Консультация для воспитателей «Сюжетно – ролевые игры детей среднего дошкольного возраста».
консультация на тему
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается
Не в еѐ результатах, а в самом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitatele2.docx | 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Сюжетно – ролевые игры
детей среднего дошкольного возраста».
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается
Не в еѐ результатах, а в самом процессе.
Игра имеет огромное значение для воспитания и развития человека.
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства,
Составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая
Деятельность, тесно переплетается с трудом и учением.
Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры ребѐнка
Дошкольного возраста.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребѐнка, - это
Окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно – ролевой игры является наличие в
Ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из
Сюжета и ролей.
Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно
Мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры –
Характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего
Ребѐнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает,
Что в своѐм сознании ребѐнок отождествляет себя с тем или иным человеком
И действует в игре от его имени.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и
Изобразительные – «как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом
Им придаѐтся воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные
Отношения. В то же время между детьми одновременно устанавливаются
Сложные ролевые отношения (например: мамы и дички, капитана и матроса,
Врача и пациента и т. П.).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации
Является то, что ребѐнок начинает действовать в мысленной, а не видимой
Ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре
Ещѐ нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой, которая
Позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Именно в среднем дошкольном возрасте у детей появляются
Коллективные игры, что создаѐт возможность для быстрого развития и
Изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении
Тематики игр детей есть определѐнная экономность : от игр на бытовые темы (примерно 50-70% творческих ролевых игр детей младшего возраста
Составляют именно эти игры) к играм с трудовым, производственным
Сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные события и
явления.
Руководство играми детей среднего возраста педагог проявляет в
Обогащении содержания игр, возникающих в группе, в формировании
Умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по
Поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения.
Для решения этих задач воспитатель в основном должен использовать
Косвенные приѐмы руководства: обогащать знания детей в связи с темой
Возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает
Несколько игр на разные темы. В таких случаях воспитатель сначала
Помогает детям расширить знания для одной – двух игр, а затем постепенно
Переходит к углублению содержания других.
Воспитатель также должен использовать разнообразные приѐмы
Формирования у детей умения организовывать совместные игры. Проявляя
Интерес к играм детей, и задавая отдельным группам вопросы, педагог
Постепенно приучает детей обдумывать тему и содержание игры,
Договариваться, распределять роли. При этом воспитатель может
Использовать короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней, помогает детям справедливо распределить роли, направляет внимание детей на подбор игрушек и т. д.
Детям пятого года жизни уже можно помочь в объединении двух и более играющих групп для общей игры.
В средней группе возможно участие воспитателя в игре в той или иной
роли. Но при этом он берѐт на себя не основную роль, а второстепенную
роль, с тем чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении
возникших затруднений, например: в пути испортился поезд, и дети больше
заняты починкой вагона, чем игрой в путешествие. Воспитатель, приняв на
себя роль механика, быстро исправляет повреждение. Игра продолжается
дальше.
Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:
1. Соблюдение правил.
Правила регламентируют действия ребѐнка и воспитатели и говорят,
что иногда надо делать то, что совсем не хочется. Взрослым сложно сделать
то, что им не нравится, а детям это в сотни раз сложнее. Просто так умение
действовать по правилу у ребѐнка не появится. Важным этапом дошкольного
развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает
из самой сути игры.
2. Социальный мотив игры.
Игра – это возможность для ребѐнка оказаться в мире взрослых, самому
Разобраться в системе взрослых отношений.
3. Эмоциональное развитие.
Игра ребѐнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни
ему ещѐ не доступны. Ребѐнок отличает игру от действительности, в речи
дошкольника часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и
«по - правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренне.
сюжетно - ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется
эмоциональный мир малыша.
4. Развитие интеллекта дошкольника.
Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим
умственным развитием ребѐнка, с формированием его интересов.
5. Развитие воображения и творчества.
Плановость, согласованность действий сочетается с импровизацией. У
детей пятого года жизни в новые впечатления включаются в старые любимые игры. Если под рукой нет нужных игрушек, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками.
6. Развитие речи.
В создании образа особенно велика роль слова. Между речью и игрой
существует двухсторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и
активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием
развития речи.
У детей пятого года жизни сюжетно-ролевые игры имеют
взаимосвязанные действия, имеющие чѐткий ролевой характер, роль
выбирается перед началом игры, но в ходе игры дети могут менять свои
роли. Что касается развития сюжета в воображаемой ситуации то это цепочка
Из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают
воображаемую ситуацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре для педагогов "Использование маркеров игрового пространства в развитии сюжетно- ролевой игры детей среднего дошкольного возраста"
Воспитатель делится опытом с педагогами о том, какие маркеры применяет в работе с детьми среднего возраста, как они помогают в развитии игровой деятельности детей....
Организация сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста
Организация сюжетно-ролевой игрой детейсреднего дошкольного возраста...
Некоторые аспекты организации сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста.
Некоторые аспекты организации сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста. Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, во...
Статья на тему "Особенности сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет."
Статья на тему "Особенности сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет."...
Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды для организации сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» (из опыта работы).
Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды для организации сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» (из опыта работы). Бронзова М.В. воспитатель ...
Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды для организации сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» (из опыта работы).
Статья на тему "Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации сюжетно-ролевой игры,поможет Коллегам узнать что то новое или повторить то что уже знали и взять себе за осно...
Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте»
Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте»...