«ПРОФИЛАКТИКА И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
статья

Варфоломеева Марина Станиславовна
«Синдром эмоционального выгорания»; диагностикой, самодиагностикой синдрома эмоционального выгорания; техниками, способствующими восстановлению сил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vygoranie.docx47.59 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в социальной сфере

«ПРОФИЛАКТИКА И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

педагога»

Цель: познакомить  с понятием «Синдром эмоционального выгорания»; диагностикой, самодиагностикой синдрома эмоционального выгорания; техниками, способствующими восстановлению сил.

Синдром эмоционального выгорания - патологический процесс, который характеризуется эмоциональным, психическим и физическим истощением организма, в основном возникающим в трудовой сфере, но и проблемы личностного характера не исключены.

Эмоциональное сгорание динамический процесс и возникает поэтапно. В.В. Бойко выделяет три фазы стресса:

  1. Нервное (тревожное) напряжение его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
  2. Резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

З . Истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы нарастающего эмоционального выгорания. Например, у человека, с выгоранием первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и симптомы проявляются в легкой форме и выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления или организации перерыва в работе. Однако стадия «напряжение» уже проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов

2

профессиональной деятельности, неудовлетворенностью собой, избранной профессией, ощущением «загнанности в клетку», возникновением тревоги и депрессии. Нервное напряжение создают повышенная ответственность, трудность контингента, хроническая психоэмоциональная атмосфера и т. д.

При этом стадия «резистенции» (сопротивления) уже характеризуется симптомами неадекватного избирательного эмоционального реагирования (черствость, неучтивость, равнодушие к коллегам, клиентам), эмоциональнонравственной дезориентации, распространения экономии эмоций на сферу вне профессиональной деятельности общение с родственниками, знакомыми, а также редукцией и упрощением профессиональных обязанностей.

Но чаще всего человек с синдромом эмоционального выгорания не осознает, что с ним происходит. Он лишь испытывает растущее внутреннее раздражение, напряжение, тревогу и неприязнь к тем, кому призван помогать: клиентам, ученикам, пациентам, посетителям. Признаки синдрома выгорания во многом напоминают симптомы неврастении. Человек чувствует постоянную усталость, у него падает работоспособность, болит голова, нарушается сон, снижается аппетит, усиливается тяга к табаку, кофе, алкоголю. Так же, возникает ощущение беспомощности, безнадежности, апатии. Постепенно развивается негативное отношение к своему труду и людям, с которыми надо сталкиваться по работе. Контакты с ними становятся все более обезличенными, «бездушными» и формальными.

Всё изложенное выше несомненно относится и к педагогическим работникам. Но особенно хочется сделать акцент на следующем.

З

Эмоциональное выгорание педагогических работников одна из серьёзных проблем современного образования. Ему подвержены чаще всего люди старше 35 40 лет. К этому времени они накопят достаточный педагогический опыт, их собственные дети подрастут и уход за ними потребует меньшего времени, чем раньше. Кажется, что надо ожидать резкого подъёма в профессиональной сфере. Но часто наблюдается противоположное явление. У педагогов заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает «блеск в глазах», нарастает усталость. Бывают ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди уходят из сферы образования, меняют профессию и всю оставшуюся жизнь скучают по общению с детьми.

Одним из важнейших факторов риска в плане появления эмоционального выгорания педагогов можно назвать сниженное чувство собственного достоинства. Ситуации социального сравнения для таких людей являются стрессогенными. Такие педагоги часто не удовлетворены своим статусом.

Из сниженного самоуважения часто вытекают трудоголизм, высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма, стремление всё и всегда делать лучше всех, безукоризненно. Любое снижение результатов труда может вызвать совершенно непредвиденную, неадекватную реакцию.

Склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир так же способствуют развитию у педагога эмоционального выгорания.

Огромную роль в развитии у членов педагогического коллектива профессионального выгорания может сыграть и неэффективный стиль руководства.

4

Отрицательно влияет на педагогов и работа в условиях дефицита времени. Желание всё сделать безукоризненно и недостаток времени несовместимы. Это приводит не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке и, как правило, к появлению психосоматических заболеваний.

Эмоциональному выгоранию способствует и отсутствие сплочённого социального окружения, которое могло бы оказывать поддержку.

Следовательно, эмоциональному выгоранию особенно подвержены педагоги, которым свойственно чрезмерное стремление быть замеченным или наоборот незаметным, желание делать всё очень хорошо или не стараться вовсе. Риску профессионального выгорания подвергаются и те, у кого часто возникают мысли о том, как несправедливы к ним окружающие: недооценивают их трудовые заслуги. Развитию эмоционального выгорания педагогов способствует постоянное чувство усталости, подавленности, незащищённости, отсутствие желаний, боязнь ошибок, страх перед неопределёнными ситуациями, страх показаться недостаточно совершенным, неуверенность в собственных силах.

Диагностика синдрома эмоционального выгорания

Работа по профилактике синдрома эмоционального выгорания как правило начинается с его диагностического исследования. Диагностический компонент в разном объеме присутствует в любых видах и формах работы.

Таким образом, объектом диагностики могут быть психофизиологические, индивидуально-психологические особенности, эмоциональная и мотивационная сферы личности, социальная и профессиональная направленность.

Длительное время изучение синдрома эмоционального выгорания проводилось по методике: МВТ (Maslach Burnout Inventory) К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человекчеловек». В дальнейшем методика была адаптирована Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой. Испытуемому необходимо выразить свое отношение по 22 утверждениям. Методика может использоваться для диагностики профессиональной деформации, в рамках системы профилактики негативных последствий, связанных с профессиональной деятельностью. Полное описание методики МВТ представлено в (Приложении 9).

Помимо MBI в российской психологической и психотерапевтической практике широко используется методика диагностики уровня эмоционального выгорания, разработанная В.В. Бойко. (Приложение 10) Этот личностный опросник предназначен для диагностики «синдрома эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов.

Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие З фазы развития стресса: «напряжение»: переживание психотравмирующих обстоятельств; неудовлетворенность собой; «загнанность в клетку»; тревога и депрессия; «резистенция»: неадекватное эмоциональное избирательное реагирование; эмоционально-нравственная дезориентация; расширение сферы экономии эмоций; редукция профессиональных обязанностей; «истощение»: эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; личностная отстраненность (деперсонализация); психосоматические и психовегетативные нарушения. Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности.

Однако, при диагностике эмоционального состояния особое значение придается так называемой нервно-психической неустойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Нервно-психическая устойчивость (НПУ) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых как внешними, так и внутренними факторами. На изучение нервно-психической неустойчивости предназначена методика «Прогноз» (Приложение 1 ).

Профилактика синдрома эмоционального выгорания

Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы:

  1. Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Следовательно, необходимо быть оптимистом. Стараться игнорировать мрачные стороны жизни, позитивно оценивать события и ситуации.
  2. Лучше жить с девизом «В целом все хорошо, а то, что делается, делается к лучшему». Соответственно воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.

З. Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.

  1. Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
  2. При возникновении конфликтных ситуаций не решать их молниеносно, а обдумывать и принимать своевременные решения.
  3. Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально. Иметь нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.
  4. Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам этого, хотелось. Необходимо быть гибче в оценках других людей, не стараться переделать партнеров по общению, подогнать их под себя.
  5. Развивать динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение единственного, главного конкретного результата. Стремиться к обдуманности обязательств (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам).
  6. Повышать интересы, не связанные с профессиональной деятельностью (например, сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей, любимым хобби; читать не только профессиональную, но и другую литературу, для своего удовольствия без ориентации на какую-либо пользу и пр.).
  7. Вносить разнообразие в свою работу (например, создавая и реализуя новые проекты; участвовать в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися в профессиональном и личностном плане; участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить проблемы, связанные с работой).
  8. Поддерживать свое здоровье, соблюдая режим сна, питания, двигательной активности; овладение техникой медитации.
  9. Удовлетворяющая социальная жизнь; стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности.
  10. Необходимо научиться оценивать себя вне зависимости от мнения и уважения окружающих; открываться новому опыту; не спешить в важных делах; настраивать себя на позитивные результаты.

С практическими упражнениями для коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания можно ознакомиться в Приложении 12.

Таким образом, чтобы избежать синдрома выгорания, человек должен хоть изредка оценивать свою жизнь — живет ли он так, как ему хочется. При этом необходимо вести здоровый образ жизни, соблюдать режим сна и отдыха. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует определить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным субъектом личной и профессиональной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы по преодолению профессионального выгорания.

Научитесь просить о помощи! Советы по  преодолению профессионального выгорания....

Тренинг для педагогов. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ КАК СПОСОБА ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

В последнее время всё чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания работников.Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хроничес...

«Профессиональное «выгорание» педагога: основные причины и способы профилактики»

Что такое синдром профессионального выгорания?В последнее время в России, так же как и в других развитых странах, говорят о профессиональном выгорании работников.Исследования по проблеме профессиональ...