предметов одежды. Оборудование: кукла, комплект кукольной одежды, предметные картинки с изображением предметов одежды.

«Научим Мишку складывать вещи в шкафчик». Цель: Учить детей спокойно вести себя в раздевальной комнате, последовательно раздеваться и аккуратно складывать вещи в шкафчик. Приучать словесно выражать просьбу о помощи.  Оборудование: игрушка – мишка.

Умывание

1 квартал: Рассматривание и беседа по картине  «Дети моют руки». Цель: Учить детей отвечать на вопросы воспитателя по картине. Оборудование: картина «Дети моют руки».

2 квартал: «Расскажем Винни-Пуху, как пользоваться носовым платком». Цель: Учить детей пользоваться индивидуальным носовым платком. Оборудование: игрушка – Винни-Пух, индивидуальные носовые платки.

3 квартал: Чтение К. Чуковский «Мойдодыр».  Цель: Учить слушать и понимать произведение. Приучать детей к опрятности и аккуратности. Беседа о необходимости содержать свое тело в чистоте. Оборудование: произведение К. Чуковского «Мойдодыр», предметные картинки с изображением предметов одежды и гигиены.

«Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».  Цель: Учить детей сравнивать изображённое на картинках, побуждать детей мыть руки после прогулки.  Оборудование: картинки по теме.

 К концу года дети могут:

  • Самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем (вначале под контролем взрослого).
  • При небольшой помощи взрослых правильно надевать и снимать одежду, обувь, расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках.
  • Самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, держать их в правой руке.
  • Самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами - носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком.
  • Усваивать порядок одевания и раздевания.
  • Аккуратно складывать снятую одежду и обувь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Образовательная область "Познание" "Уроки Мойдодыра"

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Образовательная область "Познание". Использование информационно-коммуникационных технологий. Интеграция образовательных областей: Безопасность, ...

Непосредственно образовательная деятельность "Уроки Мойдодыра"

Формирование культурно-гигиенических навыков...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "УРОКИ МОЙДОДЫРА"

Данное занятие поможет решить следующие задачи:  - Выработать привычку к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнения-  Уточнить представлений об окружающем мире-  Закрепи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Уроки Мойдодыра".

Конспект подготовлен с целью воспитания культурно-гигиенических качеств у дошкольников....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Уроки Мойдодыра»

В ходе занятия дети учится основам правил личной гигиены;  у них расширяется кругозор о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности....

Проектная деятельность "Уроки доброты"

Проектная деятельность "Уроки доброты. Животные во время ВОВ"...