Формирование патриотических чувств у дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Формирование патриотических чувств у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование патриотических чувств у дошкольников | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование патриотических чувств у дошкольников.
«Что такое патриотизм?»
В разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны:
- С.И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».
- Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».
- В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, « которой он так нуждается.»
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству
Наша цель- воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
- формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания; музыка, изодеятельность, художественное слово;
- воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.
К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий,
желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.
Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению новых социальных эмоций. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.
Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.
Моя семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком - членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
Наш детский сад. Это второй дом. Сначала дети получают элементарные сведения о группе, помещениях, сотрудниках, природе участка детского сада, этических нормах. Постепенно узнаёт о традициях, истории здания, улицы. Воспитывается чувство любви, гордости детским садом.
Наш край. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, затем краеведческие сведения о природе, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
Наша страна. В этом блоке дети получают общие географические сведения о России, природе, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах, расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия - многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины, толерантное отношение к другим людям. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе. Дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
Неоспоримо значение правильно организованной предметно - развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. Необходимо оформить в группах зоны гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы, климатических зон России, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага.
Формы взаимодействия : занятия, экскурсии, целевые прогулки, беседы, рассказы, дидактические, народные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организация выставок предметов детского творчества, изобразительная деятельность, прослушиванию литературных и музыкальных произведений, праздники, утренники, массовые мероприятия.
В течение года я предлагаю проводить мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств, например:
День знаний
Золотая осень
День народного единства
День матери
Новогодний утренник
Фольклорный досуг
День защитников Отечества
8 марта - женский день
Праздник дружбы
Масленица
Пасха
День Победы
День семьи
День защиты детей
День города
День рождения детского сада
День независимости России
Очень важно воспитывать будущее поколение, обладающее духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России, родного края, семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект развлечения "Поле чудес" для детей старшего дошкольного возраста по формированию патриотических чувств у дошкольников
Закреплять знания детей об истории родного города. Познакомить с историей первоначального поселения белгородцев. Воспитывать любовь к родному городу....
Этнокультурное воспитание как основа для формирования патриотических чувств младшего дошкольника
Говорить о важности патриотического воспитания необходимо всегда. Последние годы свидетельствуют о том, что наше общество утратило представление о значении патриотизма как части национального ме...
Формирование патриотических чувств у дошкольников через изучение улиц ближайшего окружения
Формирование патриотических чувств у дошкольников...
План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование патриотических чувств у дошкольников"
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...
Формирование патриотических чувств у дошкольников
Выступление на педагогическим совете с презентацией...
Формирование патриотических чувств у дошкольников
Выступление на педагогическом совете с презентацией...
Музейная педагогика в формировании патриотических чувств у дошкольников
Музейная педагогика в формировании патриотических чувств у дошкольников...