Статья нравственно-патриотическое воспитание младший дошкольный возраст (2022г.)
статья (младшая группа)

Мусина Ирина Васильевна

Статья нравственно-патриотическое воспитание младший дошкольный возраст (2022г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53» города Новосибирска

                         Статья

     Основы нравственно-патриотического воспитания                

                детей  младшего  дошкольного возраста

Подготовил воспитатель:

Мусина И.В. – 1 кв.категория

г.Новосибирск 2022

 Основы нравственно-патриотического воспитания детей младшего              дошкольного возраста

Аннотация: В статье представлены теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста, проанализировано содержание работы дошкольных образовательных организаций в рамках данного направления деятельности.

Ключевые слова: нравственность, патриотизм, нравственно-патриотическое воспитание, дошкольный возраст.

Одним из главных элементов общественного сознания является нравственно-патриотическое воспитание, оно лежит в основе существования, функционирования и развития государства и общества, позволяет обеспечить преемственность поколений.

Понятие «патриот» произошло от греческого слова «patris» и дословно обозначает «Отечество, Родина». В современной психолого-педагогической литературе выделяют государственный, социально-групповой и личностный уровни патриотизма [5].

Согласно определению А.Н. Леонтьева категория «нравственность» представлена внутренними духовными качествами личности, которыми руководствуется человек в своей повседневной жизни, деятельности, общении, а так же моральными нормами и принципами, установленными в соответствии с данными качествами [8].

Содержание понятий «патриотизм» и «нравственность» позволяют охарактеризовать патриотическое воспитание как целенаправленный процесс формирования патриотического сознания личности, предполагающего наличие у человека любви к Родине, готовность к служению ей и опыт социально-ориентированной деятельности [5]. Духовно-нравственное воспитание, согласно определению С.Б. Рябчиковой, представляет собой процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие ценностно-смысловой сферы личности посредством интериоризации духовно-нравственных ценностей [7].

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание представляет собой создание целенаправленных условий, способствующих формированию у детей ценностного отношения к Родине, Отечеству, ответственности за настоящее и будущее своей страны. В структуре нравственно-патриотического воспитания выделяют мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностно-поведенческий компоненты [5].

Первичные основы нравственности и патриотизма закладываются в семье, в дальнейшем нравственно-патриотическое воспитание детей обеспечивают образовательные организации. В основе системы нравственно-патриотического воспитания находятся научные труды Ш.А. Амонашвили, В.А. Сластенина, Е.С. Рапацевич, К.Д. Ушинского и других ученых. Необходимость нравственно-патриотического воспитания дошкольников отражается в федеральном законе «Об образовании», в федеральном государственном стандарте дошкольного образования, в стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Л.И. Божович и В.Г. Мухина заключают, что младший дошкольный возраст является сенситивным периодом для начала нравственно-патриотического воспитания вследствие возрастных особенностей детей на данном этапе социализации: высокий уровень познавательной активности, доверие к взрослым, эмоциональная восприимчивость и чувствительность. В младшем дошкольном возрасте начинают зарождаться нравственно-патриотические чувства и основы ценностного отношения к окружающему миру.

Целью нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста является создание условий для развития у детей интереса к окружающей действительности, уважение к своей семье, детскому дошкольному учреждению, начало ознакомления с традициями своего народа, своей семьи, с культурным наследием своей страны [1].

В основе нравственно-патриотического воспитания дошкольников лежат принципы природосообразности, культуросообразности, личностно-ориентированного общения, наглядности, последовательности, занимательности, научности [4].

Выделяют следующие направления нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста: формирование первичных представлений о своей семье; ознакомление с явлениями общественной жизни; первичное знакомство с государственной символикой; первичное знакомство с культурой и бытом своей страны, своего народа; формирование первичных представлений о природе родного края [6].

Традиционная модель нравственно-патриотического воспитания дошкольников представлена следующими блоками: семья; детский сад; родной город; родная страна; наша армия [1].

Называют следующие методы нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста: методы развития сознания (рассказ, этическая беседа, обсуждение, объяснение); методы формирования нравственно-патриотических чувств (упражнение, организация воспитывающих ситуаций, личный пример взрослых); методы оценки поведения (соревнование, похвала, порицание). Основными формами работы ДОУ в рамках данного вида воспитания младших дошкольников являются: игра, целевая прогулка, беседа, наблюдение, тематические занятия, праздники, конкурсы [8].

Следует отметить, что нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников осуществляется в тесном взаимодействии между ДОУ и семей воспитанников. Педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации используются следующие формы работы с родителями воспитанников: диагностические (опрос, анкетирование); консультирование; родительское собрание; круглый стол; создание информационных материалов для родителей; привлечение родителей к участию в конкурсах, ярмарках, экскурсиях, шествиях, праздниках.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основы нравственно-патриотического воспитания закладываются в младшем дошкольном возрасте. В настоящее время осуществляется совершенствование разработка и реализация программ, технологий, новых форм и методов работы с детьми в рамках данного направления воспитательной деятельности.

Список использованных источников

  1. Богданович Т.С. Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС ДО / Т.С. Богданович // Символ науки. - 2022. - №7-1. - С.21-26.
  2. Букреева Е.С. Формы, методы, основные направления работы по патриотическому воспитанию дошкольника [Электронный ресурс]. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/formy-metody-osnovnye-napravlenija-raboty-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-doshkolnika.html (дата обращения 09.10.2022).
  3. Воропаева Т.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/30/nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-detey-mladshego-doshkolnogo (дата обращения 08.10.2022).
  4. Гринюк Е.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Электронный ресурс]. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/tradici-i-obychai.html (дата обращения 09.10.2022).
  5. Нефедова А.С. Патриотическое воспитание как приоритетное направление образовательной политики / А.С. Нефедова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2017. - №5. - С. 6-12.
  6. Сабодаш О.А. Патриотическое воспитание дошкольников / О.А. Сабодаш // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2016. - №1. - С. 94-101.
  7. Сорвачева И.Д. Духовно-нравственное воспитание детей: технологии, социально-педагогические ресурсы / И.Д. Сорвачева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №1. - С. 219-222.
  8. Третьякова А.С. Понятие нравственности. Нравственное воспитание / А.С. Третьякова // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2020. - №6. - С. 84-90.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для воспитателей детского сада по теме: "Формирование нравственно - патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через народный фольклор"

Презентация рассказывает как выстроить работу с детьми младшего дошкольного возраста по формированию нравственно - патриотических качеств используя народный фольклор....

Статья «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДОВ ЧУКОТКИ»

До сих пор жизнь, обычaи и культура чукчей, представителей коренных северных нaродов населяющих Чукотку, остаётся загaдкой, потому что прошлое и нaстоящее этого малочисленного народа овеяно таким коли...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Доклад представления опыта работы «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через квест-игру «Пропавшие краски»

Доклад выступления на районном методическом объединении воспитателей ДОУ младшего дошкольного возраста...