Программа кружковой работы "Юный журналист"
рабочая программа на тему
Прграмма кружковой работы с детьми 10-16 лет "Юный журналист"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgoamma_yunyy_zhurnalist.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное учреждение, "Центр содействия семейному устройству для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей пгт.Горнореченский"
Дополнительная образовательная программа кружка
«Юный журналист»
Программа рассчитана на учащихся 10-16 лет
Срок реализации программы – 3 года
Репникова Алена Федоровна,
воспитатель
2016г
Пояснительная записка
Программа кружка «Юный журналист» разработана в соответствии с требованиями и предназначена для организации познавательной деятельности детей 10-16 лет.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях кружка, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность воспитанников в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Новизна рабочей программы состоит в том, что она создаёт условия для продуктивной творческой деятельности детей, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы кружка, используются в практической деятельности: выпуске газет, литературного чтения, риторики, эстетического вкуса и мастерства фотографии.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса детей как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента, имеющим активную жизненную позицию, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Цель программы: создание пространства для социальных практик и приобщение их к общественно значимым делам
Задачи программы:
- познакомить с журналистикой как профессией и областью литературного творчества;
- формировать умение работать в различных жанрах
- способствовать формированию коммуникативной компетентности в учебном сотрудничестве, создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
- способствовать развитию творческих способностей;
- развивать психофизиологические способности ребёнка: память, мышление, внимание, творческое воображение;
- способствовать освоению ИКТ-средств как одного из основных инструментов учебной деятельности;
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства.
- развитие способности анализировать происходящее вокруг
- умение фотографировать
Настоящая программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена для детей 10-16 лет.
Программа предусматривает формирование навыков журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Формы проведения занятий:
В ходе реализации программы кружка используются следующие формы организации занятий
- игра;
- проблемная ситуация;
- групповая и парная работа;
- практическая деятельность;
- тренировочные упражнения;
- ситуативные тренинги;
- чтение и обсуждение статей из газет;
- встреча с журналистами;
- обсуждение материалов, написание отзывов и статей;
- выпуск стенных газет;
- подготовка статей для публикации в газетах.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самоанализу и самооценке, быть ответственным, самостоятельным, творить и сотрудничать – этому способствуют активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа, практическая деятельность.
Участие в творческой деятельности предполагает сотрудничество воспитанника с партнерами по группе, именно это рождает инициативу ребенка в учебных действиях. В результате происходит коррекция сложившейся точки зрения – она уточняется и обогащается. На занятии дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а воспитатель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом уделяя внимание каждому ребенку.
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры
Продолжительность занятий – 40-45 минут.
Контроль за усвоением знаний:
Контроль знаний осуществляется воспитателем через постоянное повторение важнейших понятий и правил, выполнение детьми практических и самостоятельных работ. На занятиях дети демонстрируют умения применять полученные знания в конкретной ситуации, действовать творчески. Оценка усвоения знаний осуществляется также при подготовке материалов и выпуске газет.
Требования к знаниям и умениям:
Программа курса позволяет формировать у детей следующие
познавательные учебные действия
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
коммуникативные универсальные учебные действия
- планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
личностные учебные действия
- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
К концу обучения воспитанники должны знать:
- основные цели и задачи средств массовой информации;
- иметь представление о профессии журналист;
- основные жанры журналистики;
- особенности основных компьютерных программ
должны уметь:
- строить устное и письменное сообщение;
- работать в различных жанрах публицистического стиля;
- оценивать события с точки зрения нравственных позиций,
- общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- -презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);
- готовить и публиковать материалы в прессе под руководством педагога.
Результатом деятельности в рамках программы кружка «Открытый мир» станет выпуск школьной газеты с использованием ИКТ-технологий.
Тематический план занятий кружка
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Формы работы | Методы и приемы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16 .
| Цели и задачи курса. Из истории журналистики. Общее понятие о журналистике. Основные специальности журналиста (корреспондент, репортер, комментатор, фотокорреспондент). История развития районной журналистики Словарь терминов для начинающих журналистов Знакомство с основными жанрами журналистики: а) информационные жанры; б) аналитические жанры; в) художественно-публицистические жанры; г) обобщающее занятие по теме. Деловая игра «Интервью» Содержание и форма стен-газеты а) Определение формата, объема, основных рубрик газеты; б) практическая работа «Структура газетного материала» в) экскурсия в редакцию районной газеты Литературное редактирование. Развивающая журналистика. Тренинг. Этапы подготовки материала: а) определение темы; б) оформление идеи материала; в) сбор фактов; г) анализ фактов и составление плана; д) написание черновика и корректирование плана. Деловая игра «Редакция». Репортаж. Фоторепортаж. Корреспонденция, статья. Практикум Технология производства газеты Приложение к школьной газете. Электронный журнал «Живой родник». Практическая работа по выпуску стен- газеты и приложения. Подведение итогов. | 2 2 4 4 8 2 2 2 2 2 4 4 2 6 2 2 2 2 4 12
| лекция лекция Встреча с редактором газеты Лекция лекция Индивидуаль-ная и групповая работа Проектирова-ние работы Защита проекта Деловая игра Анализ материалов периодической печати Экскурсия. Встреча с журналистами. Практикум. Саморедактиро-вание, взаиморедакти-роване Тренинг Практикум. Работа над выпуском газеты Деловая игра. Групповая работа Групповая работа. Обзор материалов периодической печати «Круглый стол» Экскурсия в типографию Подбор материалов для журнала «Круглый стол» | Словесный, наглядный Обзор и анализ материалов периодической печати Словесный, наглядный Словарная работа Подбор материалов разных жанров из периодической печати Словесный, эвристичес-кий Наглядные, словесные Наглядные, словесные Карточки с заданиями Компьютер, сканер Цифровая камера, компьютер Наглядный, словесный Анализ материалов журнала Компьютер, сканер, принтер, цифровая камера |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Вводное занятие (2ч.). Знакомство с целями, задачами курса, формами работы.
Возникновение и развитие журналистики.
Общее понятие о журналистике (2 ч.). Основные специальности журналиста (корреспондент, репортер, комментатор, фотокорреспондент).
История развития районной журналистики (4 ч.).
Из истории создания газеты «Северное Приморье». Другие печатные издания Кавалеровского района.
Словарь терминов для начинающих журналистов (4ч.).
Атрибуция, аббревиатура, абзац, аннотация, апрош, библиография, бордюр, буклет, верстка. Виньетка, воздух, выпускающий, выходные данные, вычитка, гарнитура, графика, дедукция, жанр, загон, заставка, заголовочный комплекс, индукция, инверсия, интерлиньяж, клише, корректура, колонка, колонтитул, композиция, курсив, концепция, лид, логотип, макет, маркер, оригинал, оригинал-макет, разворот, разрядка, респондент, рубрика, тема, тематическая (целевая) полоса, тематическая подборка, формат, «фонарь»(буквица), шапка, шрифт, экспедиция.
Знакомство с основными жанрами журналистики (8 ч.)
Информационные жанры: хроника, информация, заметка, корреспонденция, репортаж, интервью, комментарий, отчет, опрос, пресс-релиз.
Аналитические жанры: отчет, корреспонденция, интервью, беседа, круглый стол, комментарий, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, прогноз, версия, эксперимент, письмо, рекомендация.
Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, анекдот, лирика, игра.
Деловая игра «Интервью» (2 ч)
Отработка навыка конструирования вопросов, развитие ассоциативного, логического мышления (отбор, сопоставление, обобщение), умение строить отношения с другими людьми. Определение собственной позиции по отношению к окружающей реальности.
Индивидуальная и групповая работа.
Содержание и форма газеты (4 ч.)
– Определение формата, объёма, основных рубрик газеты.
– Экскурсия в редакцию районной газеты –Практическая работа: «структура газетного материала».
Литературное редактирование (4 ч.)
Особенности литературного редактирования. Виды редактирования. Иллюстрирование газеты (2 ч.)
Задачи иллюстрирования. Портрет. Пейзаж. Фотоэтюд. Орнамент. Карикатура. Дружеский шарж.
Тренинг «Развивающая журналистика» ( 2 ч.)
Детиделятся на группы. Тренинг проводится в игровой форме.
Тематика игровых занятий: «Вариации на тему», «Давай с тобой поговорим», «Как это было», «Я вам пишу», «Образная память», «Эмоциональная память», «Зрительная память» и другие.
Этапы подготовки материала (6 ч.)
Практикум по выпуску газеты ( определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, нап
. Выбор названия газеты, основных рубрик, распределение обязанностей, а создание макета газеты. Написание черновика и корректирование плана).
Деловая игра «Редакция» (2 ч)
Репортаж, фоторепортаж (2 ч.), отражение события через призму личностного восприятия автора. Репортаж – одушевлённая информация. Новость в движении.
Групповая работа. Важнейшие особенности репортажа – динамичность и наглядность в описании происходящего
Корреспонденция (2ч.)
Структура корреспонденции: постановка проблемы – система доказательств – аргументация. Виды корреспонденции: информационная, аналитическая, постановочная, корреспонденция-раздумье.
Технология производства газеты (2 ч.)
Экскурсия в типографию.
Создание приложения к школьной газете – электронного журнала «Живой родник» (4ч.)
Практическая работа: подбор материала для журнала (лучших творческих работ ).
Практическая работа по выпуску стен газеты и электронного журнала «Живой родник» (12 ч.)
Подведение итогов.
Используемая литература для педагога
- Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
- В.В. Бергаут, И.С. Чардин. Интернет: первые шаги. М., 2000
- Основы современных компьютерных технологий: Уч.пособ./ Под ред. Проф. Хомоненко А.Д. СПб., 2002
- Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
- Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
- Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
- Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
- В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
- Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
Используемая литература для детей
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
Информационные ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"
Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...
Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В гостях у сказки» Программа кружковой театрализованной деятельности по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Тема: "В гостях у сказки"...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель
Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...
Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год
Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными ...