Презентация по теме самообразования «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс»
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Данная тема столь обширна, что я затрону лишь несколько аспектов, основываясь на собственном опыте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_2017.docx | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 101 г. Липецка
Презентация по теме самообразования
«Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс»
Воспитатель Фокина О.М.
Липецк 2016 – 2017 г.
«Каждый ребенок обладает потенциалом саморазвития, причем потенциал этот безразмерен, и каждый может достичь в жизни цели и осуществить любой жизненный проект» (М. Монтессори).
Цель: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства, общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс.
ЗАДАЧИ:
- Формировать способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности.
- Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы технологии проектной деятельности.
- Исследовать актуальность проблемы в рамках нашего ДОУ.
- Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов, ввести в план дополнения в соответствии с изменениями нормативно-правовых документов в образовании.
- Исследовать результативность применения метода проектов в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО.
- Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.
- Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста (проектная деятельность)
- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
У детей сформируется:
- творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, синтезировать полученные знания;
- социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;
- повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.
1. Обоснование выбора темы.
В 2016-2017 учебном году я взяла тему по самообразованию «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс». Тема «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс» столь обширна, что я затрону лишь некоторые аспекты, основываясь на собственном опыте. Почему метод проектов привлекает к себе повышенное внимание? Я полагаю, что это инициативность, самостоятельность, ответственность, умение применить полученные знания и отыскать недостающие, способность взаимодействовать в коллективе и в то же время реализовать свою индивидуальность – вот неполный перечень качеств, которые ребенок может развить в себе в процессе работы над проектом. Образовательный процесс должен быть ориентирован на личность как творческое активное начало. Метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей: предполагает взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели и получению продукта совместной деятельности; обеспечивает единство и преемственность различных сторон образовательного процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков; предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности; служит средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания таких качеств личности, как целенаправленность, изобретательность, настойчивость; включает формирование у детей навыков по организации и использованию рабочего пространства и времени, умений оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
У детей седьмого года жизни продолжает активно развиваться действенный способ решения практических задач, совершенствуются орудийные действия, действия экспериментирования. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.
2. Предварительная работа перед началом работы по теме самообразования. Подобрав и проанализировав методическую литературу по проектной деятельности, я пришла к выводу, что вопрос привлечения к проектной деятельности тщательно рассмотрен только для детей старшего дошкольного и школьного возраста. Мною были разработаны проекты для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста: «Загадки неживой природы», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Защитники Родины», «Мамы разные нужны», «Спасибо деду за победу!», «Вырасту и в космос полечу».
. Для каждого проекта составлен план совместной деятельности педагога и детей, а также план взаимодействия с родителями воспитанников, разработаны конспекты НОД, картотеки игр, опытов, проведены беседы и наблюдения.
3. Изучение методической литературы:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008.
- Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: «Центр педагогического образования», 2013.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М.: «Школьная пресса», 2010 .
- Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода. - М.: «АРКТИ», 2003.
- Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3.
- Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: «Линка-Пресс», 1997 .
- Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду/ - Волгоград: «Учитель», 2011.
Поиск материалов в Интернете:
4. Способы практического применения теоретического материала.
Для реализации проекта «Загадки неживой природы» мной были использованы следующие формы работы: эксперименты и опыты: «Пирамида из песка», «Домики для мышат», «Песочные струйки», «Узнаем, какая глина», «Глиняные шарики», «Цветы на воде», «Загадки растворимости», «Цветные льдинки», «Что в пакете?», «Игры с воздушными шариками», «Ветер по морю гуляет», «Игра с соломинкой», «Что в коробке?»; наблюдения: «Свойства песка», «Свойства глины», «Кругом вода (в кране, в природе)», «Свойства воды», «Ветер», «Многообразие ветра», «Световой день»; беседы: «Что построить из песка», «Безопасные игры с песком», «Откуда берётся глина», «Глиняные игрушки», «Вода-источник жизни», «Берегите воду», «Как увидеть воздух», «Воздух нужен всем», «Нам без солнышка нельзя»; игры: «Чудесный пирог», «Рука друга», «Обыкновенное чудо», «Пуговичный массаж», «Лепим игрушки», «Капелька», «Твёрдое -жидкое», «Кому нужна вода?», «Мы капельки», «Мыльные пузыри», «Воздух, вода, ветер», «Солнышко и дождик». За время проекта в группе проведена НОД на тему: «Песок-художник», «Песок и глина», «Узнаем, какая вода», «Ветер-ветерок».
Для реализации проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили» мной были использованы следующие формы работы: игра - драматизация "Кошкин дом", инсценировка сказки «Лиса и заяц», игровые упражнения: "Составь животное", "Дорисуй животное", "Выбери животное", дидактические игры: «Назови животное», "Кто, где живет?", "Где, чей домик?", "Животное домашнее или дикое?", "Угадай, кто спрятался?", "Угадай, что изменилось?", «Назови детёныша», «Кто как кричит?», «Кто лишний?», «Кто чем питается?», «Чей малыш?», «Собери семейку», словесные игры: «Чей хвост? Чья голова?», «Назови ласково», «Кто, где находится?», «Освободите птичку из клетки», сюжетно-ролевые игры: «Семья. Сюжет: у нас появился котёнок», «Семья. Сюжет: на прогулке с собачкой», «На ферме. Сюжет: кто живёт на ферме?»; беседы: «Почему люди разводят домашних животных», «Как животные разговаривают», «Как животные купаются», «Как животные радуются», «Такие разные собаки», «Как содержать зверьков в клетке», «Многообразие кошек», «Животные приносят пользу», «Не трогай незнакомых животных!», «Не обижай животных!», «Интересные факты о животных», «Что мы знаем о домашних животных»; рассматривание альбомов «Домашние животные», «На ферме», «Домашние птицы», фотографий «Мои питомцы», просмотр презентации «Домашние животные», видеопросмотр «Как ухаживать за животными», слушание голосов домашних животных, голосов птиц; проведены наблюдения за кошкой, собакой, лошадью. В течении трёх месяцев мной проведена в группе НОД по темам: «Рассматривание картины «Кошка с котятами», аппликация «Поросенок и котенок», рисование «Овечка».
5. Пособия, используемые при работе по данной методической теме.
Для реализации проекта «Загадки неживой природы» в группе были использованы материалы мини-лаборатории: песок, глина, стаканчики, трубочки, воронка, тарелки, камешки, семена, пёрышки, лупа, песочные часы, водные часы и другое; дидактический материал. Для реализации проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили» были использованы сюжетные картинки на тему: «Домашние животные»;
книжки-раскраски: «Мамы и малыши», «Домашние животные»; настольно-печатные игры: лото «Домашние животные», «Где чей детёныш?»; чтение рассказов: И.Чапек "Приключение песика и кошечки", В. Сутеев "Кто сказал мяу", С. Маршак "Кошкин дом", «Сказка о глупом мышонке», К. Ушинский «Васька», Л. Толстой «Спала кошка…»; прослушивание аудиозаписи «Голоса домашних животных», «Голоса птиц».
6. Способы отслеживания результатов работы по теме. В результате деятельности над проектом «Загадки неживой природы» дети владеют знаниями о неживой природе; у них развит познавательный интерес к предметам и явлениям неживой природы, умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Работа над проектом помогла расширить перспективы развития поисково-познавательной и опытно-экспериментальной деятельности детей, положила начало формирования ответственного и бережного отношения детей к окружающей среде. Работая над проектом «Мы в ответе за тех, кого приручили», у детей систематизировались знания о домашних животных, они поняли, как нужно ухаживать за ними; у детей развился познавательный интерес к животным, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, а также ответственное и бережное отношение к животным.
На родительском собрании рассказала родителям о проектном методе, довела до сведения родителей о предстоящих проектах на тему: «Загадки неживой природы» и «Мы в ответе за тех, кого приручили». Родители с удовольствием приняли участие в осуществлении данных проектов: заполнили анкету «Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности ребёнка», ответили на вопросы опроса «Есть ли у Вас домашние питомцы?», приняли участие в создании фотовыставки «Наши питомцы» и выставки рисунков «Мое любимое домашнее животное». Для родителей мной были разработаны и проведены консультации: «Роль семьи в поисково-исследовательской активности ребёнка», «Домашние животные – наши друзья», «Влияние животных на полноценное развитие личности ребёнка»; рекомендации: «Организация экспериментирования дома», «Заводить или нет домашних животных?». В рамках проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили» было проведено развлечение «Наши друзья».
7. Выводы по теме.
Динамика уровня представлений детей об объектах неживой природы
Октябрь 2016г. Январь 2017г.
36% 64% 40% 70%
Вывод: в результате реализации проекта «Загадки неживой природы» у детей наблюдается положительная динамика представлений об объектах неживой природы и их свойствах.
Динамика уровня представлений детей о домашних животных
Январь 2017г. Май 2017г.
30% 50% 20% 30% 70%
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Вывод: в результате реализации проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили» у детей наблюдается положительная динамика представлений о домашних животных и о необходимости ухода за ними.
Большое внимание уделяю воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, знаниям об отечественных традициях и праздниках. В канун праздника «День защитника отечества», была организована выставка «Защитники Родины». Рассмотрев, ее перед детьми встал вопрос: является ли папа защитником Родины. Это и была тема следующего проекта «Защитники Родины». Совместная работа детей и пап была организована через беседы, рассматривание фотоальбомов «Я служу России». Дети узнали о родах войск, о буднях военной службы. Почему нужно защищать Родину? Приняли участие в выставке стенгазет «С праздником, богатыри!». Заключительный этап проекта спортивное мероприятие «Я и папа».
Самый добрый, самый важный праздник – 8 МАРТА. Было решено создать проект «Мамы разные нужны» Родители совместно с детьми представили презентацию «Мама дома и на работе», приняли участие в выставке рисунков «Портрет моей мамы». Была изготовлена папка передвижка «Готовим вместе с бабулей…». Дети и родители предоставили для папки фотографии. Итог проекта –утренник.
В преддверье праздника День Победы мы совместно с детьми и родителями решили создать проект «Спасибо деду за победу!». Работа над проектом началась с беседы о семьях детей. Совместными усилиями с родителями начали сбор экспонатов для мини – музея «День Победы».
На первом этапе работы дети и родители собирали материалы о своих близких, родных, которые прославили себя как в трудовых, так и в боевых буднях. Экспонаты были представлены в виде документов, наградных листов, литературы, художественных произведений, открыток, фото, была подобрана видеотека с мультфильмами о Великой Отечественной войне, диски с музыкальными произведениями на военную тематику. Работа была кропотливой, но очень интересной. Многие родители открыли для себя новые факты из биографии своих близких.
На втором этапе мы приступили к созданию мини-музея. В музее было несколько экспозиций: «Знаем! Помним! Гордимся!», «9 мая посвящается» (экспозиция экспонатов), «Дети рисуют войну» (выставка рисунков).
На третьем этапе мы представили свой музей в форме презентации
«Дню Победы посвящается.
Проделанная работа помогла пробудить интерес к детей к истории нашего народа. Ребята узнали много нового и интересного из истории своей страны. Вместе с родителями дети с удовольствием посетили парад в нашем городе, посвященный 70-летию Победы и пополнили своими фотографиями нашу папку по патриотическому воспитанию.
В домашних видеотеках у многих появились фильмы о Великой Отечественной войне, диски с песнями тех лет. Сплоченные общей идеей дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.
Данный проект был отправлен в г. Нижнекамск и опубликован в сборнике материалов регионального семинара – практикума «Проектная деятельность в детских садах». Получен сертификат о публикации.
К празднованию «Дня космонавтики» был объявлен конкурс ракет «Вырасту и в космос полечу» Дети совместно с родителями изготавливали разнообразные ракеты, были просмотрены презентации про космонавтов и космические просторы, дети приняли участие в спортивном празднике, посвященном «Дню космонавтики». Было решено создать проект «Вырасту и в космос полечу».
Огромное значение в работе дошкольников имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новым форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Родители посещают познавательно игровую деятельность, подготавливают материалы. Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки.
Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.
Все выше изложенное позволяет сделать вывод, что проектный метод позволяет направить детскую активность на получение положительных впечатлений от процесса проектирования, повышает детскую самооценку. Значит, ощущение успешности и значимости останется в памяти человека и позволит выбрать такую жизненную позицию, которая всегда будет конструктивной, позитивной, созидательной.
Работая над темой по самообразованию, я повысила свой теоретический уровень и профессионализм, освоила внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по ознакомлению детей с неживой природой через поисково-познавательную и опытно-экспериментальную деятельность.
Проектная деятельность помогла мне поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, а также позволила мне повысить свой профессиональный уровень и степень вовлеченности в деятельность. Все участники проектной деятельности приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
8. Как перекликаются выбранная тема и цель с задачами ДОУ? Одной из задач ДОУ является использование в педагогической деятельности инновационных технологий. Проектный метод как раз является таковым. Следовательно, выбранная мной тема по самообразованию «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс», вполне соответствует задачам ДОУ.
9. Проекция на будущее.
Моя педагогическая практика показала, что использование проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста имеет место быть, активно использоваться с учётом возрастных особенностей, а так же степени участия воспитателя и родителей. Поэтому в дальнейшей своей работе я обязательно буду использовать проектный метод, разрабатывая новые увлекательные проекты для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему: «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс».
Цель: внедрение технологии проектирования в деятельность дошкольного учреждения....
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Метод проектов, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ»
Обеспечивание условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива ДОУ для использования в практике технолог...
Методическая разработка "Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ"
Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ.1. Ведение. Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952). Продолжил эту тему про...
Методическая разработка "Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ"
Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ.1. Ведение. Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952). Продолжил эту тему про...
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Метод проектов, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ»
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения«Метод проектов, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ»...
Презентация "Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций"
совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов....
Сообщение на тему: «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций»
Внедрение в практику технологии проектирования, позволит изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение н...