Проект "Внедрение инноваций в образовательный процесс"
методическая разработка (подготовительная группа)

Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования.  

Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста: и посещающие, и не посещающие дошкольные образовательные организации, оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основных образовательных программ дошкольного образования без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом.   Перед родителями соответственно встает проблема семейного воспитания.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii_v_doshkolgom_obrazovanii.docx132.11 КБ

Предварительный просмотр:


Новизна и оригинальность:

 Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования.  

Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста: и посещающие, и не посещающие дошкольные образовательные организации, оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основных образовательных программ дошкольного образования без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом.   Перед родителями соответственно встает проблема семейного воспитания.  

В этом случае, встал вопрос о переходе ДОО в режим оказания родителям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста, психолого-педагогической, методический и консультативной помощи по вопросам воспитания и освоения детьми содержания дошкольного образования с использованием дистанционных технологий.

В связи с этим возникает необходимость выйти на новый формат взаимодействия всех членов педагогического процесса.   В сложившихся условиях деятельность педагога переформатируется, изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим.

Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ.

Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Основная цель заданий – освоение и закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.

Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий являются: 

  • принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем участникам образовательного         процесса         возможности         получения         качественной         и своевременной информации непосредственно по месту жительства;
  • принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
  • принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;
  • принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время.

  

Задачи:

  • удовлетворение потребностей родителей и детей в получении образования;
  • повышение качества и эффективности образования путем внедрения дистанционных технологий;
  • предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного пребывания;
  • усиление личностной направленности образовательного процесса;
  • обеспечение нацеленности на распространение знаний среди родителей, повышение уровня их компетенции.

Особенности дистанционного обучения дошкольников:

  • Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от родителей и ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков.
  • Ответственность родителей. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает совместно с родителями, что не исключает самостоятельного выполнения части заданий.  

 

 

Практическая реализация:

   Для наиболее тесного сотрудничества «родители-педагоги» создано сообщество в социальной сети, сообщество набирает обороты, расширяются сферы деятельности, удовлетворяются интеллектуальные и творческие потребности каждого участников. На время карантинных мероприятий педагогами группы было принято решение о создании обучающего интерактивного материала (презентаций).

Результаты (что достигнуто):

Несмотря на новую форму организации образовательного процесса, многие родители отметили нестандартный подход и заинтересованность детей в освоении и закреплении материала.  При подготовке к совместной образовательной деятельности родители имеют возможность уточнить не понятные им задания. В группе или лично у воспитателя, что даёт возможность самореализоваться.

Стабильность достигнутых результатов:

 статистика сообщества даёт возможность отслеживать регулярность посещений учащимися разделов, их движения и делать выводы. Сообщество функционирует, пользуется популярностью.

Социальные сети сегодня являются одним из самых популярных сервисов, удерживающих внимание большей части интернет аудитории. Проведённый опрос учащихся позволил собрать следующую статистику:

- зарегистрированы в этой сети 99 % родителей;

- посещают «В контакте» ежедневно – 99%;

- посещают «В контакте» чаще, чем раз в день – 83%;

- каждый третий участник «В контакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени.

Исходя из представленных данных, можно предположить, что «В контакте» является самым популярным и интересным социальным ресурсом для родителей  и именно его можно рассматривать в качестве инструмента для учебной работы с дошкольной аудиторией.

7 сентября 2019 года мною была создана группа «Ромашки» https://vk.com/club186952272 

Цели и задачи группы:

1.Использовать интернет-ресурсы и социальные сети для общения в области дошкольного образования, оказания педагогической поддержки родителям.

2. Получить возможность усвоения изученного материала и расширения знаний.
3. Проявить индивидуальные и творческие способности.

4. Обрести друзей-единомышленников.

5. Использовать времяпрепровождение за компьютером с пользой и интересом.

Разделы группы:

  1. Фотоальбомы (фотографии, участников фотоотчет с занятий , праздничных мероприятий).
  2. Новости (размещение информации прошедших, текущих и предстоящих событий личного и официально-делового характера).
  3. Видеозаписи (по разделам календарно-тематического плана видеоматериал документального, художественного характера).
  4. Аудиозаписи (детские песни; произведения русской литературы, др.).
  5. Обсуждения (тема для каждой группы учащихся; обсуждение дополнительных вопросов, совместное выполнение проектов и пр.)
  6. Документы (консультации, …).
  7. Приложения (интеллектуальные задания, игры, тесты, материалы для закрепления).

Анализируя итоги, можно выделить следующие преимущества использования социальных сетей в учебном процессе:

• Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части интернет-аудитории позволяет значительно сэкономить время.

• Коммуникативное пространство социальной сети позволяет выстроить более тесное общение между воспитателем и родителями воспитанников, что позволяет воспитателю лучше узнать воспитанника: его интересы, мировосприятие, а значит, и организовать личностно-ориентированное обучение.

• Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео- и аудиоматериалов, интерактивных приложений.

На сегодняшний день в группе 37 участников (это больше, чем количество воспитанников в настоящее время). Форма группы закрытая, что позволяет учащимся чувствовать себя безопасно и комфортно.

Статистика посещения за последние полгода.

Данная статистика не только свидетельствует об интересе учащихся к группе, но и позволяет сделать выводы. Так, например, март и апрель набрали самую высокую посещаемость, т.к. это период карантинных мероприятий, когда была разработана, внедрена дистанционная образовательная деятельность.

Самыми популярными являются комментарии на стене, где воспитанникам предлагаются задания, а в комментариях родители присылают работы детей.

Изображение выглядит как текст  Автоматически созданное описание

 К презентации приложены рекомендации по выполнению. Файлы с готовыми работами размещаются непосредственно в теме, воспитатель имеет возможность посмотреть и оценить эффективность представленного материала.

«Плюсы» и «минусы» дистанционного обучения (ДОТ)

 

Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

1.Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка;

2.Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;

3.Возможность контролировать круг общения ребенка;

4.Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических;

5.Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету;

6.Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.

Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

1.Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого;

2.Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру;

3.Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу

сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет);

4.Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе и социализации в обществе

5.Ввиду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.

 

Содержание деятельности

 

При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в зависимости от технических условий, в образовательных организациях применяются разные модели обучения:

  • обучение в режиме онлайн (электронное обучение);
  • дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;
  • самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.

 

На         информационных         ресурсах         рекомендуется         размещать         следующие материалы:

 

Для родителей 

  • Рекомендации о создании в домашних условиях среды, способствующей развитию ребенка, укреплению его здоровья.
  • Советы специалистов по воспитанию и обучению детей в условиях семьи по актуальным темам.
  • Ссылки на полезные ресурсы в сети Интернет.
  • Информация о изучаемом содержании дошкольного образования.
  • Новости и анонсы предстоящих видео- семинаров для родителей, архивные материалы прошедших мероприятий.

 

Для детей

 

  • Содержательные подборки различных детско-взрослых активностей по темам недели, по направлениям детского развития (тексты художественных произведений для чтения детям, презентации, электронные игры, головоломки, раскраски, карты и схемы изготовления поделок и построек, рекомендации по организации и проведению подвижных игр, утренней гимнастики и др).

 

  • Информация о проводимых конкурсах, образовательных акциях и материалы по результатам их проведения. Например, родителям можно предложить прочитать детям русские народные сказки и записать аудиофайл. Затем, на информационной странице можно создать тематическую библиотеку аудиофайлов «Читаем сказки всей семьей».

 

  • Выставки детских творческих работ. Например, предложить родителям вместе с детьми понаблюдать процесс весеннего пробуждения природы, сделать зарисовки. Затем можно оформить выставку детских рисунков «К нам весна шагает».

 

 Деятельность педагога в системе дистанционного обучения

Педагог несет ответственность за качество обучения, поэтому ему необходимо быть хорошо подготовленным методически и содержательно к образовательному процессу, уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети Интернет, также он должен владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения образовательного процесса в виртуальной среде.

Условия проведения дистанционного обучения могут отличаться по режиму взаимодействия педагога и обучающегося.

 

Для проведения педагогом дистанционного занятия в любом из режимов необходимо:

  • выстроить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала и согласовать его с заказчиком;
  • разработать конспекты занятий и подготовить демонстрационный и раздаточный материал к занятиям с элементами видео и аудио, с включением иллюстраций и анимации;
  • организовать щадящий режим обучения, нормируя количество времени, проводимого за компьютером;
  • разработать и осуществить социальную программу работы с семьей, обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка, выработка совместной политики общения.

При разработке конспектов занятий следует учитывать следующие особенности:

  • сложность оказания эмоционально-волевого влияния на обучающегося (суггестивные способности);
  • сложность в умении определить эмоциональное состояние ребенка по его внешнему виду, жестам, мимике, движениям (перцептивные способности); - невозможность встретиться глазами с собеседником через веб-камеру; - сложность в пояснении словами запахов, вкуса и т. д.

Необходимо продумать и выбрать наиболее удобный способ доставки учебного материала.

С родителями (законными представителями) обговаривается заранее каким образом им будет доставляться учебный материал к данному занятию.

Это может быть скачивание с Сайта ДОУ файла и распечатка или использование прочих мессенджеров.  

Важно подготовить методические рекомендации для родителей (законных представителей) к данному занятию.

Педагог самостоятельно разрабатывает методические рекомендации для родителей (законных представителей) к каждому занятию или заданию, игре.

Методические рекомендации делятся на два типа:

  • Индивидуальные - в рекомендациях педагог прописывает в чем необходимо поупражнять или какие знания и навыки необходимо закрепить ребенку для проведения следующего занятия, и выкладывает их в личный кабинет заказчика.
  • Общие – рекомендации по предварительной работе к следующему занятию. Размещаются в методической копилке Виртуального детского сада вместе с конспектом и дистанционным занятием в режиме offline.

Родители, в большинстве своем не педагоги, поэтому рекомендации надо давать четкие и понятные. Учитывать условия, в которых сейчас пребывают дети.

Содержанием занятий может быть:

Двигательная активность: ограничена размерами комнаты, не предполагает активные игры с бегом, метанием, прыжками. Это могут быть:

-спортивные разминки,

-физминутки с описанием движений и текста,

-игры малой подвижности (с участием от 2-х человек)

-пальчиковые игры, опять же с текстом и описанием действий.

-игры со спортивным оборудованием, но не активные. (н-р упражнения со скакалкой, ходьба по скакалке (канату), прокатывание мяча и т.п.)

Все это моет быть оформлено ссылками на интернет-ресурс или текстом с картинками.

Познавательная деятельность.

Беседы о событиях: необходим перечень вопросов, уточнение для родителей, на что обратить внимание, ссылка или сам текст рассказа взрослого, ссылка на видеофайл, презентация, картинки. Самое главное коротко, что должен ребёнок усвоить в результате беседы, какой объем знаний он должен получить. Каким образом это проконтролировать. Н-р: отгадать кроссворд (который вы придумаете), сделать книжку-малышку или лист-презентацию, коллаж по теме, схематическое изображение (пищевая цепочка, схема развития, роста животного, цветка, человека) и т.д.

Продуктивная деятельность (художественно-эстетическая):

Рисование. 

Указываем тему и то, чему должен научиться ребенок. Для родителей поэтапное выполнение работы или описание техники выполнения. Лучше все это сопровождать картинками или видеофайлами.

Лепка.

 Все тоже, что и в рисовании. Но можно добавить лепку из теста (мука у всех есть дома). Сначала слепим, потом разрисуем или испечем. Опять же: дать рекомендации по приготовлению теста для лепки или выпечки.

Аппликация. 

Тоже что и для предыдущих видов деятельности. Но не у всех дома есть цветная бумага. Зато есть рекламные буклеты, салфетки. Придумайте аппликацию с рекламными буклетами (вырезать из буклета картинки и наклеить по отделам продуктового магазина, собрать подарок другу, приклеить картинки на определённый звук и т.п.) Из салфеток выполнить объёмную аппликацию.

Конструирование. 

Можно дать общую тему, без опоры на вид конструктора. Например: дом для бегемота, зоопарк, дом мечты и т.п. Пусть сделают его из любого вида конструктора или даже из стульев и покрывал, коробок, из того что у них есть. Фантазия у детей богатая, а родители способны на творчество.

Математика.

Логические задания, игры, упражнения. Все с подробным описанием, картинками, результатом. Родители должны понимать, чему они научат ребенка. Пересчитать дома кастрюли (количественный счет), найти спрятанную игрушку (ориентация в пространстве), разобрать игрушки по видам (классификация), нарисовать план комнаты (пространственное мышление) и т.д.

Развитие речи.

Артикуляционные гимнастики. Объясните родителям для чего это нужно, как это важно. Необходимо или нет зеркало. Подробное описание гимнастики или ссылка на видеоролик.

Чтение литературы.

Чтение. Предлагая родителям, прочитать какое-либо произведение, определите для чего это надо. Прикрепите текст произведения, чтобы родители его не искали, можно сделать ссылку на аудио файл. Напишите, какая работа должна быть после прочтения текста. Что вы хотите взамен: рисунок, придуманное продолжение или что-то еще.

Заучивание стихотворения. Обязательно само стихотворение, можно опорную таблицу для заучивания. Предложите флешмоб по результатам заучивания.

Драматизация сказок. Предложите разыграть спектакль по знакомому произведению или вновь прочитанному. Опишите технологию изготовления театра: теневой, плоскостной, на втулке от туалетной бумаги и т. д.  Можно предложить драматизацию, где у каждого члена семьи своя роль. Родители и дети изготавливают костюмы, декорации.

 

Литература:

 

  1. Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н. В. Никуличева. – М. : Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.
  2. Федина Н. В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина, Л. М. Звезда, О. С Пикалова, Д. М. Скуднев, И. В. Воронин //Гуманитарные исследования в Центральной России. - М. : ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-

Шанского", 2017. - №3(4). - С. 94-111.

  1. Н. Федина, Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л.

Звезда, О. Пикалова, Д. Скуднев, И. Воронин //Дошкольное воспитание/ - М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2017. - №10. - С. 3-14.

4.Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий: https://edu.gov.ru/ .

Интернет-ресурс

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИИ. ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ"

Содержание.1.Введение2.Понятие “инновация“  3.Теоретическая основа педагогической инновации4.Заключение 5.Список использованной литературы....

Статья "Использование инноваций в образовательном процессе ДОУ"

Статья для публикации в сборнике IN CEPTUM (образовательный центр) 26.08.2014 II Всероссийская научно – практическая конференция «Инновационно-педагогическая деятельность в современном ДОУ»...

ПЕСКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образован...

Презентация по теме самообразования «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс»

Данная тема столь обширна, что я затрону лишь несколько аспектов, основываясь на собственном опыте....

Бережливые технологии, как один из видов инноваций проектирования образовательного процесса в ДОУ

Использование инновация в работе открывает воспитателю новые возможности сокращает время на выполнение необходимого действия, стандартизирует рядовые операции, уменьшает время, затриченное на организа...