программа кружковой деятельности "Школа выживания юных казачат"
рабочая программа (старшая группа)
Данная программа «Школа выживания юных казачат», предназначена для детей старшего дошкольного возраста, для развития социально активной личности юного казака, обладающего рядом умений и навыков, необходимых для существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
прграмма кружковой деятельности | 40.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3
станица Ленинградская муниципальное образования Ленинградский район
Программа кружковой деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
«Школа выживания юных казачат»
ст. Ленинградская
2022 год
Автор – составитель: Труш Анжелика Васильевна, воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 3 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
Рецензент: Ляшенко Марина Викторовна, начальник методического отдела МКУ ДПО «Центр развития образования» муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края.
Данная программа «Школа выживания юных казачат», предназначена для детей старшего дошкольного возраста, для развития социально активной личности юного казака, обладающего рядом умений и навыков, необходимых для существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью.
Пояснительная записка
История казачества в прошлом не являлась предметом глубокого, всестороннего анализа; лишь отдельные ее аспекты нашли отражение в научной литературе. Между тем интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. Мы являемся свидетелями того, как считавшееся давно похороненным российское казачество возрождается и крепнет. Согласно решению Войскового Сбора Кубанского казачьего войска от 22 ноября 2003 г. «Об основных направлениях деятельности Кубанского казачьего войска», среди таковых были признаны военно-патриотическое воспитание, возрождение и сохранение исторических, культурных и духовных традиций кубанского казачества.
Актуальность кружка определяется его нацеленностью на воспитание юного казака, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. На протяжении вековой истории вся жизнь казаков была пронизана духом состязаний и здорового соперничества. Это проявлялось во владении оружием и приемами рукопашного боя, демонстрацией мастерства верховой езды и преодоления препятствий. Что за казак, который не может разводить огонь, готовить пищу на костре, охотиться, спать в палатке, вести активный образ жизни без средств, обеспечивающих комфорт, и всегда иметь под рукой носимый аварийный запас (НАЗ)? Опыт выживания казаков в экстремальных природных условиях, навыки умелого воина, способного действовать на реке, в лесу и степной местности ценен для молодого поколения и сегодня. Знание основ выживания обязательно для казака. Эти умения и навыки сегодня актуальны практически для каждого человека.
Цели кружка - создание целостной среды для становления и развития социально активной личности юного казака, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью.
Задачи:
1. Обучающие:
- формирование у казачат знаний о законах и закономерностях, действующих в живой и неживой природе;
- обучение навыкам существования в природе и в антропогенных условиях;
- дать знания о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, их влиянии на безопасность личности, общества и государства;
- мотивировать казачат следить за своим здоровьем и вести здоровый образ жизни;
- формировать навыки жизнеобеспечения.
2. Воспитательные:
- воспитание норм (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных
на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;
-формировать ответственное отношение к окружающей среде, бережное отношение к природе и окружающему миру (экологическое воспитание);
- воспитывать самокритичное отношение к себе;
- воспитывать такие черты характера как выдержка, настойчивость, самостоятельность, трудолюбие, коллективизм, ответственность за свою жизнь и здоровье и др.;
- формировать навыки самодисциплины, самоорганизации, воспитывать силу воли, мужество, стойкость;
3. Развивающие:
-развивать чувство коллективизма и взаимовыручки, ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения;
-повысить уровень физической подготовленности, оздоровление организма;
- развивать эмоциональную устойчивость в сложных жизненных ситуациях;
- развивать глазомер, скорость реакции, точность и координацию движений;
- развивать навыки выживания в различных природных и климатических условиях;
- развивать навыки рационального мышления и умения самостоятельно, оперативно принимать решения в нестандартных ситуациях, анализировать свои действия;
- стимулировать у казачат самостоятельность в принятии решений;
- вырабатывать у казачат умения и навыки безопасного поведения в реальной жизни;
- развивать физические возможности юных казачат.
Наиболее эффективная форма организации уровня познавательной работы казачат - проектная деятельность, которая осуществляется группой.
Продолжительность занятия 25-30 минут. Форма обучения — групповая. Преобладает комплексный тип занятий (рассматриваются как теоретические, так и практические вопросы). Основной формой работы являются учебные занятия. Это и лекция, и занятие-встреча, занятие-игра. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия второго года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов).
Общая характеристика кружка «Школы выживания юных казачат»
«Школа выживания юных казачат» направлена на воспитание социально активной личности юного казака, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью.
Кружок «школы выживания юных казачат» реализуется в образовательной деятельности МБДОУ №3 станицы Ленинградской и соответствует возрастным особенностям детей 5-6 лет и 6-7 лет.
Описание места кружка в учебном плане
Данная кружковая работа авторская.
Общее число учебных часов за 2 года составляет 72 часов (1 академ час в неделю)
Личностные, предметные результаты
«Школы выживания» способствует формированию у юных казачат следующих качеств личности:
-патриотизм;
-ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
-трудолюбие;
-настойчивость;
-дисциплинированность;
Личностным результатом обучения является формирование:
-всесторонне образованной, развитой личности;
-понимания значения что такое здоровый образ жизни
- обладание рядом умений и навыков, необходимых для существования при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Учебно-тематический план занятий
5-6 лет (первый год обучения)
N п\п | Тема занятий | Количество занятий | Методические приемы | Описание занятий | ||
всего | теория | практика | ||||
1. | Вводное занятие. Постановка целей и задач, выявление уровня подготовленности обучающихся. Техника безопасности при проведении занятий | 2 | 2 | 0 | Беседа, рассматривание иллюстраций, презентаций, просмотр фильмов. | На этом занятие казачата узнают основные цели, задачи, которые ставятся на текущий учебный год, высказывают предложения о будущих планах коллектива, о проблемах, которые необходимо решить. Знакомятся с техникой безопасности при проведении занятий. |
2. | Незнакомая местность. Поведение в незнакомой местности. Экскурсия в незнакомую местность | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассказ педагога, объяснение, показ, рассматривание иллюстраций, фотографий, презентаций, индивидуальная работа. | Ознакомить детей с незнакомой местностью. О поведении в незнакомой местности, показать мультимедийную презентацию, сопровождая показ слайдов комментариями, беседа с казачатами об увиденных материалах. |
3. | Носимый аварийный запас – НАЗ. Изучение плана местности. | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассматривание иллюстраций, презентаций, просмотр фильмов. | Рассказать казачатам что такое НАЗ-Носимый аварийный запас. Предложить для рассматривания план местности, предложить изучить его, на что следует обратить внимание. |
4. | Компас и работа с ним. Основное его назначение | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассказ педагога, объяснение, показ, рассматривание иллюстраций, фотографий, презентаций, индивидуальная работа. | Познакомить казачат с компасом, познакомить с историей появления компаса, для чего нужен компас и как им правильно пользоваться. Активизировать словарь детей словами: компас, части света, ориентирование. Закрепление навыков работы с компасом. . |
5. | Ориентирование на местности с помощью компаса | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассказ педагога, рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов, вопросы к детям, индивидуальная работа. | Знакомить казачат с ориентированием на местности с помощью компаса. Прокладка маршрута на местности с помощью компаса. Закрепление навыков работы с компасом. |
6. | Как не заблудиться в лесу и другой незнакомой местности | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассказ педагога, рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов, вопросы к детям, индивидуальная работа. | Дать казачатам определение и рассказать как не заблудится чтобы вернутся обратно. Формирование четких алгоритмов поведения в чрезвычайной ситуации потери в лесу. Развитие умения нестандартно мыслить и использовать подручные материалы в чрезвычайной ситуации; отработка умений практических умений. |
7. | Определение ориентиров для обратного движения. Отработка практических умений. | 2 | 1 | 1 | Словесные, показ, поощрение, наглядные, практические, вопросы к детям, индивидуальная работа. | Дать правильное определение как четко определить ориентиры. Организовать с казачатами целенаправленные экскурсии в групповую комнату, на участок, территорию детского сада, а затем и прилегающую к нему территорию. Предложить отмечать количество дверей, рисовать коридоры, планы своей группы, физкультурной площадки, считайте этажи здания, знакомиться с понятием «план». План — это наглядная модель, где отдельные элементы обозначены условными знаками или геометрическими фигурами, размещение которых точно повторяет расположение предметов в реальном пространстве. |
8. | Практическое занятие Правила поведения в природе. | 2 | 1 | 1 | Словесные, показ, поощрение, наглядные, практические, вопросы к детям, индивидуальная работа. | Предложить казачатам различные виды планов для определение ориентиров для обратного движения. Отработка практических умений. |
9. | Если ты заблудился. Общий план действий заблудившегося человека | 2 | 1 | 1 | Рассказ педагог а, просмотр слайдов, вопросы к детям, беседа, поощрение, индивидуальная работа. | Дать юным казачатам представления о правилах поведения в природе. Если ты заблудился. Предложить правила поведения в лесу. СТОП. Оставайся на месте! Не бойся, отвечай шумом на шум Сигналы. Обозначь место, где ты находишься. Храни тепло и силы Будь осторожен! Держись подальше от водоемов. Береги заряд телефона. Помоги себя найти. Постарайся оставлять следы своего пребывания. Не бойся. |
10. | Организация временного лагеря. | 2 | 1 | 1 | Рассказ педагог а, просмотр слайдов, вопросы к детям, беседа, поощрение, индивидуальная работа. | Рассказ педагога казачатам об организации временного лагеря в лесу, показать презентацию, обратить внимание на технику безопасности при организации лагеря. |
11. | Костер, его виды. Правила пользования костром. | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассказ, поощрение, индивидуальная работа, рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов, вопросы к детям. | Познакомить казачат с разными способами розжига костра, с различными типами костров, с костровым оборудованием, с техникой безопасности при розжиге костра и его использовании, научить, самостоятельно находить варианты наиболее эффективного способа организации костра, в зависимости от ситуации; |
12. | Дары природы полезные и ядовитые | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассказ, поощрение, индивидуальная работа, рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов, вопросы к детям. | Учить выделять юных казачат ядовитые растения из других растений, познакомить с ними поближе. |
13. | Охота и рыбная ловля | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассказ, поощрение, индивидуальная работа, рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов, вопросы к детям, поощрение. | Дать первичные сведения о промыслах жителей Кубани. Формировать представление об основных промыслах кубанцев в прошлом – охотоводстве и рыболовстве, рассказать как можно в лесу из подручных средств сделать удочку и другие предметы. Предложить для рассматривания иллюстрации, беседа об увиденных материалах. |
14. | Опасные животные | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассказ, поощрение, индивидуальная работа, рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов, вопросы к детям, поощрение. | Ознакомить казачат с возможными опасными животными, подстерегающими их в лесу, выяснить с детьми, какие опасности могут подстерегать их в лесу; учить детей правильно вести себя при обнаружении опасного животного, жалящих насекомых, змей и клещей. |
15. | Первая медицинская помощь | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассказ, поощрение, индивидуальная работа, рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов, вопросы к детям. | Познакомить казачат с элементарными приемами первой медицинской помощи, воспитывать желание быть здоровым закрепить основные правила безопасного поведения в быту; формировать чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь другому, довести до понимания детей, что первая помощь может спасти жизнь человека; умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. воспитывать желание быть здоровым |
16. | Основные правила использования лекарственных препаратов и лекарственных растений. | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассказ, поощрение, индивидуальная работа, рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов, вопросы к детям. | Учить казачат правилам использования лекарственных растений, ка выглядят, учить самостоятельно классифицировать « съедобные» и «не съедобные» грибы и ягоды;, уточнять и расширять знания казачат о растениях и грибах |
17. | Казаки в походах. Интересные истории из жизни казаков | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассказ, поощрение, индивидуальная работа, рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов, вопросы к детям. | Познакомить казачат с интересными историями из жизни казаков. Воспитывать любовь к Родине, продолжать ознакомление юных казачат с культурой казачества; воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков. |
18. | Соревнования | 2 | 1 | 1 |
6-7 лет (второй год обучения)
№ п\п | Тема занятий | Количество занятий | Методические приемы | Описание занятий | |||
всего | теория | практика | |||||
1. | Вводное занятие. Постановка целей и задач, выявление уровня подготовленности обучающихся. Техника безопасности при проведении занятий | 2 | 2 | 0 | Беседа, рассматривание иллюстраций, презентаций, просмотр фильмов. | На этом занятие казачата узнают основные цели, задачи, которые ставятся на текущий учебный год, высказывают предложения о будущих планах коллектива, о проблемах, которые необходимо решить. Знакомятся с техникой безопасности при проведении занятий. | |
2. | Квест-игра « В поисках клада», умение находится в незнакомой местности». Поведение в незнакомой местности. Носимый аварийный запас – НАЗ. Закрепление плана местности. | 4 | 1 | 3 | Беседа, рассказ педагога, объяснение, показ, рассматривание иллюстраций, фотографий, презентаций, индивидуальная работа. | На протяжении всех занятий отрабатывать поведении в незнакомой местности, следя за правильностью и четкостью соблюдением поведения, закрепляя Наз. | |
3. | Квест - игра «Загадки тетушки непогодушки» умение работать с компасом. Закреплять основное его назначение. Закреплять ориентирование на местности с помощью компаса. | 4 | 1 | 3 | Беседа, рассказ педагога, рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов, вопросы к детям, индивидуальная работа. | На протяжении всех занятий совершенствовать работу казачат с компасом, для чего нужен компас и как им правильно пользоваться. Закрепление навыков работы с компасом. | |
4. | Геокешинг «Как весело провести время в лесу и не заблудится», совершенствование определений ориентиров для обратного движения. Как не заблудиться в лесу и другой незнакомой местности Отработка практических умений, правил поведения в природе. | 4 | 1 | 3 | Словесные, показ, поощрение, наглядные, практические, вопросы к детям, индивидуальная работа. | На протяжении всех занятий отработка определения как не заблудится чтобы вернутся обратно. Продолжать формирование четких алгоритмов поведения в чрезвычайной ситуации потери в лесу, умения нестандартно мыслить и использовать подручные материалы в чрезвычайной ситуации; отработка практических умений. | |
5. | Тренинг «Я потерялся», совершенствовать умения составлять общий план если ты заблудился а также умения организовать временный лагерь. | 4 | 1 | 3 | Рассказ педагог а, просмотр слайдов, вопросы к детям, беседа, поощрение, индивидуальная работа. | На протяжении всех занятий педагог отрабатывает правила поведения в лесу. СТОП. Оставайся на месте! Не бойся, отвечай шумом на шум Сигналы. Обозначь место, где ты находишься. Храни тепло и силы .Будь осторожен! Обращает внимание на технику безопасности при организации лагеря. | |
6. | Викторина « Костер, виды костров», закрепление правил пользования костром. Совершенствовать умения знать полезные и ядовитые растения, уметь их различать. | 4 | 1 | 3 | Беседа, рассказ, поощрение, индивидуальная работа, рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов, вопросы к детям. | На протяжении всех занятий закреплять способы розжига костра, повторять типы костров, костровое оборудование, технику безопасности при розжиге костра и его использовании, совершенствовать умения самостоятельно находить варианты наиболее эффективного способа организации костра, в зависимости от ситуации; Закреплять ядовитые растения, внешний вид, познакомиться с ними поближе. Отрабатывать оказание первой помощи при отравлении ядовитыми растениями. | |
7. | Семейная квест-игра «Путешествие в мир охоты и рыбалки», продолжать знакомство с охотой и рыбной ловлей, опасными животными. | 4 | 1 | 3 | Беседа, рассказ, поощрение, индивидуальная работа, рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов, вопросы к детям. | Совершенствовать знания казачат о промыслах жителей Кубани. Отрабатывать навыки ловли и охоты, а также изготовление предметов ловли и охоты своими руками. знакомить ребят с возможными опасными животными, подстерегающими их в лесу, закреплять навыки поведения при обнаружении опасного животного, жалящих насекомых, змей и клещей. | |
8. | Разбор проблемных ситуаций. Совершенствование навыков оказания первой медицинской помощи, основных правил использования лекарственных препаратов и лекарственных растений. | 4 | 1 | 3 | Беседа, рассказ, поощрение, индивидуальная работа, рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов, вопросы к детям, поощрение. | На протяжении всех занятий продолжать знакомить казачат с элементарными приемами первой медицинской помощи, закрепить основные правила безопасного поведения в быту; формировать чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь другому, довести до понимания детей, что первая помощь может спасти жизнь человека; умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Продолжать учить казачат правилам использования лекарственных растений, ка выглядят, расширять знания юных казачат о растениях и грибах; | |
9. | Театрализованное представление «Казаки в походах». Интересные истории из жизни казаков. Соревнования. | 6 | 2 | 4 | Беседа, рассказ, поощрение, индивидуальная работа, рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов, вопросы к детям, поощрение. | Продолжать рассказывать казачатам о интересных историях из жизни казаков. | |
итого | 36 |
Примерная структура занятий кружка «Школа выживания юных казачат» | ||||
Возраст | Вводная часть, мин. | Подготовительная часть | Основная часть, мин. | Заключительная часть, мин. |
5-6 лет | 2 | 5 | 15 | 6 |
6-7лет | 2 | 3 | 20 | 5 |
Используемая литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
2.Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А.- Родной край / М.: Просвещение, 1980 г.
3. Программы духовно - нравственного воспитания и развития «Родник», авторы Карасева Е.Г., Ярина Т.А., (сборник по дошкольному образованию, Краснодар)
4. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. – Методическое пособие «Патриотическое воспитание детей 6-7» лет/ М.,: ТЦ Сфера, 2007 г.
5. Натарова В.И., Карпухина Н.И. – Практическое пособие «Моя страна»/ Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005 г.
6. Житнюк Н.И. – Моя малая Родина/ Краснодар: Периодика Кубани,2005 г.
7.Великоднева Ю.В.- Культура кубанского казачества/ ЛПК, 2004г.
8.Хлопова Т.П., Лёгких Н.П., Гусарова, Данилина Л.М. – Ты, Кубань, ты наша Родина/ Краснодар, 2004 г.
9.Вакуленко Е.Г. – Народная культура кубанского казачества/ Краснодар: Традиция, 2009 г.
10.«Ты, Кубань, ты наша Родина…» / Материалы из опыта работы районных методических служб, дошкольных образовательных учреждений, педагогов детских садов /. Составители: Т.В. Хлопова, Н.П. Легких, И. Н. Гусарова. - Департамент образования и науки Краснодарского края. Краснодар 2004 г.
11. Патриотическое воспитание в детском саду. М.Ю. Новицкая. – Наследие М.: Линка-Пресс, 2003 г.
12. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине. В.А. Маркова, Л.М. Данилина, З. Г. Прасолова - Краснодар: Традиция, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы для подготовительной группы. «Юные волшебники»
Программа «Юные волшебники» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. “Изобразительная деятельность в детском саду”, Казаковой Р.Г. “Рисование с...
Программа кружковой работы "Юный журналист"
Прграмма кружковой работы с детьми 10-16 лет "Юный журналист"...
Рабочая программа кружковой работы "Юный любители природы"
Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь....
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы "Юный шахматист"
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объёме информации, умение ана...
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы "Юный шахматист"
Предложенная программа составлена на основе программы «Шахматы, первый год» И.Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок.В их числе:§ широкое использ...
Модифицированная общеразвивающая программа кружка «Юнные казачата»
Планирование кружковой работы на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для детей второй младшей группыПатриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Р...
Рабочая программа кружковой работы «Мы юные таланты»
Рабочая программа кружковой работы«Мы юные таланты» Нетрадиционная техника рисованияВозраст 1,5-3 годаСрок реализации программы один год2023 – 2024 учебный год...