Консультация для воспитателей «Сюжетно – ролевые игры детей среднего дошкольного возраста».
консультация на тему

Баранова Надежда Павловна

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается

Не в еѐ результатах, а в самом процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitatele2.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Сюжетно – ролевые игры

детей среднего дошкольного возраста».

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается

Не в еѐ результатах, а в самом процессе.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития человека.

 Для детей игра, которую принято называть «спутником детства,

Составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая

Деятельность, тесно переплетается с трудом и учением.

 Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры ребѐнка

Дошкольного возраста.

 Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребѐнка, - это

Окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно – ролевой игры является наличие в

Ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из

Сюжета и ролей.

Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно

Мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры –

Характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего

Ребѐнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает,

Что в своѐм сознании ребѐнок отождествляет себя с тем или иным человеком

И действует в игре от его имени.

 В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и

Изобразительные – «как будто».

Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом

Им придаѐтся воображаемое, игровое значение.

 В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные

Отношения. В то же время между детьми одновременно устанавливаются

Сложные ролевые отношения (например: мамы и дички, капитана и матроса,

Врача и пациента и т. П.).

  Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации

Является то, что ребѐнок начинает действовать в мысленной, а не видимой

Ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре

Ещѐ нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой, которая

Позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

 Именно в среднем дошкольном возрасте у детей появляются

Коллективные игры, что создаѐт возможность для быстрого развития и

Изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении

Тематики игр детей есть определѐнная экономность : от игр на бытовые темы (примерно 50-70% творческих ролевых игр детей младшего возраста

Составляют именно эти игры) к играм с трудовым, производственным

Сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные события и

явления.

 Руководство играми детей среднего возраста педагог проявляет в

Обогащении содержания игр, возникающих в группе, в формировании

Умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по

Поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения.

 Для решения этих задач воспитатель в основном должен использовать

Косвенные приѐмы руководства: обогащать знания детей в связи с темой

Возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает

Несколько игр на разные темы. В таких случаях воспитатель сначала

Помогает детям расширить знания для одной – двух игр, а затем постепенно

Переходит к углублению содержания других.

 Воспитатель также должен использовать разнообразные приѐмы

Формирования у детей умения организовывать совместные игры. Проявляя

Интерес к играм детей, и задавая отдельным группам вопросы, педагог

Постепенно приучает детей обдумывать тему и содержание игры,

Договариваться, распределять роли. При этом воспитатель может

Использовать короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней, помогает детям справедливо распределить роли, направляет внимание детей на подбор игрушек и т. д.

 Детям пятого года жизни уже можно помочь в объединении двух и более играющих групп для общей игры.

В средней группе возможно участие воспитателя в игре в той или иной

роли. Но при этом он берѐт на себя не основную роль, а второстепенную

роль, с тем чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении

возникших затруднений, например: в пути испортился поезд, и дети больше

заняты починкой вагона, чем игрой в путешествие. Воспитатель, приняв на

себя роль механика, быстро исправляет повреждение. Игра продолжается

дальше.

 Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:

1. Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребѐнка и воспитатели и говорят,

что иногда надо делать то, что совсем не хочется. Взрослым сложно сделать

то, что им не нравится, а детям это в сотни раз сложнее. Просто так умение

действовать по правилу у ребѐнка не появится. Важным этапом дошкольного

развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает

из самой сути игры.

2. Социальный мотив игры.

Игра – это возможность для ребѐнка оказаться в мире взрослых, самому

Разобраться в системе взрослых отношений.

3. Эмоциональное развитие.

Игра ребѐнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни

ему ещѐ не доступны. Ребѐнок отличает игру от действительности, в речи

дошкольника часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и

«по - правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренне.

сюжетно - ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется

эмоциональный мир малыша.

4. Развитие интеллекта дошкольника.

Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим

умственным развитием ребѐнка, с формированием его интересов.

5. Развитие воображения и творчества.

Плановость, согласованность действий сочетается с импровизацией. У

детей пятого года жизни в новые впечатления включаются в старые любимые игры. Если под рукой нет нужных игрушек, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками.

6. Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Между речью и игрой

существует двухсторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и

активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием

развития речи.

У детей пятого года жизни сюжетно-ролевые игры имеют

взаимосвязанные действия, имеющие чѐткий ролевой характер, роль

выбирается перед началом игры, но в ходе игры дети могут менять свои

роли. Что касается развития сюжета в воображаемой ситуации то это цепочка

Из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают

воображаемую ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре для педагогов "Использование маркеров игрового пространства в развитии сюжетно- ролевой игры детей среднего дошкольного возраста"

Воспитатель делится опытом с педагогами о том, какие маркеры применяет в работе с детьми среднего возраста, как они помогают в развитии игровой деятельности детей....

Организация сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста

Организация сюжетно-ролевой игрой детейсреднего дошкольного возраста...

Некоторые аспекты организации сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста.

Некоторые аспекты организации сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста.         Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, во...

Статья на тему "Особенности сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет."

Статья на тему  "Особенности сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет."...

Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды для организации сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды для организации сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» (из опыта работы). Бронзова М.В. воспитатель ...

Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды для организации сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Статья на тему "Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации сюжетно-ролевой игры,поможет Коллегам узнать что то новое или повторить то что уже знали и взять себе за осно...

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте»

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте»...