Дошкольное детство является первоначальным для развития личности ребенка. В процессе развития изменяется эмоциональная сфера ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Ребенок сознает и контролирует свои эмоции. Дети предпочитают общество сверстников, так как оно, отличается яркой эмоциональной насыщенностью. Повышенная эмоциональность и раскованность дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослыми. «В среднем, в общении сверстников наблюдается в 9–10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослыми». Все это свидетельствует о том, что эмоции и чувства дошкольников еще поверхностны, неустойчивы, бурно и интенсивно переживаются. Но несмотря на все это, в дошкольном возрасте чувства все еще господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Дошкольник еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравиться или огорчает его. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становиться богаче, разнообразнее. От страха и радости он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и так далее. С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Он учиться управлять своими чувствами, выражать их в культурной форме, и сознательно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействовать на них. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника — появление способности управлять чувствами, то есть произвольность эмоционального поведения. Другое направление в развитии чувств, связано с изменением их динамики и содержания, когда чувства становятся устойчивыми, формируют высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные. Так у дошкольника появляются сострадание, сочувствие, забота о близких, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости. Развитию эмоций и чувств, способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение с взрослыми и сверстниками. Принимая эмоциональные реакции и состояния ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций. Главная задача педагога — обеспечить эмоциональное благополучие детей в группе. Это значит, что для каждого ребенка нужно обеспечить здоровый психологический микроклимат. Важно расположить ребенка к себе и детям, тогда у него появиться чувство уверенности. А это способствует нормальному развитию личности ребенка. Поэтому, работу мы построили следующим образом: ‒ выбрали приоритетные направления; ‒ определили темы занятий; ‒ сделали подборку игр. И далее проводили работу по блокам: «Я — человек!» «Свои эмоции» «Социальные навыки» Главная задача первого блока «Я — человек!» — помочь ребенку осознать характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек уникален и неповторим. И не важно, что возможности ребенка ограничены, важно постоянно поддерживать каждого малыша в разных ситуациях — как успеха, так и неудачи. И помочь ему, поверить в свои силы. Дать ему уверенность, что завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня. В старшем возрасте использую такие приемы: беседы, рассматривание ситуаций из личного опыта, показ кукольных спектаклей, дидактические игры из серии «Свет мой, зеркальце, скажи!», «Я и мое тело» «Кто я?». Закончить серию этих занятий можно созданием альбома под названием «Эта книжка про меня!». Здесь ребенок в рисунках, аппликации, фотографиях изображает все, что узнал о себе. Вся проведенная работа помогает развивать у ребенка уверенность в себе, которая в старшем возрасте перерастает в самооценку, и очень важно, чтобы она была положительной. Основная задача второго блока — научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей, так как это важнейший фактор в формировании отношений с людьми. Дети старшего возраста узнают эмоции на графических изображениях, сравнивают противоположные эмоции, анализируют их причины. Проводя работу по второму блоку, можно уделить внимание художественной литературе, так как она вводит ребенка в особый мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Блок «Социальные навыки» очень важен. Главная задача этого раздела — помочь ребенку освоить правила, нормы поведения в обществе. Ведь иначе как обеспечить дошкольнику комфортное существование в среде сверстников, как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте. Темы этого блока предполагают обучить детей анализу причин межличностных конфликтов и умению их регулировать. Работу можно провести по следующим темам:
«Друзья»
, «Как и почему возникают конфликты?»,
«Совместное дело»,
«Добрые слова и дела»,
«Дразнить, обижать» и другие.
Можно создать проблемные ситуации, этого можно достичь с помощью тренинга по карточкам «Экспресс — помощь». Методика Г. Б. Степановой, Е. Г. Юдиной характеризует развитие социальной сферы при взаимодействии с взрослыми, сверстниками, а также усвоение норм и требований (индивидуальный профиль социального развития). Заполняя такой профиль, можно получить четкую картину продвижения ребенка в сфере социального развития, помогает увидеть пробелы, а работе, построить коррекционную работу. Социальное развитие ребенка является основой нравственного воспитания, воспитания гражданской позиции, формирования чувства патриотизма через любовь к своей семье, городу, Родине. Рассмотренная тема очень значима и актуальна.
Закончить ее хочется словами В. С. Мухиной: «Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности» А это главное, так как эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Каждый педагог должен знать, что от его педагогического мастерства зависит разностороннее, полноценное развитие ребенка, а это значит наше будущее!