Методическая разработка «Волшебные странички». Автор: воспитатель МБДОУ д/с№7 "Антошка" Видякина Н. И.
методическая разработка (старшая группа)
Книга остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. «Живое» общение с книгой не могут заменить средства массовой информации, детские компьютерные программы, аудио- и видео-книги, зрелищные шоу. Именно литература создает незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidyakina_pisateli_gotovoe.docx | 55.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Г. Урай, МБДОУ детский сад №7 «Антошка»
Методическая разработка «Волшебные странички»
Видякина Н. И.
Методическая разработка «Волшебные странички» посвящена тому, как маленького человека ввести в мир литературы? Как научить любить книгу? Как добиться того, чтобы ребенок отказался от просмотра телевизора, а предпочтение отдал книге? Предлагаются методы как воспитать увлечённого читателя. Данная система работы позволяет осуществить внедрение новых нестандартных форм работы с родителями, так как своевременный и тесный контакт с родителями воспитанников позволит педагогу обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам. Методика предполагает использование компьютерных, информационно-коммуникационных, мультимедийных технологий в работе, что позволяет педагогу значительно повысить эффективность работы по воспитанию у дошкольников интереса к книге. Найден необычный способ маркировки шкафчиков детей – изображение обложки любимой сказки, рассказа, басни ребенка, причем выбор остается за ребенком. Дома родители с ребенком находят информацию о писателе сказки (портрет, биографию, интересные истории из жизни классика), обложка которой наклеена на шкафчике ребенка, по своему усмотрению, выбирают произведение автора, способ ознакомления детей с писателем или поэтом (презентация, видеоролик, пересказ, выставка книг, виртуальная экскурсия по музеям страны, либо по родным местам классиков и др.)
В разработке представлен план работы, включающий в себя разные формы работы и позволяющий знакомить старших дошкольников с именами и творчеством писателей, поэтов, их краткой биографией, интересными фактами и событиями, произошедшими в их жизни, историей написания некоторых произведений. Например, Корней Иванович Чуковский при рождении имел другие имя и фамилию Николай Корнейчуков; всем известные братья Гримм — не только сказочники-фольклористы, но и видные ученые, они считаются одними из основателей германской филологии и германистики, создатели первого в истории словаря немецкого языка; С. Я.Маршак сказку «Двенадцать месяцев» написал в годы Великой Отечественной войны в качестве ответа на письмо шестилетнего мальчика, который сожалел, что известный писатель забыл о детях и пишет только о взрослых, сказка создавалась в военной Москве.
Введение
Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет. А. Декурсель
Актуальность
Человека с первых лет жизни сопровождает художественная литература. Мы поем ребенку песенки - потешки, обогащая эмоции малыша, и даем ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Чтение сказок развивает мышление и воображение ребёнка, открывает мир человеческих чувств и взаимопониманий.
Время не стоит на месте и переход от индустриализации общества к развитию информационных технологий оказало влияние на формирование духовно-культурной жизни человека, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение (предпочтения отдаются телевидению, интернету). Это особенно заметно среди молодёжи, которая впоследствии пожинает горькие плоды от своей бездеятельности, чему мы становимся свидетелями. Нет желания читать и у многих взрослых. И, прежде всего, страдают дети, ведь из-за нехватки психо-эмоционального общения с взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления об общении между людьми как таковом. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.
Заменить чтение ничто не может, потому что, когда читаешь, то самостоятельно распределяешь роли, выбираешь обстановку и следишь за ходом событий, лучше владеешь ситуацией. Чтение улучшает речевые навыки и совершенствует их, поскольку умение читать неразрывно связано с речью. Именно чтение является единственной возможностью накопить хороший запас слов, благодаря которому можно понимать прочитанное, обосновывать свои мысли.
К тому же, чтение развивает терпение. Каждому читателю требуется разное время, чтобы вникнуть в смысл написанного, оценить события и поразмышлять над ними. События разворачиваются медленно, предложение за предложением, абзац за абзацем, страница за страницей, последовательно и логично.
Таким образом, зная, какую пользу приносит чтение, вряд ли можно назвать его пассивным отдыхом. В то время как телезрителю ясны каждая картина и каждый звук, читатель сам подбирает декорации и звуковое сопровождение. Такое творческое использование энергии мозга не даёт ему оставаться бездеятельным, что благотворно влияет на здоровье человека.
Говоря о книге, нельзя не отметить и то, что она даёт возможность подняться над самим собой. Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперёд, как почестнее людям следует вести себя на земле согласно человеческому званию, иными словами, указать дорогу к устойчивому благополучию.
Книга поэтому есть верный, бескорыстный и наиболее сведущий друг. Она - самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторить недоступную мысль, прежде чем её освоит неопытный или ленивый разум. Люди бывают пристрастны, бесчестны, несовершенны в своих увлечениях, и опять только книга может помочь нам безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.
Неспроста А.Т. Твардовский писал, что общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека.
Всем нужно помнить: книга нужна всем в любом возрасте. Она сопровождает человека всю его жизнь. Для современного человека необходимы обширные знания. Он постоянно должен следить за новым в науке и технике. Источник знания – книга. Чтобы быть на уровне прогресса, нужно постоянное чтение. Ведь большая радость в жизни – радость чтения, возбуждающая творчество. И настоящая любовь к книге – это любовь к исследованию мира.
Таким образом, книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный запас, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
Цель методической разработки: приобщить дошкольников к чтению.
Содержание методической разработки предполагает:
- Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям детской литературы.
- Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге, способствовать возрождению, поддержанию и сохранению традиций семейного чтения.
- Развивать элементы творчества, формировать умение использовать прочитанное в разных видах деятельности.
- Привлечь родителей к педагогическому процессу, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с ДОО.
- Развивать творческие способности при постоянном обращении с книгой. В ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов.
- Познакомить детей с биографией и творчеством детских писателей.
Решение поставленных задач осуществляется в области «речевое развитие» дошкольников, что соответствует требованиям ФГОС ДО. Кроме того, разработка предполагает включение и интеграцию разных видов деятельности детей: игровую, исследовательскую, продуктивную творческую, что также соответствует требованиям ФГОС ДО.
Поставленные задачи позволяют осуществить следующие формы работы:
- мини-экскурсии
- виртуальная студия
- обмен впечатлениями
- обмен информацией
- продуктивная деятельность ( лепка, аппликация, рисование)
- мини - библиотека
- подготовка и просмотр презентаций
- дидактические игры
- театрализация сказок
- прослушивание музыкальных произведений и аудио-сказок
- выставки портретов писателей
- выступления
- конкурсы
- видеоролики «По волнам любимых сказок»
Маркировка мебели в детском саду - отдельный продуманный, трудоемкий и важный процесс. Данная маркировка предназначена для удобства, как детей, так и педагогов. Обычно маркировка представляет собой наклеивание различных картинок – мишек, зайчиков, цифр, букв. Хотелось заинтересовать детей и родителей не только чем-то новым, необычным, но чтобы маркировка имела развивающий характер. Так и появилась идея наклеить на шкафчики обложки детских сказок разных писателей, отечественных и зарубежных. Рядом с детьми всегда находятся обложки любимых произведений и авторов. Обсудили с родителями актуальность данного проекта и было принято решение – знакомить детей с портретом писателя, его биографией и произведениями. Родители с ребенком дома читают любимую сказку и, на свое усмотрение, готовят презентацию; театрализацию сказки; видеоролик «По страницам сказок…». Дети приносят материал в детский сад и делятся полученными знаниями со сверстниками. В группе оформляется стенд «Наши любимые писатели», на который помещаются портреты писателей, которые принесли дети.
Условия применения
- наличие помещения (раздевальная комната, групповая комната, умывальная комната, спальня)
- наличие предметов мебели для маркировки (шкафы для одежды, полки для полотенец, кровати, столы)
- наличие участников (дети, родители, педагоги)
- наличие маркировки (иллюстрации с изображением обложки сказки)
- наличие материалов для продуктивной деятельности (пластилин, стеки, доски для лепки, разные виды изобразительных материалов, бумага)
- портреты писателей
- ноутбук
- проектор
- интерактивное оборудование
Основные этапы реализации разработки
Разработка реализуется в течение учебного года.
I этап – подготовительный
Срок реализации - август
- анкетирование
- изготовление маркировки
- выбор детьми картинки-маркировки
- подбор и изучение литературы
- определение содержания и составление плана работы
II этап – основной
Срок реализации: сентябрь - май
Осуществление реализации содержания разработки
III этап – заключительный
Срок реализации – май
- проведение анализа эффективности и результативности разработки
- трансляция опыта работы на уровне ДОУ
Ограничения
Ограничения: методическая разработка предназначена для реализации с детьми старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты от реализации методической разработки
- У детей сформирован интерес к книгам и умение использовать прочитанное в игровой, продуктивной и художественной деятельности.
- Развиты творческие способности, коммуникативные навыки, связная речь, значительно пополнился словарь.
- Развита способность детей узнавать и называть прочитанные детские произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль.
- Сформировано умение выразительно пересказывать литературный текст, самостоятельно или по плану составлять рассказы (по сюжетным картинкам, из личного опыта, фантастические рассказы, сказки, небылицы).
- Расширение знаний о биографии и произведений отечественных и зарубежных писателей у дошкольников старшего возраста.
- Активная творческая деятельность воспитанников и родителей МБДОУ.
- Трансляция опыта работы среди педагогов ДОУ.
- Приобщение родителей и детей к культурному наследию нашей Родины
Содержание
I этап – подготовительный
Реализация проекта
I этап. Подготовительный.
Цель:
- Создание предметно-развивающей среды в группе.
- Подбор детской и методической литературы, иллюстраций для реализации проекта.
- Подбор информации для оформления родительского уголка.
- Договорённость о творческом сотрудничестве с детской библиотекой.
- Обсуждение на родительском собрании о начале проекта, о целях и задачах проекта.
- Консультации «С какими книгами лучше дружить дошколятам».
- Папка-передвижка «Семейное чтение».
- Анкетирование родителей о наличии и предпочтениях художественной литературы дома.
- Участие в фотовыставке «Моя любимая книга».
Август
№п/п | тема | содержание |
1 | Анкетирование родителей «Любимая сказка вашего ребенка» | По результатам анкетирования подбираем картинки обложек любимых сказок детей, способ ознакомления детей с писателем или поэтом (презентация, видеоролик, пересказ, выставка книг, виртуальная экскурсия по музеям страны, либо по родным местам классиков и др.) |
2 | Мои предпочтения | Дети выбирают самостоятельно любимую обложку сказки для своего шкафчика, объясняя свой выбор. |
3 | Любимая наклейка | Педагог размещает картинки на мебели (шкафов, полок для полотенец, кроватей). |
4 | Мои первые книжки | Педагог обсуждает с родителями их возможности преподнести материал об авторе сказок (презентация, видео, театрализация и др.) и составляет перспективный план работы на год. |
5 | Подбор литературы | Педагог подбирает и изучает необходимую литературу. |
Список картинок для маркировки
Абдуллаева Вера | Дюймовочка |
Аюгов Ларион | Конек-Горбунок |
Вешникова Аделина | Веревочка |
Видякин Ярополк | Сказка о царе Салтане |
Галич Егор | Серебряное копытце |
Денисов Андрей | Лев и собачка |
Зозуля Лев | Телефон |
Казарян Аня | Аленький цветочек |
Крахмалев Данил | Маленький принц |
Канева Вика | Цветик-семицветик |
Кляузов Максим | Маугли |
Комарницкая Василиса | Ласточка |
Конончик Даниил | Мороз Иванович |
Котельникова Юля | Бабочка |
Мухаметжанов Артем | Приключения Чиполлино |
Макаров Глеб | Иван Иваныч Самовар |
Машира Анжелика | Двенадцать месяцев |
Машира Доминика | Стрекоза и Муравей |
Медведев Андрей | Дедушка Мазай |
Мингалев Демид | Бременские музыканты |
Нескородько Марк | Воробьишко |
Плечев Ваня | Три поросенка |
Плохотниченко Василиса | Живая шляпа |
Старцева Лиза | Волшебное слово |
Сорган Мила | Волшебник изумрудного города |
Филиппов Стёпа | Крокодил Гена |
Чурсина Лера | Красная шапочка |
Якименко Аня | Спящая царевна |
II этап – основной
Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов
в старшей группе.
Сентябрь- май
месяц | Содержание | Задачи | Художественная мастерская (самостоятельная художественная деятельность детей) |
Сентябрь | 1.Экскурсия в городскую детскую библиотеку. Рассказ библиотекаря «Откуда появились книги?». 2.Беседы на темы: «Для чего надо читать книги?», «Какие бывают книги?». 3.Акция «Пополним библиотеку детского сада» | Знакомить детей с историей появления письменности, книгопечатания, исторических фактов появления первых книг. Раскрывать детские интересы, фантазию, новые творческие замыслы. Воспитывать стремление к постоянному общению с книгой, умение слушать и понимать художественный текст. Воспитывать культуру общения и поведения в библиотеке. | Ремонт «больных» книжек. |
Сентябрь | 1. Изготовление плакатов: «С книгой мы растем всегда!», «Береги книгу -это твой друг!». 2. Выставка «умных» книг (энциклопедии, атласы, словари и др.) 3.Составление правил обращения с книгой (схемы, модели). | Стимулировать творческую активность, воображение. Воспитывать у детей бережное отношение к книгам. Формировать умения и навыки делового сотрудничества со сверстниками. Способствовать формированию у детей этических и эстетических чувств. Развивать активную речь, художественные, коммуникативные способности. | Изготовление плакатов. |
Октябрь | 1.Знакомство с портретом и биографией Н. Носова. 2.Пересказ рассказа «Живая шляпа». 3. Прослушивание аудио произведений. | Учить понимать образное содержание произведения. Понимать главную мысль рассказа. Связно передавать содержание произведения. | Раскрашивание раскрасок по мотивам рассказов Носова. |
Октябрь | 1.Знакомство с портретом и биографией К. Чуковского. 2.Театрализация сказки «Телефон». 3.Викторина по произведениям автора. | Познакомить детей с творчеством К.И. Чуковского, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой. Способствовать формированию умения высказывать свое мнение о прочитаном, давать оценку героям, способствовать активизации связной речи. | Ремонт книг в книжном уголке. |
Ноябрь | 1.Знакомство с портретом и биографией П. П.Бажова. 2.Просмотр мультфильма «Серебряное копытце». 3.Конкурс рисунков по произведениям автора. | Привлечь внимание детей к творчеству уральского писателя П. П. Бажова. Помочь почувствовать своеобразие языка сказок. Учить осмысливать характеры персонажей сказки. Составлять описательный рассказ. | Рисование по сказкам писателя. |
Ноябрь | 1.Знакомство с портретом и биографией В. Катаева. 2.Видеоролик «Семейное чтение сказки «Цветик-семицветик». 3.Прослушивание песен о доброте: « Что такое доброта» (Барбарики). «Если добрый ты»(песенка кота Леопольда).
| Познакомить детей с биографией и творчеством В.П.Катаева; формировать умение детей анализировать литературные произведения; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту; способствовать воспитанию нравственных качеств детей. | Пластилинография «Цветик-семицветик» |
Декабрь | 1.Знакомство с портретом и биографией С. Я. Маршака. 2.Чтение сказки «Двенадцать месяцев». 3.Участие во всероссийской викторине, посвященной творчеству С. Я. Маршака. | Расширить знания детей о творчестве С.Я. Маршака; учить совместно с родителями искать новые знания по теме; способствовать обогащению словарного запаса детей; воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей; закрепить знания о временах года. | Лепка «Любимые герои» |
Декабрь | 1.Знакомство с портретом и биографией Г. Х.Андерсена. 2.Экскурсия в библиотеку. 3. Коллективная работа детей и родителей по изготовлению книги-самоделки к сказке «Дюймовочка». | - углубление знаний ребенка о сказках, написанных Г.Х.Андерсеном; укрепление заинтересованности в совместном с родителями чтении; развитие творческих способностей, заинтересованности в творческой деятельности. | Конструирование из бумаги (оригами) «Лодочка для оловянного солдатика» |
Январь | 1.Знакомство с портретом и биографией Д.Хармса. 2. Создание альбома фотографии «Веселье вокруг нас». 3. Инсценировать с детьми группы стихотворение Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар». | Познакомиться с творчеством писателя. Доказать, что стихи Д. Хармса смешные, рассказать понравившееся стихотворение по ролям. Закреплять представления о жанровых особенностях юмористических рассказов. Эмоционально воспринимать содержание произведений. Воспитывать желание работать с книгой. | Рисование смешных картинок для альбома «Веселье вокруг нас». |
Январь | 1.Знакомство с портретом и биографией Барто А.Л. 2.Выставка книг автора в книжном уголке. 3. Заучивание наизусть стихотворения «Веревочка». | Познакомить с творчеством поэтессы. Вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения поэта. Учить читать наизусть отрывки из произведений. | Аппликация «Моя любимая игрушка». |
Февраль | 1.Знакомство с портретом и биографией братьев Гримм. 2.Создание родителями дидактической игры «Угадай из какой сказки сюжет» (по сказкам бр.Гримм. 3.Просмотр мультфильма «Бременские музыканты». | Обогатить и уточнить представления детей о братьях Гримм и об их творчестве. Воспитывать у детей любовь к зарубежной литературе; воспитывать бережное и уважительное отношение к книгам. Развивать монологическую и диалогическую формы речи; вызвать интерес у детей к рассказыванию | Раскрашивание героев сказки «Бременские музыканты»(по выбору детей). |
Февраль | 1.Знакомство с портретом и биографией В.А.Жуковского. 2. Чтение произведений В.А. Жуковского: «Спящая царевна», «Мальчик с пальчик», «Кот в сапогах», лирические стихотворения. 3.Викторина по произведениям В.А. Жуковского. | Продолжить знакомство с творчеством писателя В. А. Жуковского. Вызвать интерес к творчеству поэта и желание познакомиться с другими его произведениями. Формировать эмоционально-образное восприятие произведения. Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке. | Рисование жаворонка по подготовленному шаблону. |
Март | 1.Знакомство с портретом и биографией Шарля Перро. 2.Инсценирование с детьми фрагментов сказки «Красная Шапочка». 3.Организация выставки рисунков совместно с родителями «Любимая сказка». | Познакомить и рассказать о писателе, его сказках. Систематизировать знания о жанре сказка. Формировать навыки исследовательской деятельности. Повысить творческий интерес детей. Повторить безопасное поведение с незнакомыми людьми и бережное отношение к своему здоровью. | Коллективная работа «Корзинка цветов для бабушки». |
Март | 1.Знакомство с портретом и биографией Осеевой В. 2.Просмотр презентации «Рассказы В. Осеевой». 3.Чтение и пересказ рассказа «Волшебное слово». | Упражнять в умении владеть речью, как средством общения и культуры; способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе | Сделай подарок другу (материал и подарок, который будут готовить, дети выбирают сами). |
Апрель | 1.Знакомство с портретом и биографией М. Пришвина. 2. Слушание аудиокниги М. Пришвин «Рассказы о природе». 3.Слушание звуков природы. | Познакомить детей с жизнью и творчеством Михаила Пришвина. Расширить знания детей о животном мире через произведения М. Пришвина. Способствовать воспитанию добрых чувств и доброжелательного отношения к животным, сочувствие попавшим в беду. | Лепка «Этажи леса» (продолжать учить самостоятельно подбирать материалы для творчества). |
Апрель | 1.Знакомство с портретом и биографией Н.А.Некрасова. 2. Акция «Подари детскому саду книгу». 3. Рассматривание иллюстрированных изданий рассказов о животных разных авторов. Обмен впечатлениями. | Познакомить учащихся с биографией и творчеством Н.А.Некрасова. Учить детей чувствовать поэзию слова; работать над умением выразительно читать стихи; познакомить со средствами выразительности, обогащать словарный запас; прививать бережное отношение к природе, к животным. | Лепка «Плот для зайцев Дедушки Мазая» (из бросового материала) |
Май | 1.Знакомство с портретом и биографией Сутеева В.Г. 2. Разработка сценария сказки-драматизации «Под грибом». 3.Изготовление родителями лэпбука «По сказкам В.Г. Сутеева». | Формирование разносторонних знаний о произведениях В. Г. Сутеева. Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга. Расширять словарный запас детей, воспроизводить сказки В. Сутеева через театрализованную деятельность. | Рисование масок для драматизации сказки «Под грибом». |
Май | 1.Повторное анкетирование родителей. 2.Круглый стол с родителями группы «Поделимся впечатлениями». 3.Фотовыставка «Мы любим и знаем детских писателей». | Узнать мнение родителей о проведенном совместными усилиями проекте, поделиться впечатлениями о совместной работе; что получилось, над чем еще надо поработать в следующем году. Раскрывать ценности совместного творчества детей и родителей. | Рисование любимых героев сказок, которые больше всего запомнились детям. |
Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов
в подготовительной группе.
месяц | Содержание | Задачи | Художественная мастерская (самостоятельная художественная деятельность детей) |
Сентябрь | 1.Экскурсия в городскую детскую библиотеку. 2.Создание правил пользования библиотекой (схемы, модели). 3.Презентация детям второй младшей группы «Берегите книги!». | Продолжать знакомить детей с библиотекой, с профессией библиотекарь, заинтересовать детей на регулярное посещение библиотеки. Формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки. Дать основы библиографических знаний (абонемент, читальный зал, библиотекарь, разделы книг). | Рисование схем и моделей «Правила пользования библиотекой». |
Сентябрь | 1.Экскурсия в библиотеку детского сада. 2.Создание библиотеки в группе совместно с родителями «Бери, читай и возвращай». 3.Показ кукольного театра для детей младших групп русских народных сказок. | Продолжать приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя; повысить интерес детей и родителей к художественной литературе. Обобщить и распространить опыт семейного чтения. Формирование у детей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; пополнение театра инвентарём и реквизитами с помощью родителей (костюмы, маски, ширма); обогащение развивающей среды. | Рисование масок для театрализации русских народных сказок. |
Октябрь | 1.Знакомство с портретом и биографией К.Д.Ушинского. 2. Игра-драматизация по рассказу К. Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется». 3.Чтение рассказа родителями детям К. Ушинского «Ласточка». | Познакомить детей с творчеством К.Д.Ушинского. Формировать связную речь. Через знакомство с произведениями К.Д Ушинского формировать реалистическое отношение детей к природе. Воспитывать гуманное отношение к природе. | Лепка перелетных птиц. |
Октябрь | 1.Знакомство с портретом и биографией Мамина-Сибиряка с помощью презентации. 2.Прослушивание аудио сказок автора. 3.Чтение в семье сказки «Серая шейка», пересказ сказки в детском саду. | Расширить знания о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка; расширение читательского кругозора, обеспечение мотивации к чтению художественной литературы; развивать интерес к формированию интеллектуальных умений, желания читать; воспитывать любовь к братьям нашим меньшим. Совершенствование у детей монологической речи. | Аппликация из салфеток «Серая шейка». |
Ноябрь | 1.Знакомство с портретом и биографией П.Ершова с помощью презентации. 2.Просмотр мультфильма «Конек-Горбунок». 3.Экскурсия в музей для рассматривания предметов крестьянского быта. | Расширить представления детей о писателе и поэте П.П.Ершове. Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказки. Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений. Развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и интерес к жизни и творчеству писателя П.П.Ершова. | Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по мотивам сказки «Конек-Горбунок». |
Ноябрь | 1.Знакомство с портретом и биографией И. А. Крылова с помощью презентации. 2.Разыгрывание басни по ролям «Стрекоза и Муравей». 3.Просмотр короткометражного фильма по басням Крылова. | Учить понимать мораль и образный язык басен; развивать связную речь; познакомить детей с некоторыми словами-архаизмами и их современными эквивалентами; продолжать приобщать родителей к семейному чтению. | Раскрашивание картинок по басням «Мартышка и очки», «Квартет», «Слон и моська». |
Декабрь | 1.Знакомство с портретом и биографией А. С. Пушкина. 2.Просмотр презентации «По страничкам сказок любимого Пушкина». 3.Чтение произведения «Сказка о рыбаке и рыбке». | Познакомить с автором и его биографией. Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи со знакомыми героями. Воспитывать потребность рассматривать книгу и иллюстрации. Учить детей отличать хорошее поведение от плохого. | Поделка из природного материала «Золотая рыбка». |
Декабрь | 1.Знакомство с портретом и биографией Э.Н.Успенского с помощью презентации. 2. Литературный вечер «Читаем сказку Успенского "Крокодил Гена и его друзья" (родители читают в группе). 3.Виртуальная экскурсия в музей Чебурашки Э.Н. Успенского в Москве. | Познакомить детей с творчеством Э.Н. Успенского. Развивать творческое воображение, мышление, память. Учить детей создавать творческие работы на основе прочитанного произведения. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу. | Лепка с использованием природного материала «Чебурашка». |
Январь | 1.Знакомство с портретом и биографией В.Ф.Одоевского с помощью презентации. 2.Рассматривание иллюстраций, созданных художниками О.Закис, В.Конашевичем, И.Кузнецовым, Н.И.Корниловым, В.Перцовым . 3.Семейное чтение автора «Мороз Иванович». | Познакомить с жизнью и творчеством В.Ф.Одоевского; изучить литературные сказки “Городок в табакерке”, «Мороз Иванович»; пополнять словарный запас детей; формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы. Учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нём событий, воспроизведения содержания сказки по вопросам воспитателя. | Рисование «Мороз Иванович» (материал для рисования дети выбирают самостоятельно). |
Январь | 1.Знакомство с портретом и биографией Л.Н.Толстого с помощью презентации. 2.Семейное чтение рассказов писателя и рассматривание иллюстраций к ним. 3.Экскурсия в библиотеку. | Ознакомление детей с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого. Углубить знания детей о животном мире через произведения; формировать навыки устной речи. Развитие у детей устойчивого интереса к чтению художественной литературы. | Создание макета «Зоопарк» совместно с родителями. |
Февраль | 1.Знакомство с портретом и биографией С. Михалкова с помощью презентации. 2.Чтение в семье сказки «Три поросенка». 3.Конкурс домиков для поросят. | Активизация познавательного интереса детей к творчеству С.В.Михалкова; формирование умения понимать главную идею произведений, правильно оценивать поступки героев, умения высказывать суждения, оценку прочитанного; продолжать приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений. | Лепка «Три поросенка». |
Февраль | 1.Знакомство с портретом и биографией В. Гауфа с помощью презентации. 2.Просмотр мультфильма «Маленький Мук». 3. Викторина по сказке «Маленький Мук». | Познакомить детей с известным немецким сказочником. Развивать логическое мышление, речь, внимание, память, творческие способности. Воспитывать общечеловеческие моральные ценности и идеалы: доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность. Воспитывать интерес к истории и традициям других стран. Развивать навыки совместной деятельности в группе, навыки публичного выступления. | Рисование иллюстраций к сказке «Маленький Мук». |
Март | 1.Знакомство с портретом и биографией Экзюпери с помощью презентации. 2.Чтение в семье сказки «Маленький принц». 3.Создание родителями макета Солнечной системы. | Изучить творчество Антуана де Сент-Экзюпери. Закреплять знания детей о солнечной системе, рассматривание положения планет по отношению к солнцу; обогащение развивающей среды в группе. Обеспечить полноценное восприятие произведения; продолжать учить работать с книгой. | Аппликация «Планеты солнечной системы». |
Март | 1.Знакомство с портретом и биографией С. Т. Аксакова с помощью презентации. 2.Прослушивание музыкального произведения «Вальс цветов» П.И.Чайковского. 3.Семейное чтение сказки «Аленький цветочек». | Поддерживать интерес детей к художественной литературе, воспитывать любовь к русскому народному устному творчеству. Обучение детей умению вести беседу, отвечать на вопросы развернутыми ответами и односложными, уметь слушать высказывания других и тактично исправлять ошибки, дополнять ответы, вносить свои реплики. | Из природного материала создание волшебного аленького цветочка. |
Апрель | 1.Знакомство с портретом и биографией Джанни Родари с помощью презентации. 2.Прослушивание аудио сказки «Чиполлино». 3.Разгадывание кроссворда по мотивам сказки «Чиполлино». | Ознакомить детей с интересными фактами из биографии писателя Джанни Родари; прочитать художественные произведения Джанни Родари; закрепить знания в продуктивной деятельности; формировать основы читательской культуры в процессе чтения книг, вспомнить правила поведения в библиотеке. | Разукрашивание сюжетных раскрасок по сказке «Чиполлино» в режимных моментах. Посадка луковиц. |
Май | 1.Знакомство с портретом и биографией А.М.Волкова с помощью презентации. 2.Семейное чтение сказки «Волшебник Изумрудного города». | Знакомство с творчеством писателя А.М.Волкова; совершенствовать навыки пересказа, развивать устную речь детей, обогащать словарный запас; развивать творческие способности, воображение, логическое мышление; воспитывать любовь к добру, к красоте. | Рисование понравившихся сюжетов сказки «Волшебник Изумрудного города» (изоматериалы дети выбирают самостоятельно). |
Май |
III этап – заключительный
1. Повторное анкетирование родителей.
2. Круглый стол «Поделимся впечатлениями».
3. Фотовыставка «Мы любим и знаем детских писателей».
Вывод
За время проекта дети познакомятся с краткой биографией детских писателей и поэтов, их произведенияМИ, познакомятся с историей появления книги. Сами побывают в роли авторов, художников-иллюстраторов и оформителей книг.
Пересказывая сказки, рассказы дети совершенствуют монологическую речь; овладевают умением составлять разные виды текстов: описание, повествование, рассуждение; излагают текст четко, эмоционально, с выразительной интонацией.
На заключительном этапе наиболее важной стала задача — стимулировать будущий читательский талант дошкольников, их коммуникативную компетентность, творчество. Реализация поставленных задач будет прекрасным венцом общей творческой работы.
Знания, которые дети получат в ходе проекта, вызОВУТ большой интерес детей к книгам. Дети БУДУТ больше проводить время в книжном уголке.
Список литературы
1. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001.
2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001.
3. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6.
4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5.
5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997.
6. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5.
7. Н. В. Гавриш, О. С. Ушакоа. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007.
8. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. Творческий центр «Сфера» М. 2003.
9. Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 1996.
10. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.
11. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6..
12. Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1.
13. Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. .
14. В.Маркова, Л.Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка.//Дошкольное воспитание. -2009. №6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционно – оздоровительная работа в ДОУ" Автор воспитатель МБДОУ "Детский сад №67" Семёнова Татьяна Борисовна.
Материал воспиателя МБДОУ "Детского сада №67" компенсирующего вида Семёновой Татьяны Борисовны...
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.
Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...
Консультация для воспитателей "Поисково-экспериментальная деятельность детей".Автор воспитатель МБДОУ № 5 "Радуга" г. Жердевка.
Материал для воспитателей работающих над этой темой....
Мастер- класс для педагогов «Авторская сказка, как метод патриотического воспитания дошкольников» Автор разработки: Дубовова Олеся Викторовна, воспитатель МБДОУ "Слободской детский садПряничный домик» .
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью ...
Методическая разработка "Волшебная страна блоков Дьенеша"
В методической разработке предоставлена картотека нетрадиционных развивающих игр по Блокам Дьенеша для детей средней и старшей групп....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Волшебная страна Грамматика» воспитатель Аксарина Елена Александровна МБДОУ "№5 "Теремок"
Цели: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость.Задачи:Образовательные:Совершенствовать умение детей различать гласные, твердые и...