Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "Мы - Лысковчане"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа по нравствено-патриотическому воспитанию старших дошкольников
Цель: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному городу.
Задачи:
Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности.
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
Расширить знания детей о флоре и фауне Нижегородской области.
Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Формировать нравственно-патриотические чувства у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_my_lyskovchane.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Именно поэтому, целью является – определить особенности взаимодействия с родителями по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
Актуальность.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Как писал Константин Михайлович Симонов в стихотворении “Родина”:
“Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
В настоящее время дети знают, очень много, о тех странах и городах, куда часто ездят отдыхать. А историю своего города чаще всего упускают из виду сами родители, т.к. заняты, и рассказать детям просто некогда или сами не знают.
Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.
Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.
Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, каковыми бы небыли пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях детского сада.
Семья и детский сад- два важных института социализации детей. Для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Цель: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному городу.
Задачи:
- Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
- Расширить знания детей о флоре и фауне Нижегородской области.
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Формировать нравственно-патриотические чувства у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий.
Принципы организации образовательного процесса:
«Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний). Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой.
Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей, интересов. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Деятельностный подход. Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний, укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду.
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Развитие личности ребенка, происходит системное и целостное развитие личности дошкольника, программа должна обладать качеством системности и обеспечивать формирование базисных структур личности ребенка.
Срок реализации программы — 1 год
(старший дошкольный возраст — 6 – 7 лет).
Виды деятельности с детьми:
- игровая,
- познавательная,
- коммуникативная,
- познавательно-исследовательская,
- продуктивная,
- двигательная,
- музыкальная.
Формы используемые в организации совместной деятельности с детьми:
- Чтение художественной литературы
- Развлечения и досуги
- Игры
- Экскурсии
- Встречи и беседы
- Конкурсы-викторины
- ИКТ
Формы используемые в работе с родителями:
- родительское собрание
- посиделки
- Конкурсы
- тематические беседы
- консультации
- Словотворчество
- тематические альбомы
- выставки работ
Ожидаемые результаты:
- Родители являются активными участниками образовательного процесса;
- Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края;
- Возникновение чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма у детей ДОУ.
- Наличие у детей знаний об истории родного края, города, достопримечательностях, природных богатствах, символике.
Мероприятия для детей
Тема мероприятия | Дата проведения | Задачи мероприятия |
НОД «Путешествие по родному городу» | Сентябрь | Расширять знания детей о городе в котором они живут. |
Экскурсия по детскому саду «Наш любимый детский сад» | Октябрь | Расширять знания детей о важности труда всех людей, работающих в детском саду. Воспитывать чувства уважения, благодарности к труду работников ДОУ |
Беседа «Зимующие птицы нашего города» | Ноябрь | Закреплять знания о зимующих птицах средней полосы. Расширять знания о способности птиц приспосабливаться к суровым зимним условиям. Воспитывать гуманные чувства к зимующим птицам. |
НОД «Наша малая Родина — родной город Лысково» | Декабрь | Закрепить название родного города, домашний адрес. Формировать у детей чувство любви к своему родному городу. |
Символика города Лысково | Январь | Дать знания детям о родном городе. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город. |
Беседа «Наши защитники» (к Дню защитника Отечества) рассказ приглашенного воина (папы) | Февраль | Формировать чувство уважения к защитникам Родины. Развивать патриотические чувства. |
Рисование «Портрет мамы» Чтение рассказа Ю. Яковлева «Мама» | Март | Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери. |
Чтение стихотворения М.Л. Матусовского «С чего начинается Родина?» | Апрель | Формировать умение слушать произведение о Родине, продолжать воспитывать нравственное отношение к Родине |
«Этих дней не смолкнет слава!» День Победы | Май | Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. Формировать представления о празднике День Победы. Знать и чтить память героев страны, героев земляков. |
Мероприятия с родителями
Форма и тема мероприятия | Дата проведения мероприятия |
Анкетирование «Что вы знаете про г.Лысково» | Сентябрь |
Консультация для родителей «» | Октябрь |
Родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» | Ноябрь |
Консультация «Что мы знаем о гербе города?». Выставка «Символика нашего города» | Декабрь |
Изготовление кормушек «Берегите птиц Родного города» | Январь |
Развлечение «Зимние забавы» | Февраль |
Словотворчество «Частушки о городе» | Март |
Беседа с родителями «Растим патриота малой Родины» | Апрель |
Экскурсия с детьми к памятнику «Неизвестного солдата», возложение цветов. | Май |
Заключение:
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей, а также родителей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
«Подлинная встреча» с культурным наследием города, помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления педагогики. Игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).
Список литературы
- «Мы живем в России» Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова
- «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая
- «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко
- «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» М.Д. Маханева
- «С чего начинается Родина?» под ред. Л.А. Кондрыкинской
- Интернет ресурсы: http://ped-kopilka.ru, http://www.maam.ru, http://nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5-7 лет "Край родной, навек любимый"
Пояснительная записка. « Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К. Паустовский....
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Смоленский край, навек любимый!»
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, на...
Комплексно целевая программа по нравственно-патриотическому воспитанию
Цели и задачи программы:Воспитывать патриотические чувства на конкретных примерах, исторических событиях, на народных традициях.Сформировать представления о географическом ра...
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Мой родной посёлок"
Настоящая программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию нравственно-патриотических качеств....
Рабочая образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников г.Москвы
Рабочая программа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников г.Москвы, с учетом региональных программ Москвы...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
ПРОГРАММА по нравственно-патриотическому воспитанию Программа «Растим патриотов России» разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Чем младше ребенок, тем непосредственнее должно бытьего нравственное воспитание, тем больше должно его неучить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям иманерам, основывая все преимущественн...