Сюжетные игры детей среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа)
В материале говорится об особенностях, огромной важности и значении сюжетно-ролевой игры именно в среднем дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_igra.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Суворова Н. С., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 70 Московского района
Санкт-Петербурга
Сюжетные игры детей среднего дошкольного возраста
Игра–вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития человека. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства, составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. Психолог и педагог Алексей Николаевич Леонтьев в своих трудах утверждал, что особое воздействие на развитие ребенка в определённый возрастной период оказывает та деятельность, которая является ведущей. Таким образом, для детей младшей группы дошкольных учреждений ведущей становится предметная деятельность, для детей средней группы ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а для старших дошкольников ведущей деятельностью является уже любая игровая деятельность. Данный факт обуславливается тем, что дошкольник среднего возраста только начинает «учиться» играть и в этом ему помогает процесс сюжетно-ролевой игры. Сюжетно – ролевая игра–это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, -это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно –ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры –это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры –характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные –«как будто». Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придаётся воображаемое, игровое значение. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения. В то же время между детьми одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например : мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п.). Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре ещё нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой, которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие. Освоив все стадии развития сюжетно-ролевой игры, дошкольник усваивает основной игровой принцип и начинает проявлять интерес не только играм с сюжетом, но и к подвижным и обучающим играм.
Специфика сюжетно-ролевой игры заключается в создании детьми некой воображаемой ситуации, которая складывается из игрового сюжета и отведённых участникам ролей. Поэтому одним из условий организации сюжетно-ролевых игр становится создание соответствующей предметно-пространственной среды. Подготовка предметно-игровой среды в средней группе производится исходя из ориентации на цели развития и воспитания детей, сущности требований современной педагогики, активной роли ребенка и взрослого в этом процессе. Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми, события. Умение принимать игровую роль, участвовать в несложном игровом диалоге у дошкольников среднего возраста развивает воспитатель через введение в игровой процесс какого-либо персонажа. Так, он может произносить определенный текст вместо куклы, спрашивая воспитанников, чем же они будут её сегодня кормить? Когда поведут гулять? Дошкольники, отвечая на вопросы, совершают игровые действия и, тем самым, получают необходимые игровые навыки. Таким образом, большая роль в развитии игровой деятельности через сюжетно-ролевые игры принадлежит воспитателю, так как формирование данного вида игры в среднем дошкольном возрасте хоть и может происходить естественным путем, но предпочтение отдаётся всё же педагогическому воздействию.
Именно в среднем дошкольном возрасте у детей появляются коллективные игры, что создаёт возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определённая экономность: от игр на бытовые темы (примерно 50-70% творческих ролевых игр детей младшего возраста составляют именно эти игры) к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные события и явления. Руководство играми детей среднего возраста педагог проявляет в обогащении содержания игр, возникающих в группе, в формировании умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения. Для решения этих задач воспитатель в основном должен использовать косвенные приёмы руководства: обогащать знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких случаях воспитатель сначала помогает детям расширить знания для одной –двух игр, а затем постепенно переходит к углублению содержания других. Воспитатель также должен использовать разнообразные приёмы формирования у детей умения организовывать совместные игры. Проявляя интерес к играм детей, и задавая отдельным группам вопросы, педагог постепенно приучает детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом воспитатель может использовать короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней, помогает детям справедливо распределить роли, направляет внимание детей на подбор игрушек и т. д. Детям пятого года жизни уже можно помочь в объединении двух и более играющих групп для общей игры. В средней группе возможно участие воспитателя в игре в той или иной роли. Но при этом он берёт на себя не основную роль, а второстепенную роль, с тем чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений.
Отметим, что сюжетно-ролевая игра дошкольников среднего возраста в своем развитии проходит несколько последовательных стадий: ознакомительная игра, отобразительная игра; сюжетно – отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация. Все элементы сюжетно ролевой игры с усвоением выделенных стадий складываются у дошкольников только к 3-5 годам, то есть к среднему дошкольному возрасту. Так, например, в этот период дошкольник уже может правильно ухаживать за куклой: вымоет ей руки перед едой, повяжет салфетку, проверит, не горячая ли еда, при этом кормить будет ложкой, а поить из чашки. Подобно этому действию дошкольник среднего возраста уже может применять свои сформировавшиеся навыки сюжетно-ролевой игры и в других ситуациях. Данный факт объясняется простотой выбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним, ведь в среднем дошкольном возрасте игра носит процессуальный характер и главное в ней –действие. В рассматриваемом возрасте в игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия, которые указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от выбранной роли. Помимо этого, дошкольники уже могут меняться ролями в процессе игры и выполняют сами действия ради смысла, заложенного в игровой сюжет, то есть происходит отделение игровых взаимодействий от реальных.
Чтобы качественно улучшить процесс сюжетно-ролевой игры, и как следствие, привить ребенку требуемые для последующей игровой деятельности навыки, необходимо в работе воспитателя и психолога придерживаться определённых методов. Рассмотрим рекомендованные методы подробнее:
1. Первая группа методов связана с обогащением детей впечатлениями, знаниями, представлениями об окружающем мире. К ним можно отнести экскурсии, чтение художественных произведений, наблюдения, встречи с людьми разных профессий, индивидуальные беседы с детьми, инсценировки литературных произведений с использованием игрушек или персонажей кукольного театра.
2. Вторая группа методов способствует становлению и развитию игровой деятельности. Среди них значимую роль играет непосредственное, но ненавязчивое участие воспитателя в игре. Кроме того, воспитатель помогает дошкольникам использовать имеющиеся у них знания, путём специального подбора игрового материала, каких-либо определённых предложений, напоминаний, советов или бесед. Основной задачей для воспитателя является распределение ролей с учётом возможностей, знаний, интересов и желаний каждого ребёнка. Так, с помощью играющего взрослого партнера развивается содержание ролевых игр. От того насколько хорошо воспитатель подберет роль под каждого ребенка будет зависеть заинтересованность дошкольников в предлагаемой игре. При устойчивом интересе к игровому процессу игра может продолжаться от нескольких дней до нескольких месяцев и, наоборот, если заинтересовать детей не удастся, то её продолжительность не будет больше получаса.
3. Третья группа методов направлена на обучение детей среднего дошкольного возраста конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приёмы, как: совместное выполнение воспитателем и детьми построек, рассматривание образца воспитателя и показ приёмов конструирования, использование схем, таблиц.
Приведённые выше методы воздействия на ход сюжетно-ролевой игры способствуют дальнейшему позитивному развитию не только активной игровой деятельности дошкольников среднего возраста, но и помогают в формировании навыков учебно-игровой деятельности, которая к старшему дошкольному возрасту становится ведущей деятельностью. Преимуществом сюжетно-ролевых игр для развития обучающей игровой деятельности является то, что дошкольники начинают своё обучение, играючи, они относятся к получению новых учебных знаний как к ролевой игре с определенными правилами. Однако следую установленным в игре правилам, дети незаметно для себя овладевают элементарными учебными действиями.
Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:
1.Соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребёнка и воспитатели и говорят, что иногда надо делать то, что совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а детям это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребёнка не появится. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.
2.Социальный мотив игры. Игра –это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.
3. Эмоциональное развитие. Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё не доступны. Ребёнок отличает игру от действительности, в речи дошкольника часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по -правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренне. Сюжетно -ролевая игра –это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.
4.Развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов.
5. Развитие воображения и творчества. Плановость, согласованность действий сочетается с импровизацией. У детей пятого года жизни в новые впечатления включаются в старые любимые игры. Если под рукой нет нужных игрушек, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками.
6.Развитие речи. В создании образа особенно велика роль слова. Между речью и игрой существует двухсторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой –сама игра развивается под влиянием развития речи. У детей пятого года жизни сюжетно-ролевые игры имеют взаимосвязанные действия, имеющие чёткий ролевой характер, роль выбирается перед началом игры, но в ходе игры дети могут менять свои роли. Что касается развития сюжета в воображаемой ситуации то это цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольников среднего возраста. Так как дети проводят большое количество времени именно в сюжетно-ролевой игре, задачей воспитателя становится привить дошкольникам игровые навыки. С развитием у дошкольников среднего возраста через сюжетно-ролевую игру самостоятельности, нравственности и творчества, навыков общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, представлений об окружающем мире происходит развитие всей игровой деятельности. Так, развивая свой кругозор, дошкольник начинает проявлять интерес и становится способным освоить учебно-игровую деятельность, а принимая правила сюжетно-ролевых игр, он осознаёт требования подвижных или развивающих игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре для педагогов "Использование маркеров игрового пространства в развитии сюжетно- ролевой игры детей среднего дошкольного возраста"
Воспитатель делится опытом с педагогами о том, какие маркеры применяет в работе с детьми среднего возраста, как они помогают в развитии игровой деятельности детей....
Организация сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста
Организация сюжетно-ролевой игрой детейсреднего дошкольного возраста...
Некоторые аспекты организации сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста.
Некоторые аспекты организации сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста. Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, во...
Консультация для воспитателей «Сюжетно – ролевые игры детей среднего дошкольного возраста».
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключаетсяНе в еѐ результатах, а в самом процессе....
Особенности сюжетной игры детей среднего дошкольного возраста
В этой статье можно узнать об особенностях сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет, о её значении в социальном и психологическом становлении личности дошкльника....
Статья на тему "Особенности сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет."
Статья на тему "Особенности сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет."...
Сюжетные игры детей среднего дошкольного возраста в детском саду.
Методическая разработка для воспитателей детского сада...