Консультация для педагогов «ЛЕГО технологии в работе с дошкольниками"
консультация
Консультация для педагогов «ЛЕГО технологии в работе с дошкольниками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов«ЛЕГО технологии в работе с дошкольниками» | 62.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Костинологовская СОШ», дошкольная группа
Консультация для педагогов
«ЛЕГО технологии в работе с дошкольниками»
Воспитатель: Голубева И.А.
Дата проведения: 10.11.2020г.
КОНСТРУКТОР ЛЕГО И ИСТОРИЯ ЕГО СОЗДАНИЯ
1.1. История создания ЛЕГО
LEGO (от датского leg godt – играй хорошо) - конструктор для детей от двух лет.
Это серии игрушек, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов.
Основным продуктом компании LEGO являются разноцветные пластмассовые кирпичики, маленькие фигурки и прочие изделия. Из LEGO можно собрать такие объекты, как транспортные средства, здания, а также движущихся роботов. Все, что построено, затем можно разобрать, а детали использовать для создания других объектов.
Основатель LEGO - Оле Кирк Кристиансен, был плотником и в 1932 году открыл небольшую столярную мастерскую в Дании.
В ассортименте были деревянные игрушки и работало всего 7 человек.
В 1942 году пожар полностью уничтожил эту мастерскую, что дало новый толчок развитию предприятия. После 1947 года в ассортимент были включены пластмассовые игрушки, а в 1960 деревянные игрушки исчезли из производства совсем.
С тех пор LEGO расширила сферу своей деятельности, создавая фильмы, игры, конкурсы, а также шесть тематических парков развлечений.
1.2. Элементы ЛЕГО
Кирпичик – ключевой элемент LEGO.
Это полый пластмассовый блок, соединяющийся с другими такими же кирпичиками на шипах. Он используется не только в конструкторах, но и в настольных и в компьютерных играх.
С 1963 года элементы LEGO производят из нетоксичного пластика с добавлением сульфата бария, чтобы нечаянно проглоченная деталь конструктора была видна на рентгене.
Фигурки человечков впервые появились в 1978 году, они прилагались к сериям Город, Замок, Космос.
В наборы также входит множество других деталей: фигурки животных, колёса и прочее.
Существуют наборы, в которые входят электродвигатели, различного рода датчики и даже микроконтроллеры. Наборы позволяют собирать модели автомобилей, самолётов, кораблей, зданий, роботов. LEGO воплощает идею модульности, наглядно демонстрирующую детям то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также прививает навыки сборки, ремонта и разборки техники.
1.3. Ассортимент ЛЕГО
Компания LEGO подразделяет свои конструкторы на 6 групп:
- для дошкольников (Lego Duplo);
- строительство (стандартные наборы элементов);
- ролевые (пожарные станции, полицейские участки, рыцарские замки и т.д.);
- лицензионная продукция (Звёздные Войны, Гарри Поттер, Принц Персии);
- робототехника;
- образование.
1.4. Леголенд
Первый в мире «Леголенд» был построен в 1968 году, на родине конструктора LEGO, в Дании, в маленьком городке под названием Биллунд. На сегодня это самый крупный Леголенд в мире, состоящий в общей сложности из более 46 миллионов кубиков LEGO различных размеров. По площади парк занимает примерно 100 000 квадратных метров.
Парковая зона датского Леголенда разделена на тематические блоки, каждый из которых предназначен для детей определенного возраста.
Сегодня в мире существует шесть «Леголендов»: в Биллунде, Гюнцбурге (Германия), Виндзоре (Англия), Калифорнии (США). 15 октября 2011 года был открыт новый парк во Флориде (США). Первый азиатский леголенд открылся в Малайзии в Джохор Бару.
В естественный ландшафт вписаны многочисленные конструкции и скульптуры, собранные из элементов конструктора. Для обустройства каждого парка использовано 35 – 55 миллионов кирпичиков LEGO.
На сегодняшний день Леголенд в Дании состоит из 8 тематических зон:
Миниленд.
«Миниланд» - это сердце Леголенда, именно с этого блока началось строительство парка и, естественно, на него ушло наибольшее количество кубиков LEGO (около 20 миллионов). Это парковая зона являет собой мир в миниатюре и рассчитана не только на детей, но и на их родителей. Миниленд представляет собой концентрацию самых известных уголков мира, реалистично построенных из конструктора LEGO в миниатюрном размере. Здесь можно увидеть сделанные из LEGO статую Свободы, знаменитый Биг-Бен и огромное количество знаменитых улиц, площадей, памятников культуры и искусства.
Мир Дупло.
Дуплоленд - зона Леголенда, оборудованная специальным мягким покрытием, защищающим малышей от падений, и потому предназначенная для самых маленьких посетителей. Данная часть парка знаменита построенной здесь автошколой для детей. В ней дети могут быть обучены правилам дорожного движения, а после сдачи почти настоящего экзамена вождения получить детские водительские права.
Мир воображения.
Это парковая зона, предназначенная для детей постарше, так как здесь находится центр, в котором дети могут создавать свои игрушки из LEGO. Здесь же находится и современный 3D-кинотеатр, оборудованный современной аудио- и видеотехникой, привлекающий многих взрослых.
Город Легоредо.
Город Легоредо - парковая зона, представляющая собой уголок Дикого Запада и полная соответствующих данной тематике аттракционов и всевозможных развлечений. Тематический блок рассчитан на семейный отдых.
Земля пиратов.
Земля пиратов - тематический блок Леголенда, призывающий к путешествиям. Здесь детей ждут битвы с пиратами на шпагах, загадочные пещеры и конечно увлекательные поиски сокровищ.
Королевство рыцарей.
Королевство рыцарей — это мир рыцарей и принцесс, представленный огромным замком эпохи Средневековья, построенным из LEGO. В нем малышей ждут всевозможные приключения, аттракционы и даже встреча с летающим драконом.
Мир приключений.
Эта часть Леголенда рассчитана на детей старшего возраста и предназначена для любителей острых ощущений. Здесь представлено огромное количество захватывающих дух аттракционов: от веселых водных аттракционов до американских горок и канатной дороги.
Город LEGO.
«Город LEGO» - это парковая зона «Леголенда», представляющая собой настоящий город. Здесь есть даже своя пожарная станция и производственная фабрика, составленные из LEGO.
1.5. Рекорды.
Впервые торговая марка LEGO упомянута в Книге рекордов Гиннеса в 1992 году благодаря железной дороге, протяженность рельсов которой 545 метров.
Рекорд на самую высокую конструкцию многократно побивался. Последнее достижение в 2009 году создали немецкие строители – башня высотой около 30 метров.
В сентябре 2013 года норвежец Йон Йессесен попал в Книгу рекордов Гиннеса за самую большую коллекцию LEGO серии «Звёздные войны». Он собрал около 300 наборов и почти 750 тыс. деталей для сборки.
1.6. Интересные факты.
В мире достаточно обычны выставки различных композиций из наборов LEGO: в Германии, Голландии, Великобритании, Японии, Сингапуре.
Из кубиков LEGO сконструирована точная копия Христа Спасителя (высота 1,8 метра, 30 тысяч элементов).
В Московском зоопарке собран Амурский тигр в натуральную величину (59 тысяч кубиков).
В сентябре 2013 года в Санкт-Петербурге открылась первая в России постоянная экспозиция моделей из кубиков LEGO.
В мае 2013 года в Нью-Йорке на Таймс-сквер был выставлен звездолёт T-65 X-Wing из эпопеи «Звездные войны», состоящий из 5 335 200 деталей LEGO и весящий около 23 тонн.
Самый дорогой в мире кирпичик LEGO стоит 14 449 $.
В декабре 2013 года было завершено строительство и произведён запуск полноразмерного автомобиля из деталей LEGO, работающего на поршнях, приводимых в движение сжатым воздухом. Разработчики утверждают, что на сооружение подобного чуда техники ушло около 500 тысяч деталей. Автомобиль развивает скорость до 30 км/ч.
Один из самых больших наборов LEGO, когда-либо поступивших в продажу, является Тадж-Махал. Количество деталей в наборе превышает 5900, а размеры самой конструкции составляют 51х41 см. На втором месте по количеству деталей стоит Тауэрский мост. В нём 4287 кирпичиков, а длина составляет 102 см.
Сегодня LEGO поставляется более чем в 130 стран мира. Эта компания находится на 5 месте в мировом рейтинге крупнейших производителей игрушек.
Часть 2.
Влияние LEGO-конструирования на развитие детей
Характерная черта жизни современного общества – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. В настоящее время обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами. Возникает необходимость поиска новых технологий, методик для внедрения в работу с дошкольниками.
Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно, между тем, обучение и развитие дошкольников можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.
Учёные пришли к выводу, что LEGO способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики. Чтобы соединить небольшие детальки друг с другом, пальчикам придётся хорошо поработать, что принесёт малышу большую пользу.
Любое конструирование предполагает разнообразные манипуляции руками. Годовалый малыш учится строить пирамиду из кубиков, тренируя координацию и ловкость маленьких пальчиков. Шестилетний ребёнок возводит достаточно сложные конструкции из разных по форме и размеру деталей. Всё это требует активной работы рук. Развитие же мелкой моторики напрямую связано с развитием мышления и речи.
С помощью конструктора совершенствуется речь ребёнка. Возьмём обыкновенный набор деталей, из которого можно построить, например, дом. Благодаря участию взрослого человека ребёнок узнает новые слова (формы, названия строительных материалов, деталей) и их характеристики. Он учится правильно применять понятия в речи, составлять предложения или рассказ.
LEGO прекрасно развивает структурно-логическое мышление, необходимое для построения объёмных конструкций и понимания приложенной к конструктору схемы. Собирание из частей целого требует сложной мыслительной деятельности. Чтобы получилось логически правильно законченное произведение, нужно хорошенько подумать. Цвета, в которые окрашены детали, специально подобраны с учётом того, как дети воспринимают мир.
Собирая конструктор, ребёнок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели, пусть она и будет такой, казалось бы, скромной, как небольшой домик из ярких деталей. Таким образом он развивает самодисциплину и самоорганизацию, это позволяет в процессе игры приобрести качества, которые пригодятся в будущем.
Только при внимательном изучении инструкции можно правильно собрать модель. Порой даже незначительное отклонение от задачи может испортить весь замысел. Нередко ребёнку приходится переделывать, исправлять, корректировать уже собранное сооружение.
Кроме того, эта игра приносит неоценимую пользу творческому мышлению крохи. Оно необходимо, чтобы постоянно думать над следующим шагом, просчитывать все возможные комбинации и выбирать наиболее удачные, анализировать, какой шаг будет наилучшим.
Большим достоинством конструктора LEGO является возможность собирать его по своему вкусу, не ограничиваясь формами, предложенными создателями. Детали разных наборов сочетаются между собой, что даёт неограниченный простор для фантазии.
Конструктор развивает воображение. Из деталей LEGO можно собрать своё неповторимое творение: домик для медведя, гараж для машинки, необыкновенный мост. Придумывать что-то новое из однотипных кубиков, кирпичиков, брёвнышек - это так интересно.
Безопасность конструкторов LEGO заключается не только в отсутствии острых углов, но и в полной экологической чистоте деталей. Все игрушки собираются на заводе без использования клея, которым ребёнок может легко отравиться, слишком сильно им надышавшись или же попробовав деталь «на вкус».
Как уже отмечалось, LEGO играет немаловажную роль в развитии ребёнка. Этот факт доказан многими учеными. По результатам исследований и наблюдений учёные сделали вывод, что собирание конструктора положительно влияет на ребёнка, даже больше, чем рисование и лепка из пластилина. Это связано с тем, что при рисовании и играх с пластилином результат трудов ребёнка не всегда получается успешным. А вот при игре с этим конструктором у детей всегда получается что-то цельное и красивое. Благодаря формам и окраске конструктора, как бы малыш ни собрал детали, у него всегда будет получаться что-то похожее на настоящие предметы. Достижение хорошего результата при сборке формирует у маленьких детей уверенность в себе и даже лидерские качества.
Детские психологи доказали, что у человека, который в детстве был лишён образных игр, впоследствии проявляется неспособность к адекватному восприятию окружающего мира и дефект менталитета. LEGO сводит вероятность подобных проблем к нулю.
Едва ли на свете существует много игрушек, способных принести столько пользы сразу. Но дети играют не потому, что это полезно, а потому, что интересно. И можно без сомнения сказать, что LEGO - одна из самых увлекательных игр, которые только созданы человеком.
Недаром этот бренд получил огромное количество премий и наград как одно из самых лучших и важных изобретений XX века. Для ребёнка такой конструктор нужен не меньше книг, различных обучающих программ и кружков.
Нужно помнить, что при покупке конструктора LEGO нужно обязательно подбирать его по возрасту и в соответствии с предпочтениями ребёнка:
От 1 года до 3 лет. Для этой возрастной категории детей придумали серию LEGO под названием Duplo. Детали конструктора более крупные, чтобы малышам было проще с ними управляться и чтобы свести к минимуму возможность проглатывания. Конечно, в любом случае родителям необходимо быть рядом с ребёнком в момент игры.
От 3 до 7 лет. Это обычные наборы конструктора LEGO с более мелкими деталями, из которых можно собрать всё что угодно.
От 7 лет и старше. Наборы этой категории включают большее количество деталей и отличаются высокой сложностью собираемых объектов. У некоторых моделей техники даже присутствует дистанционное управление, любимое многими детьми.
Диапазон использования ЛЕГО
Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.
Существует несколько направлений.
Использование ЛЕГО непосредственно для конструктивно-игровых целей. Созданные ЛЕГО-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх.
Например, два мальчика сооружали постройки из ЛЕГО. Сначала они сделали поезд, потом - туннель и мост. После этого они начали игру: поезд заезжал в туннель, переезжал через мост и т.д.
Но самостоятельно этот вид деятельности может развиться только у старших дошкольников с нормальным психофизическим развитием при соблюдении определенных условий.
Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребенок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки.
И наоборот, ЛЕГО помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребенка. Воспитатель может использовать постройки из ЛЕГО и для развития речевого творчества.
Например, можно предложить мальчикам придумать сюжет о том, кто ехал в поезде, куда и зачем. Придумать диалог детей, которые едут в поезде через туннель (девочка боится, а мальчик ее успокаивает; мальчик в первый раз едет в поезде по мосту и т.д.).
Одно из проявлений творческой способности – умение комбинировать знакомые элементы по-новому.
Работа с ЛЕГО-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового.
Еще В.В. Зеленский в классификации игр, приводя примеры конструктивных и деструктивных игр, говорил, что потребность в разрушении сохраняется у ребенка до конца дошкольного возраста. Но, ломая свою собственную постройку из ЛЕГО, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые ее части, выступая в роли творца.
Развивая речетворчество, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение.
Объекты, смоделированные из деталей ЛЕГО, могут быть направлены на удовлетворение эстетических потребностей детей.
Например, дети делали подарки для мамы к 8 Марта в виде поделок-украшений или игрушки-украшения на елку к Новому году и др. Для развития речевого творчества можно предложить детям, например, придумать стихотворение о маме по опорным словам.
Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.д., а также имеются элементы творчества. Чаще всего основой игр-театрализаций являются народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и др. У ребенка появляется возможность создать собственного колобка или волка и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет.
Данное использование ЛЕГО-конструирование способствует и речевому творчеству: во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя.
Можно также предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди.
Использование ЛЕГО-элементов в дидактических играх и упражнениях. Педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия формы и речь, можно проводить с ЛЕГО. Педагог помещает разнообразные детали в «чудесный мешочек» и просит найти элемент определенной формы – овал (кирпичик 2x4, сапожок и т.д.).
Для развития речевого творчества можно дополнить игру, например, таким образом: из выбранных деталей построить героя и придумать его историю.
Хорошие результаты дает проведение игры «Запомни и повтори», направленной на коррекцию памяти, мышления и речи детей.
Педагог выполняет ЛЕГО-постройку, подробно разбирает с детьми, из каких деталей она состоит, а они по памяти ее воспроизводят. В конце игры проводится анализ результатов. Развивая речевое творчество, в конце игры можно добавить еще одно задание: сочинить загадку о постройке.
По аналогии можно разработать массу интересных игр и упражнений, в которых будут использоваться яркие красивые детали ЛЕГО.
Использование ЛЕГО при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлении с окружающим миром.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т.д. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т.д.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.
Это позволяет с самых первых занятий оказывать развивающее воздействие на детей дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием.
Большинство ЛЕГО-игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты задания, то есть заниматься творческой деятельностью. ЛЕГО-конструирование, главным образом, направлено на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность.
Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение, к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
Таким образом, ЛЕГО-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности с большим диапазоном.
Леготерапия
В настоящее время леготерапия считается успешной наряду с традиционными психологическими и педагогическими терапиями для детей и подростков, страдающих гиперактивностью, синдромом недостатка внимания, аутизма.
Разница между обычной игрой и терапией заключается в том, что игра направлена на усовершенствование именно тех качеств ребёнка, с которыми есть трудности.
Например: неусидчивый ребёнок должен попробовать себя в качестве спокойного руководителя стройки, а склонный к аутизму - попробовать себя инженером, где нужно много общения.
Логопеды отмечают, что при использовании конструктора в определённых методиках многие дети избавляются от заикания.
Хотелось бы отметить и такой момент, что в век всеобщей компьютеризации LEGO учит детей самостоятельно творить руками, без помощи заданных компьютерных программ. И чем раньше родители и педагоги обратят внимание малышей на эту увлекательную игру, тем меньше риск возникновения зависимости от монитора, что сейчас уже вызывает серьёзную тревогу.
Преимущества конструкторов
ЛЕГО перед другими творческими наборами
Методисты и педагоги дошкольного образования отмечают следующие конкурентные преимущества конструкторов ЛЕГО:
- занятия могут быть организованы по типу сюжетно-ролевой, творческой игры и других видов игр, что значительно расширяет возможности педагога;
- в отличие от лепки или рисования, конструктор дает детям возможность достичь результата без каких-либо специальных навыков. Ощущение успеха мотивирует к новым достижениям;
- поделки из конструктора обладают достаточной устойчивостью и могут использоваться для других игр;
- полученные модели можно «оживить». Например, набор LEGO WeDo включает сервомоторы и датчики для построения движущихся программируемых роботов;
- играть с LEGO удобно не только на столе, но и на полу, поэтому нет необходимости принимать статичную сидячую позу.
Часть 3.
Использование ЛЕГО-технологии в коррекционно-развивающей работе
(на примере работы с дошкольниками,
имеющими тяжелые нарушения речи)
Рассмотрим некоторые аспекты работы по использованию ЛЕГО-технологий в образовательной деятельности с детьми с ТНР.
Отличительной особенностью ФГОС дошкольного образования стандарта является деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка.
Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.
Кроме того, тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с ТНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Помимо этого, ЛЕГО способствует формированию таких качеств личности, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе.
В связи с этим ЛЕГО-технологии являются незаменимыми в коррекционно-развивающей работе педагогов групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Основными принципами организации деятельности являются:
- личностно ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы),
- природосообразность (учет возрастных и индивидуальных особенностей детей),
- сотрудничество,
- доступность и наглядность,
- последовательность и систематичность обучения и воспитания,
- «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).
Освоение ЛЕГО-конструктора ведется последовательно от простого к сложному.
Этап 1. Содержание деятельности.
Исследование деталей конструктора: размер, форма, цвет, из чего сделаны.
Проверка деталей опытным путем на прочность и плавучесть.
Придумывание названия каждой формы (кубик, кирпичик, сапожок, клювик, пластина, юбочка, голова).
Разработка ЛЕГО-словаря с учетом фантазий детей.
Знакомство со способами соединения кубиков (соединение стопкой, внахлест, cтупенчатое).
Целесообразные дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди такую же деталь, как на карточке», «Угадай, где такая деталь», «Разложи детали по местам», «На что похоже?», «Назови детальки».
Этап 2. Содержание деятельности.
Выполнение построек с помощью наглядной модели из крупного конструктора из небольшого количества деталей (3-5) с последующим увеличением деталей (например: «Ворота», «Заборы», «Домики» и т.д.).
Анализ образцов.
Составление небольших рассказов о полученных постройках. и соотносить с ним свои действия.
Этап 3. Содержание деятельности.
Конструирование по схемам.
Конструирование с помощью образцов (например, на карточках, которые имеются в наборах конструктора «Построй историю»).
Анализ образца, изображенного на карточке. Подбор необходимых деталей и воспроизведение постройки.
Этап 3. Содержание деятельности.
Конструирование более сложных построек, увеличение количества деталей. Самостоятельное составление составления схем с использованием различных видов конструктора.
На занятиях необходимо использовать следующие основные виды конструирования:
1. Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома). Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2. Конструирование по модели - в качестве образца предлагается модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения. Конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу
3. Конструирование по условиям – когда образца, рисунка-схемы – нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим, построить мост для пешеходов и автомобилей и т.д.).
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов. Создаются возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.
5. Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
Методы и приемы обучения детей LEGO-конструированию
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе |
Информационно-рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета, сюрпризный момент, дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе |
Информационно-рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Организуя занятия ЛЕГО-конструирования полезно придерживаться следующего алгоритма:
1. Приветствие. Создание проблемной ситуации - вхождение в игровую (сюжетную) ситуацию с использованием ЛЕГО – друга «Легоши».
2. Демонстрация и рассматривание картин с изображением объекта для конструирования.
3. Наблюдение натуральных объектов.
4. Сенсорное обследование деталей для знакомства с формой, цветом и определения пространственных соотношений между деталями, либо презентации, в которых представлены задания интеллектуального плана (Игры «Четвертый лишний»).
5. Демонстрация вариативных соединений деталей.
6. Объяснение последовательности выполнения или просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции.
7. Изучение при необходимости схем и чертежей.
8. В соответствии с замыслом и темой выполнение поделки из деталей.
9. Анализ и оценка.
10. Обыгрывание – использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности
Перед выполнением модели обязательно проводится пальчиковая гимнастика, а так же физкультминутка, которые подбираются с учетом темы совместной деятельности и возраста детей.
При использовании ЛЕГО-технологий отмечаются следующие их преимущества их перед другими инновационными конструктивно-игровыми инструментами для коррекции речевого развития дошкольников:
С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например, клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.
Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике?).
При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т.д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий ассортимент наборов, даёт возможность детям с ТНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? - без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).
Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Конструкторы ЛЕГО позволяют учитывать гендерные особенности детей. Благодаря этому в ходе игры идет усвоение содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола.
Поскольку коррекционная работа проводится не только над «внешним», речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры).
Считаю, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-развивающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.
Легоконструирование успешно интегрируются со всеми образовательными областями.
Интеграция образовательных областей через Лего-конструирование
Образовательная область | Область применения Лего-конструирования в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО |
Социально-коммуникативное развитие | Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом. Целевой ориентир ФГОС ДО: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества |
Познавательное развитие | Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей Лего-конструктора. Целевой ориентир ФГОС ДО: формирование первичных представлений: о себе, других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) |
Речевое развитие | Коррекционно-развивающая работа учителя логопеда, воспитателя Решаются многие задачи обучения: формируется грамматически правильный строй речи, расширяется словарный запас; развиваются коммуникативные навыки, связная речь; совершенствуется умение обобщать и делать выводы |
Художественно-эстетическое развитие | Творческое конструирование – создание замысла из деталей Лего-конструктора. Целевой ориентир ФГОС ДО: реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной |
Физическое развитие | Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук |
ЛЕГО - конструктор используется во время коррекционно-развивиающих занятий с целью закрепления и развития навыков прямого и обратного счёта, сравнения чисел, геометрических фигур; умения ориентироваться на плоскости, умения классифицировать по признакам («Найди недостающую фигуру», «Башенки», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд», «Где больше?» и т.д.); можно использовать как условную мерку при сравнении предметов по длине, ширине, массе.
Кроме того ЛЕГО используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются?», «Расскажи о свойствах предмета» и т.д.).
С помощью ЛЕГО дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок. Полученные конструкции объединяют в тематическую постройку «Птичий двор», «Зоопарк», «Транспорт», «Чудеса в лесу», «Мой город», «Животные Африки» и т.д., которые в дальнейшем используются не только в образовательной деятельности, но и в самостоятельно-игровой деятельности детей и способствуют развитию коммуникативных навыков.
Таким образом, применение при коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать;
- умению фантазировать, творчески мыслить;
- коррекции недостатков речевого развития;
- развитию сенсорных представлений (о счете, пропорции, форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции);
- формированию навыка создания различных конструкций по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённых общей темой;
- сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, умению общаться, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Немаловажную роль в работе по данному направлению играет заинтересованное отношение родителей.
Для привлечения родителей полезно использовать следующие формы работы:
- родительское собрание, на котором можно познакомить родителей с конструктором Лего и его потенциальными возможностями для развития детей;
- консультации (по конструктивной, творческой деятельности детей, о том, что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте, как развивать детское творчество, какой наглядный материал и конструкторы лучше приобрести);
- выставки детских работ;
- семинары-практикумы, мастер-классы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология.Отличительно...
Лего-технологии в работе с дошкольниками. Перспективный план.
В материале предоставлен перспективный план по конструированию в четырех возрастных группах....
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»
Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»Еще В. А. Сухомлинский сказал, что «…забота о здоровье – это важнейший...
Консультация для педагогов «Кейс – технологии в работе с дошкольниками»
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.Важной особенностью данной технологии является:· умение дошкольников принять на себя роль;· ум...
Консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками"
В помощь педагогам....
Консультация для педагогов "Использование лего-технологии в работе с дошкольниками"
Опыт работы по организации детской деятельности с применением конструктора ЛЕГО....